Место международно-правовых договоров в системе источников российского права

(Балданов Б. Б.) ("История государства и права", 2010, N 11) Текст документа

МЕСТО МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО ПРАВА <*>

Б. Б. БАЛДАНОВ

Балданов Батоцырен Батомункуевич, ведущий специалист избирательной комиссии Агинского Бурятского автономного округа, аспирант Читинского государственного университета (ЧитГУ).

В статье определяется место международно-правовых договоров в системе источников российского права. Делается вывод о том, что международно-правовые договоры, заключенные и ратифицированные Российской Федерацией, в иерархии источников права современной России занимают место между Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.

Ключевые слова: международное право, российское право, источники права.

The article determines the place of international-law treaties in the system of sources of Russian law; makes a conclusion that international-law treaties concluded and ratified by the Russian Federation in the hierarchy of the sources of law of contemporary Russia take the place between the Constitution of the Russian Federation and Federal constitutional laws.

Key words: International law, Russian law, sources of law.

Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 15 закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в главе 1 "Основы конституционного строя", которая не может быть пересмотрена Федеральным Собранием Российской Федерации, четко закрепляется примат международного права над национальным. При анализе данного положения можно сделать вывод о том, что международные договоры в Российской Федерации являются источником права в формально-юридическом смысле этого слова. Об этом свидетельствует несколько факторов. Во-первых, прямо указано на их вхождение в российскую правовую систему. Во-вторых, международно-правовые договоры содержат правила поведения общего характера, которые и должны применяться при противоречии им федерального законодательства. В-третьих, данное положение закреплено в Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой, а также имеющей прямое и непосредственное действие на всей территории Российской Федерации. Однако необходимо отметить, что однозначно в иерархию источников российского права мы можем включить лишь международные договоры, чего нельзя сделать относительно общепризнанных принципов и норм международного права. "Одно из проявлений сближения международной и национальных правовых систем - объявление норм международного права составной частью внутригосударственной правовой системы" <1>. Предполагается, что в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ законодатель очень точно определил связь международно-правовых норм и внутреннего права, указав, что общепризнанные принципы и нормы международного права, в отличие от международных договоров РФ, являются частью именно правовой системы, а не законодательства или права. -------------------------------- <1> Марочкин С. Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998. С. 18.

Большинство авторов склоняются к тому, что "правовая система" является сложным, многоаспектным явлением, охватывающим право, законодательство и еще группу более простых явлений <2>. Правовая система Российской Федерации представляется как комплекс всех явлений правовой действительности - не только внутригосударственных, но и связанных с международным правом. Она включает правовые нормы, действующие в стране (право РФ, а также нормы международного и иностранного права), правовую деятельность и правовые идеи, представления, теории, взгляды, доктрины. -------------------------------- <2> См.: Васечко А. А. Понятие международного договора в правовой системе России // Международное публичное и частное право. 2007. N 1.

Нам остается ответить на вопрос о том, какое место в иерархии источников современного российского права занимает международный договор, но для этого нам необходимо ответить на вопросы, что понимать под международным договором, какие виды международных договоров бывают и на все ли из них распространяется действие ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а также какие условия должны наступить для того, чтобы эта норма действовала. Источниками права договоров являются обычные нормы, которые в значительной мере кодифицированы и развиты универсальными конвенциями: Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. (касается договоров только между государствами), Венской конвенцией о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. К праву договоров относится и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., но она более тесно связана с институтом правопреемства. Важная роль в регулировании заключения и осуществления договоров принадлежит внутреннему праву. Основные его положения содержатся в конституционном праве. Более детальные нормы формируются в практике государственных органов, включая судебные. Считается, что область внешних сношений требует гибкого регулирования. В некоторых странах, например в Мексике, принимаются специальные законы о договорах. В нашей стране такие законы являются традиционными, начиная с Постановления ЦИК СССР 1925 г., и становятся все более детальными. В настоящее время действует Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <3>, в статье второй которого закреплено, что международный договор Российской Федерации - это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

Что касается законодательства, то понятие международного договора также дано и в Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., и в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями от 21 марта 1986 г. В указанных документах под международным договором понимается "регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования". Интересное определение международному договору дано Дж. Фицморисом: "Договор есть международное соглашение, воплощенное в единый формальный акт (независимо от его названия, титула или обозначения), заключенное между сторонами, две или все из которых являются субъектами международного права, обладающими международной правосубъектностью и правоспособностью заключения международных договоров, имеющее целью создавать права и обязанности или устанавливать отношения, регулируемые международным правом" <4>. Мы же, в свою очередь, считаем, что международный договор есть разновидность нормативно-правового договора, под которым следует понимать признаваемое и гарантированное государством добровольное соглашение равноправных субъектов в виде нормы общего характера, направленное на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей. -------------------------------- <4> Талалаев А. Н. Юридическая природа международного договора. М., 1963. С. 107.

Говоря о видах договоров, необходимо сказать, что согласно Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации" международными договорами Российской Федерации являются договоры, заключенные от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени правительства (межправительственные договоры), от имени исполнительной власти (договоры межведомственного характера). По смыслу Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" все перечисленные виды договоров являются международными договорами Российской Федерации и в случае коллизии с национальным законодательством имеют приоритет над ним. При этом положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. Однако нужно помнить, что в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 15 указанного Закона международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом, подлежат ратификации. Напомним, что ратификация - это форма выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, осуществляемая в форме федерального закона. Таким образом, уровень международного договора Российской Федерации и субъект, от имени которого он заключен, не влияют на его приоритет над национальным законодательством в случае их противоречия, так как законодательная власть Российской Федерации в таком случае имеет непосредственное отношение к его легитимации на территории Российской Федерации. Другими словами, приоритет над национальным законодательством имеет только международный договор Российской Федерации межгосударственного, межправительственного или межведомственного характера, ратифицированный и официально опубликованный. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идет лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему. Это нашло отражение в формулировке Верховного Суда РФ, отметившего, что речь идет о международном договоре, "решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона". Соотношение норм международного права и международных договоров России наряду с ч. 4 ст. 15 Конституции закрепляется в п. "б" ст. 86, п. "г" ст. 106, ч. 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации и Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации". Российское законодательство в ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" закрепляет следующие процедуры включения положений международно-правовых актов, международных соглашений России в российскую правовую систему: а) согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора; б) подписание международного договора; в) обмен документами, образующими договор; г) ратификация; д) утверждение; е) принятие; ж) присоединение; з) иные способы выражения согласия по договоренности сторон. Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" устанавливаются процедуры ратификации и требования, предъявляемые к данной процедуре. Так, правом внесения в Государственную Думу ФС РФ на ратификацию международных договоров обладают только Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (единственное исключение из этого положения установлено ст. 16 Закона). Закон выдвигает следующие требования к содержанию предложения о ратификации: оно должно содержать копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации международного договора <5>. -------------------------------- <5> См.: Барциц И. Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского права. 2001. N 2.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ провозглашен приоритет международного договора над законом. Здесь надо обратить внимание на то, что Конституция Российской Федерации, по сути, также является законом - Основным Законом России, обладающим высшей юридической силой на всей ее территории. Возникает вопрос: имеет ли международный договор приоритет над Конституцией РФ? На наш взгляд, однозначно нет. Это обусловлено тем, что Конституция РФ официально термином "закон" не обозначена. Кроме того, в силу ст. 125 федеральной Конституции не вступившие в силу международные договоры подлежат проверке на конституционность Конституционным Судом России, что изначально предопределяет подконституционное место рассматриваемых договоров в системе источников права. Кроме этого из ст. ст. 4 и 15 Конституции РФ следует, что международный договор, являющийся правовым актом, действующим на территории России, не может противоречить федеральной Конституции, обладающей верховенством и высшей юридической силой. Таким образом, международно-правовые договоры, заключенные и ратифицированные Российской Федерацией, в иерархии источников права современной России занимают место между Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.

Название документа