Пиратство и каперство как социальное явление: исторический аспект

(Зеленина М. В.) ("История государства и права", 2010, N 10) Текст документа

ПИРАТСТВО И КАПЕРСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ <*>

М. В. ЗЕЛЕНИНА

Зеленина Марина Викторовна, ассистент кафедры уголовного права и процесса Юридического института Сахалинского государственного университета.

В данной статье освещается исторический аспект становления, развития и первоначального законодательного закрепления пиратства в разных странах, начиная со времен до нашей эры и заканчивая началом XX в. Также автор описывает особенности понимания и отношения к пиратству как к социальному явлению на различных временных этапах развития общества.

Ключевые слова: пиратство, капер, морской разбой, флот, международное судоходство.

In given article the historical aspect of formation, development and initial legislative fastening of a piracy in the different countries since times is shined BC and finishing the XX-th century beginning. Also the author describes features of understanding and the relation to a piracy as to the social phenomenon at various time stages of development of a society.

Key words: piracy, corsair, sea piracy, marine, international shipping

Пиратство (от греч. peirates и лат. pirata - "грабитель, разбойник") - древнейшее преступление, получившее распространение с развитием торгового мореплавания. Вслед за ним появились и флибустьеры, охотившиеся за торговыми судами и промышлявшие морским разбоем. Есть основания полагать, что в тот день, когда первый морской торговец нагрузил свою лодку товарами, вслед за ним отправился и первый морской разбойник <1>. -------------------------------- <1> Можейко И. В. Пираты, корсары, рейдеры: Очерки истории пиратства в Индийском океане и Южных морях XV - XX веков. СПб., 1994.

Пиратство появилось в глубокой древности с возникновением морской торговли и уже тогда превратилось в грозную силу. Во II в. до н. э. из-за нападения пиратов прекратилась морская торговля Запада с Востоком. В I в. до н. э. пираты угрожали самому существованию Римской империи. В плену у пиратов побывал в молодости Юлий Цезарь. В это время пираты владели эскадрами кораблей, прибрежными крепостями, имели свои войска, даже создали свое государство на юго-западе Малой Азии в Килинии. Завоеванное пиратами считалось не награбленным имуществом, а военной добычей. Как утверждают исследователи, в 67 г. до н. э. по предложению народного трибуна Авла Габиния против пиратского государства был послан Помпей с огромными военно-морскими силами, состоявшими из 500 кораблей и 120-тысячной армии. Он нанес одновременно удары по побережьям Испании, Франции, Африки, Сицилии и Сардинии. Пираты были разбиты, их замки разорены, пиратство надолго прекратилось. Но с течением времени пиратство не только не изжило себя, а, наоборот, укрепило позиции, и в конце XVII в. на северном Мадагаскаре пираты под руководством француза Миссона и итальянского философа-утописта Караччиоли основали свою республику, которую назвали Либерталией <2>. Вступление в пиратские ряды сопровождалось принесением клятвы на Библии, принятием устава и пр. <3>. -------------------------------- <2> Сидорченко В. Ф. Кораблекрушения на море. Л., 1990. С. 274. <3> Сидорченко В. Ф. Кораблекрушения на море. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 275.

Активно занимались пиратством английские суда. В 1293 г. в районе Ла-Манша и Па-де-Кале произошло большое сражение между 60 английскими пиратскими судами ("Союза пяти портов") и соединенной эскадрой 20 французских, фламандских и генуэзских кораблей. Более того, до конца XVIII в. разница между торговыми и пиратскими флотами вообще была очень незначительна. Едва ли не каждое судно в ту пору было вооружено, и любой мирный торговый корабль, встретив в море такое же нагруженное товарами судно, с удовольствием брал его на абордаж. Добыча доставалась более проворному и лучше вооруженному. Профессор Иоахим Майер писал: "В прежние времена пиратство не только разрешали, но и поощряли, считая делом почетным. Короли и принцы занимались им наряду с отважными героями из простолюдинов, которые стали знаменитыми благодаря своей силе и мужеству" <4>. -------------------------------- <4> Нойкирхен Хайнц. Пираты: морской разбой на всех морях. М., 1980. С. 20.

С течением веков отношение к этому виду разбоя менялось, о чем явно свидетельствуют слова: "Pirata hostis humani generis", что означает: "Пират - враг человеческого рода". В силу большого материального ущерба и человеческих жертв это деяние считалось опасным преступлением и наказывалось весьма жестоко - виновных лиц либо топили, либо вешали на рее корабля без суда и следствия. Только в конце XIX в. пиратов стали доставлять в крупные порты для отправления над ними правосудия <5>. -------------------------------- <5> Гребельский П. К Пиратские истории. СПб., 1994. С. 54.

В XVII в. пиратство приобретает глобальный характер, пиратские эскадры появляются на всех морях. Естественно, что государства не могли остаться равнодушными к тем опасностям, которым подвергалось международное судоходство вследствие действия пиратов. Помимо преследования и уничтожения пиратов были приняты Конвенция Монро 1832 г., направленная на ужесточение наказаний за пиратство, и ряд других актов и двусторонних международных договоров. Во второй половине XVIII столетия европейским государствам в основном удалось покончить с вольным пиратством. К этому времени Франция, и особенно Англия, создали мощные военные флоты. Им же удалось закрепиться в большинстве регионов мира. К тому же все меньше и меньше оставалось неисследованных территорий Мирового океана, где могли бы прятаться пираты. Поэтому в мирное время торговые корабли в общем-то могли не опасаться нападений. Другое дело - военное время. Середина и конец XVIII в. проходят в постоянных войнах между старыми противниками - Англией и Францией. Эти войны приводят к новому расцвету пиратства. Правда, новым пиратам приходится играть по новым правилам. Поэтому они трансформируются в каперов. Капер - пират на службе у государства. Он покупает у этого государства специальное разрешение - патент на ведение военных действий против торговых судов вражеского государства. В патенте заранее оговаривается ряд условий. Так, например, определяется, какая доля добычи остается каперу, а какую получает государство. Взамен капитан каперского судна получает офицерский патент, превращающий его и членов команды, в случае захвата неприятелем, из обыкновенных разбойников, подлежащих немедленному повешению на реях, в официальных военнопленных, имеющих определенные права. Также государство занимается реализацией захваченных товаров и предоставляет каперу возможность стоянки в своих портах для ремонта судна, пополнения запасов продовольствия и боезапаса. Налицо взаимная выгода. Конечно, европейские страны пользовались услугами каперов и раньше, но основную часть пиратов составляли "вольные художники" <6>. -------------------------------- <6> Давидсон А. Б. История пиратства. Под черным флагом. Смоленск: Русич, 2002. С. 198.

Так случилось, что большая часть каперов периода англо-французских войн были французами. Это вполне объяснимо: каперство - это оружие более слабого против более сильного. Английский флот к этому времени стал сильнейшим в мире и не нуждался более в услугах пиратов для охоты за торговыми судами неприятеля. Франция же не могла послать значительные силы во все "горячие точки", слишком уж их было много - Северная Америка, Африка, Индия, острова Индийского океана и другие. Поэтому как королевская, так и позже республиканская Франция поощряла частных лиц участвовать в морской войне. Многие из этих "лиц" стали гордостью Франции - в XVII в. самыми знаменитыми из них были Жан Барт и Жак Кассар, из каперов века восемнадцатого наиболее известен, безусловно, Роберт Сюркуф. Личность, безусловно, незаурядная, в полной мере сын своего времени, он стал знаменитым капером в общем-то только в силу чрезвычайных обстоятельств. Роберт Сюркуф умер, спрятав большие богатства. Смерть его фактически стала смертью каперства. Оно уже больше не возрождалось в будущем. Во-первых, государствам стало невыгодно делиться прибылями с частными лицами, а во-вторых, наступила новая эра - эра буржуазии, т. е. свободной торговли. Пиратство стало просто никому не выгодно. Каперы были на службе и у русских царей. При Иване IV Грозном нес каперскую службу пират датчанин К. Роде со своей флотилией. При Екатерине II дослужился до адмиральского чина, участвуя в войне с турками, капер американец П. Джонс. В русско-турецких войнах в качестве капера участвовал и грек Ламброс Кацонис, который командовал флотилией с 1788 г. <7>. -------------------------------- <7> Сидорченко В. Ф. Кораблекрушение на море. Л., 1990. С. 276.

Еще в конце XVIII в. при заключении мирного договора между Англией и США после войны за независимость Бенджамин Франклин предлагал включить в договор пункт о запрете каперства. Однако тогда англичане не захотели этого. Но Франклину все же удалось включить такой пункт в договор с Пруссией. Конечно, это было не более чем формальностью - ни у Пруссии, ни у США тогда практически не было флота, однако прецедент был создан. К середине XIX в., когда сохранение каперства стало противоречить реальной действительности, ибо военные корабли и военные флоты могли самостоятельно справиться со своими задачами и без помощи торговых судов, назрела необходимость его отмены. В 1856 г. была принята Парижская Декларация о принципах морского международного права, которая запрещала каперство и тем самым лишила морских разбойников юридического прикрытия, за которым они нередко прятались <8>. Любопытно, что американцы на этот раз голосовали против. Мотивировали они это тем, что такой запрет выгоден только Англии, чей военный флот может охотиться за торговцами и без помощи каперов <9>. Следует отметить, что США приняли закон о запрещении каперства лишь в 1909 г. -------------------------------- <8> Сидорченко В. Ф. Кораблекрушения на море. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 277. <9> Архенгольц А. История морских разбойников Средиземного моря и океана / Пер. с франц. М.: Новелла, 1991. 368 с.

В эпоху империализма появился новый вид пиратства, к которому прибегают агрессивные государства. Пиратством занималась Германия в 1-ю мировую войну, а во время итало-германской интервенции в Испании (1936 - 1939 гг.) пиратствовали германские и итальянские подводные лодки, топившие в Средиземном море торговые суда СССР, направлявшиеся с продовольствием в республиканскую Испанию. Пиратские действия совершали (1950 - 1953 гг.) военно-морские и военно-воздушные силы США в отношении торгового судоходства и незащищенных местностей Корейской Народно-Демократической Республики и Китайской Народной Республики <10>. -------------------------------- <10> URL: http://theblackpearl. narod. ru/istoria. htm.

Необходимо заметить, что с пиратством и каперством прошлых времен связаны многие географические открытия. В 1577 - 1580 гг. английский капер-пират Фрэнсис Дрейк совершил второе в мире кругосветное плавание на корабле "Голден Хайнд", а в 1586 - 1588 гг. третьим в мире обошел на корабле вокруг света капер-пират Т. Кавендиш. Совмещавшему морской разбой с научными исследованиями англичанину Ф. Фробишеру принадлежат большие заслуги в поисках Северо-Западного прохода из Атлантического океана в Тихий. Известный капитан У. Дампир в 1683 - 1691 гг. совершил кругосветное плавание и составил подробное описание своего путешествия - целое научное исследование с собственноручно изготовленными картами, с данными о ветрах и течениях, о навигационных условиях морей. Имена многих каперов-пиратов нанесены на карту Земли: пролив Дрейка, мыс Дейвиса, залив Фробишера и др. <11>. -------------------------------- <11> Сидорченко В. Ф. Кораблекрушения на море. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 278.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: история пиратства корнями уходит в глубокую древность, с течением веков и до настоящего времени оно проходит своеобразные этапы и, к сожалению, расцветает.

Название документа