Из практики Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (проект Торгового кодекса ЕврАзЭС)

(Редакционный материал) ("Вестник гражданского права", 2010, N 2) Текст документа

ИЗ ПРАКТИКИ СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОДИФИКАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Проект

ТОРГОВЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗЭС

(Извлечение)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и задачи настоящего Кодекса Целью настоящего Кодекса является создание благоприятных условий для эффективного удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в товарах и услугах посредством торговли. Основными задачами настоящего Кодекса являются: - правовое регулирование деятельности продавца (изготовителя); - правовое регулирование отношений при осуществлении торговли, возникающих между покупателями и продавцами (изготовителями) при продаже товаров (оказании услуг); - установление прав покупателей на приобретение товаров (услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества покупателя и окружающей среды; - получение достоверной рекламы и информации о товарах (услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах); - определение механизма реализации прав покупателя.

<...>

Статья 3. Законодательство о торговле Законодательство о торговле основывается на конституции государства, гражданском кодексе государства и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним иных законов и правовых актов государства.

<...>

Статья 6. Договоры в торговле Порядок и условия заключения отдельных видов договоров купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация), комиссии и иных договоров при осуществлении торговли определяются в соответствии с гражданским кодексом государства и иными законами и принятыми в соответствии с ними правовыми актами с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

<...>

Глава 11. ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТОРГОВЛЕ

Статья 190. Ответственность за нарушение прав покупателей За нарушение прав покупателей, установленных законами и иными правовыми актами, продавец (изготовитель) несет ответственность в соответствии с законодательством государства.

Статья 191. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов 1. За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством государства. 2. В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством государства.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по типовому проекту Торгового кодекса Евразийского экономического сообщества

Принято на заседании Совета 30 ноября 2009 г. (протокол N 77)

Типовой проект Торгового кодекса Евразийского экономического сообщества (далее - Проект) направлен на рассмотрение Совета Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (письмо от 26 октября 2009 г. N 046/321). Как следует из Концепции Торгового кодекса Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) <1>, Проект представляет собой типовой правовой акт в сфере регулирования внутренней торговли в государстве - члене Сообщества. -------------------------------- <1> Концепция одобрена Постановлением Комиссии по таможенному регулированию и пограничной политике Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 30 мая 2007 г. (http://www. ipaeurasec. org/docsdown/torg_codex_concept. pdf).

По мнению разработчиков Проекта, Торговый кодекс призван обеспечить: - эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, капитала и труда; - создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики государства в интересах повышения жизненного уровня населения; - установление унифицированных правил торговли в государствах - членах Сообщества. Названные стремления Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в целом возражений не вызывают. Однако представленный типовой проект Торгового кодекса ЕврАзЭС не может быть поддержан по ряду принципиальных оснований. Так, например, ни в ВТО, ни в ЕЭС идея разработки и принятия единого торгового кодекса для достижения цели создания единого рынка товаров и услуг никогда не возникала и не обсуждалась. В рамках этих объединений речь идет только о разработке единых правил и принципов функционирования рынка товаров и услуг - подобных тем, что были установлены ГАТТ, ГАТС, ТРИПС, ТРИМС и т. д. 1. По содержанию Проект представляет собой компиляцию положений российского законодательства. Так, анализ положений Проекта позволяет сделать вывод о том, что Проект дословно воспроизводит ряд положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральных законов "О товарных биржах и биржевой торговле", "О защите прав потребителей", "О техническом регулировании", "О рекламе", "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 г. N 569), Правил продажи отдельных видов товаров (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55). Таким образом, с содержательной точки зрения Проект не содержит каких-либо правил, более прогрессивных по сравнению с теми, которые содержатся в российском законодательстве. Но в случае принятия Торгового кодекса ЕврАзЭС Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС и последующей попытки его имплементации в российское законодательство неизбежно возникнет вопрос о соотношении данного Кодекса и названных нормативных актов. Например, Проект содержит некоторые положения Федерального закона "О рекламе". Означает ли это, что в случае принятия Торгового кодекса ЕврАзЭС положения названного Закона, не перенесенные в Проект, утрачивают силу? Если же разработчики Проекта исходили из того, что Федеральный закон "О рекламе" не будет изменен или отменен, то какому акту - Кодексу или Закону - необходимо будет отдавать предпочтение в случае наличия несогласованностей, противоречий, пробелов и т. п.? Если имелось в виду с принятием в государствах - членах ЕврАзЭС на основе данного типового акта своих торговых кодексов изъять соответствующие нормы из названных выше законов, то это означает, что составители Проекта ведут дело к очень серьезной и никак не обоснованной перестройке всей системы российского законодательства и во многом схожих с ней систем национального законодательства других государств - членов ЕврАзЭС. Упомянутая выше Концепция Торгового кодекса ЕврАзЭС и Пояснительная записка к Проекту умалчивают о таких последствиях принятия Проекта. Отдельно необходимо обратить внимание на гл. 11 Проекта "Правовая ответственность в торговле". Все положения данной главы содержат одно и то же правило: нарушитель "несет ответственность в соответствии с законодательством государства". Естественно, возникает вопрос о необходимости принятия таких "норм". 2. В соответствии со ст. 3 Проекта "законодательство о торговле основывается на Конституции государства, Гражданском кодексе государства и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним иных законов и правовых актов государства". Согласно ст. 6 Проекта "порядок и условия заключения отдельных видов договоров купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация), комиссии и иных договоров при осуществлении торговли определяются в соответствии с Гражданским кодексом государства и иными законами и принятыми в соответствии с ними правовыми актами с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом". Оценивая эту норму, надо обратить внимание на то, что Проект содержит большое число норм гражданского права о купле-продаже товаров, в том числе норм, заимствованных из ГК РФ. Часто они перенесены в Проект неполно или неточно, но, даже будучи дословно переписанными в Проект, эти нормы приобретают в нем иное значение, так как оказываются в совершенно ином комплексе правовых норм, различных по их юридической природе. Составители Проекта, очевидно, не понимают, что в гражданском праве и в гражданских кодексах государств - членов ЕврАзЭС эти извлеченные из них для включения в Проект положения находятся и действуют в системе однородных правовых норм, что они уже разрабатывались с учетом того, что будут применяться в обязательной увязке с общими положениями соответствующего ГК, с его нормами о сделках, общими положениями об обязательствах и договорах и т. д. Составители Проекта исходят из ошибочного представления о том, что для создания любого закона достаточно собрать в нем нормы, относящиеся к одному вопросу или предмету. Реализация этой ошибочной идеи на практике в государствах - членах ЕврАзЭС приведет к неразберихе в законодательстве, к ошибкам и трудностям в его применении. 3. Как следует из уже цитированной ст. 3 Проекта, в нем имеется в виду существование основанной на конституциях государств - членов ЕврАзЭС особой отрасли "законодательства о торговле". Но Конституция Российской Федерации, называя в ст. 71 и 72 различные отрасли и области российского законодательства, не упоминает особо о "законодательстве о торговле" или о "торговом законодательстве". Такой подход имеет принципиальное значение для России как федеративного государства, поскольку означает, что регулирование различных отношений в сфере торговли относится к разным отраслям законодательства, в отношении которых Конституция по-разному решает вопрос о том, в чьем ведении - Федерации или ее субъектов - находится регулирование соответствующих отношений. В этих условиях попытка "внедрить" в российское право через типовой проект Торгового кодекса единое "торговое законодательство" означала бы исходящую от ЕврАзЭС рекомендацию либо внести изменения в Конституцию России, либо действовать в противоречии с ее нормами. 4. Принятие Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС Торгового кодекса в виде типового проекта окажется в прямом противоречии с главными целями этой международной организации, в базовых документах которой многократно указывается на необходимость гармонизации (сближения, унификации) законодательства входящих в нее государств. В настоящее время во всех государствах - членах ЕврАзЭС, а также в Узбекистане и в Армении действуют гражданские кодексы, разработанные на основе единой модели ГК для государств - участников СНГ, подготовленной авторитетными специалистами этих стран в 1994 - 1995 гг. и принятой Межпарламентской Ассамблеей СНГ в 1995 - 1996 гг. Единообразие этих гражданских кодексов состоит не только в сходстве и даже идентичности значительной части их содержания, но и в том, что они все основаны на концепции монизма частного права и сами предопределяют дальнейшее развитие национального законодательства каждого из этих государств на той же основе. Рекомендация Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в виде типового проекта создать в этих государствах торговые кодексы, регулирующие в определенной своей части те же отношения, которые сегодня регулируются в основном их единообразными гражданскими кодексами, означает разрушение достигнутого единообразия и шаг назад в деле гармонизации законодательства этих государств. 5. Принятие Торгового кодекса ЕврАзЭС неизбежно повлечет за собой "дуализм кодексов" - одно из проявлений дуализма частного права. Однако в России предпосылки для дуализма частного права объективно отсутствуют. Традиция дуализма частного права не имела места ни в Российской империи, ни в СССР, ни в современной России. Исторических корней для признания или "восстановления" особого торгового (коммерческого) права у нас не существует. Особенностью российского государственно-политического строя всегда было отсутствие в нем сколько-нибудь серьезной сословной автономии. Поэтому дуализма частного права в России не существовало и до революции 1917 г. На принципе единства гражданского (частного) права был основан и дореволюционный проект Гражданского уложения. Частное право в России до революции 1917 г. было представлено исключительно гражданским правом. В странах ЕврАзЭС, где, как и в России, гражданские кодексы реципировали не только отдельные институты, но и общие начала (принципы) торгового права (свобода договора, строгость исполнения и т. д.), возрождать дуализм частного права нет оснований. Так, ГК РФ содержит достаточно много правил, рассчитанных на отношения с участием профессиональных торговцев - предпринимателей (как минимум в качестве одной из сторон): нормы об обычаях делового оборота как особом источнике права, регламентирующем отношения с участием предпринимателей; о коммерческом представительстве; об особенностях обязательств с участием предпринимателей; об особых типах договоров с участием предпринимателей и т. д. Следует обратить внимание и на выявившуюся в XX в. в государствах с развитой рыночной экономикой тенденцию постепенного отказа от дуализма кодексов частного права (Швейцария, Италия, Нидерланды). В качестве контраргумента часто ссылаются на кодификационный опыт Украины, принявшей в 2003 г. сразу два Кодекса - Гражданский и Хозяйственный. Однако данное исключение лишь подтверждает правило: указанный опыт оценен как негативный, в связи с чем Украина от дуализма кодексов планирует отказаться <2>. -------------------------------- <2> О недостатках и выявленных проблемах сосуществования Гражданского и Хозяйственного кодексов на Украине см.: Legal Issues with Regard to Business Operations and Investment in Ukraine. OECD, 2004 (http://www. oecd. org/dataoecd/57/59/34514482.pdf); Biryukov A. The Doctrine of Dualism of Private Law in the Context of Recent Codifications of Civil Law: Ukrainian Perspectives (http://www. biryukov. com. ua/pub-lic/dualism. pdf).

Помимо этого, тенденции отказа от кодификации торгового права также содействует и общая тенденция "коммерциализации" гражданского права - его развитие под влиянием норм торгового оборота и приспособления к потребностям предпринимательской деятельности, усиливающееся влияние предпринимательских (коммерческих) обязательств на весь гражданский оборот, распространение принципов, конструкций и норм торгового права на область традиционного гражданского права. 6. Попытка реализации в Проекте поставленных Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС целей и задач идет вразрез с мировым опытом международных экономических объединений, которые ставят перед собой аналогичные цели и задачи. 7. Таким образом, достижение целей унификации торгового регулирования путем принятия типового Торгового кодекса ЕврАзЭС противоречит международному опыту, место Торгового кодекса ЕврАзЭС в системе частного права государств - членов ЕврАзЭС неясно, его принятие создаст неоправданные сложности в правоприменении, а желаемый эффект гармонизации достигнут не будет. Как следует из Концепции Торгового кодекса ЕврАзЭС, Торговый кодекс призван обеспечить установление унифицированных правил торговли в государствах - членах Сообщества. По мнению разработчиков Проекта, в Кодексе должны найти отражение общие принципы и подходы к регулированию торговой деятельности государствами - членами ЕврАзЭС. При этом основными принципами при разработке Торгового кодекса должны стать согласованность нормативных предписаний, последовательность, отсутствие противоречий, недопущение возможности различного толкования закона и т. п. Эти цели и задачи возражений не вызывают. Однако попытка достижения названных целей и выполнения поставленных задач путем создания типового Торгового кодекса не удалась. Полагаем, что разработчики Проекта должны двигаться в ином направлении. При унификации правил о торговле в государствах - членах ЕврАзЭС необходимо отказаться от идеи создания комплексного документа, регулирующего и гражданско-правовые, и публично-правовые отношения (как это сделано в представленном Проекте), что не исключает разработки самостоятельных унифицированных актов, регулирующих, например, вопросы технических регламентов, рекламы, отношения в области защиты прав потребителей и т. п. 8. Особо следует обратить внимание Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС на то, что в Российской Федерации 18 июля 2008 г. издан Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации", а 7 октября 2009 г. Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства одобрена разработанная на основании и во исполнение этого Указа Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Решение Совета от 7 октября 2009 г. подписано председательствовавшим на заседании Совета Президентом Российской Федерации. Названные документы не предусматривают существование в России особого Торгового кодекса, а по сути дела - исключают такую возможность.

Общий вывод: типовой проект Торгового кодекса Евразийского экономического сообщества не может быть поддержан по соображениям концептуального характера.

Председатель Совета В. Ф.Яковлев

Название документа