Краткая характеристика мер финансовой поддержки банковской системы США

(Карташов А. В.) ("Банковское право", 2010, N 2) Текст документа

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ США

А. В. КАРТАШОВ

Карташов А. В., старший преподаватель кафедры финансового права и бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

Своевременность принятия оперативных решений в условиях неустойчивости как национальных, так и мировой финансовых систем в настоящее время выходит на первый план. Банковские системы при этом выступают в качестве важнейших институциональных элементов, требующих повышенного внимания со стороны государства. По справедливому утверждению д. ю.н. Г. А. Тосуняна, диверсификация экономики и решение иных социальных задач невозможны без существования "мощной, развитой, независимой банковской системы" <1>. -------------------------------- <1> Тосунян Г. А. Банкизация России: право, экономика, политика: Монография. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2008. С. 41, 42.

В соответствии с антикризисными планами, разработанными органами власти США и Федеральной резервной системой США, поддержка финансовых институтов, и прежде всего банков, является первоочередной задачей. Основополагающими актами, содержащими характеристику мероприятий по повышению устойчивости банковского сектора США, являются Emergency Economic Stabilization Act of 2008 <2>, Financial stability plan, Resolution Authority for Systemically Significant Financial Companies Act of 2009 и др. -------------------------------- <2> URL: http://www. financialstability. gov/docs/fact-sheet. pdf.

По сути, меры, предпринимаемые как органами власти, так и Федеральной резервной системой США, можно разделить на две группы - институциональные (правовые) и экономические. Первая группа мер (т. н. Regulatory reform) предполагает проведение масштабной реформы законодательства с целью: - введения прямого управления администрацией США по отношению к финансовым учреждениям как альтернатива их банкротства; - создания механизмов для защиты прав инвесторов; - усиления пруденциального надзора. Наибольший интерес представляет 2-я группа, поскольку в данном случае речь идет о применении как экономических, так и административных методов регулирования банковской системы, что в целом является несвойственным для государства. Использование указанных методов производится по нескольким направлениям (с учетом Financial stability plan) <3>. -------------------------------- <3> URL: http://www. financialstability. gov/docs/fact-sheet. pdf.

Во-первых, происходит усиление контроля и надзора за деятельностью банков в результате усиления их взаимодействия с государственными органами (например, Управлением контроллера денежного обращения (Office of the Comptroller of the Currency) или же Управлением по надзору за сберегательными учреждениями (Office of Thrift Supervision)) и Федеральной резервной системой (например, с Федеральной корпорацией страхования банковских вкладов (FDIC)). При этом основной задачей является повышение прозрачности финансовой деятельности тех банков, которые являются системообразующими (активы которых составляют 100 млрд. долл. США) <4>. -------------------------------- <4> Речь идет о проверке деятельности 19 крупнейших банков США (Qualifying Financial Institutions) для дальнейшего их участия в программах по кредитованию. При этом в программах поддержки в целом участвуют банки и банковские группы (холдинги), которые образованы на территории США.

Во-вторых, для целей управления необеспеченными активами создается специальное юридическое лицо в форме хозяйственного общества - т. н. Financial Stability Trust (для осуществления управления инвестициями в финансовые институты (в том числе банки)). В-третьих, важное место в системе мер по повышению устойчивости денежно-кредитной системы США занимает реализация комплекса программ, разработанных совместно Федеральной резервной системой США и Министерством финансов США. Рассмотрим их более подробно. Capital Assistance Program (действие программы прекращено). Базовая программа по отношению ко всем прочим мерам финансовой поддержки. Ее реализация была связана с выпуском ценных бумаг (форма гарантии). Доходность по ним составляет 9%. Основной целью программы выступало восстановление доверия ко всей финансовой системе США за счет создания финансового резерва, который позволил бы обеспечить кредитование и в случае ухудшения экономической ситуации. Применение программы было направлено на поддержку крупнейших банков (19). Условием участия в программе является обращение ценных бумаг банка на национальной фондовой бирже. Consumer and Business Lending Initiative. За счет комплексной программы потребительского и коммерческого кредитования предполагается расширить рынок вторичного кредитования в 2 раза до уровня 2006 - 2008 гг. (1,2 трлн. долл.) за счет выдачи кредитов на образование, покупку автомобилей, организацию малого бизнеса и пр. Для гарантий по кредитам Казначейство использует как средства бюджета США (20 млрд. долл. США), так и часть резервов ФРС (200 млрд. долл. США). Term Asset-Backed Securities Loan Facility. Программа предоставления гарантий для частичного погашения кредитов предполагает замещение заемных средств банков средствами бюджета и Федеральной резервной системы США. Making Home Affordable Program. Программа кредитования покупки жилья предполагает снижение процентной ставки по кредитам на приобретение жилых помещений и домов, а также частичное замещение кредитов, полученных ранее, средствами бюджета США. Public-Private Investment Program. Предусматривает создание инвестиционных фондов с государственным участием (базовый объем - от 500 млрд. до 1 трлн. долл. США). Capital Purchase Program (CPP). Согласно этой программе Казначейством предоставляются средства финансовым учреждениям для покупки привилегированных акций на общую сумму в 250 млрд. долл. США на стандартный срок. Финансовые учреждения, участвующие в CPP, обязаны выплачивать Казначейству дивиденд в размере 5% на одну привилегированную акцию в течение первых пяти лет после инвестиций Казначейства и в размере 9% ежегодно после этого срока. Банки могут возместить Казначейству при условиях, установленных в соглашениях о покупке <5>, и Казначейство же может продать эти акции, когда состояние рынка стабилизируется. -------------------------------- <5> Как известно, ряд банков воспользовался этим правом.

Asset Guarantee Program (Программа по обеспечению активов). Набор застрахованных активов определяется Федеральным казначейством США и его агентами по согласованию с финансовым учреждением, получающим гарантию. В соответствии с разделом 102 (a) Emergency Economic Stabilization Act of 2008 гарантируется обеспечение ценных бумаг, которые эмитированы до 14 марта 2008 г. Казначейство определяет преемственность участников и распределение ресурсов в зависимости от конкретного случая. Targeted Investment Program (Программа целевого инвестирования). Программа целевого инвестирования средств рассчитана на предоставление средств банку или же финансовому учреждению. При этом учитываются определенные условия, в частности: - если ухудшение финансового положения может угрожать жизнеспособности кредиторов и контрагентов; - снижается ликвидность активов; - деятельность организации достаточно важна для национальной финансовой системы - например, если организация оказывает серьезное влияние на кредитные рынки или же платежную систему, состояние на фондовом или товарном рынке; - возможность получения организацией средств самостоятельно или же за счет участия в иных программах предоставления средств. В целом, давая оценку реформы системы управления банковской системы США, необходимо отметить расширение круга полномочий ФРС США, что проявляется, например, в том, что Совет директоров ФРС США может наделять специальными полномочиями по регулированию федеральный банк, входящий в ФРС США <6>. -------------------------------- <6> "In unusual and exigent circumstances, the Board of Governors of the Federal Reserve System, by the affirmative vote of not less than five members, may authorize any Federal reserve bank, during such periods as the said board may determine, at rates established in accordance with the provisions of section 14, subdivision (d), of this Act, to discount for any individual, partnership, or corporation, notes, drafts, and bills of exchange when such notes, drafts, and bills of exchange are indorsed or otherwise secured to the satisfaction of the Federal Reserve bank". См.: 12 U. S.C. § 343 (2006).

Очевидно, что большое значение в реализации описанных мер отводится прежде всего Федеральному казначейству США, на которое возлагаются соответствующие полномочия, в том числе и связанные с оценкой информации о потенциальных заемщиках, а также от иных органов и заинтересованных частных лиц. Необходимо отметить, что предпринятые и реализуемые с целью повышения устойчивости финансовой системы США методы неоднозначно оцениваются учеными. Основной проблемой здесь выступает та непоследовательность, которую демонстрирует законодатель при принятии соответствующих нормативных актов. Как известно, Федеральная резервная система серьезно ограничена в своих полномочиях при осуществлении операций на открытом рынке, с ценными бумагами хозяйственных обществ (страховых и банковских организаций), что отмечается рядом ученых (например, Дейвидом Х. Смоллом (David H. Small)) в качестве одного из недостатков <7>. -------------------------------- <7> См.: The Scope of Monetary Policy Actions Authorized under the Federal Reserve Act. P. 7 // URL: http://www. federalreserve. gov/ pubs/ feds/ 2004/ 200440/ 200440pap. pdf.

Как отмечает, например, проф. Чад Д. Эмерсон (Chad D. Emerson), отсутствие прозрачности при покупке частных активов ФРС является недопустимым и противоречащим законам США. Именно поэтому, по его мнению, "Конгрессу следует разрешить всесторонний и независимый аудит ФРС" <8>. -------------------------------- <8> Chad D. Emerson. The Illegal Actions of the Federal Reserve: An Analysis of How the Nation's Central Bank has Acted Outside the Law in Responding to the Current Financial Crisis. P. 24 // URL: http://papers. ssrn. com/ sol3/ papers. cfm? abstract_id=1479670.

Название документа