Гарантии действенности актов главы государства и исполнительной власти
(Осипян Б. А.) ("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 4) Текст документаГАРАНТИИ ДЕЙСТВЕННОСТИ АКТОВ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ <*>
Б. А. ОСИПЯН
Осипян Б. А., старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент.
В статье исследуются гарантии действенности актов главы государства и исполнительной власти. Автор отмечает, что действенность нормативно-правовых актов главы государства или исполнительной власти напрямую зависит от уровня его правосознания, житейской мудрости и положительного опыта управления своим народом. В современных государствах имеется множество различных критериев назначения на высшие государственные должности, однако принцип меритократии в полной мере может быть реализован не столько законами и другими политическими мероприятиями государства, сколько сознанием каждым членом общества своего духовного и профессионального призвания, свободного и ответственного следования своему жизненному назначению.
Ключевые слова: гарантии, действенность, нормативно-правовые акты, глава государства, исполнительная власть, критерии назначения на высшие государственные должности.
The article studies the guarantees of efficacy of acts of the head of the state and executive power. The author notes that the efficacy of normative-law acts of the head of the state or executive power directly depends on the level of his juridical conscience, savoir vivre and positive experience of management of his people. In contemporary states there exist a lot of criteria of appointment to higher state positions however the principle of meritocracy can be fully realized not so much by the laws and other political measures of the state as the conscience of each member of society of his spiritual and professional vocation, free and responsible adherence to it.
Key words: guarantees, efficacy, normative-legal acts, head of the state, executive power, criteria of appointment to higher state positions.
Сила и целесообразное действие любого нормативно-правового акта главы государства или исполнительной власти напрямую зависят от уровня его правосознания, житейской мудрости и положительного опыта управления своим народом. Исполнительная власть во многих государствах возглавляется наследственными, избранными или назначаемыми лидерами государств: либо монархом, либо президентом или премьер-министром, а также членами правительства. Как показывают история и современная жизнь, монархи как главы государств обычно правят в тех странах, где больше всего ценится единодушие, мир и спокойствие и серьезно не воспринимаются периодически организуемые шумные демократические игры в справедливые и "прозрачные" выборы, направленные на завоевание государственной власти. "В эпохи органические, - писал А. Сен-Симон, - политический вождь является одновременно законодателем и судьей, он создает устав о порядке и определяет его применение; он - живой закон, орган социального одобрения и порицания. Напротив, в критические эпохи закон есть мертвая буква, лишенная нравственной силы: правосудие и справедливость становятся во мнении людей двумя разными вещами; законодатель издает законы и судьи выносят приговоры не потому, что они руководят народами, что они предвидят и удовлетворяют их нужды, что они окружены любовью, почтительностью и повиновением" <1>. Поэтому, если власть имущие и правящие люди, наслышанные о Творце всего мироздания, Дарителе их жизни, здоровья и всего прочего, не хотят или не в состоянии стать слугами Господа и исполнителями Его Слова и заповедей, то как они могут стать слугами народа или же государства?! Можно только представить незавидную участь этих людей, порабощенных своими изменчивыми и неутолимыми желаниями, и тем более участь управляемого ими народа. Это как раз то, что мы имеем во все безбожные времена. -------------------------------- <1> Изложение учения Сен-Симона. М.; Л., 1947. С. 88 - 89.
В современных странах с монархической формой правления власть правящего монарха, правящего по собственному, а не по делегированному праву, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Однако власть монарха, если он не абсолютный монарх или же не является также главой исполнительной власти (при дуалистической монархии), является совершенно номинальной и доведена до минимального представительного уровня. При парламентарной монархии его решения контрасигнуются министрами, которые и несут соответствующую политическую ответственность перед парламентом. Иными словами, такие монархии существуют только юридически, а не фактически. Несмотря на такой правовой статус, личности монархов (королей и королев Испании, Англии, Дании, Бельгии, Швеции, султанов Омана, Брунея, Малайзии; эмиров Кувейта, ОАЭ; великого герцога Люксембурга; князя Лихтенштейна) святы и неприкосновенны, и они не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за принятые с их участием государственно-правовые акты. Исполнительную власть помимо пожизненных и наследственных монархов представляют также выборные монархии. Так, в Малайзии монарх как глава государства и исполнительной власти избирается сроком на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию <2>. -------------------------------- <2> Энциклопедический юридический словарь. М., 1996. С. 173.
В соответствии со ст. 1, 5, 6 и 7 главы 1 Основного Закона (Инструмента управления) Швеции 1983 г. Король или Королева в соответствии с Актом о престолонаследии есть глава государства, который должен быть полностью информирован о всех делах в королевстве. Правительство управляет страной. Согласно ст. 6 Правительство ответственно перед Риксдагом (парламентом). Согласно ст. 7 Король или регент не может преследоваться за свое действие или бездействие. Согласно ст. 2 и ст. 3 главы 3 Инструмента управления глава государства перед отъездом за границу должен консультироваться с премьер-министром. В случае болезни, заграничной поездки или других причин, которые не дают возможность королю исполнять свои обязанности, член королевской семьи должен исполнять эти обязанности как временный Регент <3>. -------------------------------- <3> Constitutions of the Countries of the World. New York; London, 1988. P. 45 - 46.
Согласно ст. 2 и 3 Конституции Королевства Дании и Закону о престолонаследии 1953 г. в Дании форма правления - конституционная монархия, где при престолонаследии признается преимущество сыновей и принцип старшинства законнорожденных. Законодательная власть осуществляется Королем и Фолькетингом совместно, исполнительная власть - Королем, судебная власть - судами правосудия. Согласно ст. 9 при вакансии должности Короля (трона) и при отсутствии престолонаследника Фолькетинг (парламент) избирает Короля и устанавливает дальнейший порядок престолонаследия. Статья 12 гласит, что Король имеет высшую, в том числе и исполнительную, власть во всех делах Королевства и осуществляет свою власть через своих министров. Статья 13 объявляет личность Короля святой, и он по ст. 16 может подвергнуть отстранению от занимаемой должности (импичменту) своих министров за плохое управление (maladministration). Особенно популярна монархическая форма управления в Японии, где, по данным опроса избирателей в 1989 г., около 77% взрослых японцев высказались за сохранение монархии. Любопытен тот факт, что лица женского пола не должны иметь права наследовать императорский трон. Представляется, что при всех формах государственного правления глава исполнительной власти и государства должен быть достаточно мудрым, образованным и опытным, в своем лице представлять свой народ и руководить им, как голова телом. В этом смысле над ним должен быть только Господь Бог, перед Которым он должен отвечать за совершенные свои грехи и преступления и на Которого он должен возложить свою надежду на спасение посредством своей веры и ежедневного молитвенного служения. Он не должен иметь равного себе, чтобы ему всегда повиновались все. Даже при всем конституционном верховенстве парламента безбожная и неправомерная воля большинства парламентариев не должна довлеть над ним и обязывать его действовать богопротивно. Он не должен давать какие-либо инаугурационные клятвы и обещания своим подданным, тем более на Священном Писании, или присяги, которые ничего не добавляют к его обязанностям. "А Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" <4>, - предупреждает всякого верующего в Себя человека Спаситель. Кроме того, "...Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" <5>. "Клятва, - писал Т. Гоббс, - ничего не прибавляет к обязательству. Ибо законное соглашение обязывает перед Богом и без клятвы, так же как и клятвой; незаконное же соглашение ни к чему не обязывает, даже если оно подкреплено клятвой" <6>. -------------------------------- <4> Библия. Новый Завет. Матф., 5:34; Гал., 3:13. <5> Библия. Ветхий Завет. Исход, 29:7. <6> Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 109.
Чтобы впоследствии избежать всевозможных социально-политических катаклизмов, всякий народ должен избрать в качестве главы своего государства и исполнительной власти верующего, богобоязненного, благородного и опытного человека. Вообще кандидаты на избираемые должности не могут быть лицами, которые в недавнем прошлом занимались непочтенными вещами (ростовщичеством, содержанием игорных домов, актерствовали, сводничали, занимались торговлей и т. д.). Закон всячески должен препятствовать избранию безбожного временщика-правителя, так сказать, пронырливого "халифа на час", поскольку, как образно сказано в Откровении от св. Иоанна Богослова, "...цари, принявшие власть со зверем, как цари на час... имеют одни мысли и передадут силу и власть зверю" <7>, независимо от остальных своих личных талантов, особенностей и политических программ. Все безбожные правители в конечном счете желают и способны только служить своим мирским похотям и вдохновляющему их до поры до времени дьяволу. Это - закон духовной жизни. А для того чтобы глава государства был достаточно сильным и опытным, его возраст должен быть в пределах от 50 до 70 лет (возраст духовной зрелости). При этом не должно быть никаких ограничений на его повторное избрание, а чтобы он мог руководить народом до тех пор, пока это у него хорошо получается. Кстати говоря, согласно ст. 289 проекта Конституции Армении 1773 г. духовным лицам, не достигшим пятидесятилетнего возраста, запрещалось выступать с публичными проповедями перед населением страны <8>. Избранный президент и глава исполнительной власти должны обладать полномочиями главы государства во всей их полноте, т. е. быть активным законодателем, исполнителем и вдохновителем надлежащего функционирования судебной власти. Например, ежегодные послания президента должны стать образцовой программой для законодательной деятельности парламента, а его отлагательные вето должны быть преодолены не простым, а квалифицированным (т. е. 2/3) большинством голосов в парламенте, как это делается в США, России, Польше, Чехии <9>. -------------------------------- <7> Библия. Новый Завет. Откр., 17:12-13. <8> Памятники армянского права. Ереван, 2001. С. 624. <9> Сравнительное конституционное право. ИГП РАН, 1996. С. 576.
Многолетняя практика показывает, что, например, Конгресс США преодолевает не более 7 - 11% отлагательного вето президентов США <10>. А в Индонезии парламент не вправе преодолевать отлагательное вето главы государства, поскольку оно носит абсолютный характер как вынесенное первозаконодателем. Статья 26 Конституции Греции гласит, что законодательная власть осуществляется Палатой депутатов и Президентом Республики и тем самым возлагает на последнего ответственность активного созаконодателя. Статья 53 Конституции Казахстана предоставляет президенту право инициативы получения в порядке делегации от парламента возможности активного законодательствования сроком до одного года. Подобное право содержится также в конституциях Финляндии, Мадагаскара. А в Греции и Румынии оно дается также исполнительной власти - правительству. В США большинство исполнительных указов президента не носят подзаконного характера и действуют на одинаковом уровне с законом. Во Франции президентские ордонансы по своей силе юридически приравнены к закону и являются общеобязательными источниками государственного права. В Австрии президент вправе предоставлять гражданам определенные льготы, надбавки, пенсии, помиловать преступников и смягчать им назначенное судом наказание <11>. О том, что глава государства, в частности президент, имеет огромное влияние на законодательный процесс, свидетельствуют также много других конституционных положений, которые наделяют его и подчиненные ему структуры правом законодательной инициативы и контроля над правомерностью и целесообразностью принимаемых или уже принятых законопроектов. -------------------------------- <10> Иностранное конституционное право. М., 1996. С. 29. <11> Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. М., 1993. С. 13.
Существенное влияние президента на весь законодательный процесс подтверждается также его правом роспуска парламента в случае недееспособности последнего. Однако на практике роспуск президентом парламента нередко бывает проявлением политического несогласия его с деятельностью парламента. Так, например, в 1962 г. Президент Франции Шарль де Голль после вынесения парламентом резолюции о вотуме недоверия правительству Ж. Помпиду, по-своему истолковав Конституцию 1958 г., распустил Национальное собрание и тем самым продлил политическую жизнь своего правительства. Институт роспуска парламента как противовес ответственности правительства перед парламентом призван в какой-то мере решить тупиковые казусы в деятельности парламента. Это касается случаев неудачного или безответственного избрания большинства депутатов парламента, которые по своей некомпетентности или из корыстных соображений не могут успешно справляться с законодательной деятельностью и тем самым дестабилизируют положение в стране, и когда других политико-правовых средств выхода из создавшегося опасного положения у главы государства не имеется. Президент также вправе ввести на определенный срок чрезвычайное положение в стране, если имеется существенная угроза ее безопасности, территориальной целостности, либо в случаях военного времени или осадного положения и т. д. При этом цель должна быть одна - скорейшее восстановление в стане мира и стабильного правопорядка. Меры чрезвычайного законодательства и вводимого на его основе чрезвычайного положения всегда должны быть адекватными обстоятельствам сложившегося положения, в противном случае президент должен нести ответственность за все негативные последствия по своему принятому решению. В частности, он обязан отвечать перед страной за необоснованное ограничение или приостановление действия основных прав и свобод человека. В конституциях некоторых стран, в том числе и в Конституции Армении 1995 г., не содержится контура соответствующей программы ответственного введения режима чрезвычайного положения, который стал бы неотъемлемой частью всей конституционной программы в критических состояниях общества. Нет также оснований для привлечения президента к конституционной ответственности за совершение им существенных нарушений действующего законодательства, либо ведение им несамостоятельной, богопротивной и антинародной политики, либо использование вооруженных сил страны в агрессивных целях. Кстати говоря, право главы государства и парламента на объявление войны должно быть ограничено или даже вовсе запрещено в целях сохранения мира любой ценой внутри и вне страны. Например, ч. 2 ст. 9 Конституции Японии 1947 г. однозначно гласит, что "право на ведение государством войны не признается". Всякий, кто публично служит обществу или государству, должен находиться на своем посту не для того, чтобы ему прислуживали, но чтобы служить людям тем даром, который Господь дал ему <12>. Без установления и усвоения высших духовных ценностей невозможно создание механизма оптимального отбора и назначения государственных служащих для богочеловеческого дела - национально-государственного строительства. Всякое избрание или назначение на государственный пост должно рассматриваться как реализация определенного этапа призвания данного человека и общества в целом. "Для управления государством, - писал Платон, - не годятся как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и те, кому всю жизнь предоставлено заниматься самоусовершенствованием, - первые потому, что в их жизни нет единой цели, стремясь к которой они должны были бы действовать, что бы они ни совершали в частной или общественной жизни, а вторые - потому, что по доброй воле они не станут действовать, полагая, что уже при жизни переселились на острова блаженных. "На обители героев-праведников" начальствовать должны те, кто постарше, а быть под началом те, кто помоложе. И притом начальствовать должны самые лучшие, добродетельные и опытные" <13>. Аристотель не без основания полагал, что должности должны быть пожизненными и замещаться не путем выборов, а по жребию <14>. -------------------------------- <12> Библия. Новый Завет. Матф., 20:28. <13> Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1968 - 1972. Т. 3 (1). С. 199, 327. <14> Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 572.
Представляется, что принцип меритократии, т. е. избрания или назначения на ту или иную должность, должен начать свое действие именно с выборов главы государства. Еще в V - III вв. до н. э. в Китае для избрания на ту или иную государственную должность устанавливались определенные квалификации: "Пусть каждый будет на своем месте, и каждый талант пусть используется наиболее эффективно" <15>. Именно в это время один из древнекитайских императоров установил следующие характеристики для кандидата на замещение должности государственного служащего: "Хорошим чиновником считается тот, кто прекрасно знает законы, уложения и указы, в состоянии справиться с любым делом, неподкупен, искренен и все силы отдает на служение правителю... Он действует в согласии с другими чиновниками, способен к самоисправлению и испытывает отвращение к преувеличению своих заслуг. Поэтому он не стремится к тому, чтобы каждый его успех был зафиксирован" <16>. В том же Китае в V в. устанавливались письменные экзамены для поступления на государственную службу. Существовало несколько уровней экзаменов - от уездных до столичных. Успешно сдавшие экзамены получали ученые степени и при наличии вакансий - государственные должности, ведущие к власти и престижу. За исключением нищих и преступников, все китайские мужчины имели возможность сдавать экзамены и продвигаться по службе в соответствии со своими способностями. Система экзаменов была большим шагом вперед по сравнению с тем временем, когда аристократы распределяли государственные должности между собой и своими сыновьями. Эта перемена привела к увеличению возможности продвижения вверх в пределах общественной иерархии в зависимости от ума, энергии и везения. Основным мерилом для подготовки к экзаменам служил ряд конфуцианских сочинений, которые должны были изучаться всеми. Это означало, что поддерживаемые государством идеи и ценности становились достоянием людей из верхних слоев общества и способствовали дальнейшей интеграции общества <17>. -------------------------------- <15> Александров Г. Ф. История социологических учений. Древний Восток. М., 1959. С. 315. <16> Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. М., 1980. Ч. 2. С. 182. <17> Религиозные традиции мира. М., 1996. Т. 2. С. 409.
В ФРГ, Швейцарии, Нидерландах, скандинавских странах для назначения государственных служащих на должности проводится конкурсный отбор, который осуществляется конкурсной комиссией либо путем сравнения документов о квалификации претендентов, либо путем проведения специальных экзаменов (США, Англия, Франция, Италия, Бельгия), либо по системе заслуг, т. е. по послужному списку претендентов на должность. Статья 9 гл. 11 Основного Закона Швеции 1983 г. требует, чтобы назначение государственных служащих проводилось по объективным достоинствам и компетенции кандидатов на должность, которые должны быть гражданами Швеции. Более подробные квалификации для назначения на государственную должность устанавливаются в шведском Законе о правовом положении гражданских служащих. Однако следует заметить, что принцип меритократии в полной мере может быть реализован не столько законами и другими политическими мероприятиями государства, сколько сознанием каждым членом общества своего духовного и профессионального призвания, свободного и ответственного следования своему жизненному назначению. Только при этом условии потенциал общества и государства может несравненно вырасти и проявить их истинную сущность, содержание и форму, которые соответствуют задаткам и призванию всех и каждого члена общества, его духовно-психологическому устройству, менталитету и фактической повседневно действующей конституции. Именно по этим критериям законы должны определять вопросы соответствия или несоответствия данного кандидата для назначения его на конкретную государственную должность. Например, по Новому Завету каждый служащий должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, странолюбив, тих, миролюбив, хорошо управляющим домом своим, детей держащим в послушании со всякой честностью, не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордиться, а должен хранить таинство веры в чистой совести. И таких надо прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения <18>. -------------------------------- <18> Библия. Новый Завет. 1 Тим., 3:2-10.
В современной жизни имеется множество различных критериев назначения на высшие государственные должности. Некоторые из них закреплены в национальных конституциях или в специальных законах о государственной службе. Так, например, ч. 2 ст. 15 Конституции Японии гласит: "Все публичные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части". Они действуют по доверенности им со стороны государства части своей власти для реализации правомерных требований действующего законодательства. Поэтому они должны быть беспартийными и лояльными к своему правительству и не служить какой-либо безбожной и негосударственной идеологии. Государственные служащие не должны участвовать в деятельности каких-либо политических организаций (ФРГ, Япония, Индия), выставлять свои кандидатуры на выборах (Англия) или участвовать в забастовках, стачках и демонстрациях. Конституции многих государств (например, ст. 4 Конституции Греции) устанавливают ценз гражданства и оседлости для назначения на те или иные государственные должности. А ст. 9 главы 6 Конституции Швеции помимо гражданства для назначения на пост министра требует десяти лет проживания в стране претендента на этот пост. Согласно ст. 75 Конституции Индии министр должен быть обязательно депутатом любой из палат парламента или обязан стать депутатом в течение шести месяцев с момента его назначения на пост министра. По Конституции Японии не менее пятидесяти процентов министров должны быть членами парламента, а в состав кабинета министров обычно включаются бывшие или действующие депутаты. Такая же практика имеется в Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, Шри-Ланке и т. д. Народ вправе требовать отчета у каждого чиновника по вверенной ему части государственного управления <19>. Государственный служащий - чиновник обязан по запросу заинтересованных лиц и населения давать бесплатную информацию о действиях исполнительной власти в тех сферах деятельности, которые могут представлять общественный интерес. Например, ст. 10 Конституции Греции гласит, что "всякое обращение за информацией обязывает компетентные органы дать ответ в оговоренных законом условиях". -------------------------------- <19> Пункт 15 Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
Одним из наиболее важных направлений деятельности правительства является законодательная деятельность, ибо на практике парламент по своей инициативе передает значительную часть своих полномочий правительству в порядке делегированного законодательства. Например, в Великобритании и во Франции около 95% законопроектов разрабатываются в правительстве, а в Германии - более 60%. Однако представляется, что такое чрезмерное доверие правительству в деле разработки законопроектов может стать поводом для всевозможных злоупотреблений огромными полномочиями исполнительной власти правительства. Поэтому законодательные правомочия правительства было бы правомерно и целесообразно ограничить определенным кругом вопросов, по которым правительство будет вправе принимать подзаконные решения. Пункты 3 и 4 ст. 82 Конституции Испании требуют, чтобы в каждом случае законодательная делегация указывала правительству направления, которым должны соответствовать его акты, сроки делегации, пределы и цели законодательной делегации, принципы и критерии, которые должны использоваться при ее осуществлении. Согласно ст. 37 Конституции Франции все вопросы, не включенные в сферу действия парламентского закона (вопросы реализации основных прав и свобод личности, проведения выборов, национализации, организации обороны, образования, исполнения уголовного наказания и т. д.), должны решаться регламентарным путем правительством. Согласно ст. 73 Конституции Японии все правительственные указы издаются в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов, принятых парламентом. Как мы уже говорили, в некоторых государствах акты главы государства и исполнительной власти контрасигнуются соответствующими министрами, без которых они не приобретают обязательной юридической силы. Такие положения установлены в конституциях многих развитых стран <20>. Так, например, в Бельгии институт контрасигнатуры был конституционно установлен после одного чрезвычайного случая. В мае 1940 г. король Бельгии Леопольд III вопреки правительству страны вступил в соглашение с Адольфом Гитлером и подписал акт о безоговорочной капитуляции страны. Он нарушил положение Конституции о том, что вся власть исходит от народа и осуществляется в установленном законом порядке. После этого был введен институт контрасигнатуры, согласно которому ни один акт главы государства не может иметь юридических последствий без подписи соответствующего министра <21>. Согласно ст. 66 Конституции Японии "кабинет при осуществлении исполнительной власти несет коллективную ответственность перед парламентом". -------------------------------- <20> См.: ст. 64 Конституции Бельгии, ст. 89 Конституции Италии, ст. 67 Конституции Австрии. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник А. А. Мишина "Конституционное (государственное) право зарубежных стран" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2008 (14-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <21> Мишин А. А. Государственное право зарубежных стран. М., 1976. С. 267.
Следует отметить, что коллективная ответственность может быть только политической, но не юридической и потому связана только с выражением вотума недоверия всему правительству. В некоторых странах (в их число входят Греция, Словакия, Колумбия, Гватемала) парламент может выразить вотум недоверия не только ко всему составу правительства, но и в отношении отдельных министров. Согласно ст. 34 Основного Закона ФРГ в случае нарушения должностным лицом своих служебных обязанностей в отношении граждан ответственность несет государство или соответствующий государственный орган, в котором служит чиновник, и только при наличии умысла или грубой неосторожности, а у потерпевших сохраняется право иска о возмещении причиненного им ущерба. Не все должности в органах исполнительной власти являются назначаемыми, ибо имеются также выборные должности. Например, в США выборными являются должности шерифа - начальника местной полиции, коронера - следователя по уголовным делам, казначея и другие. В целях борьбы с коррупцией и гарантии материальной независимости государственных служащих в некоторых странах отставные чиновники-пенсионеры обеспечиваются достаточной пенсией за выслугу лет, размер которой не может быть ниже прожиточного минимума. Такое положение, например, содержится в ст. 140 Закона об общем статусе чиновников 1946 г. во Франции <22>. -------------------------------- <22> См.: Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 375.
Одним из наиболее важных вопросов государственного (конституционного) управления является вопрос правомерного сочетания полномочий центральной и местных властей, которым хорошо известно истинное положение дел в провинции. При этом очень важно, чтобы конституция гарантировала органам местного самоуправления достаточную автономию и финансовое самоуправление. Во Франции деятельность главы местного самоуправления (мэра) - председателя муниципального совета, избираемого со стороны населения, подконтрольна совету и со стороны центральной власти. Он может быть отстранен от должности сроком на один месяц комиссаром республики и на три месяца министром внутренних дел. Декретом премьер-министра мэр может быть окончательно смещен, а муниципальный совет (мэрия) распущен в случаях его недееспособности или грубого или упорного нарушения действующего законодательства. Во Франции все решения местных выборных органов направляются в двухнедельный срок комиссару республики, который представляет государство и может их обжаловать в административном порядке в суде по соображениям их неправомерности и незаконности. В странах англосаксонской правовой системы любое решение местных выборных органов может быть оспорено только в судебном порядке. В Болгарии Общинный совет наделен правом оспаривать в судебном порядке акты и действия, нарушающие их права, акты общинного совета и решения населения <23>. Право областных собраний и местное законодательство должны ограничиваться особыми условиями области, ее географическими, историческими, национальными и иными особенностями и интересами, а все общие вопросы должны решаться централизованно. Задачей местного самоуправления как особой формы публичной исполнительной власти является активизация людей в решении собственных проблем и дел, самостоятельное выполнение общественных задач малой родины для блага местного населения. Статья 28 Основного Закона ФРГ гарантирует право решения всех дел местного общества без вмешательства со стороны государственных органов. Такое положение можно было бы назвать принципом эффективного сдерживания исполнительной властью своих полномочий для открытия возможности максимального использования органами местного самоуправления своих инициатив и ответственных решений по решению всех вопросов, законодательно вписанных в их компетенцию. Все подобные положения конституционного и муниципального законодательства, предусматривающие пределы активного вмешательства и невмешательства в сфере общественной жизни, закрепляют надлежащие гарантии для максимально эффективной деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления как разновидностей единой публичной власти <24>. -------------------------------- <23> Административное право зарубежных стран. М., 1996. С. 209. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Б. А. Осипян "Истоки идеи публичной власти в форме народного самоуправления" включена в информационный банк согласно публикации - "Конституционное и муниципальное право", 2009, N 5. ------------------------------------------------------------------ <24> См. более подробно: Истоки идеи публичной власти в форме народного самоуправления // Осипян Б. А. Дух правометрии, или Основание межерологии права. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 389 - 400.
Название документа