Национализм как элемент идеологии ультраправых партий и его использование на выборах в Германии
(Красинский В. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 4) Текст документаНАЦИОНАЛИЗМ КАК ЭЛЕМЕНТ ИДЕОЛОГИИ УЛЬТРАПРАВЫХ ПАРТИЙ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ВЫБОРАХ В ГЕРМАНИИ <*>
В. В. КРАСИНСКИЙ
Красинский В. В., эксперт Российского общественного института избирательного права (РОИИП), кандидат юридических наук.
В статье анализируется национализм как элемент идеологии ультраправых партий и его использование на выборах в Германии. Автором рассмотрены программы основных националистических партий Германии, изучены особенности конституционно-правового развития этих партий, показано влияние национализма на внутреннюю и внешнюю политику государств Евросоюза.
Ключевые слова: национализм, ультраправые партии, экстремистские организации, Национал-демократическая партия Германии, Немецкий народный союз, республиканцы.
The article analyzes nationalism as an element of the ideology of far-right parties and its use during the elections in Germany. The author examines platforms of the main nationalist parties of Germany, studies the features of constitutional and legal development of these parties, shows the influence of nationalism on both domestic and foreign policies of the European Union countries.
Key words: nationalism, radical right-wing parties, extremist organizations, German People's union, National Democratic party of Germany, the republicans.
Успехи националистических партий на выборах в Европарламент 2009 г. (мандаты получили депутаты Нидерландской партии свободы, Британской национальной партии, Австрийской партии свободы, Датской народной партии, Национальной партии Словакии, венгерской партии "Йоббик", партии "Великая Румыния" и ряда др.) актуализируют необходимость изучения конституционно-правового развития европейских партий националистического толка и пропагандируемых ими идеологических взглядов. В рамках ЕС пристальное внимание проблеме национализма уделяется в ФРГ. По данным Ведомства по защите Конституции (БФФ), в 2009 г. число ультраправых экстремистов в ФРГ достигло 30 тысяч (в 2007 г. - 20 тысяч), среди которых 4800 - неонацисты. В 2008 г. ультраправые националисты совершили почти 20 тысяч преступлений, из которых 1094 связаны с проявлениями насилия <1>. -------------------------------- <1> РБК daily. 2009. 21 мая; Verfassungsschutzbericht 2008. Berlin: Bundesministerium des Innern. S. 52.
Среди легальных ультраправых партий националистического толка, участвующих в политической жизни Германии, можно выделить Национал-демократическую партию Германии (NPD), Немецкий народный союз (DVU) и Республиканскую партию (REP). Эти политические партии объединяет концепция сильного национального государства, противопоставляемая евроинтеграции и ограничению государственного суверенитета, защита национальной самобытности немецкого народа с помощью поддержки семьи и развития языка, критика мультикультурного общества, ксенофобия, обоснование необходимости ужесточения законодательства и создания мощной полиции, оправдание традиций вермахта и пересмотра послевоенных границ Германии, отрицание коллективной ответственности немцев за преступления нацистского режима и призывы прекратить моральное самобичевание. Социальную базу националистических партий составляет наиболее консервативная часть электората и молодежь, не имеющая перспектив на рынке труда. Самой многочисленной партией с давними националистическими традициями является Национал-демократическая партия Германии (НДПГ). Партия имеет собственные молодежную ("Молодые национал-демократы") и женскую ("Союз национальных женщин") организации. Действующая партийная программа НДПГ принята 7 декабря 1996 г. съездом в Бремерферде. Печатный орган - ежемесячное издание "Немецкий голос". Наилучшими электоральными результатами партии стали избирательные кампании 2004 г. по выборам в ландтаг Саксонии (9,2% голосов избирателей) и 2006 г. по выборам в ландтаг Мекленбурга - Передней Померании (7,3% голосов). В 2007 г. руководство НДПГ поставило задачу по вовлечению в организационные структуры партии выходцев из бывшего СССР и России, для чего в 2008 г. был создан "рабочий кружок российских немцев" <2>. При партии функционирует интеллектуальный центр - так называемая Дрезденская школа. Идеологическая доктрина партии зиждется на четырех "опорах" (Vier-Saeulen-Strategie): борьбе за умы, борьбе за улицы, борьбе за парламент и борьбе за организованную волю. Борьба за умы предполагает идеологическую пропаганду, борьба за улицы - организацию демонстраций и других массовых мероприятий, борьба за парламент - регулярное участие в выборах и постоянное увеличение числа депутатских мандатов, борьба за организованную волю - тесное сотрудничество с другими националистическими партиями и движениями <3>. -------------------------------- <2> См.: Verfassungsschutzbericht 2008. Berlin: Bundesministerium des Innern. S. 84. <3> См.: Ebenda. S. 74 - 75.
В 2001 - 2003 гг. Федеральный Конституционный суд Германии рассматривал дело о признании НДПГ антиконституционной партией и ее запрете, но процесс был прекращен из-за вскрывшихся фактов оперативного внедрения сотрудников немецкой контрразведки БФФ в руководящие органы партии. В 2008 г. за финансовые злоупотребления был осужден казначей партии Эрвин Кемна. В 2009 г. конференция министров внутренних дел федеральных земель Германии рекомендовала лишить экстремистские организации налоговых льгот и государственного финансирования, после чего последовала очередная попытка запрета НДПГ. В отличие от Национал-демократической партии Немецкий народный союз не располагает развитыми организационными структурами и молодежной организацией, имеет лаконичную и наименее проработанную политическую программу. Печатный орган Народного союза - еженедельная "Национальная газета". Партия носит авторитарный характер, выстроена по принципу "фюрерства" и финансируется миллионером Фреем. По соображениям безопасности партийные съезды проводятся в обстановке засекреченности, а кандидаты на выборные должности не принимают личного участия в агитационных мероприятиях на выборах. Эти особенности позволили представителям немецких СМИ охарактеризовать партию в качестве "виртуальной" или "партии-призрака" <4>. -------------------------------- <4> Die Zeit. 1999 vom 23. Sept.
Наиболее успешным результатом для Народного союза стали земельные выборы в Саксонии-Ангальт 1998 г., когда партии удалось получить 12,9% голосов избирателей. Среди избирателей в возрасте до 30 лет число сторонников партии достигало 30%, среди голосующих впервые - 29% <5>. В 2004 г. на выборах в земле Бранденбург Народный союз получил 6,1% голосов избирателей, в 2006 г. - 3% голосов на земельных выборах в Саксонии-Ангальт, в 2007 г. - 2,7% голосов в Бремене. -------------------------------- <5> См.: SPD-Brandenburg Studie zur DVU. Potsdam, 2005. S. 15.
В условиях избирательных кампаний Немецкий народный союз тесно сотрудничает с НДПГ. С 2004 по 2009 г. между Национал-демократической партией и Немецким народным союзом действовал так называемый германский пакт (Deutschlandpakt), в соответствии с которым партии распределили сферы влияния в федеральных землях, чтобы не создавать друг другу конкуренцию на выборах. Так, Немецкий народный союз монопольно выдвигал своих представителей на выборах в Бранденбурге, Бремене, Гамбурге, а НДПГ - в Саксонии. Республиканская партия, как и Немецкий народный союз, возникла в Баварии. Программа партии принята 12 мая 2002 г. на съезде в г. Кюнцелль. Лучшими достижениями республиканцев стали выборы в Европарламент 1989 г., в результате которых партия набрала 7,1% голосов, выборы в ландтаг земли Баден-Вюртемберг 1992 г. (за партию проголосовали 10,9% избирателей) и 1996 г. (9,1% голосов). В 2004 г. на земельных выборах в Тюрингии партия получила 2% голосов. В настоящее время из-за финансовых проблем политическое влияние республиканцев снизилось: партия представлена лишь на коммунальном уровне в органах местной власти Баварии, Гессена, Рейнланд-Пфальца, Баден-Вюртемберга и Северного Рейна - Вестфалии. Среди националистических партий республиканцы придерживаются наиболее умеренных позиций, что позволило Ведомству по защите конституции исключить в 2007 - 2008 гг. Республиканскую партию из числа экстремистских организаций. По мнению немецких ультраправых националистов, основой германской государственности выступает этнически однородная немецкая нация, а политической формой организации немецкой нации должно стать сильное национальное государство, в полном объеме обладающее государственным суверенитетом. В качестве мер по восстановлению государственного суверенитета Германии предлагаются изъятие из Устава ООН положений, дискриминирующих побежденные во Второй мировой войне государства (статьи 77 и 107 Устава), включение Германии в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН, выход из блока НАТО, вывод американских войск с территории Германии, отказ от евро, восстановление марки. Немецкие националисты являются решительными противниками евроинтеграции и расширения Евросоюза за счет Турции и восточно-европейских государств (часть 2 раздела II программы Республиканской партии) <6>. -------------------------------- <6> См.: Parteiprogramm REP. URL: http:www. rep. de/content. aspx? articleID.
Ультраправые идеологи предлагают защищать этническую однородность немецкой нации с помощью выделения детских пособий только немецким семьям, стимулирования изучения немецкого языка, ограничения чуждого влияния иностранных культур, введения старого правописания. Мультикультурное общество, предполагающее сохранение культурных различий и взаимное обогащение культур, определяется в разделе 1 программы НДПГ, в части 1 раздела III программы Республиканской партии как "бескультурное" и "конфликтное" <7>. Обосновывается взаимосвязь роста культурного развития приезжих с одновременным снижением уровня культуры коренных жителей принимающей страны. -------------------------------- <7> См.: NPD-Programm. URL: http:www. npd. de/parteiprogramm; Parteiprogramm REP. URL: http:www. rep. de/content. aspx? articleID.
Существующие экономические проблемы увязываются с неконтролируемой иностранной миграцией. Для их разрешения предлагаются ликвидация института политического убежища, отмена квот на привлечение иностранной рабочей силы, выдворение безработных иностранцев, предоставление рабочих мест и распространение социальных обязательств только в отношении немецких граждан. Под лозунгами противодействия иностранному криминалитету внедряется идея ужесточения законодательства и создания мощной полиции (раздел 14 программы НДПГ, раздел 8 программы Народного союза) <8>. -------------------------------- <8> См.: NPD-Programm. URL: http:www. npd. de/parteiprogramm; DVU-Parteiprogramm. URL: http:www. dvu-fraktion-brandenburg. de/politik/parteiprogramm.
Учитывая, что идеологами националистических партий не признаны послевоенные границы Германии, земли бывшей ГДР рассматриваются как центральногерманские территории. Немецкий народный союз обосновывает незаконность государственной границы по рекам Одер - Найсе (раздел 2 программы Народного союза). В разделе 10 партийной программы НДПГ утверждается, что "территория Германии больше, чем территория Федеративной Республики Германии", и закрепляется призыв к объединению внутри исторических границ германского государства. Республиканцы обосновывают восстановление Пруссии в качестве федеральной земли (часть 6 раздела I партийной программы). Для избавления немецкой нации от комплекса "вины за прошлое" предлагается прекратить моральное самобичевание, установить памятники немецким солдатам и мирным жителям, изгнанным после 1945 г. из Чехословакии и Польши, вернуться к лучшим традициям германского воинства. Анализ программных документов и политической деятельности ультраправых партий Германии свидетельствует о том, что национализм в Европе оказывает заметное воздействие на дальнейший процесс евроинтеграции, обусловливает рост ксенофобии, территориальных притязаний и межконфессиональных противоречий в странах Евросоюза. Дискриминационный характер националистических идей ультраправых партий противоречит нормам международных актов ООН, документов Совета Европы, ОБСЕ и общепризнанным стандартам в гуманитарной сфере. Влияние националистической идеологии на групповое и общественное сознание напрямую зависит от финансирования партийных структур и состояния экономической сферы жизни общества. В условиях экономического роста и занятости населения наблюдается спад националистических настроений, в периоды экономических кризисов и массовой безработицы - их усиление. В ряде случаев национализм даже может быть выгоден правящим политическим силам. Например, после распада СССР главной задачей националистических сил в странах Балтии стало формирование социально-экономической структуры и идеологии нового европейски-ориентированного общества, в рамках которого не предусматривалось места для русскоязычного населения. Результатом выражения такой политики стало появление блока дискриминационных законов и подзаконных актов, закрепляющих политические, экономические и социальные привилегии "коренного" населения за счет ущемления прав русских ("неграждан") <9>. В настоящее время в связи с экономическим кризисом наметилась тенденция использования национализма ультраправыми европейскими политиками как инструмента оправдания промахов собственной социально-экономической политики за счет концентрации общественного внимания на проблемах иностранной миграции. -------------------------------- <9> См.: Красинский В. В. О правовом статусе неграждан // Военно-юридический журнал. 2007. N 4. С. 2 - 7.
Несмотря на постоянное цитирование Основного Закона Германии и ссылки в программных документах националистических партий на приверженность конституционным принципам, общей проблемой всех ультраправых националистических партий Германии является их оперативное изучение и разработка контрразведывательными органами. Конституционно-правовое развитие националистических партий носит тупиковый характер: с одной стороны, с ними избегают создавать коалиции; с другой стороны, их рано или поздно запрещают. Членство и активная деятельность в подобных структурах бесперспективны, поскольку в лучшем случае являются препятствием для успешной долгосрочной политической карьеры националистов, а в худшем - основанием для привлечения к юридической ответственности за экстремизм.
Название документа