Мир под прицелом FATCA

(Багдасарова К., Еремченко В.)

("ЭЖ-Юрист", 2013, N 42)

Текст документа

МИР ПОД ПРИЦЕЛОМ FATCA

К. БАГДАСАРОВА, В. ЕРЕМЧЕНКО

Газета "ЭЖ-Юрист" выступила информационным партнером XII Международного банковского юридического форума в Ялте. Экономисты и юристы в течение трех дней обсуждали правовые вопросы, такие как правовые риски в сфере корпоративного и потребительского кредитования, залогового и личного обеспечения, правовое регулирование в сфере платежных услуг, банковских операций и сделок, внесудебные способы погашения задолженности перед банком, платежные операции и сделки на рынке капиталов, ситуации с одновременным оспариванием кредитного договора и сделок, его обеспечивающих. Особый интерес у участников вызвал доклад о влиянии на банковскую сферу стран СНГ закона США о налогообложении иностранных счетов (Foreign Accounts Tax Compliance Act, FATCA). Рассмотрим, какова перспектива присоединения к этому закону для России.

Американский закон

Официально заявляемая цель внедрения закона FATCA - предотвращение уклонения физических и юридических лиц США от уплаты налогов. Это только начало сотрудничества государств по обмену информацией в отношении налогоплательщиков, чтобы увеличить сокращающиеся налоговые поступления. Тем не менее применение FATCA вызывает немало вопросов: начиная с сугубо юридических, связанных с защитой персональных данных инвесторов и банковской тайны, и заканчивая вопросом финансовых и временных затрат, необходимых для выполнения требований США.

США ведут переговоры об обмене информацией в рамках FATCA с 80 странами, в том числе странами СНГ. Среди европейских стран это Великобритания, Ирландия, Германия, Франция, Испания, Италия, Швейцария. Швейцарские банки отныне будут передавать информацию о своих американских клиентах национальным органам, а те - направлять ее в американское налоговое ведомство.

Согласно комментариям директора отдела по управлению рисками и комплаенс ЗАО "KPMG в России и СНГ" Д. Чистова, в случае неприсоединения к закону о налогообложении иностранных счетов (FATCA) с международных банковских переводов организаций могут быть безакцептно удержаны 30%, если банк-контрагент посчитает, что получателем платежа является налогооблагаемое в США лицо, а источником перечисляемых средств - доход, связанный с США.

В случае же участия в FATCA организация будет обязана выявлять всех персон США среди своих клиентов - физических и юридических лиц, раскрывать информацию об этих лицах и их балансах в периодической отчетности, направляемой в ФНС, а также удерживать 30% с описанных выше платежей, направляемых в неучаствующие кредитные организации или клиентам, отказавшимся разрешить раскрытие своих данных.

Неразрешимые противоречия

Закон вступит в силу в силу 1 июля 2014 года (сроки его вступления неоднократно сдвигались). С этого времени американская IRS будет требовать от всех зарубежных банков (если нет межгосударственного соглашения) или налоговых служб других стран (если межгосударственные соглашения заключены) отчета о выполнении закона FATCA. Иностранные банки, которые проигнорируют требования США по выполнению закона, попадают в черные списки. Или же таким банкам будет отказано в проведении транзакций через американскую банковскую систему. Учитывая, что преимущественно все международные расчеты осуществляются в долларах США и что расчеты в долларах США проходят через американские банки, для банков-изгоев могут настать сложные времена.

Кроме того, с суммы, получаемой при продаже американских активов (например, акций, облигаций или некоторых иных финансовых инструментов), будут также удерживаться 30%, при этом не важно, получены ли прибыль или убыток в результате данной сделки.

Начиная с 1 января 2017 года даже иностранные банки, имеющие легитимный статус с точки зрения FATCA (участвующие финансовые организации), будут нагружены дополнительной обязанностью. Если через них будут проходить деньги тех банков, которые не включены в программу FATCA, то первые должны автоматически резервировать 30% переводимых средств для последующего перевода в американскую казну. Невыполнение этого условия автоматически приведет к тому, что банк теряет свой статус участвующей финансовой организации и зачисляется в черные списки.

Требования FATCA по безакцептному удержанию, трансграничной пересылке средств и клиентской информации вступают в противоречие с законами многих стран. Для разрешения этого противоречия правительства США, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании заявили о согласовании основных принципов применения FATCA, используя двусторонние соглашения.

В прошлом году были сделаны ряд заявлений представителей МИД России, Министерства финансов России и Банка России по данному вопросу. Суть их в том, что FATCA нарушает принцип суверенного равенства государств и противоречит российскому законодательству. Последнее не предусматривает принудительного исполнения требований налоговых органов США, одновременно оно содержит положения об ответственности за разглашение банковской тайны, к которому приведет выполнение положений FATCA российскими банками и другими финансовыми организациями.

Пять вариантов российского реагирования

В сентябре прошлого года прошло совещание с участием представителей Администрации Президента РФ, Минфина, МИДа, ЦБ России, ФСФР, ФНС и Национального платежного совета (НПС). Обсуждалось пять вариантов нашего реагирования на американский закон. Наиболее предпочтительным был определен вариант коллективного соглашения заинтересованных стран с США. В октябре 2012 года Министр финансов А. Силуанов на личной встрече на заседании МВФ и Всемирного банка в Токио предложил министру финансов США Т. Гайтнеру проработать проект многостороннего соглашения под эгидой ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития, в которую входят 34 государства). Представитель Вашингтона отверг это предложение, еще раз подтвердив позицию американских властей: соглашения должны быть двусторонними. В конце мая текущего года начался первый раунд переговоров о заключении двустороннего соглашения США - Россия.

Кстати, на Петербургском международном экономическом форуме, проходившем в июне 2013 года, Министр финансов А. Силуанов заявил, что российско-американское соглашение по FATCA будет подписано до конца текущего года. Если это произойдет, российская налоговая служба получит полный доступ к информации о клиентах отечественных банков, об их счетах и операциях.

Согласно недавним разъяснениям казначейства и налоговой службы США удлинен срок перехода на отправку полной требуемой информации и безакцептное удержание средств с транзитных платежей. Информация о счетах, отправляемая на начальных стадиях (в 2014 и 2015 годах), будет ограничена именем владельца, адресом, ИНН и балансом на счете. Учитывая, что безакцептное удержание средств вызывает наибольшее количество дискуссий и противоречий, решено ввести это требование для определенных категорий платежей только с 1 января 2017 года. Все упрощения вводятся на основе пожеланий, представленных правительствами, банковскими ассоциациями и другими объединениями заинтересованных юридических и физических лиц. Остается надеяться, что все упомянутые нововведения будут способствовать более плавному и менее болезненному вхождению в неизбежный режим FATCA.

Взыскание по-украински

Докладчики с Украины рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются кредиторы на стадии исполнительного производства. Во-первых, сложности возникают с оценкой имущества. Как правило, это заниженная оценка. Ряд банков идут по пути ее обжалования, делая рецензию, а потом обжалуют в судебном порядке. Но это не всегда эффективно. По законодательству срок действия такой оценки ограничен 6 месяцами. Поэтому, пока банк доказывает в суде свою правоту, истекает срок действия оценки. Тогда госисполнитель уже не может руководствоваться этой оценкой, следовательно, объект подлежит переоценке. Заказывается новая оценка, и так можно идти по кругу до бесконечности.

Во-вторых, трудности появляются при непосредственной подготовке к проведению торгов и привлечении потенциальных покупателей. В ситуацию включается торгующая организация, обязанная подготовить аукцион на основании договора с государственной исполнительной службой.

Юристы попытались ответить на вопросы, как добиться законности процедуры проведения торгов и в каких случаях можно отменить торги. Также они отметили тенденцию, что все нарушения, в частности, на стадии исполнительного производства и подготовки имущества к торгам не влияют на принятие решения по признанию торгов недействительными. Единственное, что принимает суд во внимание, - это нарушения, допущенные непосредственно торгующей организацией при проведении публичных торгов.

Судебная практика говорит о том, что к таким нарушениям относится, например, нарушение порядка обнародования соответствующей информации о торгах, которые состоятся (недостатки в объявлениях, когда неправильно указана дата, лот описан с нарушениями, сроки публикации нарушены). Но данные нарушения, как правило, минимальны.

В ходе дискуссии участники форума пришли к выводу, что все схемы, используемые торгующими организациями в целях недопущения реального покупателя к приобретению имущества, не рассматриваются судами как такие, которые могут служить поводом для признания торгов недействительными.

Медиация по-белорусски

Один из инициаторов и разработчиков международных договоров Белоруссии по правовой помощи, проектов Гражданского кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Хозяйственного процессуального кодекса, Законов "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", "О медиации", "О третейских судах" председатель Белорусского республиканского союза юристов В. Каменков проанализировал положения белорусского и зарубежного законодательства о медиации (судебной и внесудебной), других альтернативных способах судебного публичного рассмотрения споров в банковской и кредитной сферах.

Медиация и другие альтернативные способы (АРС) разрешения экономических и иных споров уже хорошо знакомы руководителям многих белорусских организаций, в том числе банков. Судебная статистика подтверждает рост популярности этих способов как экономных, доверительных и оперативных судебных и внесудебных процедур для улаживания и разрешения конфликтов.

Представитель Белоруссии отметил, что нельзя не заметить разумное стремление законодателя и хозяйственного суда соблюдать принцип процессуальной экономии, а также желание сократить возможные временные и денежные затраты сторон.

В процессе оказания различных банковских услуг юридическим и физическим лицам банки и иные кредитные организации получают и используют различную информацию о своих клиентах, которая является объектом одного или нескольких режимов конфиденциальности. Для участников спора очень важно, что участие в медиационных процедурах, а не в суде позволяет им сохранить в тайне информацию о вкладах. Но дело не только в банковской тайне, а в самом характере отношений, складывающихся между банком и его клиентом. Они должны способствовать развитию дальнейших взаимных связей и не обязательно быть публичными, неизбежно гласными. Поэтому и сам банк, и его клиенты заинтересованы в том, чтобы информация о банковских сделках и операциях была конфиденциальной.

Название документа