Роль международного финансового права в регулировании международных финансовых отношений

(Волова Л. И.) ("Финансовое право", 2010, N 4) Текст документа

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ПРАВА В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ <*>

Л. И. ВОЛОВА

Волова Л. И., заведующая кафедрой международного права Южного федерального университета, профессор, доктор юридических наук.

В условиях мирового финансового кризиса возрастает значение международного финансового права, регулирующего международное сотрудничество государств в финансовой сфере, содержащего международно-правовые принципы и нормы, регламентирующие деятельность государств по координации их действий в области финансовых отношений. В статье анализируются различные подходы к определению места международного финансового права в системе права, его предмета, источников и принципов, а также приводятся меры, которые необходимо принять, чтобы снизить влияние экономических кризисов на финансовые системы государств.

Ключевые слова: международное финансовое право, международное экономическое право, международное валютное право, международные финансовые правоотношения, предмет, финансовый кризис.

In conditions of the world financial crisis the importance of international financial law regulating international cooperation of states in financial sphere containing international-law principles and norms regulating the activity of states related to coordination of actions thereof in the sphere of financial relations increases. The article analyses various approaches to determination of the place of international financial law in the system of law, its subject, sources and principles and also describes measures which are necessary to take in order to reduce the influence of economic crisis on financial systems of the states.

Key words: international financial law, international economic law, international currency law, international financial-law relations, subject, financial crisis.

В условиях мирового финансового кризиса возрастает значение международного финансового права, регулирующего международное сотрудничество государств в финансовой сфере, содержащего международно-правовые принципы и нормы, регламентирующие деятельность государств по координации их действий в области финансовых отношений. Международное финансовое право, по нашему мнению, входит в систему международного экономического права. Следует согласиться с профессором В. М. Шумиловым в том, что "международное финансовое право - лишь часть международного права, а именно подотрасль международного экономического права. Международное финансовое право рассматривается как право публичное" <1>. -------------------------------- <1> Шумилов В. М. Международное финансовое право. М.: Международные отношения, 2005. С. 48.

Развитие этой подотрасли права происходит весьма активно, поскольку движение товаров и услуг на мировых рынках сопровождается транснациональным продвижением валютно-финансовых потоков, отражающихся в национальных платежных балансах. Неоднократно руководители слабых в экономическом плане государств отмечали, что принцип справедливости не действует в международной финансовой системе. Для исправления этой ситуации необходимо усовершенствовать механизм международно-правового регулирования трансграничных финансовых отношений, усилить эффективность использования специальных (подотраслевых) принципов межгосударственного сотрудничества в финансовой сфере при осуществлении внешнеэкономических отношений между государствами, добиться повышения результативности применения норм международного финансового права на практике. Международный правопорядок в мировой финансовой системе, являющийся составной частью международно-правового режима в сфере международных экономических отношений, имеет свои особенности и тенденции развития. Специфика методов и средств правового регулирования финансовых отношений определяется неоднородностью отношений в этой сфере, особым составом их участников, а также тем, что в регламентации этих правоотношений тесно взаимодействуют нормы международного публичного права, международного частного права и внутригосударственного финансового права. Нормы международного финансового права регулируют правоотношения в рамках современной мировой финансовой системы, которая представляет собой форму организации финансовых отношений между государствами в сфере международных экономических отношений, сложившуюся в итоге длительной эволюции и закрепленную в межгосударственных соглашениях. Сферами правовой регламентации международных финансовых отношений являются: обслуживание внешней задолженности государств, регулирование международных и национальных валютных рынков, обеспечение функционирования организационно-правового механизма финансового сотрудничества между государствами, налаживание кредитных отношений. Предмет международного финансового права составляют правоотношения по поводу трансграничного движения финансовых ресурсов, правоотношения, касающиеся бюджетных дефицитов; форм международных расчетов; состояния платежных балансов; предоставления кредитов, установления условий погашения или реструктуризации государственных долгов; определения условий оказания финансовой помощи, правоотношения в сфере международных платежных средств (валют); международных расчетных единиц; условий обратимости (конвертируемости) валют; режимов мировых рынков валюты. Трансграничное движение финансовых средств осуществляется через механизмы совершения кредитных, платежно-расчетных, валютных операций. Вот почему основную роль в том, что государства стали проявлять усиленный интерес к международному финансовому праву, сыграло стремление многих развивающихся стран и государств с переходной экономикой устранить трудности, связанные с платежными балансами, и решить проблемы возврата по иностранным кредитам. Поскольку национальные финансовые системы государств оказались в состоянии незащищенности перед наступлением глобального финансового кризиса, все больше и больше вопросов внутренней компетенции государств попадает в сферу регулирования международного финансового права. Среди нерешенных научных проблем наибольшую трудность представляет разграничение международного финансового права от международного валютного права. Основное различие между ними состоит в объекте регулирования. Следует выделить, что к сфере регулирования международного валютного права относятся валютные ценности и валютные операции, а к сфере финансового права - все иные расчеты и операции с финансовыми инструментами и денежными средствами. По мнению И. И. Лукашука, "международное финансовое право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения" <2>. Он считает, что ввиду преобладания в системе данных отношений валютных правоотношений ряд авторов эту подотрасль международного экономического права именуют международным валютным правом <3>. -------------------------------- <2> Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть. М.: БЕК, 1997. С. 199. <3> Там же. С. 198.

В. М. Шумилов посвятил характеристике международного финансового права специальный учебник <4>. По его мнению, количество норм и институтов, непосредственно относящихся к этой области отношений, стало настолько значительным, что можно говорить о международном финансовом праве как об отрасли международного экономического права. -------------------------------- <4> Шумилов В. М. Международное финансовое право: Учебник. М.: Международные отношения, 2005.

По его мнению, название "международное финансовое право" представляется более правильным, чем используемый в научной и учебной литературе термин "международное валютное право". В советской науке непосредственно проблемами международного финансового (валютного) права занимался А. Б. Альтшулер, сделавший вывод, что международное финансовое право является комплексной отраслью права <5>. Он сформулировал следующее определение международного финансового права: это "совокупность юридических норм... предметом которых являются валюта и иные валютные ценности". -------------------------------- <5> Альтшулер А. Б. Международное валютное право. М.: ИМО, 1984.

В трудах ученых были предложены разные наименования отрасли, регулирующей международные валютно-финансовые отношения: международное валютное право, международное финансовое право, международное валютно-финансовое право, международное финансовое и валютное право <6>. Но наиболее часто в последнее время используется термин "международное финансовое право", который, по мнению ряда авторов, больше других подходит для данной отрасли. Ведь понятие "финансовые отношения" является более широким по своему содержанию, чем понятие "валютные отношения", и включает в себя также и валютные отношения. Общая черта различных концепций международного финансового права состоит в том, что необходим согласованный подход к регулированию международных валютно-финансовых отношений как на внутригосударственном, так и на международном уровне. -------------------------------- <6> Новикова И. П. Актуальные проблемы финансово-правового регулирования валютной системы РФ // Государство и право. 2009. N 3. С. 78.

На основе функциональных взаимосвязей между международным финансовым правом и национальным финансовым правом целесообразно уточнить соответствие действующих внутригосударственных норм финансового права нормам международного финансового права. В международных финансовых отношениях, так же как и в международных валютных отношениях, отчетливо прослеживается тенденция перехода норм международного права в нормы внутригосударственного права, наблюдается усиление воздействия международного финансового права на национальные системы регулирования финансовых отношений, происходит активизация процесса унификации финансового законодательства различных стран. В международных финансовых отношениях (в широком понимании этого термина) участвуют не только государства, но также физические и юридические лица: преимущественно банки, биржи, фонды и другие кредитные учреждения. Более того, в последнее время судам различных стран приходится в ряде случаев обращаться к иностранному финансовому праву, что обусловлено тем, что отдельные государства продолжают вводить валютные ограничения, что является частью протекционистских мер. Участились случаи, когда такие ограничения вводятся государствами под предлогом национальной безопасности. Поскольку государства оказались незащищенными перед мировым финансовым кризисом, особое значение для них имеют некоторые специальные (подотраслевые) принципы международного финансового права. Профессор В. М. Шумилов среди специальных принципов международного финансового права отмечает принцип "совместных действий по недопущению финансовых кризисов". Следует с ним согласиться, этот принцип действительно является важнейшим принципом международного финансового права, как и принцип оказания финансовой помощи в случае финансового кризиса. О. А. Сафина в качестве собственного принципа международного финансового права выделяет принцип "предупреждения финансовых кризисов" <7>. Действительно, реализация этих принципов может помочь в противостоянии мировым финансовым кризисам. -------------------------------- <7> Сафина О. А. Международно-правовое регулирование кредитно-денежных и расчетных отношений на универсальном уровне: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004.

Центральное место среди источников международного финансового права занимают международные договоры, которые закрепляют и обеспечивают обязательства сторон, оказывая тем самым правовое воздействие на межгосударственные финансовые отношения, устанавливая их правовой режим и принципы осуществления. Однако важное практическое значение для улучшения правового регулирования международных финансовых отношений имеют и другие источники. Целесообразно перечислить международно-правовые акты, регулирующие международные финансовые отношения, которые должны учитываться и во внутреннем финансовом законодательстве государств: 1) универсальные финансовые конвенции, принятые в рамках международных экономических организаций, таких как УНИДРУА, ЮНСИТРАЛ, ЮНИДО, ЮНКТАД; 2) международно-правовые акты, принятые в рамках Всемирной торговой организации; 3) международные договоры, заключенные государствами друг с другом по финансовым вопросам; 4) типовые соглашения государств по финансовым вопросам и по финансовым рынкам; 5) уставы и решения межправительственных финансовых организаций; 6) решения неправительственных финансовых организаций; 7) модельные кодексы ОЭСР. В заключение статьи необходимо выделить, какие адекватные меры нужно предпринять государствам, чтобы снизить воздействие мировых финансовых кризисов на национальные финансовые системы и не допускать подобных кризисов в будущем: 1) произвести реформирование существующих международных финансовых организаций. Действующие в рамках МВФ международно-правовые нормы следует дополнить нормами, предусматривающими усовершенствованный метод регулирования валютных паритетов и валютных курсов и возлагающими на страны - члены МВФ обязанность поддерживать стабильность валютных паритетов и валютных курсов. Нужно создать более приспособленную к современным условиям форму организации финансовых отношений в мировом масштабе; 2) усилить многосторонний уровень регулирования международных финансовых отношений; 3) создать новые международные финансовые регуляторы. Целесообразно на межгосударственном уровне на основе принципов международного публичного права учредить орган, уполномоченный координировать международные финансовые отношения. Под его эгидой появится возможность принимать приемлемые для большинства государств международные валютные стандарты. Профессор Я. А. Гейвандов предлагает создать специальный институт как надгосударственный властный международный орган, наделенный правом принимать обязательные для государств-участников решения по вопросам международных валютно-финансовых отношений <8>. Некоторые авторы предлагают создать мировой валютный банк, который будет распорядителем всех валютных счетов <9>. Такой орган будет способен аккумулировать наиболее конвертируемые валюты и будет способствовать развитию мировой валютной системы; -------------------------------- <8> Гейвандов Я. А. О будущем международной валютно-финансовой системы. <9> Давлиева В. И. Европейский экономический и валютный союз в системе международных валютных отношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. С. 30.

4) обеспечить прозрачность международной финансовой деятельности государств. Кризис отчетливо выявил имеющиеся институциональные проблемы и противоречия, присущие современной международной валютно-финансовой системе, например то, что международный валютный рынок непрозрачен и неподконтролен ни одной из международных организаций и, кроме того, имеет место недостаточность прозрачности в управлении финансами отдельных стран; 5) выработать более приспособленные к новым условиям правовые средства защиты национальных финансовых систем от отрицательных воздействий зарубежных финансовых кризисов. С этой целью могут быть использованы новые формы совместной финансовой деятельности государств; например выработка единых или приближенных принципов и норм валютного регулирования; 6) предусмотреть в соглашениях государств повышение их ответственности за последствия финансовой деятельности, за недобросовестную конкуренцию на финансовых рынках, тем более что в нормах международного права уже закреплены правила ведения добросовестной конкуренции на финансовых рынках; 7) осуществить реформирование мировой валютной системы, поскольку есть угроза, что в будущем произойдет ее раздел на региональные валютные зоны. Чтобы этого не допустить, необходимо совершенствовать правовые основы ее регулирования; 8) добиться повышения ответственности МВФ и Всемирного банка за состояние мировой валютно-финансовой системы; 9) наделить МВФ более широкими полномочиями по надзору за соблюдением государствами-членами правил поведения в финансовой сфере; 10) усилить взаимодействие МВФ с Всемирной торговой организацией в целях сформировать единый пакет международно-правовых актов финансового и валютного законодательства, полностью соответствующего международным стандартам; 11) разработать пакет российского финансового и валютного законодательства, полностью соответствующего международным стандартам; 12) повысить роль международных договоров в приведении норм российского валютного законодательства в соответствие с международно-правовыми валютными нормами и практикой их применения. Наблюдается также повышение роли обычаев делового финансового оборота в регулировании международных финансовых отношений; 13) добиться повышения роли обычаев делового финансового оборота в регулировании международных финансовых отношений; 14) осуществить унификацию и сближение финансового законодательства различных государств.

Название документа