Механизм финансово-правового регулирования платежной системы Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств

(Товмасян Р. Э.) ("Финансовое право", 2010, N 4) Текст документа

МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ <*>

Р. Э. ТОВМАСЯН

Товмасян Р. Э., доцент кафедры конституционного права Адыгейского государственного университета, кандидат юридических наук.

В правовой науке отсутствуют подробные исследования, посвященные изучению особенностей функционирования и правового регулирования платежных систем, и отмечается необходимость совершенствования их правового регулирования. Автором проводится исследование механизма финансово-правового регулирования платежной системы Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств.

Ключевые слова: платежная система, международный финансовый механизм, международное финансовое право, платежный механизм, Центральный банк Российской Федерации.

The legal science lacks comprehensive researches related to the study of peculiarities of functioning and legal regulation of payment systems; the author notes the necessity of improvement of legal regulation thereof. The author studies the mechanism of financial-law regulation of payment system of the Russian Federation and the countries of the Commonwealth of Independent States.

Key words: payment system, international financial mechanism, international financial law, payment mechanism, Central Bank of the Russian Federation.

Развитие международных денежных потоков и связанных с ними отношений требует создания определенной системы управления этими процессами. На уровне отдельных государств и межгосударственном уровне создаются механизмы контроля и регулирования международных финансов. Для упорядочения международного финансового механизма формируется международное финансовое право. Оно представляет собой систему юридических принципов и норм, регулирующих международные финансовые отношения, и состоит из двух подсистем: финансового права на межгосударственном уровне и норм национального финансового права отдельных стран, регулирующих международные финансовые отношения этих стран. Нормы последнего должны согласовываться с положениями межгосударственного права. Платежная система государств является неотъемлемым элементом рыночной экономики и представляет собой совокупность законодательно регулируемых элементов, включающих в себя учреждения, программно-технические и другие средства, обеспечивающие выполнение долговых обязательств, возникающих в процессе экономической деятельности. В правовой науке отсутствуют подробные исследования, посвященные изучению особенностей функционирования и правового регулирования платежных систем, и отмечается необходимость совершенствования их правового регулирования. Между тем в системе денежного обращения экономические свойства денег выступать в качестве средства платежа и средства обращения могут быть реализованы только путем использования платежной системы, поскольку осуществление расчетных операций невозможно без привлечения других участников расчетов (кредитных организаций, клиринговых центров, расчетных палат, учреждений системы Центрального банка, учреждений связи), а также без использования специальных средств и технологий в области связи и защиты информации. Перечисленные институты и возникающие между ними правоотношения представляют собой платежную систему. Таким образом, платежную систему можно определить как совокупность учреждений, правовых норм, программно-технических и других средств, обеспечивающих проведение безналичных расчетов <1>. -------------------------------- <1> Никулина И. А. Механизм финансово-правового регулирования расчетных правоотношений. URL: http://www. juristmoscow. ru.

По нашему мнению, платежная система вообще и банковская платежная система в частности регулируются финансово-правовым методом, поскольку совокупность существующих в государстве платежных систем образует систему денежного обращения, в связи с чем каждая платежная система, в особенности банковская, оказывает влияние на финансовую систему <2>. -------------------------------- <2> Там же.

Платежная система России состоит из двух относительно самостоятельных системно значимых сегментов: 1) платежная система Центрального банка России и 2) частная платежная система. В свою очередь, частная платежная система неоднородна и включает в себя следующие подсистемы: а) расчетов через корреспондентские счета кредитных организаций, открытых друг у друга; б) внутрибанковских расчетов, работающих с использованием счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации; такую систему расчетов используют многофилиальные кредитные организации для осуществления расчетов между филиалами; в) иные платежные системы. Порядок расчетов в платежной системе Банка России, а также основы проведения расчетов в платежных системах, перечисленных в пунктах "а" и "б", закреплены Положением о безналичных расчетах в РФ, утвержденным ЦБ РФ 03.10.2002 <3> и Положением Банка России от 6 мая 2003 г. "О справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" <4>. Указанное Положение устанавливает ряд норм, касающихся осуществления контроля допустимости проведения расчетных операций и предоставления возможности предварительного информирования через справочник БИК РФ о предстоящем изменении реквизитов участников расчетов, связанных с реорганизацией и ликвидацией как кредитных организаций, так и расчетно-кассовых центров Банка России. При исследовании природы платежных систем следует обратить внимание на то обстоятельство, что правовое регулирование платежных систем осуществляется в первую очередь финансово-правовыми нормами, к которым следует отнести нормативные акты уполномоченного в области установления правил расчетов и правил функционирования платежных систем государственного органа - Банка России. -------------------------------- <3> Положение Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. "О безналичных расчетах в Российской Федерации" // Вестник Банка России. 2002. N 74. <4> Положение Центрального банка РФ от 6 мая 2003 г. "О справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка РФ (Банка России)" // Вестник Банка России. 2003. N 34.

Банк России как орган банковского регулирования и надзора способен оперативно реагировать на потребности правового регулирования банковской платежной системы, в связи с чем установление правил расчетов именно финансово-правовыми нормативными актами Банка России наилучшим образом отвечает потребностям времени. На практике этот вывод подтверждается тем обстоятельством, что значительная часть используемых в платежной системе инструментов урегулирована исключительно на уровне нормативных актов Банка России, например пластиковые банковские карты, применение электронных технологий расчетов и другие, что не мешает этим институтам успешно функционировать и совершенствоваться. Статья 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <5> указывает в качестве одной из основных целей деятельности Банка России обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. В соответствии со ст. 80 Закона Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию платежных и расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, проводит мониторинг деятельности частных платежных систем на основе статистической отчетности и осуществляет расчеты через свои учреждения. -------------------------------- <5> Закон РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", принят Государственной Думой 27 июня 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст. 2790.

Платежный механизм - структура экономики, которая опосредует "обмен веществ" в хозяйственной системе. Методы платежа делятся на наличные и безналичные. Безналичные расчеты постепенно вытесняют налично-денежные платежи в денежных системах различных стран. Основная доля проведения безналичных расчетов приходится на коммерческие банки. Именно им принадлежит важнейшая расчетно-платежная функция в платежной системе государства. Успешное развитие экономического сотрудничества стран СНГ невозможно без решения проблем международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Учитывая экономический потенциал России и степень экономической взаимозависимости, унаследованную от СССР, возможности новых государств в проведении независимой экономической политики и обеспечении изоляции от экономических процессов, происходящих в России, весьма ограничены. Осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но на новой, рыночной основе привело к заключению в октябре 1992 г. в Бишкеке Соглашения "О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства" <6>, подписанного восемью государствами СНГ, а в январе 1993 г. - Соглашения о Межгосударственном банке СНГ <7>. -------------------------------- <6> Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 "О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства" // СПС "КонсультантПлюс". <7> Соглашение стран СНГ от 22.01.1993 "Об учреждении Межгосударственного банка (Банка)" // URL: http://www. isbnk. ru.

В соответствии с соглашением о создании платежного союза страны должны принять на себя обязательства взаимно признать национальные денежные единицы в качестве валюты контрактов по торговым и неторговым операциям, обеспечить свободный обмен по рыночным валютным курсам на внутреннем валютном рынке, обеспечить гарантированную государством конвертируемость по социально значимым платежам, передать коммерческим банкам право осуществлять расчеты и предоставлять кредиты, минуя единые корреспондентские счета центральных банков, и т. д. Платежный союз предусматривалось создать путем добровольного объединения сторон с целью обеспечения бесперебойности расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платежной системы (ст. 1) <8>. -------------------------------- <8> Соглашение стран СНГ от 21.10.1994 "О создании Платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств" // СПС "КонсультантПлюс".

Создание Платежного союза рассматривается как поэтапный процесс: на первом этапе - путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений; на втором этапе - на основе создания многосторонней системы расчетов в коллективной валюте. Формирование Платежного союза основывается на следующих принципах: - признание национального валютного суверенитета и роли центральных (национальных) банков стран СНГ как эмиссионных центров и органов денежно-кредитного и валютного регулирования на территории каждой из стран СНГ; - недопущение на территории каждой из стран СНГ каких-либо ограничений по приему и использованию национальных валют в качестве платежных средств по торговым и неторговым операциям, предусмотренных в контрактах; - установление правил государственного внешнеторгового и валютного регулирования, способствующих развитию на территории каждой из Сторон полноценного (ликвидного) валютного рынка по операциям купли-продажи национальной валюты за национальные валюты других Сторон и за иные валюты; - обеспечение гарантированной конвертации национальной валюты в валюты других стран СНГ по социально значимым платежам; - предоставление уполномоченным коммерческим банкам права осуществлять расчеты по внешнеэкономическим операциям, предоставлять кредиты банкам-корреспондентам и иным нерезидентам - участникам внешнеэкономических операций и т. д. (ст. 2) <9>. -------------------------------- <9> Соглашение стран СНГ от 21.10.1994 "О создании Платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств" // СПС "КонсультантПлюс".

Механизм реализации Платежного союза зависит от успешного решения следующих задач: создания условий для развития внутренней инфраструктуры валютных рынков государств-участников; унификации законодательных и нормативных актов государств-участников; формирования институциональных основ Платежного союза; унификации правил и технологии перемещения товарных и денежных потоков; обеспечения введения устойчивой валюты, используемой в качестве резервного и платежного средства <10>. Практическая реализация этих задач запаздывает. Так, механизм полной конвертируемости национальных валют отсутствует, курсовые паритеты валют устанавливаются без взаимного согласия. -------------------------------- <10> Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красивиной. М., 2003. С. 588.

Причины недостаточного развития платежного союза в государствах СНГ: - нестабильность национальной валюты многих стран СНГ; - недостаток на рынке СНГ ликвидных платежных средств, которые могли бы использоваться во взаиморасчетах, но их не хватает даже во внутригосударственном хозяйственном обороте; отсутствие реальных согласованных действий государств по поддержанию стабильности курсов национальных валют; разный подход центральных банков стран СНГ к установлению курса своей национальной валюты к доллару США и евро; неразвитость в отдельных странах СНГ национальных валютных рынков <11>. -------------------------------- <11> Там же. С. 589.

Для успешного формирования Платежного союза государства Содружества Независимых Государств, по нашему мнению, должны предпринять следующие первоочередные шаги: завершить выполнение внутригосударственных процедур по вступлению в силу Соглашения о создании Платежного союза; заключить двусторонние соглашения об обеспечении взаимной конвертируемости и стабилизации национальных валют; обеспечить принятие национальными органами управления решений по зафиксированным в Соглашении о создании Платежного союза обязательствам; определить официальные позиции по механизму реализации Соглашения о создании Платежного союза. Законодательство не устанавливает определенных норм для создания, эксплуатации, управления, определения ответственности в платежных системах. Все отношения в платежных системах носят договорной характер. Определенно, правовой пробел в данной области будет ликвидирован. И, учитывая заинтересованность государства в контроле за платежными системами, можно предположить, что дальнейшее развитие нормотворчества в этой области будет идти по пути повышения контроля и ответственности.

Название документа