Рейдерство в условиях глобализации: тенденции, проблемы и прогноз

(Брагин И. А.) ("Юридический мир", 2013, N 10) Текст документа

РЕЙДЕРСТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗ

И. А. БРАГИН

Брагин Иван Анатольевич, директор Челябинского филиала ФГБОУ ВПО "Уральская государственная юридическая академия".

Статья посвящена криминологическому прогнозированию рейдерства в условиях глобализации. Автором исследуются криминогенные факторы внутреннего и внешнего характера, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Рассматриваются прогнозные тенденции трансформации рейдерства в будущем.

Ключевые слова: рейдерство, глобализация, интернационализация рейдерских захватов.

Raiding in the context of globalization: trends, challenges and prognosis I. A. Bragin

Bragin Ivan Anatol'evich, director of the Chelyabinsk Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Ural State Law Academy".

The article is dedicated to criminological prognostication of raiding in the context of globalization. The author explores criminogenic factors, internal and external, their interconnection and interdependence. Considered forward-looking trends in the transformation of raiding in the future.

Key words: Raiding, globalization, internationalization of raider attacks.

Криминологическое прогнозирование принято рассматривать как научное предсказание основных тенденций изменения преступности на обозримую перспективу, представляющее собой сложный процесс обобщенного анализа состояния преступности, причинности, мотивации преступного поведения, совокупности политических, экономических и социальных факторов, детерминирующих определенные виды криминального поведения. Габриэль де Тард, рассматривая прогнозирование как способ познания будущей преступности, писал: "Принимая во внимание, что преступность в своих характерных формах и выражениях есть проявление распространения подражательности, нужно узнать, благоприятствуют или мешают прогрессу распространения преступности другие многочисленные формы распространения подражательности, которые вкратце называются цивилизацией... Или еще лучше, нужно бы сначала узнать, если бы это было возможно, какие из этих различных областей примеров, называющихся наукой, религией, политикой, коммерцией, индустрией, благоприятствуют и какие мешают распространению преступления" <1>. -------------------------------- <1> Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. М., 2004. С. 144.

Основу прогнозирования преступности составляют статистические закономерности, характеризующие состояние, динамику и структурно-качественные тенденции. Помимо статистических закономерностей прогнозирование должно включать системный анализ причинной базы, всей совокупности криминогенных и антикриминогенных факторов, формирующих преступность. Выдающийся русский юрист М. П. Чубинский в своих трудах по проблемам формирования уголовной политики уделял важное значение анализу и прогнозированию причинности. "Данные статистики доказывают, - писал он, - что преступлений, вытекающих из недостатков общественного строя, неизмеримо более, чем преступлений, выросших на положительных его сторонах, и что удачные социальные реформы настолько же ослабляют преступность, насколько неудачные повышают" <2>. -------------------------------- <2> Чубинский М. П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права. М., 2008. С. 74.

Поэтому научный прогноз преступности должен содержать детальный анализ причин преступности, которые имеют, как правило, глубокие исторические корни, сохраняющие свое влияние в настоящем времени и возможность трансформации в будущем. Как справедливо отмечает В. В. Лунеев, "при анализе любого общественного явления, в том числе криминологически значимого, в процессе его развития в нем всегда можно обнаружить остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего... Необходимо научиться отбирать предполагаемые варианты будущего, которые закономерно вытекают из прошлого и настоящего и согласуются с будущим" <3>. -------------------------------- <3> Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии. Т. 1. М., 2011. С. 803.

Следовательно, при криминологическом прогнозировании детерминации рейдерства следует подвергнуть анализу исторические корни этого криминального явления, причинный комплекс настоящего времени и выявить тенденции трансформации этого вида преступности в будущем. Стоит также отметить, что в условиях прогрессирующей глобализации как преступность в целом, так и отдельные ее виды приобретают трансграничный характер. С учетом этого необходимым условием выявления тенденций эволюции рейдерства в будущем является исследование детерминант как внутреннего, так и внешнего характера. Рассматривая внутренние детерминанты рейдерства, следует прежде всего обратить внимание на исторические корни этого негативного социально-правового явления. Существовавшее в России с XV в. по 1861 г. крепостное право закрепляло земельную собственность за правящим классом. Прикрепление крестьян к земле лишало их не только свободы выбора, но и права на эквивалентный обмен результатов своего труда, составляющего основу формирования собственности. Более того, крестьянин по усмотрению помещика мог быть продан, подарен или отдан за долги в любое время. Консервация феодальных отношений до середины XIX в. негативно сказалась на эволюции института права частной собственности и особенно ее неприкосновенности. Последовавший переход к капиталистическому способу производства характеризовался ярко выраженными чертами первоначального накопления капитала, сосредоточением основных богатств в руках узкого слоя собственников в ущерб интересам широких слоев населения. Все это вступало в противоречие с принципами естественного права собственности и сформировало в обществе мотивацию к изменению сложившихся отношений собственности. В результате революционных потрясений 1917 г. была осуществлена не только национализация промышленности и крупного капитала, но и экспроприация всей частной собственности, в том числе и легитимной. Произвольный характер смены отношений собственности, затронувший широкие слои населения, с неизбежностью привел к гражданской войне и разрухе, сказавшимся на дальнейшем развитии государства. Однако эти исторические уроки не были учтены при реализации социально-экономических реформ 90-х гг. Осуществленный передел государственной собственности в интересах узкого круга лиц лишь усугубил нестабильность отношений собственности в России. Таким образом, исторически во внутренней политике Российского государства преобладали авторитарные тенденции в регулировании отношений собственности, изобилующие произволом и игнорированием фундаментальных принципов естественного права собственности. Криминальная приватизация государственного имущества поставила под сомнение легитимность новых собственников. Все это привело к институциональному кризису отношений собственности, создающему мотивационную основу для детерминации рейдерства на обозримую перспективу. Криминологическая масштабность коррупции в обществе создает также предпосылки для детерминации рейдерства в будущем. В 2012 г. правоохранительными органами выявлено 40 768 преступлений против интересов государственной службы и взяточничества <4>. Это лишь учтенная коррупционная преступность. С учетом высокой латентности коррупция пронизывает важнейшие институты власти и управления. Исследование тенденций современного рейдерства свидетельствует, что доминирующую роль в детерминации этого криминального явления играет коррупция. Эти выводы подтверждают материалы социологических опросов предпринимателей по проблемам рейдерства. В частности, отвечая на вопрос об инициаторах рейдерских захватов, 84,2% респондентов указали, что таковыми являются лица, имеющие коррупционные связи в правоохранительных органах, чиновничьей среде и судебной системе <5>. -------------------------------- <4> Сведения о состоянии преступности по России за 2012 год (информационный бюллетень прокуратуры Челябинской области N 1(19)). 2013. С. 157. <5> Материалы социологического исследования Института экономики Уральского отделения Российской академии наук (Челябинский филиал) по проблеме рейдерства. Челябинск, 2011. С. 11 - 12.

Коррупция наносит государству тяжелый материальный и финансовый вред, несравнимый с ущербом от общеуголовной корыстной преступности. Помимо того, она порождает недоверие к власти и разъедает ее важнейшие институты. Исследования общественного мнения бизнес-сообщества, анализ материалов правоохранительных органов последних лет свидетельствуют, что современное рейдерство в России как форма криминального экономического паразитизма характеризуется устойчивой взаимосвязью с коррупцией. Убедительным подтверждением этой тенденции являются вскрытые злоупотребления в Министерстве обороны России. Высвобождаемые в результате реформирования Вооруженных Сил дорогостоящее имущество, объекты недвижимости, земельные участки и другие активы, в результате нарушения принципов открытости и публичности, реализовывались коммерческим фирмам, аффилированным с должностными лицами оборонного ведомства. Отдельные объекты перед реализацией подвергались дорогостоящим ремонтам и реконструкции за счет бюджетных средств. Установленный на первоначальном этапе расследования нанесенный государству ущерб составил свыше 13 млрд. руб. <6>. Все эти коррупционные сделки носили характер скрытой приватизации в стиле 90-х гг., и являлись по своему содержанию не чем иным, как масштабным рейдерским захватом государственной собственности. -------------------------------- <6> РИА "НОВОСТИ": Первый чиновник Минобороны арестован по делу "Оборонсервиса". [Электронный ресурс] URL: http://ria. ru/incidents/20130116/918278561.php (дата обращения: 16.01.2013).

Не менее значимые по причиненному ущербу злоупотребления и коррупционные преступления в последнее время вскрыты также в Министерстве регионального развития и сельского хозяйства, Роскосмосе и других госкорпорациях, которые свидетельствуют о системной коррупции в органах исполнительной власти. В связи с этим обращает особое внимание на себя то обстоятельство, что масштабные злоупотребления и коррупционные преступления на федеральном уровне по времени совпадают с реализацией в стране Национального плана по противодействию коррупции от 31.07.2008 N Пр-1568, утвержденного Президентом Российской Федерации <7>. В соответствии с ним на федеральном и региональном уровнях приняты законы о противодействии коррупции, во всех ведомствах созданы советы и комиссии по противодействию коррупции, утверждены планы антикоррупционных мероприятий. Однако вопреки этому коррупционные преступления не становятся исключением, а скорее наоборот - правилом в сфере реализации властных и управленческих полномочий. При обсуждении проблем модернизации и реформирования системы государственного управления на заседании Госсовета Российской Федерации 08.02.2008 В. В. Путин отметил, что "сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие" <8>. Реальное состояние коррупции текущего момента лишь подтверждает актуальность этого вывода и дает представление о масштабности и сложности задач по нейтрализации этого криминального явления. -------------------------------- <7> Сборник материалов о противодействии коррупции. Т. 1. LENEXPO, 2010. С. 34 - 47. <8> Стратегия Развития России до 2020 года. М., 2008. С. 19.

Дополнительные стимулы криминальной активности рейдерства также придает затянувшийся во времени процесс криминализации новых видов современной рыночной коррупции. Многие социально опасные виды злоупотребления властью и служебным положением остаются вне сферы уголовно-правового регулирования. К числу таких, например, относится совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью, создающее преимущества при распределении ресурсов действующим чиновникам и находящимся под их покровительством бизнесменам. К некриминализированным видам злоупотребления служебным положением относятся также коррупционный лоббизм в интересах крупного бизнеса при формировании экономической политики государства, протекционизм в отношении многочисленных форм теневой экономической деятельности, предоставление необоснованных льгот, несправедливости в установлении налоговых ставок, "офшоризация" крупного бизнеса и др. К криминологическим привилегиям властной элиты следует также отнести ненаказуемые формы использования административного ресурса в виде вмешательства чиновников в бизнес, оказание давления на предпринимателей, нарушение принципов свободы предпринимательства, конкуренции и неприкосновенности собственности. Таким образом, коррупция и некриминализированные виды коррупционного поведения должностных лиц в обозримой перспективе, видимо, будут оставаться реальными детерминирующими факторами рейдерства. Существенное влияние на криминальную активность рейдерства может оказать в будущем дальнейшее промедление с системной правовой регламентацией этого криминального явления. Отсутствие внятной позиции законодателя по определению рейдерства, его уголовно наказуемых видов и установления адекватных наказаний не способствует эффективному противодействию перманентного передела собственности. Фрагментарность корпоративного законодательства, недостаточная правовая регламентация процедур слияний и поглощений также создают правовой вакуум и не способствуют предупреждению рейдерства. К серьезному криминальному вызову для российской экономики следует отнести высокий уровень организованной преступности, инфильтрацию преступных капиталов в легальные сферы хозяйственной деятельности, создающих условия для враждебных поглощений и рейдерства. Внушительный сектор государственной собственности в стране, как свидетельствуют факты, является наиболее вероятным объектом для рейдерских посягательств. Неэффективное управление собственностью и активами государства, доминирующая коррупционная составляющая и непрозрачные процедуры приватизации создают благоприятную почву для активизации рейдерского потенциала в будущем. Деление детерминант рейдерства на внутренние и внешние носит условный характер, поскольку они взаимодействуют и взаимодополняют друг друга в создании угроз экономической и социальной безопасности страны. Факторы, детерминирующие посягательства на внешнюю безопасность, создают угрозу внутренней безопасности, и наоборот - факторы внутренней дестабилизации приводят к внешней уязвимости страны. Экономическая система страны функционирует в тесной взаимосвязи с мировой хозяйственной системой, испытывая влияние как позитивных, так и негативных тенденций эволюции экономической цивилизации. Глобализация как необратимый процесс развития современного мира оказывает влияние на все стороны жизни, и ее последствия становятся все более очевидны в сфере экономики, политики, культуры и правопорядка. Глобализация как многофакторный процесс отражает растущие взаимосвязи между людьми. Ключевое положение в них занимают экономические взаимосвязи в виде свободного перемещения по миру товаров и услуг, технологий, информационных продуктов, рабочей силы и капиталов. В результате национальные экономики испытывают взаимовлияние, утрачивают замкнутость и становятся частью глобальной системы. Углублению и расширению глобализации способствуют следующие процессы: - развитие международной торговли и перемещение товаров, способствующие удовлетворению потребностей людей; - появление новых рынков сбыта продукции, создающих условия для гармонизации международного разделения труда; - развитие международных финансовых институтов и свободы перемещения капиталов; - активизация миграционных процессов между странами с избыточными и дефицитными трудовыми ресурсами; - рост влияния международного права, являющегося базой для постепенной унификации национальных правовых систем; - активизация гуманитарных и культурных обменов между странами. Однако, наряду с позитивными процессами, глобализация, как всякий объективный интеграционный процесс, не лишена негативных свойств прошлого и настоящего. Многие авторы, исследующие феномен глобализации, отмечают внутреннюю противоречивость этого процесса. "Глобализация, - пишет Р. Х. Макуев, - не ослабляет противоречия, а, напротив, обостряет их" <9>. -------------------------------- <9> Макуев Р. Х. Актуализация роли государства в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации // Государство и право. 2010. N 8. С. 38.

К числу обостряющихся проблем современного мира, безусловно, относится криминогенная глобализация. В связи с этим В. В. Лунеев справедливо отмечает: "Трансформация национальной преступности в транснациональные международные формы в условиях глобализации политических, экономических, информационных и коммуникативных процессов является неотъемлемой частью глобализации... Причем криминогенность глобализации намного превышает ее антикриминогенные возможности" <10>. -------------------------------- <10> Лунеев В. В. Криминогенная глобализация // Государство и право. 2004. N 10. С. 26.

Объективный процесс расширения экономических и социальных связей предоставляет хорошие возможности для транснационализации преступности. Сложившаяся мировая финансовая система позволяет по всему миру перемещать огромные суммы денег. Создавая условия для ускорения обменных операций и активизации инвестиционной деятельности, она одновременно дает возможность транснациональной преступности отмывать преступные капиталы, размещать их в офшорах, недоступных для финансового контроля. Доминирование спекулятивных сделок становится одним из негативных факторов функционирования мировой финансовой системы. "В 2007 году, - пишет Л. С. Белоусов, - дневной оборот валютно-финансовых операций достиг астрономической цифры 3,2 триллиона долларов, что в 16 раз превышало стоимость однодневного мирового ВВП. "Ножницы" между финансовыми потоками и промышленным производством становились все острее. При этом значительная часть валютно-финансовых операций была оторвана от реальной экономики и носила спекулятивный характер" <11>. Неизбежными спутниками спекулятивной экономики становятся экономические кризисы с нарастающей частотой их возникновения, детерминирующие многочисленные экономические и социальные проблемы, такие, как передел сфер влияния в глобальном масштабе, влекущие обострение проблем бедности в слаборазвитых регионах мира, концентрацию богатств и ресурсов в руках промышленно развитых стран со всеми вытекающими негативными последствиями криминального характера. -------------------------------- <11> Белоусов Л. С. Глобализация и социальная справедливость // Стратегия России (ежемесячный журнал). 2010. N 5(77). С. 54 - 55.

Характерной чертой современной глобализации является обостряющаяся борьба за ресурсы с ярко выраженными чертами экспансии, где всегда побеждает сильный. Поэтому проблема рейдерства в условиях глобализации выходит за пределы национальных границ и приобретает международный характер. Самые значимые рейдерские захваты инициируются правительствами экономически развитых государств под различными благовидными предлогами. Подтверждением тому служат общеизвестные факты экспансии с целью передела ресурсов в Ираке, Ливии, Сирии и других регионах мира. Как отмечает Л. А. Андреева, "в настоящее время рейдерство как вид преступной деятельности носит межгосударственный, организованный групповой характер, совершается с использованием несовершенной законодательно-правовой базы, с привлечением государственных, административных и силовых ресурсов, и в целом представляет реальную угрозу экономической безопасности. Глобальные изменения в экономическом пространстве приводят к изменению способов и методов рейдерской атаки... Правовое регулирование вхождения России в ВТО на федеральном и региональном уровнях неизбежно приведет к новой атаке рейдеров" <12>. Российская хозяйственная система, обладающая колоссальными ресурсами, в этих условиях становится привлекательным объектом для рейдерских атак в международном масштабе. -------------------------------- <12> Андреева Л. А. Рейдерство (международный уголовно-правовой аспект) // Российская юстиция. 2012. N 4. С. 48.

Процессы интернационализации производства привели к возникновению на международном рынке таких активных игроков, как транснациональные корпорации (ТНК). Транснациональными принято считать корпорации, в структуре которых на долю зарубежных дочерних фирм и филиалов приходится не менее 25% производства товаров, продаж, активов, трудовых ресурсов и прибыли. По данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2005 г. в мире действовало примерно 70 000 транснациональных корпораций и их 690 000 зарубежных филиалов, общий объем продаж которых достиг почти 19 трлн. долл. В докладе отмечается также общая тенденция усиления внешней экспансии транснациональных корпораций <13>. -------------------------------- <13> Доклад о мировых инвестициях 2005: Транснациональные корпорации и интернационализация НИОКР [Электронный ресурс]. URL: http://www. un. org/ru/development/surveys/docs//investments2005.pdf (дата обращения: 16.05.2013).

По мнению Л. С. Белоусова, деятельность транснациональных корпораций весьма противоречива. С одной стороны, они создают новые рабочие места, внедряют передовые технологии, расширяют рынок товаров и услуг, способствуют экономическому росту. С другой - их деятельность нередко приводит к возникновению диспропорций в экономике, причиняет ущерб экономическому равновесию, позволяет переносить вредные производства из индустриальных в развивающиеся страны. ТНК активно влияют на хозяйственную деятельность и политику правительств тех стран, в которые они вкладывают средства, на решения в сфере бюджета, налогообложения, социальных расходов, экологии <14>. -------------------------------- <14> Белоусов Л. С. Указ. соч. С. 56.

Немецкие публицисты Клаус Вернер и Ганс Вайс, изучающие деятельность транснациональных корпораций, описывают многочисленные факты агрессивного захвата ими активов на мировых рынках энергоресурсов, добычи полезных ископаемых, производства фармацевтических препаратов, сельскохозяйственной продукции и др. В этом исследовании находят подтверждение факты подчинения политики государств коммерческим интересам корпораций. Прослеживаются также глубокие экономические интересы, скрывающиеся за войнами в различных регионах мира. В частности, Ирак был обвинен в возможности применения оружия массового уничтожения, которого, как впоследствии оказалось, у него никогда не было. В связи с этим К. Вернер и Г. Вайс обоснованно замечают, что вплоть до национализации в 1962 г. вся добыча нефти в Ираке осуществлялась дочерними компаниями ExxonMobil Corporation и BP. Поэтому после военной агрессии у этих корпораций вновь появились возможности захватить рынок нефти в этой стране. В военных действиях в Афганистане, по их мнению, усматриваются экономические интересы концернов Enron и Unocal, рассматривающих возможность создания транспортного коридора на территории этой страны для прокладки трубопровода под поставки нефти и газа из Средней Азии. Фармацевтические корпорации Bayer, Boehringer Ingelheim, Bristol-Myers Squibb, установившие контроль над производством и реализацией своей продукции в ряде развивающихся стран, создавали им препятствия в производстве и продаже по доступной цене жизненно важных лекарств <15>. -------------------------------- <15> Вернер К., Вайс Г. Черная книга корпораций. Екатеринбург: Ультра. Культура. 2007. С. 217 - 218, 295, 247, 250, 256.

Таким образом, глобализация достаточно остро ставит вопрос о содержании понятия суверенитета государства. Более того, глобализационные детерминанты рейдерства создают угрозу национальной безопасности. В связи с этим как никогда актуальными становятся задачи сохранения, закрепления и укрепления суверенитета государства. Острота этой проблемы заключается еще и в том, что российское законодательство не адаптировано к процессам глобализации и в плане защиты суверенитета страдает серьезными проблемами и изъянами. Существенным детерминирующим фактором международного рейдерства может стать и вступление России во Всемирную торговую организацию (World Trade Organization). Эта международная организация строит свою деятельность на реализации неолиберальных принципов свободной торговли. В отличие от других международных институтов сотрудничества, она обладает весьма неоднозначными функциями принуждения с помощью применения торговых санкций Третейским судом. Причем решение Третейского суда вступает в силу, если с ним согласна хотя бы одна страна. Отдельные правила ВТО создают для бедных и развивающихся стран условия, существенно ограничивающие их суверенитет. В частности, Всеобщее соглашение по сфере услуг (GATS) призвано подчинить сферу услуг законам конкуренции свободного рынка. Это означает, что страны, подписавшие соглашение, можно понудить к продаже частным компаниям школ, университетов, больниц, общественного транспорта, объектов снабжения энергией и питьевой водой. В связи с этим К. Вернер и Г. Вайс отмечают, что Европейский союз уже сейчас требует от 32 стран либерализации водоснабжения. Для бедных стран это означает, что все системы обеспечения питьевой водой они будут вынуждены отдать за бесценок международным концернам. Обсуждаемое в ВТО Многостороннее соглашение об инвестициях (Multilateral Agreement on Investment - MAI) расширяет права международных инвесторов. В результате целые страны во многих отношениях могут утратить свой суверенитет. Если, например, некое государство поднимет социальные стандарты и, вследствие этого, придется платить больше, то на эту страну можно подать в суд ВТО <16>. -------------------------------- <16> Вернер К., Вайс Г. Указ. соч. С. 221 - 223.

Все более очевидным, детерминирующим рейдерство фактором становится процесс сближения отечественной и международной коррупции. Неолиберальная глобализация генерирует новые виды коррупции, которые постоянно модернизируются и легализуются, ускользая от внимания общественности, превращаясь в глобальные коррупционные системы. Исследователи деятельности транснациональных компаний приводят многочисленные факты многомиллионных выплат для обеспечения выгодных условий приобретения активов, в том числе за рубежом. Излагаются доказанные факты, в том числе и в судебных процессах, подкупа чиновников, лидеров политических партий и общественных деятелей концернами ELF (ныне TOTAL), Siemens, Bayer, ExxonMobil, Monsanto, United Brands, Boeing, Merck, Philip Morris, Enron и др. <17>. -------------------------------- <17> Там же. С. 210 - 217.

Высокий уровень коррупции в среде российских чиновников, размещающих свои нетрудовые доходы в иностранных банках и зарубежной недвижимости, подтверждают принадлежность их к глобальной коррупции и свидетельствуют об абсолютной зависимости от внешнего воздействия. Все это создает условия для активизации международного рейдерства в противоправном переделе национальных богатств России. Таким образом, рейдерство отнюдь не является сугубо внутренним фактором российской действительности. Наоборот, совокупность взаимосвязанных детерминант внутреннего и внешнего характера дает основания спрогнозировать доминирование в будущем международных захватов и враждебных поглощений. Исходя из общеизвестного постулата, что настоящее является сыном прошлого и отцом будущего, можно выделить совокупность факторов, детерминирующих рейдерство в настоящем и обозримом будущем. К таким факторам прежде всего относятся: - институциональный кризис отношений собственности, сложившийся под влиянием исторических тенденций игнорирования неприкосновенности собственности, ставящих под сомнение ее легитимность и тем самым создающих мотивационную основу для детерминации рейдерства на обозримую перспективу; - наличие существенных пробелов в уголовно-правовой регламентации различных видов современного криминального рейдерства; - масштабная коррупция в обществе, а также многочисленные некриминализированные виды коррупционного поведения, создающие условия для взаимодействия с глобальными коррупционными системами по переделу важнейших ресурсов и активов; - неэффективное управление собственностью и активами государства, сопряженное с доминирующей коррупцией и непрозрачными процедурами приватизации; - доминирование спекулятивных тенденций в экономике, генерирующих новые виды экономической преступности, в том числе и рейдерства; - высокий уровень организованной преступности, ее взаимосвязь с транснациональной преступностью, сопровождающаяся инфильтрацией преступных капиталов в легальную экономику посредством враждебных поглощений и рейдерства; - глобализация и сопутствующая ей экспансия экономически развитых государств и транснациональных компаний, стержневым содержанием политики которых становится перманентная борьба за ресурсы, превращающая рейдерство в транснациональные формы; - недостаточная адаптация российской правовой системы к процессам глобализации и защите суверенитета государства. Таким образом, исходя из анализа причинности рейдерства и прогноза его эволюции, можно сделать вывод о том, что системными детерминирующими факторами являются дефекты экономических, социальных и организационно-управленческих преобразований в стране, а также влияние внешних факторов, связанных с глобализацией. С учетом этого совокупность мер противодействия рейдерству должна обеспечивать системное декриминализирующее воздействие как на внутренние, так и на внешние факторы.

Список литературы

1. Андреева Л. А. Рейдерство (международный уголовно-правовой аспект) // Российская юстиция. 2012. N 4. 2. Белоусов Л. С. Глобализация и социальная справедливость // Стратегия России (ежемесячный журнал). 2010. N 5(77). 3. Вернер К. Черная книга корпораций. Екатеринбург: Ультра / К. Вернер, Г. Ввайс. Культура. 2007. 4. Лунеев В. В. Криминогенная глобализация // Государство и право. 2004. N 10. 5. Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии. Т. 1. М., 2011. 6. Макуев Р. Х. Актуализация роли государства в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации // Государство и право. 2010. N 8. 7. Преступления толпы / Г. Тард. М., 2004. 8. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. 9. Чубинский М. П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права. М., 2008.

Название документа