Порядок обращения с телами погибших (умерших)
(Таранов А. Л.)
("Военно-юридический журнал", 2010, N 4)
Текст документа
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ТЕЛАМИ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ)
А. Л. ТАРАНОВ
Таранов А. Л., заместитель начальника управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества, подполковник.
Международное гуманитарное право (МГП) основывается не только на договорах и международных обязательствах государства, но и на законах и обычаях войны. Один из древнейших обычаев войны гласит, что война не закончена, пока не похоронен последний погибший воин.
Поэтому МГП определяет нормы обращения не только с живыми участниками боевых действий, но также защищает жертвы войны, а также тех, кто погиб в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности. Это касается и военнослужащих наших ВС, и военнослужащих противника, и мирных граждан, погибших во время ведения боевых действий. Поэтому по предложению Управления МО РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества в проект Наставления по применению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации включен раздел, определяющий действия командиров (начальников) в рамках рассматриваемого вопроса (ст. ст. 66, 81 документа).
Схема организации отправки погибших достаточно проста и имеет под собой колоссальный опыт нашей страны. Но мы должны четко понимать, что это - судьбы людей, слезы матерей за своих сыновей, отдавших жизни на благо родины, и государство обязано отдать им долг, дать их родственникам возможность похоронить этих людей у себя на родине и в любом случае предоставить им информацию о судьбе их близких, как погибших, так и пропавших без вести.
На кого возложить организацию своевременного сбора информации данного рода? По мнению нашего управления, это, без сомнения, обязанность командира, и сейчас, в мирное время, необходимо определить конкретно, кто из командиров за что отвечает. Как показал опыт Осетии, разобраться во время боевых действий достаточно сложно и приходится принимать экстраординарные меры для эвакуации тел погибших, загрузку их в спецтранспорт и отправку в центры приемки, обработки и отправки погибших.
Для этих целей мы постарались по мере возможности подробнее расписать действия командиров и начальников всех уровней в пределах как нашего законодательства, так и международных норм. Кроме того, идет оформление необходимых документов, и на качество их отработки необходимо обратить особое внимание, так как от этого зависит очень многое в последующем. В ходе ведения боевых действий, как правило, такой возможности нет, и потом возникают проблемы с опознанием тел погибших.
Дополнительно в проекте Наставления рассмотрен вопрос о захоронении тел погибших (умерших) из числа военнослужащих противника и других жертв вооруженного конфликта, поскольку МГП действует и в их отношении. Это касается и вопросов регистрации тел, и вопросов места представления этой информации.
Перечень документов, связанных с этими действиями, изложен в проекте Наставления. Они обязательны к исполнению. В то же время мы отдаем себе отчет, что при применении сил и средств вооруженной борьбы нельзя гарантировать наличие у солдат противоборствующих сторон тех или иных документов. Все упирается в исполнение командирами своих должностных обязанностей. Если это происходит, то в последующем гораздо легче будет разобраться с судьбами людей, отдавших свои жизни за свободу, целостность и независимость Отечества. Соответственно, имея документы на руках, мы можем успешно работать и с родственниками погибших.
Название документа