Вооруженные конфликты: понятие, виды, причины, способы разрешения

(Акимов Н. А.)

("Военно-юридический журнал", 2010, N 4)

Текст документа

ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ:

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ

Н. А. АКИМОВ

Понятие конфликта широко исследуется в научной литературе. Фактически каждый автор вкладывает в понятие "конфликт" свой смысл. Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта.

Л. Г. Здравомыслов. Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Ю. Г. Запрудский. Конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

А. В. Дмитриев. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

В любом случае в основе любого определения лежит противоречие, антагонизм, осознание несовместимости позиций или действий, предельный случай обострения противоречий и т. п. На наш взгляд, под конфликтом следует понимать качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

Конфликт необходимо отличать от схожих понятий - "борьба", "спор", "напряженность в отношениях", "инцидент", "кризис". Подобное разнообразие в определениях и использовании понятий обусловлено рядом причин: сложностью самого феномена конфликта; как правило, неоднозначным пониманием того, чем вызвано его возникновение. В отличие от иных явлений, конечная причина всякого социального конфликта - это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.

Разновидностью конфликтов являются вооруженные конфликты. Мы будем использовать термин "вооруженный конфликт" в соответствии с международной практикой и определением Стокгольмского международного института исследований мира, SIPRI: "Использование вооружений и боевой техники между вооруженными силами двух или более правительств или одного правительства и минимум одной организованной вооруженной группой, в результате чего в течение одного календарного года по крайней мере 1000 человек теряют свои жизни, а причиной конфликта являются деятельность правительства и/или территориальные претензии".

С точки зрения международно-правового статуса сторон в вооруженном конфликте последние классифицируются сегодня на международные вооруженные конфликты, вооруженные конфликты немеждународного характера (внутригосударственные), интернационализированные вооруженные конфликты.

Сегодня в современном мире наблюдается множество вооруженных конфликтов, характер которых все чаще можно отнести к внутригосударственному. К сожалению, все они характеризуются большими негативными последствиями (например, незаконная торговля оружием, терроризм, поток беженцев и т. д.). Резко возросло число внутригосударственных противостояний, вызванных этноконфессиональными, этнотерриториальными и этнополитическими причинами. Значительно чаще стали происходить конфликты между многочисленными вооруженными группировками внутри государств и распадающимися структурами власти. Таким образом, в конце XX - начале XXI в. самой распространенной формой военного противоборства стали внутренний (внутригосударственный) вооруженный конфликт и гражданская война. С особой остротой эти проблемы проявились в бывших социалистических государствах с федеративным устройством, а также в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, распад СССР и Югославии привел только в 1989 - 1992 гг. к возникновению более чем 10 этнополитических конфликтов, а на глобальном "Юге" примерно в это же время разразилось более 25 "малых войн" и вооруженных столкновений. Причем большинство из них отличалось небывалой ранее интенсивностью, сопровождалось массовой миграцией гражданского населения, что создавало угрозу дестабилизации целых регионов и вызывало необходимость в крупномасштабной международной гуманитарной помощи. Это, в свою очередь, предопределило то, что все большее количество государств демонстрируют свое желание вмешиваться во внутригосударственные конфликты от имени международного сообщества. В результате в 1999 г. иностранное вмешательство имело место в 5 из 27 конфликтов. Функции по урегулированию вооруженных конфликтов становятся одними из приоритетных в общей политике современных государств.

Для России проблема урегулирования конфликтов важна вдвойне: во-первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для человеческой цивилизации, и, во-вторых, с точки зрения непосредственных российских интересов. Многие вновь возникшие вооруженные конфликты находятся в крайней близости от российских границ и затрагивают нашу страну самым существенным образом. Они создают полосу нестабильности и вызывают тревогу у русскоязычного населения, проживающего на территории сопредельных государств. Огромный поток беженцев на территорию России в случае развития вооруженных конфликтов в этих странах может обернуться серьезной социальной и экономической проблемой для Российской Федерации.

После распада СССР конфликты не обошли стороной и саму Россию. Она столкнулась с необходимостью разрешения споров и противоречий между центром, с одной стороны, областями и краями - с другой, а также между субъектами Федерации. Ряд из этих конфликтов вылились в вооруженные столкновения и даже военные действия, в частности в Кавказском регионе. Война в Чечне оказалась огромной проблемой для России и в военном, и в моральном, и в экономическом плане. В октябре 1993 г. попытка решения конституционного кризиса силовыми методами привела к крайне опасному использованию оружия в центре Москвы. С самого начала непросто стали строиться отношения между союзными республиками СССР, ныне - независимыми государствами. Между ними возникало немало острых конфликтных ситуаций, хотя до силовых решений дело не доходило.

Опасность конфликтов побуждает исследователей и практиков активно искать и использовать мирные средства для их урегулирования. Технология мирного урегулирования конфликтов приобретает особое значение в современных условиях, становясь главным фактором сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации. Развитию исследований по урегулированию конфликтов способствовала не только актуальность тех задач, которые пришлось решать ученым в связи с опасностью конфликтов, но и формирование нового подхода к объекту анализа, определившего специфику этого научного направления. Исследования по предупреждению, разрешению конфликтов стали ориентироваться прежде всего на проведение сравнительного анализа конфликтов и способов их урегулирования в различных областях, например международных и этнических, а также конфликтов в разных культурах или исторических эпохах.

Существует две основные области научных исследований по мирному, ненасильственному разрешению конфликтов. Первая развивается в рамках правовых дисциплин и направлена на анализ юридических норм урегулирования конфликтов. Здесь изучаются такие вопросы, как правовые последствия вооруженного конфликта, защита прав гражданского населения, правовое положение участников вооруженного конфликта, регламентация окончания вооруженного конфликта и другие. Вторая область, будучи в рамках политической науки, ориентирована на исследование поиска взаимоприемлемого согласия между участниками политическим путем: путем переговоров и посреднических процедур (политическое урегулирование конфликтов).

И правовые, и политические средства урегулирования конфликтов не исключают, а, напротив, дополняют друг друга, при этом часто переплетаясь. В частности, политическое урегулирование конфликтов должно заканчиваться выработкой и подписанием документов, имеющих правовую силу. Следует также подчеркнуть, что не существует какого-то единого, универсального способа средства урегулирования конфликтов. Будучи крайне сложным явлением, конфликты требуют комплексного подхода для их мирного разрешения.

Огромную роль играет изучение предпосылок возникновения вооруженных конфликтов. Необходимость анализа ситуации конкретно взятого региона, с точки зрения политики и права, с целью недопущения ее обострения, привела исследователей к изучению социально-экономических, политических, религиозных факторов, действующих норм права и государственного строя в общем. Одним из наиболее распространенных методов является прогноз. Прогноз - это вероятностное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Прогнозирование политического конфликта ставит перед собой следующие задачи: определить возможность возникновения конфликта с упреждением во времени; выявить варианты развития конфликта; определить возможные варианты поведения участников конфликта; определить возможные пути разрешения конфликта. В задачу прогноза не входит получение ответа на вопрос "что будет", он отвечает на вопрос - "что будет, если будут иметь место определенные основания". Так, например, бедность, неурегулированность этнических и территориальных конфликтов, авторитаризм и информационная закрытость локальных общин являются корнями международного терроризма и религиозного экстремизма. Поэтому для современного государства очень важны и меры по содействию экономическому развитию, утверждению принципов демократии и прав человека, урегулированию застарелых конфликтов в нестабильных регионах.

Все чаще результаты прогнозирования используют при заключении международных соглашений. Так, например, в решении Совета глав государств, Содружества Независимых Государств от 19 января 1996 г. "О Концепции предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников Содружества Независимых Государств" по состоянию на 25 мая 2007 г., в части, касающейся предотвращения конфликтов, огромная роль отводится так называемой превентивной дипломатии. Превентивная дипломатия может охватывать комплекс мероприятий, направленных на выяснение причин и предупреждение споров между сторонами и недопущение перерастания их в конфликты, включая добрые услуги и посредничество в организации консультаций, переговоров между сторонами в споре, оказание им содействия в поисках взаимопонимания и достижения договоренности по урегулированию разногласий. Созданию благоприятных условий для развития переговорного процесса может способствовать согласование шагов по осуществлению мер доверия, в том числе достижение договоренности о неприменении сторонами силы или угрозы применения силы и урегулировании разногласий исключительно путем переговоров, а также обмен информацией по вопросам, вызывающим озабоченность, направление специальных представителей, посреднических миссий, наблюдателей от нейтральных или самих вовлеченных сторон, использование элементов раннего предупреждения, принятие экономических санкций, создание демилитаризованных зон.

Однако что касается Российской Федерации, то деятельность государства, направленная на урегулирование конфликтов, существенно осложняется тем, что в ряде регионов все еще сохраняется межэтническая напряженность в силу того, что до сих пор не решены вопросы федеративного устройства, уравнивания прав субъектов Федерации. Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и по этнонациональному признаку, отказ от этнотерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и может привести к конфликтам. Но эта проблема требует отдельного рассмотрения.

На наш взгляд, противоречия могут иметь экономический, политический, религиозный, идеологический, этнический или какой-либо иной характер и конкретизироваться в предмете конфликта, но при этом они всегда затрагивают потребности или нужды сторон, например потребность в безопасности, социальной идентификации (отождествлении себя с той или иной социальной - этнической, религиозной, экономической, идеологической, политической и т. п. - группой), интересы (т. е. то, чего хочет участник конфликта, как он определил свои потребности) и ценности (т. е. те критерии, на основе которых конкретная сторона определяет свои интересы, исходя из собственных нужд). Но какими бы ни были причины, порождающие конфликты, они требуют тщательного, профессионального анализа, ведущего за собой решение назревших проблем, активизацию творческого потенциала сторон. Этому могут способствовать совершенствование систем анализа обстановки и прогнозирование их развития. Надо признать, что участие современного государства в урегулировании вооруженных конфликтов, какую бы природу происхождения они ни имели, является одной из важнейших функций в общей политике государства. Необходимо постоянно производить научный анализ существующих норм права, регулирующих отношения сторон. Необходимо развитие институтов, направленных на изучение происхождения конфликтов, усовершенствование правовой и политической систем, а также государственного строя.

Список использованной литературы

1. Мунтян М. А. Современные международные отношения: координаты перемен // Некоторые вопросы теории международных отношений. Вып. 1. М.: РАГС, 1995. С. 50.

2. Аннан Кофи А. Предотвращение войн и бедствий: глобальный вызов растущих масштабов: Годовой доклад о работе ООН за 1999 г. Нью-Йорк, 1999.

3. Ежегодник СИПРИ 1996 г. Вооружение, разоружение и международная безопасность. М., 1997.

4. Чугунов В. С. Угрозы европейской безопасности: существующие и потенциальные // Белорусская виртуальная библиотека. 2004. 30 июля. URL: http://library. by/data/011/049.php.

5. Аннан Кофи А. Причины конфликтов и содействие обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке: Доклад ГС ООН, 13 апреля 1998 г. Док. ООН. A/52/871 S/1998/318. С. 11.

6. Тернер Дж. Диалектическая и функциональная теория конфликта: стратегия анализа // Политическая конфликтология: работы российских и зарубежных авторов: Хрестоматия / Под ред. М. М. Лебедевой и С. В. Устинкина. М.; Н. Новгород, 2002. С. 17 - 40.

Название документа