Историко-правовой анализ межгосударственного сотрудничества в области борьбы с морским терроризмом

(Каримов Р. Р.) ("История государства и права", 2010, N 7) Текст документа

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С МОРСКИМ ТЕРРОРИЗМОМ <*>

Р. Р. КАРИМОВ

Каримов Рим Римович, заместитель начальника организационно-научного и редакционно-издательского отдела Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.

В статье раскрываются вопросы, касающиеся историко-правового анализа сотрудничества государств в борьбе с морским терроризмом на основе договорно-правового механизма. Анализируются нормативно-правовые документы, регламентирующие безопасность морского судоходства. Приводятся различные примеры актов морского терроризма.

Ключевые слова: сотрудничество государств, морской терроризм, захват судов, безопасность судоходства, пиратство.

The article reveals the issues related to historical-law cooperation of states in the struggle with sea terrorism on the basis of contractual-law mechanism; analyses normative-law documents regulating security of sea shipping; cites various examples of acts of sea terrorism.

Key words: cooperation of states, sea terrorism, seizure of vessels, security of shopping, piracy.

Незаконные действия против морских судов известны с давних пор, но не всегда борьба с ними была эффективна. На современном этапе, когда терроризм уже перешел национальные границы, государствам необходимо консолидироваться для противостояния новым вызовам и угрозам, одними из которых могут быть террористические акты в отношении нефтяных танкеров и иных судов с опасными грузами. Также огромную опасность представляет собой незаконная транспортировка оружия массового поражения. Во второй половине XX в. происходит активизация террористической деятельности, в том числе набирает силу морской терроризм и пиратство. Вместе с тем существуют некоторые различия между морским терроризмом и пиратством, хотя на первый взгляд действия преступников направлены на захват судна, но все же преследуют разные цели. Как известно, пиратством является захват судна, находящегося в открытом море, а для квалификации в качестве акта морского терроризма не требуется соответствия данному положению. Однако сегодня происходит стирание четких границ между пиратством и морским терроризмом. В связи с этим дифференциация террористической деятельности и пиратства крайне осложнилась. Как следствие, государства должны вести единую контртеррористическую политику по обеспечению безопасности морского судоходства и борьбы с незаконным захватом морских судов. География нападений на суда довольно обширна: это акватория Юго-Восточной Азии (Малаккский пролив), Западной и Восточной Африки (особенно Аденский залив), Южной Америки, Южно-Китайского моря и Карибский бассейн. Захват судов в последнее время практикуется также в бассейнах Черного и Средиземного морей. Сомалийские пираты, колумбийские террористы (группы FARC), партизаны организации "Тигры освобождения Тамил-Илама", "Исламский джихад", баскские ЕТА и филиппинские морские диверсанты - вот далеко не полный печень террористических организаций, которые используют в своей практике незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства. Государствами неоднократно принимались попытки правовой регламентации борьбы с пиратством. Еще в 1926 г. Лига Наций предложила принять конвенцию о борьбе с пиратством, но она так и не была принята <1>. Сотрудничество государств в данной сфере активизировалось лишь после окончания Второй мировой войны и образования в 1945 г. ООН. Как справедливо отметил Президент России Дмитрий Медведев, выступая на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, "создание ООН стало одним из главных достижений мирового сообщества в XX веке. Эта организация, ее плодотворная деятельность действительно стали символом XX века, и этой деятельности нет и не может быть альтернативы" <2>. -------------------------------- <1> Нигматуллин Р. В. Преступления международного характера как одна из современных угроз правам человека // Международное публичное и частное право. 2009. N 2. С. 29. <2> См.: официальный сайт Президента РФ: www. kremlin. ru.

На сегодняшний день мировым сообществом разработан целый спектр различных соглашений по обеспечению безопасности морского судоходства и борьбы с терроризмом: это Конвенция об открытом море 1958 г., Конвенция по морскому праву 1982 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. и др. В конце 40-х годов XX в. происходит активизация межгосударственного сотрудничества. Так, 6 марта 1948 г. в Женеве принимается Конвенция о Межправительственной морской консультативной организации, впоследствии названной Международной морской организацией (ИМО). Также 29 апреля 1958 г. в Женеве была принята Конвенция об открытом море <3> - первый многосторонний документ, участниками которого на сегодняшний день являются около 150 государств. Конвенция 1958 г. закрепила свободу судоходства (ст. 2), а также определила ряд деяний, которые являются пиратством (ст. 15). -------------------------------- <3> Конвенция об открытом море // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXII. М., 1967. С. 222 - 232.

При координирующей роли ООН 10 декабря 1982 г. принимается Конвенция по морскому праву <4>. Данная Конвенция закрепила ряд важных положений: это прежде всего обязанность сотрудничать в пресечении пиратства, определение пиратства, определение пиратского судна или пиратского летательного аппарата и возможность их захвата. Именно на основе данных положений и взаимных договоренностей государств военные суда обеспечивают безопасность ряда морских акваторий. -------------------------------- <4> Конвенция ООН по морскому праву // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 322 - 474 (извлечение).

Обе Конвенции закрепляют положения, касающиеся проведения разбирательства по актам пиратства и применения наказания, однако, как справедливо отметил Р. В. Нигматуллин, такие важные вопросы, как выдача лиц, преследуемых за пиратские действия, и оказание правовой помощи, в документах не предусмотрены <5>. -------------------------------- <5> Нигматуллин Р. В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX в. и начале XXI столетия (историко-правовой аспект): Монография. М., 2006. С. 147.

В 60 - 70-х годах XX в. происходит быстрая эскалация преступлений, направленных против безопасности морского судоходства. Так, в 1961 г. португальские террористы захватили пассажирский лайнер "Санта-Мария" с 588 пассажирами и 350 членами команды. Корабль "Сити оф Порос" в сентябре 1978 г. также подвергся нападению международных террористов из организации "Черный сентябрь". Итальянское круизное судно "Акилле Лауро" было захвачено в октябре 1985 г. террористами Народного фронта освобождения Палестины, в качестве акта возмездия за налет израильской авиации на штаб-квартиру ООП в Тунисе 1 октября 1985 г. <6>. -------------------------------- <6> Жаринов К. В. Терроризм и террористы: Ист. справочник / Под ред. А. Е. Тараса. Минск, 1999. С. 350, 355, 365.

Международное сообщество, будучи обеспокоено подобной ситуацией на море, 10 марта 1988 г. в Риме принимает Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства <7>. -------------------------------- <7> Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (SUA) // Бюллетень международных договоров. 2002. N 1. С. 3 - 12.

Конвенция закрепила ряд важных аспектов, касающихся обеспечения безопасности мореплавания, а именно определила перечень деяний, являющихся преступными, порядок выдачи лиц, подозреваемых либо совершивших действия, направленные на захват морского судна, а также пути сотрудничества государств в предотвращении подобных преступлений: принятие всех практически осуществимых мер по предотвращению подготовки в пределах их соответствующих территорий к совершению этих преступлений в пределах или за пределами их территорий; обмен информацией в соответствии с их национальным законодательством и координация административных и других мер, принимаемых, когда необходимо, в целях предотвращения совершения подобных преступлений <8>. -------------------------------- <8> Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г. // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сб. док. / Сост. В. С. Овчинский. М., 2003. С. 351 - 352.

В дополнение к Римской конвенции был принят Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. Протокол является, по сути, самостоятельным документом, призванным дополнить Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Его положения применяются для обеспечения безопасности расположенных на континентальном шельфе стационарных платформ, т. е. установок и сооружений, постоянно закрепленных на морском дне для разведки или разработки ресурсов, и для прочих экономических целей, а также в отношении лиц, которые совершают преступления, а именно: захват стационарной платформы и осуществление над ней контроля силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания; акт насилия против лица на стационарной платформе, если этот акт может угрожать ее безопасности; разрушение стационарной платформы или нанесение ей повреждения, которое может угрожать ее безопасности; помещение или совершение действия в целях помещения на стационарную платформу устройства или вещества, которое может разрушить эту стационарную платформу или создать угрозу ее безопасности; нанесение ранения любому лицу или его убийство в связи с совершением или попыткой совершения преступлений, указанных выше <9>. -------------------------------- <9> Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, от 10 марта 1988 г. // Борьба с международным терроризмом: Сб. док. / Сост. К. А. Бекяшев, М. Р. Авясов; науч. ред. В. В. Устинов. М., 2005. С. 64 - 67.

Следует отметить, что данная Конвенция стала первым документом, положения которого были непосредственно посвящены обеспечению безопасности морских судов. Важным аспектом эффективного противодействия морскому терроризму является пресечение его финансирования. Следует отметить, что данное направление межгосударственного сотрудничества является одним из приоритетных. Мировое сообщество на сегодняшний день выработало соответствующую нормативно-правовую базу борьбы с финансированием терроризма. Так, в декабре 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма <10>. В 1996 г. в дополнение к этой Декларации был учрежден Специальный комитет по терроризму, в рамках которого 9 декабря 1999 г. была принята Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. В ней впервые было выработано определение "финансирование терроризма", а также дано наиболее широкое определение средств, которые могут быть предоставлены для финансирования терроризма. По смыслу Конвенции любое лицо является преступником, если оно незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением их использования для совершения таких деяний <11>. -------------------------------- <10> Док. ООН. A/RES/51/210. <11> Док. ООН. A/RES/54/109.

Конвенция также предписывает признанные международным правом юрисдикционные меры. Применительно к предусмотренному межгосударственному сотрудничеству специально оговорено, что государства-участники не могут отклонять просьбы о взаимной правовой помощи, ссылаясь на банковскую тайну (п. 2 ст. 12). Равным образом связанная с указанными преступлениями просьба о выдаче или взаимной правовой помощи не может быть отклонена лишь на том основании, что она касается политического преступления или преступления, связанного с таковым, или преступления, совершенного по политическим мотивам (ст. 14) <12>. -------------------------------- <12> Док. ООН. A/RES/54/109.

Важную роль в пресечении финансирования терроризма также играют рекомендации ФАТФ, принятые 31 октября 2001 г. Подтверждением этого является Резолюция Совета Безопасности ООН 1617. В указанной Резолюции Совет Безопасности ООН "настаивает, чтобы все страны-члены применяли всеобъемлющие международные стандарты, содержащиеся в Сорока рекомендациях ФАТФ по борьбе с отмыванием денег и Девяти специальных рекомендациях по борьбе с финансированием терроризма" <13>. -------------------------------- <13> Док ООН. A/RES/1617.

Несмотря на большое количество международных соглашений, регламентирующих безопасность морского судоходства, взаимодействие государств не всегда бывает эффективным, так как и в этой области есть определенные проблемы. Совет Безопасности ООН неоднократно принимал соответствующие резолюции, касающиеся борьбы с пиратством, как правило, у берегов Сомали, так как только в течение 2007 г. у побережья данного государства было захвачено около 30 судов <14>. Резолюция 1816 2008 г. позволила государствам направлять свои корабли с разрешения сомалийских властей в территориальные воды Сомали <15>. Осенью 2008 г. Совет Безопасности ООН снова вернулся к проблеме сомалийских пиратов и призвал все государства принять активное участие в борьбе с пиратством путем развертывания военных кораблей и военной авиации <16>. В Резолюции 1844 было предложено принять меры против физических и юридических лиц, препятствующих политическому процессу и укреплению переходного федерального правительства Сомали <17>. Резолюция 1846 позволила входить в территориальные воды Сомали в целях пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя на море сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении пиратства согласно соответствующим нормам международного права <18>. Исполнение указанных резолюций привело к положительным результатам. Так, индийский сторожевой корабль "Тобар" потопил пиратское судно, а российский корабль "Неустрашимый" предотвратил захват судов Дании и Саудовской Аравии и задержал пиратов, после чего перед российскими моряками встал вопрос о дальнейших юрисдикционных действиях в отношении их <19>. К сожалению, на сегодняшний день нет универсальной юридической системы уголовного наказания морских террористов и пиратов, которая решала бы вопросы уголовного преследования, определения ответственности и т. д. -------------------------------- <14> Нигматуллин Р. В. Преступления международного характера как одна из современных угроз правам человека // Международное публичное и частное право. 2009. N 2. С. 29. <15> Док. ООН S/RES/1816 (2008). <16> Международное уголовное правосудие: современные проблемы / Под ред. Г. И. Богуша, Е. Н. Трикоз. М.: Институт права и публичной политики, 2009. С. 256. <17> Док ООН A/RES/1844 (2008). <18> Док. ООН S/RES/1846 (2008). <19> Нигматуллин Р. В. Преступления международного характера как одна из современных угроз правам человека // Международное публичное и частное право. 2009. N 2. С. 30.

Также одной из основных проблем эффективного сотрудничества государств является отсутствие единого нормативно закрепленного определения не только морского терроризма, но и терроризма в целом. На сегодняшний день мировым сообществом под эгидой ООН разработано 13 универсальных антитеррористических конвенций, но ни в одной из них нет единого определения терроризма. В связи с этим необходимо безотлагательно принять Всеобъемлющую конвенцию по борьбе с терроризмом, проект которой был предложен еще в 2004 г. Возможно, решив данные вопросы, удастся более эффективно бороться с актами терроризма на море в будущем.

Название документа