О понятии "территориальная целостность государств" как основном объекте преступлений, посягающих на безопасность государства

(Остроухов Н. В.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2010, N 1) Текст документа

О ПОНЯТИИ "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВ" КАК ОСНОВНОМ ОБЪЕКТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА <*>

Н. В. ОСТРОУХОВ

Остроухов Н. В., кандидат юридических наук, г. Москва.

Статья посвящена исследованию термина "территориальная целостность государств" в международно-правовом аспекте. Дана характеристика основных международных документов, закрепляющих данное понятие. Особое внимание уделено уголовно-правовой характеристике преступлений, вызывающих нарушения территориальной целостности государств.

Ключевые слова: преступление, государство, территориальная целостность государства, государственная граница.

The article deals with the notion "territorial integrity of states" in the international legal field. The author characterizes main international instruments containing this notion. Special attention is paid to criminal-law characteristic of wrongdoings causing breach of territorial integrity of states.

Key words: crime, state, territorial integrity of state, state border.

Обеспечение территориальной целостности государств является одной из актуальных проблем современности. История свидетельствует о многочисленных случаях распада государств на составные части, попытках отделения от государств части их территории. Распад СССР, прекращение существования такой державы, стал своего рода катализатором многих таких процессов в современном мире. Продолжающееся дробление бывшей Югославии на множество государств, непрекращающиеся зарубежные попытки по отделению Чеченской Республики от России, сложная ситуация в Молдове и Азербайджане, отделение Южной Осетии и Абхазии от Грузии и многие другие современные территориальные проблемы свидетельствуют о продолжающемся процессе изменений в мире, затрагивающих основной принцип международного права - принцип территориальной целостности. Обозначение в Уставе ООН 1945 г. принципа территориальной целостности и его дальнейшее развитие в ряде известных международных документов, например, таких как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., закрепление его в многочисленных международных документах, в законодательстве государств послужило общепризнанности данного принципа. Однако как в международном праве, так и в законодательствах государств, в том числе и в российском законодательстве, содержание принципа территориальной целостности не раскрывается, не установлены его место среди других принципов международного права, взаимосвязь с ними. Данный вопрос, по нашему мнению, не нашел еще должного отражения в правовой науке. Следует заметить, что понятия "территориальная целостность государств" и "принцип территориальной целостности государств" - это взаимосвязанные, но различной природы понятия: первое - философское, второе - правовое. В то же время определение этих дефиниций имеет важное прикладное значение для мирового сообщества, его нормального функционирования. Оно является той точкой опоры, от которой необходимо отталкиваться при понимании, реализации и обеспечении территориальной целостности каждого из государств. Согласно сложившемуся в науке пониманию целостность - это обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой. Понятие целостности выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью. Оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития. Иногда целостностью называют и сам объект, обладающий такими свойствами, - в этом случае это понятие употребляется как синоним понятия "целое". Указанные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней. Кроме того, представления о целостности какого-либо объекта исторически преходящи, обусловлены предшествующим развитием научного познания данного объекта. Методологическое значение представления о целостности состоит в указании на необходимость выявления внутренней детерминации свойств целостного объекта и на недостаточность объяснения специфики объекта извне. В современной науке, по мнению многих ученых, понятие целостности выступает как один из основных компонентов системного подхода. В то же время не всякое целое способно порождать и обладать целостностью. Обращаясь к философским истокам исследования целостности государства, познания категорий целостности и единства государства, еще древнегреческие ученые Платон и Аристотель считали, что государственная целостность и единство препятствуют дезорганизации и анархии. Выдающуюся роль в познании диалектики целого и части сыграл Гегель. Именно диалектика Гегеля выявила важный принцип - принцип целостности и, соответственно, позволила вывести из него структурный, функциональный и генетический типы целостности, которые связаны между собой. Генетический - само происхождение государства, его формирование как целостной системы, охватываемой единой централизованной властью, способной эффективно воздействовать на все сферы; структурный - строение государства, наличие государственных органов, составляющих необходимый атрибут любого государства; функциональный - деятельность органов государства и власти - законодательной, исполнительной и судебной. Идеи единства государства, соборности, концепции типов целостности и государственного единства развивали выдающиеся русские и российские философы И. А. Ильин, В. С. Соловьев, А. С. Хомяков и многие другие. Обосновывая и отдавая вслед за ними приоритет генетическому типу целостности Российского государства, Б. С. Эбзеев считает, что он выполняет функцию сохранения целостности государства и ее защиты, а нарушение генетических начал государственного строительства, в том числе "традиций", "среды", может привести к разрушению государства. При этом разграничение типов целостности государства не означает, что каждое из них можно абсолютизировать; они постоянно взаимодействуют и взаимозависимы в системе <1>. -------------------------------- <1> См.: Эбзеев Б. С. Государственное единство и целостность Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы). Серия "Право". С. 175.

Рассматривая государство как социальное явление, Ю. И. Белавина утверждает, что, выступая в качестве территориальной системы, оно прежде всего характеризуется признаками: целостностью, структурой, управлением, связями, самоорганизацией, целями. Поэтому при рассмотрении государства как системы первоочередному анализу подлежат вопросы его внутреннего построения. По ее утверждению, территориальная система, какой является государство, предполагает единство и взаимосвязь отдельных его составных частей независимо от их размеров, различий в правовом статусе или организации их внутреннего устройства. В свою очередь, целостность территории как элемент целостности государства есть непременное условие стабильности, устойчивости, соответствующего социума <2>. -------------------------------- <2> См.: Белавина Ю. И. Конституционные основы обеспечения единства Российской Федерации и ее территориальной целостности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 23.

На территориальную целостность влияют как внутренние, так и внешние факторы. К их пониманию можно подходить как с межгосударственных, так и с внутригосударственных позиций, доктрин, сложившихся на международном и внутригосударственном уровнях. Особый интерес представляет международный подход. Воздействия извне на государство нередко приводят к тем или иным территориальным изменениям. Хотя и внутригосударственные процессы, не связанные с внешним воздействием, также могут привести к нарушению территориальной целостности государств. Чтобы разобраться в этом научном вопросе, что же все-таки понимать под территориальной целостностью, следует обратиться прежде всего к понятию государственной территории, о целостности которой следует говорить, в том числе и с международно-правовых позиций. Согласно Конвенции "О правах и обязанностях государств", которая не вступила в силу, территория является важной чертой государства как субъекта международного права наряду с такими его элементами, как постоянное население, правительство, способность вступать в отношения с другими государствами. По мнению С. Н. Бабурина, территория государства возникает в силу действия естественно-исторических закономерностей и развивается по социальным законам, является материальным отражением уровня развития общества и находит свое воплощение в том или ином территориальном устройстве <3>. -------------------------------- <3> См.: Бабурин С. И. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997. С. 57.

Несмотря на понимание территории как объективного явления, в доктрине упускается, что представление о территории конкретного государства (его расположения, состава, очертания границ) связано и с отношением к ней как самого суверена, так и других, прежде всего сопредельных, государств. Исходя из геометрических и правовых представлений государственная территория - это не некоторая плоскость, это объем, в пределах которого распространяется суверенитет государства, который ограничен его границами. Принято считать, что государственная территория имеет четкие границы. Это идеальная модель, однако на практике это не всегда так. Как известно, государственная территория включает в себя сухопутную территорию, водную территорию, воздушное пространство над ним и недра. Государственные границы в пределах сухопутной и водной территорий, как правило, устанавливаются на основе международных договоров и международных обычаев. Они определяются координатами или проходят с учетом рельефа местности (по рекам, хребтам гор и т. п.). Однако довольно часто границы сопредельных государств на отдельных участках в правовом отношении могут быть и не оформлены. Тому причиной могут быть или организационные, технические причины, в силу которых границы между государствами не установлены, или территориальные споры между государствами по поводу прохождения таких границ. При территориальном споре каждая из сторон придерживается своего варианта прохождения границы. Предметом спора могут быть как небольшие участки, так и значительные территории. Границы могут быть и подвижными. Такое возможно при прохождении государственной границы по рекам. Имеют место договоры, в которых указывается, что граница проходит с учетом изменения русла реки. При разграничении территорий сопредельных или смежных государств морские границы проводятся согласно международным договорам, а при их отсутствии - по срединным линиям. Хотя каждая из сторон может оспаривать их прохождение. Морская территория государства ограничивается внешним пределом территориального моря, который согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. не должен превышать 12 морских миль. Обычная норма международного права по данному вопросу еще не сложилась. Однако ряд государств (Аргентина, Бразилия, Сомали и некоторые другие) в одностороннем порядке установили внешний предел своей территории на удалении в 200 морских миль, что не признается большинством государств мирового сообщества. Говорить о четких границах государства в пределах его воздушного пространства, недр также не приходится. Как известно, воздушная территория государства - это воздушный столб над его воздушной и водной территориями, в пределах которого оно осуществляет свой суверенитет. Верхний предел территории государства до сих пор не установлен, и принято считать, что он находится условно на высоте 100 - 110 км. В практике государств этот предел нередко нарушается (например, при запуске баллистических ракет). Предел недр также не установлен. Теоретически недра государства простираются в глубь Земли к ее центру и представляют своеобразный конус, верхней частью которого являются сухопутная и водная территории государства. Каких-либо международных договоров и обычаев, подкрепляющих данный подход, в настоящее время нет. Государства на законодательном уровне определяют, что они рассматривают в качестве недр <4>. -------------------------------- <4> Так, согласно Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Таким образом, в целом границы государства определяют пределы распространения его суверенитета, его территорию. Это определение в большей степени соответствует представлению государства, его желанию распространить свой суверенитет на некоторую территорию. Такую "предписательную" модель суверенитета государства закрепляют в своем законодательстве. Реальное же пространство, в пределах которого государство может реализовать свой суверенитет, может существенно отличаться от указанной модели, а в отдельных случаях в пределах некоторых областей может вступать в коллизию с пределами "предписательного" суверенитета сопредельного государства. Это создает предпосылки к тому, что территория государства изначально не представляет собой целостное образование с четко обозначенными границами. Ввиду этого в решении данного вопроса резко возрастает роль международного права, своего рода арбитра в территориальных спорах. Границы территории государства должны быть установлены в соответствии с международным правом. Это основа территориальной целостности государств. Что же представляет собой понятие "территориальная целостность государства"? Данный термин находит отражение во многих международных документах и законодательстве государств. Однако что понимать под данным термином, в международном праве не закреплено. Ученые высказывают множество точек зрения по этому поводу. Так, известный специалист по территориальным вопросам Б. М. Клименко считал, что целостность государственной территории означает запрещение насильственного расчленения территории какого-либо государства или отторжения и захвата части его территории <5>. Однако это охватывает лишь запрет внешнего воздействия, направленного на нарушение территориальной целостности, "расчленение" территории государства. -------------------------------- <5> См.: Клименко Б. М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М.: Международные отношения, 1974. С. 38.

По мнению Р. М. Кочкарова, категория "территориальная целостность" включает понятие "суверенитет проживающего в составе данного государства народа, который продолжает оставаться хозяином своей территории, и никто не имеет права распоряжаться ею" и рассматривает территориальную целостность в качестве принципа, гарантирующего территориальное верховенство государства от посягательств извне <6>. -------------------------------- <6> См.: Кочкаров Р. М. Конституционные основы суверенитета народов и нации и единство российской государственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 13.

Д. А. Ковачев считает, что "территориальная целостность" означает незыблемость границ государства и целостность общества, живущего на территории этого государства <7>. -------------------------------- <7> См.: Ковачев Д. А. Федерация в зарубежных странах: актуальный опыт // Договорные принципы и формы федеративных отношений. М., 1999. С. 141.

С. Н. Бабурин относит территориальную целостность к составным элементам безопасности территории. При этом безопасность территории рассматривается им как условие существования и развития государства в рамках неприкосновенности границ и правового режима. По его утверждению, безопасность территории представляет собой определенную систему параметров-элементов, в том числе пространственную безопасность (территориальную целостность), политико-правовую, социально-экономическую, экологическую и культурную безопасность территории. При этом территориальную целостность он предлагает определять через понятие "правовой режим территории государства", установленный актами органов государственной власти, принимаемыми в соответствии с компетенцией и в порядке, предусмотренном правом <8>. -------------------------------- <8> См.: Бабурин С. Н. Указ. соч. С. 65.

А. А. Чинчиков отмечает, что территориальная целостность выступает условием существования государства как системы, выражением всех иных его признаков <9>. -------------------------------- <9> См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С. 355.

М. Б. Рожков рассматривает "территориальную целостность" как основной объект безопасности государства, ссылаясь при этом на ст. 1 Закона Российской Федерации "О безопасности", и приводит в качестве примера триаду "личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность" <10>. -------------------------------- <10> См.: Рожков М. Б. Объект конституционной безопасности государства: конституционный строй или основы конституционного строя. М., 2003. С. 3.

По мнению Ю. И. Белавиной, под территориальной целостностью государства следует понимать государственное и территориальное единство страны в пределах своих государственных границ, обязывающее всех субъектов государственно-правовых отношений воздерживаться от любых действий, направленных против политической независимости и единства государства. Она отмечает, что при рассмотрении категории "территориальная целостность" основное внимание обычно уделяется описанию элементов, составляющих принцип территориальной целостности. При этом не рассматриваются признаки, характеризующие понятие "территориальная целостность". Такими признаками она предлагает считать: целостность, структуру, управление, связи, самоорганизацию, цели. При этом при рассмотрении государства как территориальной системы первоочередному анализу подлежат вопросы его внутреннего построения. Ю. И. Белавина утверждает, что территориальная система государства предполагает единство и взаимосвязь отдельных его составных частей независимо от их размеров, различий в правовом статусе или организации их внутреннего устройства. В свою очередь, целостность территории как элемент целостности государства есть непременное условие стабильности, устойчивости, соответствующего социума <11>. -------------------------------- <11> См.: Белавина Ю. И. Указ. соч. С. 12, 23, 27.

Таким образом, общепризнанного определения территориальной целостности государства не существует. Многие ученые вкладывают в него тот или иной смысл, в зависимости от того, какие стороны этого явления они хотят осветить. Основой территориальной целостности является прежде всего единство сухопутной и водной территорий. Именно они рассматриваются как объект территориальных притязаний со стороны сопредельных государств. Никогда на практике не рассматривают воздушное пространство и недра как объект посягательства на территориальную целостность, так как все эти пространства, как само собой разумеющееся, являются взаимосвязанными друг с другом. Нарушение территориальной целостности может иметь формы распада государств на два или большее число государств, отделение от государства части его территории и образование самостоятельного государства, отделение от государства части его территории и присоединение ее к другому государству. Эти негативные последствия потери части территории государства принято считать нарушениями его территориального единства. Позитивные изменения, т. е. приращение части территории государства, на практике не рассматриваются как нарушение его территориальной целостности. Субъектами нарушения территориальной целостности государства являются государства, противоправные действия которых могут выражаться в захвате и оккупации части территории другого государства, повлекшие присоединение оккупированной территории к своей территории (аннексия). Однако любые территориальные приобретения не следует считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения. Противоправные действия государства могут выражаться в создании условий в другом государстве путем осуществления политических, экономических, организационных и иных мер, которые могут привести к дестабилизации обстановки в государстве и его дальнейшему распаду. Субъектами нарушения территориальной целостности могут быть и силы в пределах самого государства, действия которых могут привести к его распаду. Ими могут быть различного рода сепаратистские формирования, народы, борющиеся за самоопределение. На практике они нередко устанавливают контроль над определенной частью территории. Однако это не означает, что суверенитет государства в его пределах перестает действовать и оно потеряло часть своей территории. Появление новых государственных очертаний возможно с наступлением значимых в соответствии с международным правом событий. Следует заметить, что довольно часто иностранные государства поддерживают антиправительственные силы в том или ином государстве. Любое отторжение от государства его территории, противоречащее международному праву, ничтожно изначально. В таких случаях следует говорить о нарушении территориальной целостности государств. Считается, что территориальная целостность государства не нарушается, если распад (деление) государств на составные части осуществляется на основе соглашения правительств, контролирующих соответствующие части территории этого государства. Такое согласие оформляется, как правило, в договорной форме. Таким образом, по нашему мнению, территориальная целостность государства проявляется в единстве территории, на которую распространяется суверенитет государства. Это качественная характеристика государства, характеризующая состояние его безопасности. Территориальная целостность государства определяется его способностью сохранять свою территорию в пределах установленных в соответствии с международным правом границ, противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение.

Название документа