К вопросу о проблеме совершенствования института конфискации имущества в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации

(Козлов В. А.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2010, N 1) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

В. А. КОЗЛОВ

Козлов В. А., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО (У) МИД России. -------------------------------- <*> Kozlov V. A. Perfection of institute of confiscation of property according to international liabilities of Russian Federation.

В статье изложены основные направления нормативного регулирования и деятельности по конфискации имущества. Выработаны предложения по приведению порядка конфискации имущества к международным стандартам, подкрепленным обязательствами Российской Федерации.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, уголовное дело, конфискация, имущество, международный договор.

The article deals with the main aspects of normative regulation and activities during confiscation of property. The author makes proposals to make confiscation order closer to international standards according to international liabilities of the Russian Federation.

Key words: criminal procedure, criminal case, confiscation, property, international treaty.

22 апреля 2008 г. на заседании Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности обсуждались проблемы совершенствования законодательства по вопросам конфискации имущества <1>. Участниками совещания отмечалось, что конфискация имущества остается одним из самых эффективных правовых инструментов предупреждения и борьбы с наиболее опасными видами преступлений. -------------------------------- <1> См.: Стенограмма "круглого стола" Комитета Государственной Думы по безопасности на тему "Актуальные проблемы совершенствования законодательства по вопросам конфискации имущества" от 22 апреля 2008 г.

В последние годы развивается тенденция к расширению сферы применения данной меры, что связано с необходимостью активизации борьбы с коррупцией, легализацией преступных доходов, террористической деятельностью. Несмотря на то что конфискация имущества в обновленном виде возвращена в российскую практику относительно недавно, за прошедший недолгий период уже назрел целый ряд вопросов, связанных с правовым регулированием этого института. В частности, в перечень преступлений, в результате совершения которых может применяться конфискация имущества, не включены преступления, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов (ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ). Сегодня все чаще возникает вопрос, соответствует ли в полной мере российский институт конфискации имущества международным стандартам и, в частности, требованиям указанных договоров <2>. -------------------------------- <2> См.: Материалы к "круглому столу" "Актуальные проблемы совершенствования законодательства по вопросам конфискации имущества". М., 2008.

Требование о наличии конфискации имущества в системе национальных уголовно-правовых мер содержится в таких ратифицированных Российской Федерацией международных инструментах, как Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) <3>, Конвенция ООН против коррупции (2003 г.) <4>, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) <5> и др. -------------------------------- <3> Бюллетень международных договоров. 2005. N 2. <4> Бюллетень международных договоров. 2006. N 10. <5> Совет Европы и Россия. 2002. N 2.

С введением Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" в Уголовный кодекс РФ гл. 15.1 "Конфискация имущества" возникли проблемы по отслеживанию сумм легализованных денежных средств, полученных преступным путем, подлежащих по решению суда обращению в доход государства. Данным дополнением установлен перечень преступлений, по которому деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате их совершения, подлежат конфискации (ст. 104.1 УК РФ). По мнению специалистов, этот перечень не охватывает все предикатные преступления, за легализацию полученных при этом денежных средств и иного имущества наступает уголовная ответственность по ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ. В этой связи могут возникнуть определенные осложнения во взаимоотношениях с международными организациями ФАТФ (Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) и МАНИВЭЛ (Комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег), координирующими деятельность стран в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В соответствии с Рекомендацией 3 ФАТФ ("Обеспечивающие меры и конфискация") "странам следует принять меры, аналогичные изложенным в Венской и Палермской конвенциях, в том числе законодательные меры, позволяющие своим компетентным органам проводить конфискацию отмываемой собственности, доходов от отмывания денег или предикатных преступлений, инструментов, используемых или предназначенных к использованию для совершения указанных преступлений, или имущества соответствующей стоимости, без ущемления прав добросовестных третьих лиц. Такие меры должны включать полномочия на: (a) выявление, отслеживание и оценку собственности, подлежащей конфискации; (b) осуществление обеспечивающих мер, таких как замораживание и изъятие для предотвращения любых сделок, передачи или распоряжения таким имуществом; (c) принятие мер, которые предотвратят или сделают ничтожными любые действия, которые умаляют способность государства обращать взыскание на имущество, подлежащее конфискации; и (d) принятие любых подобающих следственных мер. Страны могут рассмотреть возможность принятия мер, которые позволяют проводить конфискацию таких доходов или инструментов без вынесения осуждения в уголовном порядке или которые требуют от нарушителя доказать законное происхождение имущества, подлежащего конфискации, в той мере, в которой такое требование не противоречит принципам их внутреннего законодательства". В целях реализации вышеперечисленных установок ФАТФ (40 рекомендаций) разрабатываются организационно-правовые мероприятия, направленные на установление конфискации имущества за совершение преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Как показывает практика, основанием для разработки законопроектов являются замечания экспертов ФАТФ, высказанные по результатам оценки национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма международным стандартам. Изучение законопроектной практики показывает, что в последнее время субъекты законодательной инициативы проявляют к этому вопросу повышенное внимание. Одним из таких законопроектов предусматривается внесение в ст. 104.1 УК РФ изменения, устанавливающего возможность принудительного безвозмездного изъятия и обращения в собственность государства на основании обвинительного приговора денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, а также любых доходов от этого имущества. При этом основными целями разработки данного законопроекта являются предупреждение и предотвращение совершения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, а также повышение эффективности борьбы с экономическими преступлениями в сфере легализации имущества. По мнению субъекта законодательной инициативы, основной задачей государства в сфере борьбы с легализацией доходов является создание реальных препятствий для легализации преступно нажитого имущества посредством установления юридических мер ответственности за противоправное поведение в данной области. Российской Федерацией ратифицирован ряд международных правовых договоров в сфере борьбы с коррупцией, которые непосредственно рассматривают меры по конфискации имущества в качестве механизма борьбы с отмыванием преступных доходов (в том числе Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.). Кроме того, Российской Федерацией подписан Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (Душанбе, 5 октября 2007 г.), в соответствии со ст. 11 которого стороны обязуются принимать нормативные правовые акты, позволяющие обеспечить конфискацию преступных доходов, включая имущество, полученное в результате легализации (отмывания) преступных доходов, а также средств для финансирования терроризма. В настоящее время ст. 104.1 УК РФ установлено, что конфискация имущества производится в отношении имущества, полученного лицами в результате совершения преступлений, в число которых не входят преступления, связанные с легализацией имущества. Легализация имущества совершается не только в целях придания видимости законности полученного имущества, но и в целях получения выгоды (вознаграждения) за совершение лицом действий по легализации имущества. Кроме того, в процессе легализации может быть получен дополнительный доход от использования легализованного имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности. В соответствии с действующими нормами уголовного законодательства Российской Федерации к лицу, обвиняемому в совершении преступления, связанного с легализацией имущества, и получившему в результате данной преступной деятельности имущество (вознаграждение), не может быть применена конфискация имущества. С учетом изложенного законопроектом предлагается закрепить норму о возможности конфискации имущества (вознаграждения), получаемого лицом в результате легализации имущества других лиц (ст. 174 УК РФ). Указанное дополнение ст. 104.1 УК РФ обосновывается авторами законопроекта усилением уголовно-правовых мер по предупреждению преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов. По мнению ряда экспертов, включение в ст. 104.1 УК РФ "Конфискация имущества" ст. 174 УК РФ в целом заслуживает одобрения. Вместе с тем в сфере отношений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов, совершается и другое преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 174.1 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления". Признаки, характеризующие названные два состава преступления, во многом совпадают. В частности, целью таких преступлений является легализация (отмывание) преступных доходов. По степени общественной опасности преступление, предусмотренное ст. 174.1 УК РФ, превосходит деяние, предусмотренное ст. 174 УК РФ. Данный факт подтверждает и санкции, содержащиеся в ч. 4 ст. 174.1 УК РФ. Кроме того, по мнению специалистов, требования ФАТФ заключаются в установлении конфискации в качестве дополнительной меры наказания за деяния, предусмотренные ст. ст. 171 и 174.1 УК РФ. При этом в последнее время ФАТФ уделяет особое внимание противодействию отмыванию доходов лицом, совершившим предикатное преступление (так называемому самоотмыванию), ответственность за которое предусмотрена именно ст. 174.1 УК РФ. По нашему мнению, следует согласиться с мнением относительно необходимости распространить положения ст. 104.1 УК РФ не только на преступление, предусмотренное ст. 174 УК РФ, но и ст. 174.1 УК РФ. В соответствии с положениями Рекомендации 3 40 Рекомендаций ФАТФ, касающихся обеспечивающих мер и конфискации, странам следует принять меры, позволяющие своим компетентным органам проводить конфискацию отмываемой собственности, доходов от отмывания денег или предикатных преступлений. Преступление, предусмотренное ст. 174.1 УК РФ, включает совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (так называемое самоотмывание). Фактически предикатными преступлениями по отношению к составу, предусмотренному ст. 174.1 УК РФ, выступают многие из приносящих преступный доход деяний, которые ныне не включены в перечень, содержащийся в п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. Между тем доход, полученный в результате "самоотмывания" преступно нажитого имущества от таких преступлений, не охватывается ни положениями п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, ни ст. 81 УПК РФ, хотя, вне всякого сомнения, он должен быть изъят у виновного лица. Таким образом, по нашему мнению, необходимо включить ст. 174.1 УК РФ в перечень, предусмотренный ст. 104.1 УК РФ.

Название документа