Уголовная юрисдикция в отношении военнослужащих воинских формирований Российской Федерации, дислоцированных на территории иностранных государств: состояние, проблемы, перспективы развития

(Ермолович Я. Н.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2010, N 1) Текст документа

УГОЛОВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДИСЛОЦИРОВАННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ <*>

Я. Н. ЕРМОЛОВИЧ

Ермолович Я. Н., адъюнкт кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции.

Складывающиеся в различных частях земного шара сложные политические и фактические ситуации способствуют широкому распространению практики формирования и деятельности различного рода воинских контингентов отдельных стран на территории иностранных государств. Не является в этом отношении исключением и Российская Федерация. При этом независимо от правовых оснований нахождения на иностранной территории воинских контингентов возникает вопрос о том, юрисдикция какого государства (направляющего или принимающего) действует в отношении военнослужащих на иностранной территории в случае совершения преступлений. Особенностям и перспективам правового регулирования уголовной юрисдикции в отношении российских военнослужащих за рубежом посвящена статья.

Ключевые слова: уголовная юрисдикция; воинские контингенты за рубежом; международные договоры; уголовное право; правовой статус военнослужащих.

Complicated political situations in different parts of the world have led to widespread practice of dislocating military units of certain countries on foreign territories. Among those there are Russian military units. Whatever the legal grounds for such dislocation are, there is a question of the jurisdiction that is to be applied to the military on a foreign territory in case they commit a crime. The article deals with the peculiarities and prospects of legal regulation of criminal jurisdiction relating to the Russian military.

Key words: criminal jurisdiction, military units abroad, international treaties, criminal law, legal status of the military.

В 1989 г. за пределами СССР находились воинские контингенты общей численностью свыше 620 тысяч военнослужащих. С распадом СССР большая часть воинских контингентов на территориях других государств была ликвидирована. Воинские формирования Российской Федерации были выведены из стран Восточной Европы, ликвидированы военные базы в Африке, Юго-Восточной Азии и на Кубе. К 1995 г. у Российской Федерации осталось 28 военных баз и объектов на территории бывшего СССР. В настоящее время воинские формирования Российской Федерации дислоцируются на территориях 11 государств <1>, начиная с 1991 г. миротворческие подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации принимали участие в 18 миротворческих операциях, пограничные органы охраняли государственные границы Таджикистана, Армении и Киргизии (в настоящее время пограничные органы ФСБ России дислоцированы на территориях 5 государств), осенью 2008 г. военные корабли Российской Федерации были задействованы для борьбы с пиратами у берегов Сомали, начиная с 1991 г. воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничные органы принимали участие в боевых действиях на территории Молдовы, Таджикистана, Грузии. -------------------------------- <1> Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Казахстан, Республика Армения, Украина, Сирия, Молдова, Абхазия, Южная Осетия. - Прим. авт.

На момент подготовки статьи за пределами России дислоцировались: - шесть военных судов: 80-й гарнизонный военный суд (Молдова, г. Тирасполь-17), 5-й гарнизонный военный суд (Армения, г. Ереван), 109-й гарнизонный военный суд (Таджикистан, г. Душанбе), 26-й гарнизонный военный суд (Казахстан, г. Байконур), 40-й гарнизонный военный суд (Казахстан, г. Приозерск-4), Новороссийский гарнизонный военный суд (второй судебный состав) (Украина, г. Севастополь); - девять военных прокуратур: войсковая часть 14101 (Молдова, г. Тирасполь-17), войсковая часть 22257 (Казахстан, г. Приозерск), войсковая часть 34135 (Казахстан, г. Байконур), 312-я военная прокуратура гарнизона (Армения, г. Ереван), войсковая часть - полевая почта 51443 (Абхазия, г. Гудаута), войсковая часть - полевая почта 97742 (Киргизия, авиабаза "Кант"), войсковая часть - полевая почта 90935 (Украина, г. Севастополь), 257-я военная прокуратура гарнизона (Таджикистан, г. Душанбе), 313-я военная прокуратура гарнизона (Беларусь, г. Минск) <2>; -------------------------------- <2> В 2001 г. за пределами Российской Федерации находилось 15 военных прокуратур. - Прим. авт.

- пять военных следственных отделов: войсковая часть 68795 (Казахстан, г. Приозерск), войсковая часть 68794 (Казахстан, г. Байконур), войсковая часть - полевая почта 68782 (Армения, г. Гюмри), войсковая часть - полевая почта 68814 (Украина, г. Севастополь), войсковая часть - полевая почта 68816 (Таджикистан, г. Душанбе). Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие случаи использования воинских формирований за пределами территории России: 1) размещение ограниченных контингентов Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в мирное время в целях обеспечения военной безопасности Российской Федерации <3>; 2) выполнение союзнических обязательств в целях коллективной безопасности и совместной обороны в мирное время, угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта) <4>; 3) защита национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане (осуществление военно-морского присутствия и демонстрация флага, защита судоходства, промысловой и других видов деятельности, участие в военно-политических акциях Российской Федерации и др.) <5>; 4) участие в операциях по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности <6>; 5) участие в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил <7>; 6) пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, участие в совместных контртеррористических операциях <8>; 7) осуществление разведывательной деятельности <9>; 8) проведение совместных военных учений <10>; 9) совместная охрана государственных границ <11>. -------------------------------- <3> См.: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с последующими изменениями) // Рос. газ. 1996. 6 июня. <4> См.: Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации" // Рос. газ. 2000. 25 апр. <5> См.: Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г.). Официальный сайт Президента России. Дата обновления: 03.11.2008. URL: http://www. president. kremlin. ru. <6> См.: Федеральный закон от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" // Рос. газ. 1995. 30 июня. <7> См.: Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Действующее международное право: В 3 т. М., 1996. Т. 1. С. 26 - 45. <8> См.: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 11. Ст. 1146. <9> См.: Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 143. <10> См.: Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Китайской Народной Республики, и воинских формирований Китайской Народной Республики, временно находящихся на территории Российской Федерации, для проведения совместных военных учений (Пекин - Москва, 6 - 8 августа 2005 г.) // Бюллетень международных договоров. 2006. N 3. <11> См.: Договор о сотрудничестве в охране границ государств - участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество (Минск, 26 мая 1995 г.) // Бюллетень международных договоров. 1997. N 12. С. 15.

Воинские формирования Российской Федерации, размещенные на основании международных договоров на территориях иностранных государств, можно классифицировать в зависимости от характера выполняемых задач следующим образом: объекты системы противоракетной обороны <12>; войска, дислоцированные на территории иностранного государства (военные базы) <13>; воинские формирования из состава сил и средств системы коллективной безопасности (в рамках ОДКБ) <14>; пограничные органы Федеральной службы безопасности; иные военные объекты, расположенные на территории иностранного государства (различные полигоны, узлы связи, сейсмические станции) <15>. -------------------------------- <12> См.: Соглашение о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства (Москва, 6 июля 1992 г.) // Бюллетень международных договоров. 1993. N 8. С. 16. <13> См.: Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (Киев, 28 мая 1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 31. Ст. 3991. <14> См.: Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности (Бишкек, 11 октября 2000 г.) // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 384. <15> См.: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об условиях использования и аренды испытательного полигона Сары-Шаган и обеспечения жизнедеятельности г. Приозерска (Москва, 20 января 1995 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 33. Ст. 3372.

Правовое положение воинских формирований и статус военнослужащих Российской Федерации (в том числе уголовная ответственность), проходящих военную службу на территории иностранного государства, определяются комплексом правовых норм, в состав которого входят международные договоры и законодательство Российской Федерации, а также национальное законодательство иностранного государства, на территории которого дислоцированы воинские формирования Российской Федерации. Как влияет правовой статус военнослужащих на их уголовную ответственность? Уголовная ответственность имеет три этапа: установление, возложение и реализация. На этапе установления уголовной ответственности российские военнослужащие на территориях иностранных государств подпадают под действие как Уголовного кодекса Российской Федерации, так и уголовного закона иностранного государства, т. е. уголовная ответственность устанавливается как Россией, так и иностранным государством, что непосредственно связано с пребыванием российских военнослужащих на территориях иностранных государств и их правовым статусом. На этапе возложения уголовной ответственности обязанность воздерживаться от противоправного поведения, запрещенного уголовным законодательством иностранного государства, возникает у российского военнослужащего с момента зачисления в списки части, дислоцированной на территории иностранного государства, т. е. с того момента, как он стал военнослужащим воинских частей, дислоцированных на территории иностранного государства. Наличие международно-правового статуса военнослужащего Российской Федерации влияет на его уголовную ответственность. На этапе реализации уголовной ответственности российский военнослужащий может привлекаться к уголовной ответственности как по российским законам, так и по законам иностранного государства, отбывать наказание как на территории России, так и на территории иностранного государства. Такое положение определяется особенностями правового статуса военнослужащих, спецификой их деятельности и характером выполняемых задач, особенностями правового положения воинских формирований Российской Федерации на территориях иностранных государств. Существуют разные подходы к определению объема уголовной юрисдикции Российской Федерации в отношении военнослужащих на территории иностранного государства: 1) военнослужащие Российской Федерации на территории иностранного государства обладают иммунитетом от местной юрисдикции; 2) военнослужащие Российской Федерации на территории иностранного государства не обладают иммунитетом, а Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию только по определенным, указанным в международном договоре преступлениям; 3) Российская Федерация не осуществляет уголовной юрисдикции в отношении российских военнослужащих на территории иностранного государства. Выбор конкретного подхода к определению объема уголовной юрисдикции Российской Федерации в отношении военнослужащих на территории иностранного государства должен определяться интересами Российской Федерации, характером задач, выполняемых на территории иностранного государства российскими воинскими формированиями, взаимоотношениями России с этим иностранным государством. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 12 УК РФ военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцированных за ее пределами, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По подсчетам автора, начиная с 1991 г. Российской Федерацией было заключено более 170 международных договоров и соглашений, в которых так или иначе затрагивались вопросы уголовной юрисдикции в отношении российских военнослужащих. Международными договорами Российской Федерации о статусе войск предусмотрено осуществление уголовной юрисдикции в отношении российских военнослужащих, совершивших преступления: 1) против Российской Федерации; 2) против лиц, входящих в состав воинских формирований, или членов их семей; 3) против граждан Российской Федерации; 4) при исполнении служебных обязанностей ("своих обязанностей", "обязанностей военной службы"); 5) в связи с исполнением служебных обязанностей; 6) против военной службы (воинских преступлений); 7) в местах дислокации воинских формирований. Каждый международный договор Российской Федерации имеет свои особенности, которые сужают или расширяют круг граждан или преступлений, в отношении которых Россия осуществляет уголовную юрисдикцию. Так, например, Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении военнослужащих, совершивших преступления против военной службы вне зависимости от места дислокации на территориях таких стран, как Армения <16> и Беларусь <17>. В договорах с такими странами, как Казахстан <18> и Киргизия <19>, - при совершении воинского преступления вне мест дислокации, и в договорах с такими странами, как Азербайджан <20>, Украина <21> и Таджикистан <22>, не предусмотрено осуществление уголовной юрисдикции Российской Федерацией в отношении военнослужащих, совершивших преступление против военной службы. -------------------------------- <16> См.: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения (Москва, 29 августа 1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 47. Ст. 4572. <17> См.: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь (Минск, 6 января 1995 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 23. Ст. 2104. <18> См.: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан (Москва, 20 января 1995 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 28. Ст. 2807. <19> См.: Федеральный закон от 30 января 2002 г. N 11-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Киргизской Республики" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 5. Ст. 377. <20> См.: Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 159-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о статусе, принципах и условиях использования Габалинской радиолокационной станции" (РЛС "Дарьял") (Москва, 25 января 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4744. <21> См.: Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (Киев, 28 мая 1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 31. Ст. 3991. <22> См.: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января 1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 47. Ст. 4573.

Преступления, совершенные военнослужащими при исполнении служебных обязанностей, подпадают под юрисдикцию Российской Федерации в таких странах, как Азербайджан и Армения. В таких странах, как Беларусь и Киргизия, договорами о статусе войск не предусмотрена возможность осуществления юрисдикции Российской Федерации в отношении военнослужащих, совершивших преступления при исполнении служебных обязанностей. В таких странах, как Казахстан и Таджикистан, Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении военнослужащих, совершивших преступления в связи с исполнением обязанностей по военной службе вне мест дислокации российских воинских формирований. На территории Украины Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении военнослужащих, совершивших преступление при исполнении служебных обязанностей в местах дислокации воинских формирований. Таким образом, в двух государствах (Азербайджан, Армения) Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении военнослужащих, совершивших преступление при исполнении служебных обязанностей, независимо от места совершения преступления (на территории иностранного государства), в одном (Украина) - юрисдикция ограничена местами дислокации воинских формирований, и в двух (Беларусь, Киргизия) государствах международными договорами не предусмотрена возможность уголовной юрисдикции Российской Федерации по таким преступлениям. Еще в двух государствах (Казахстан и Таджикистан) Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении военнослужащих, совершивших преступление в связи с исполнением обязанностей по военной службе. Российская Федерация осуществляет полную уголовную юрисдикцию в отношении военнослужащих Российской Федерации, совершивших преступления на территории иностранного государства в местах дислокации воинских формирований Российской Федерации, в таких государствах, как Армения, Киргизия и Таджикистан. В Беларуси и Казахстане Россия осуществляет уголовную юрисдикцию в местах дислокации своих войск, за исключением общеуголовных преступлений против граждан этих государств, в Грузии Россия осуществляла уголовную юрисдикцию в местах дислокации своих войск при условии, что последствия таких преступлений не будут распространяться за пределы мест дислокации. Кроме того, в Казахстане Россия не осуществляет уголовную юрисдикцию в случае совершения преступлений гражданами Республики Казахстан в местах дислокации воинских формирований Российской Федерации. Международными договорами Российской Федерации не предусмотрена возможность осуществления полной уголовной юрисдикции Российской Федерации в местах дислокации воинских формирований в таких странах, как Азербайджан и Украина. Уголовная юрисдикция Российской Федерации распространяется на военнослужащих, совершивших преступления против Российской Федерации в таких странах, как Азербайджан, Беларусь, Киргизия, Таджикистан и Украина, в то же время эта категория преступлений не подпадает под юрисдикцию Российской Федерации в Казахстане. Последнюю группу преступлений, по которым Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении военнослужащих, совершивших преступления на территории иностранного государства, составляют преступления, направленные против отдельных категорий граждан. К ним относятся военнослужащие, входящие в состав воинских формирований, независимо от гражданства (указание на то, что они являются гражданами России, есть только в договорах с Азербайджаном и Украиной), гражданский персонал, лица, временно командированные в состав воинских формирований, и члены их семей. В договоре с Азербайджаном и Украиной закреплена возможность осуществления юрисдикции только в отношении лиц из состава воинских формирований и членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации, совершивших преступление против той же категории граждан (причем договор с Украиной распространяется только на военнослужащих, исключая гражданский персонал). В Беларуси и Киргизии уголовная юрисдикция Российской Федерации распространяется на лиц, входящих в состав воинских формирований, и членов их семей, совершивших преступления против этой же категории граждан, за исключением граждан этих государств. В Армении - на военнослужащих и командированных лиц независимо от гражданства этих лиц, гражданский персонал - граждан России и членов их семей - независимо от гражданства этих лиц, совершивших преступления против граждан, относящихся к этой же категории, в Таджикистане - против граждан России вообще. Российская Федерация не осуществляет уголовную юрисдикцию в случае совершения военнослужащим Российской Федерации преступления против гражданина Российской Федерации, который не имеет отношения к воинским формированиям Российской Федерации, но находится на территории иностранного государства в таких странах, как Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Украина. Под преступлениями против граждан понимаются преступления против личности, предусмотренные ст. ст. 105 - 157 УК РФ. Следует отметить, что только в одном международном договоре Российской Федерации с Грузией <23> имелось указание на преступления против собственности Российской Федерации. Под этой категорией преступлений понимаются преступления, предусмотренные ст. ст. 158 - 168 УК РФ, направленные против государственной собственности Российской Федерации. -------------------------------- <23> См.: Соглашение между Российской Федерацией и Грузией о сроках, порядке временного функционирования и выводе российских военных баз и других военных объектов Группы российских войск в Закавказье, расположенных на территории Грузии (Сочи, 31 марта 2006 г.). Документ опубликован не был // Справочная правовая система "Гарант".

Остается значительным количество преступлений, совершаемых военнослужащими Российской Федерации на территориях иностранных государств. Так, в 2003 г. на территории Таджикистана военнослужащими воинских формирований Российской Федерации совершено 91 преступление, из которых 37 (40,6%) являются преступлениями против военной службы, в 2004 г. - 128 преступлений, из них 45 (35,1%) преступлений против военной службы, в 2005 г. - 66 преступлений, из них 36 (54,5%) преступлений против военной службы, в 2006 г. - 58 преступлений, из них 22 (38%) преступления против военной службы, в 2007 г. - 47 преступлений, из них 13 (27,6%) преступлений против военной службы. Всего с 2003 г. до середины 2008 г. на территории Таджикистана 109-м гарнизонным военным судом было осуждено 416 военнослужащих Российской Федерации <24>. -------------------------------- <24> Исх. N 2187 от 23 октября 2008 г.

На территории Украины за I-е полугодие 2008 г. российскими военнослужащими было совершено 26 преступлений, осуждены российскими военными судами 25 военнослужащих, в 2007 г. - 84 преступлений и 74 военнослужащих соответственно, в 2006 г. - 85 преступлений и 83 военнослужащих, в 2005 г. - 62 преступления и 44 военнослужащих, в 2004 г. - 46 преступлений и 28 военнослужащих, в 2003 г. за II-е полугодие - 19 преступлений и 12 военнослужащих <25>. -------------------------------- <25> Исх. N 4484 от 6 ноября 2008 г.

На территории Казахстана за I-е полугодие 2008 г. российскими военнослужащими было совершено 16 преступлений, осуждено военными судами 13 военнослужащих, в 2007 г. - 30 преступлений и 26 военнослужащих соответственно, в 2006 г. - 46 преступлений и 20 военнослужащих, в 2005 г. - 44 преступления и 31 военнослужащий, в 2004 г. - 50 преступлений и 37 военнослужащих, в 2003 г. - 43 преступления и 23 военнослужащих <26>. -------------------------------- <26> Исх. N 428/3051 от 11 ноября 2008 г.

Существующая система правовых норм, устанавливающих уголовную юрисдикцию Российской Федерации в отношении российских военнослужащих, проходящих военную службу на территории иностранных государств, не в полной мере отвечает интересам Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Существует ряд проблем уголовной ответственности военнослужащих на территории иностранного государства. 1. Разные подходы к определению объема уголовной юрисдикции Российской Федерации в отношении военнослужащих на территориях иностранных государств, что противоречит принципу справедливости и равенства всех перед законом. 2. Отсутствие единой правовой терминологии, применяемой в законодательстве России. Так, термин "военнослужащие воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации" не соответствует практике использования Вооруженных Сил, других войск и органов на территориях иностранных государств, необоснованно сужает круг лиц, на которых распространяется уголовная юрисдикция России, является достаточно неопределенным ввиду отсутствия в российском законодательстве и теории военного права единого подхода к определению термина "воинская часть". Отвечает интересам Российской Федерации распространение уголовной юрисдикции на личный состав воинских формирований Российской Федерации, исполняющий обязанности за пределами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Кроме того, в Федеральных законах "О противодействии терроризму" и "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" используется термин "воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации". 3. Различия в содержании уголовно-правовых норм российского и иностранного законодательства. Так, в Уголовном кодексе Украины <27> закреплено 58 составов преступлений, которые отсутствуют в Уголовном кодексе Российской Федерации. В российском уголовном законе закреплено 12 составов преступлений, которые отсутствуют в Уголовном кодексе Украины. -------------------------------- <27> См.: Уголовный кодекс Украины // Юридическая Россия: Федеральный правовой портал. URL: http://law. edu. ru.

4. Пространственные коллизии, связанные с пределами суверенитета государства и его интересами. Например, при незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации военнослужащий нарушает как российское законодательство, так и законодательство иностранного государства, чью государственную границу он одновременно пересек. Как быть в том случае, если этот военнослужащий был осужден на территории иностранного государства за незаконное пересечение его государственной границы? Лицо, незаконно пересекая Государственную границу Российской Федерации, совершает преступление, предусмотренное ст. 322 УК РФ, и в то же время преступление, предусмотренное уголовным законодательством иностранного государства. 5. Разные подходы к определению преступности и наказуемости деяний. Например, на территории Казахстана размер наркотических средств, за незаконный оборот которых наступает уголовная ответственность, гораздо больше, чем в России. Так, в России особо крупным размером такого наркотического средства, как каннабис, признается 100 г, а в Казахстане 1000 г. Гашиш - 25 г и 200 г соответственно. А героин - наоборот, в Казахстане особо крупный размер 1 г, а в России - 2,5 г <28>. -------------------------------- <28> См.: Сводная таблица об отнесении наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров к небольшим, крупным и особо крупным размерам, обнаруженных в незаконном обороте, прилагаемая к Закону Республики Казахстан "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими" // Министерство внутренних дел Республики Казахстан. URL: http://www. mvd. kz; Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" // Рос. газ. 2006. 11 фев.

6. В существующих международных договорах Российской Федерации не закрепляется положение о том, когда считать преступление совершенным в месте дислокации российских воинских формирований, ввиду чего могут возникать споры по вопросам уголовной юрисдикции. 7. Неурегулированными остаются вопросы исполнения наказаний в отношении осужденных военнослужащих на территориях иностранных государств, вопросы содержания под стражей и этапирования подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных военнослужащих, участия в уголовных делах защитников. 8. Проблемными являются вопросы, связанные с выдачей (экстрадицией). Международными договорами Российской Федерации предусматривается возможность изменения уголовной юрисдикции в отношении военнослужащего, совершившего преступление, по ходатайству компетентных органов страны пребывания или Российской Федерации в таких странах, как Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. В то же время Конституция Российской Федерации запрещает выдавать граждан России другому государству (ч. 1 ст. 61). Возникает противоречие между интересами Российской Федерации и правовыми нормами. В данном случае речь может идти только о военнослужащих Российской Федерации - иностранных гражданах. Хотя некоторые исследователи утверждают, что граждане Российской Федерации могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности в силу международного договора Российской Федерации на основании ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора <29>. -------------------------------- <29> См.: Шибков О. Н. Принципы и нормы международного права как источники уголовного права: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000. С. 100, 138.

Международные договоры Российской Федерации, устанавливающие уголовную юрисдикцию в отношении военнослужащих Российской Федерации, требуют в настоящее время унификации и приведения в соответствие с интересами Российской Федерации. Основными направлениями совершенствования законодательства об уголовной ответственности военнослужащих Российской Федерации, совершивших преступления на территории иностранного государства, являются: внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в части оптимизации подхода к действию уголовного закона в пространстве с учетом статуса военнослужащих; формирование единого подхода к характеру и содержанию международных договоров Российской Федерации о статусе воинских формирований, дислоцированных на территории иностранного государства, и статуса военнослужащих этих воинских формирований как основания для возложения уголовной ответственности; формирование единого подхода к определению объема правового регулирования уголовной юрисдикции Российской Федерации в отношении военнослужащих воинских формирований, дислоцированных на территориях иностранных государств, в соотношении с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации и с учетом характера задач, выполняемых военнослужащими этих воинских формирований; применение в международных договорах Российской Федерации единой правовой терминологии в целях обеспечения единой правоприменительной практики; правовая регламентация вопросов исполнения наказаний, назначенных военнослужащим, осужденным на территории иностранного государства, путем внесения изменений и дополнений в уголовно-исполнительное законодательство и международные договоры Российской Федерации; правовое регулирование вопросов содержания под стражей, конвоирования и этапирования подозреваемых, обвиняемых и осужденных военнослужащих. Наиболее оптимальным в сложившихся условиях является закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации уголовной юрисдикции в отношении преступлений, предусмотренных УК РФ, совершенных гражданами Российской Федерации вне пределов Российской Федерации, независимо от наличия решения суда иностранного государства по этому уголовному делу. Такая позиция обусловлена несовместимостью правовых систем различных государств, отсутствием правового механизма признания решений суда иностранного государства. Иностранные суды при назначении наказания не могут оценивать характер и степень общественной опасности посягательства на интересы Российской Федерации. В целях реализации принципов неотвратимости наказания, справедливости назначения наказания, эти обстоятельства должны получить оценку в приговоре суда, в виде и размере назначенного наказания. Однако при привлечении лица к уголовной ответственности необходимо учитывать: было ли оно оправдано, осуждено, отбыло наказание или было помиловано компетентными органами иностранного государства за совершение вне пределов Российской Федерации преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации. С учетом этих обстоятельств, а также степени общественной опасности деяния и личности виновного следует принимать решение об освобождении от уголовной ответственности или привлечении к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Помимо Уголовного кодекса Российской Федерации вопросы уголовной юрисдикции в отношении военнослужащих Российской Федерации на территориях иностранных государств должны регулироваться международным договором Российской Федерации. В основу разграничения уголовной юрисдикции должен быть положен принцип наказуемости деяния по Уголовному кодексу Российской Федерации. В случае возникновения коллизий Российская Федерация должна получать преимущественное право на осуществление уголовной юрисдикции в случаях: совершения преступлений против собственности, национальной безопасности Российской Федерации, против личности или собственности граждан Российской Федерации; совершения преступлений лицами, входящими в состав воинских формирований, при исполнении обязанностей по военной службе или в связи с их исполнением; совершения преступлений в местах дислокации воинских формирований; совершения преступлений против военной службы. В целях исключения возможных коллизий при применении уголовного законодательства Российской Федерации необходимо закрепление в международном договоре следующих норм: о юрисдикции по уголовным делам в отношении неустановленных лиц до их установления; об осуществлении юрисдикции по групповым преступлениям; о возможности изменения юрисдикции по ходатайству компетентных органов одной из сторон; о признании гражданства в случае наличия гражданства двух или более государств; о содержании под стражей (во время предварительного следствия), охране, конвоировании и этапировании лиц, обвиняемых в совершении преступления; об исполнении наказаний в отношении лиц из состава воинских формирований; об изменении места исполнения наказания по ходатайству заинтересованных лиц. Для избежания возможных коллизий, связанных с применением международного договора, необходимо в этом договоре дать определение используемым терминам, в том числе четко ограничить круг лиц, на которых распространяется действие договора, пространственные рамки действия такого договора. С учетом существующей тенденции бланкетизации уголовно-правовых норм международный договор должен предусматривать, что в местах дислокации и при исполнении обязанностей по военной службе военнослужащие руководствуются законодательством Российской Федерации. Международный договор должен включать в себя обязательство принимающего государства в случае совершения его гражданами или гражданами третьих стран преступлений против лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации, находящихся на его территории, их собственности или собственности Российской Федерации привлечь виновных к ответственности согласно действующему законодательству принимающей стороны. Договор также должен содержать норму о том, что лицо, которое было привлечено к уголовной ответственности, не может быть снова привлечено к ответственности за то же преступление на той же территории компетентными органами другой стороны. Не вызывает сомнения, что при определении объема уголовной юрисдикции необходимо исходить из приоритета интересов Российской Федерации в этой сфере. Интересы иностранных государств, по нашему мнению, необходимо учитывать в той степени, в какой они не противоречат интересам России. Российские военнослужащие, исполняющие свои обязанности на территориях иностранных государств, находятся там не по своей воле, а выполняют задачи, которые на них возложило государство. Представляется, что их права, обязанности и ответственность должны являться прерогативой государства, гражданами которого они являются. Существующая система правовых норм, устанавливающих уголовную юрисдикцию Российской Федерации в отношении военнослужащих, проходящих военную службу на территории иностранных государств, требует в настоящее время унификации и приведения в соответствие с интересами Российской Федерации. Для проведения единой уголовной политики, обеспечения справедливого правосудия и исключения возможности появления коллизий в правоприменительной практике требуется выработать единый подход к определению категории преступлений, совершаемых военнослужащими, которые должны в любом случае подпадать под юрисдикцию Российской Федерации.

Название документа