Парламентские выборы 1938 г. и внешняя политика Южно-Африканского Союза в контексте мюнхенского курса Великобритании
(Макарова Е. А.) ("История государства и права", 2010, N 5) Текст документаПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 1938 Г. И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЮЖНО-АФРИКАНСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ МЮНХЕНСКОГО КУРСА ВЕЛИКОБРИТАНИИ <*>
Е. А. МАКАРОВА
Макарова Елена Александровна, доцент кафедры теории и истории государства и права Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, кандидат исторических наук.
Статья затрагивает вопросы организации внутренней государственной структуры Южно-Африканского Союза (ЮАС) во второй половине 30-х годов XX в., в частности формирования электоральной системы, правового и внешнеполитического курса. Рассматриваются исторические события того времени, повлиявшие на развитие ЮАС.
Ключевые слова: ЮАС, выборы, парламент, мюнхенский курс.
The article deals with the issues of organization of internal state structure of the Union of South Africa in the second half of 1930-s, in particular the formation of electoral system, legal and external political course. The author considers historical events of the said period of time which influenced the development of the Union of South Africa.
Key words: the Union of South Africa, elections, parliament, Munich course.
Согласно Конституции Южно-Африканского Союза, принятой в 1910 г., депутаты парламента и, в частности, его нижней палаты - Палаты Ассамблеи - избирались на пять лет. Последние выборы проходили в 1933 г., когда к власти пришла вновь созданная Объединенная партия Дж. Херцога - Я. Смэтса. Срок полномочий старого парламента подошел к концу, и всеобщие выборы необходимо было провести не позднее мая 1938 г. Палата Ассамблеи официально была распущена 11 апреля, и выборы назначены на 18 мая <1>. -------------------------------- <1> Stultz N. M. Afrikaner Politics in South Africa, 1934 - 1948. Berkeley, 1974. P. 55.
В исследованиях внутренней и внешней политики страны анализу предвыборной борьбы и результатов выборов в сложном с точки зрения напряженности международной обстановки в Европе году уделяется такое большое внимание не случайно. Безусловно, что от результатов выборов зависело, какая партия получит наибольшее число мест в законодательном органе власти и, следовательно, какую внутреннюю и внешнюю политику будет проводить новый парламент. Однако еще одним фактором повышенного внимания исследователей внешнеполитического курса ЮАС к этому вопросу является тот факт, что если борьба за места в парламенте на предыдущих выборах основывалась на отношении кандидатов к внутренним проблемам <2>, то результаты нынешних зависели от политики различных партий в области кооперации с Великобританией, взаимоотношений с Германией, решения колониального вопроса и т. д. -------------------------------- <2> В те годы требовали ответа вопросы о национальном согласии, гимне, билингвальности, выходе из экономического кризиса и т. д.
В историографии, изучающей внешнеполитические аспекты отношений внутри Британского Содружества Наций и события сентября 1938 г., существуют две тенденции. Сторонники курса Н. Чемберлена на активное умиротворение агрессоров оправдывают действия британского кабинета, прежде всего, ссылками на мнения доминионов и определяют позиции последних как решающий фактор, влияющий на формирование политики Великобритании в то время <3>. При этом они явно преувеличивают значение мнений правительств доминионов, и в частности Южной Африки, для Лондона. По их мнению, категоричность политиков Содружества ставила Чемберлена перед выбором: прислушиваться к их мнению и строить политику в соответствии с позицией доминионов или вести собственный курс и тем самым разрушить единство Содружества Наций. -------------------------------- <3> Lord Halifax. Fullness of Days. London, 1957. P. 198: Lord Templewood. Nine Trouble Years. London, 1954. P. 323.
Противоположная точка зрения присуща критикам мюнхенского курса, которые в основном не принимали в расчет мнение остальной части империи и придерживались того мнения, что доминионы, как и раньше, в любом случае последовали бы за метрополией <4>. -------------------------------- <4> Eden A. The Reckoning. London, 1965. P. 24.
Скорее всего, истина лежит здесь где-то посередине. Британия имела крупные капиталовложения за пределами Европы. И несомненно, участие доминионов в возможной войне на стороне метрополии было в ее насущных интересах. Но ситуация в самих странах Содружества изменилась, и гарантий, что все снова повторится, как в 1914 г., когда доминионы автоматически вступили в войну вслед за метрополией, никто дать не мог. Именно поэтому Лондон, проводя политику умиротворения агрессоров, оправдывал себя позицией доминионов, которые, находясь на почтительном расстоянии от таких "импульсивных" личностей, как Муссолини и Гитлер, не желали втягивать свои страны в новую войну и предлагали не только лояльно относиться к агрессору, но даже делать шаги навстречу. И основным проводником такой политики была Южная Африка. Комплекс взаимоотношений доминиона с метрополией невозможно рассматривать без учета трансформации государственно-правового статуса отдельных частей Содружества после Первой мировой войны. Правительства доминионов подписали Версальский договор от своего имени. Доминионы были приняты в Лигу Наций в качестве самостоятельных государств. На имперских конференциях 1926 и 1930 гг. Вестминстерским статутом 1931 г. была официально признана полная самостоятельность доминионов в вопросах внутренней и внешней политики и их равенство с метрополией в государственно-правовом смысле. На практике это выражалось в праве парламентов доминионов самим решать вопрос о вступлении в возможную войну, в которой примет участие Великобритания. Для Лондона ЮАС был важной составной частью империи как в экономической сфере, так и в вопросах обороны. Вследствие этого метрополия в течение всего предвоенного десятилетия искала пути для заключения общего соглашения в различных областях внешней политики. Однако широкое движение за полную независимость ЮАС от метрополии, которое возглавляли националисты, составляло сильную оппозицию англоязычным сторонникам традиционных связей с метрополией. Националисты стояли у власти в конце 1920 - 1930-х гг., и, когда последствия мирового экономического кризиса в стране вынудили лидера Националистической партии генерала Дж. Херцога принять коалицию с главой Южно-Африканской партии Я. Смэтсом и образовать новую Объединенную партию, их лидер Д. Малан не согласился с таким поворотом событий. Он создал в 1934 г. так называемую Очищенную националистическую партию, в рядах которой в 30-е годы находились многие политические деятели ЮАС и которая оказала большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику правительства. На другом конце политических приоритетов стояла партия Доминиона, возглавляемая полковником К. Сталлардом. Партия была создана в том же 1934 г., что и Очищенная националистическая партия для защиты англо-африканских интересов. Партию часто называют Юнионистской, так как ее целью был тесный союз Южной Африки с Британией и остальным Содружеством. И если надежды маланистов на политику нейтралитета и более близкие отношения с Германией возлагались на премьер-министра, то сталлардистам нужен был английский фельдмаршал Ян Смэтс. Прогерманская направленность кабинета генерала Херцога была хорошо известна британскому кабинету. Еще на имперской конференции 1937 г. премьер-министр доминиона во всеуслышание обвинял Версальский договор за установление диктаторских режимов в Германии и Италии и утверждал, что мир в Европе мог быть гарантирован только тогда, когда Британия будет готова сблизиться с Германией с сердечным теплом и терпением <5>. -------------------------------- <5> Ovendale R. Appeasement and the English Speaking World. Cardiff, 1975. P. 42.
Ко времени выборов в Палату Ассамблеи сильную оппозицию Объединенной партии составляла, как и следовало ожидать, Очищенная националистическая партия во главе с доктором Маланом. Главным пунктом их предвыборной программы являлось отношение к участию страны в назревающем международном конфликте. В отличие от лидеров правящей партии, они рассчитывали на полный нейтралитет ЮАС не только в войне за интересы центрально - и восточноевропейских государств, но и вообще за невмешательство Союза в любую войну, в которой, возможно, примет участие Великобритания. Маланисты совершили, таким образом, тактическую ошибку, не принимая в расчет тот факт, что почти половина белого населения доминиона была англоговорящей и сохраняла традиционное дружественное отношение к метрополии, что и показали результаты выборов. Кроме этого, в их предвыборной программе стояли и внутренние проблемы, в частности вопросы пересмотра самой конституции доминиона и учреждение республики. Но главным пунктом нападок маланистов было опасение, что Объединенная партия, большое число лидеров которой лояльно, с их точки зрения, относились к Содружеству, не могла не втянуть Южную Африку в войну. Правящая объединенная партия подошла к выборам, проведя свою предвыборную кампанию стратегически правильно. Во-первых, ее лидеры вели агитацию в русле так называемых плодов коалиции, т. е. делался акцент на достижениях коалиционного правительства Херцога - Смэтса в сближении интересов англоговорящей части населения и африканерской. Во-вторых, успеху способствовало развитие международной ситуации и шаги, предпринятые правительством в последние месяцы. Желающим получить убедительные доказательства того, что Союз не допустит повторения 1914 г., когда доминион автоматически вступил в войну на стороне Британии, представлялись неоднократно в последних заявлениях Херцога о неучастии Южной Африки в войне за европейскую гегемонию. И аншлюс Австрии, как пример тому, не вызвал бурной реакции в доминионе. Поиск шагов на пути улучшения отношений Союза с Германией дал Херцогу голоса прогермански настроенных кругов населения. С другой стороны, обещания Смэтса и выступления генерала Херцога на имперской конференции 1937 г., что, если непосредственно самой метрополии будет угрожать опасность, все доминионы, и в том числе Южная Африка, будут стоять на ее стороне, открывали перспективы для последователей традиционной политики Содружества. Волнения же в колониях были успокоены заверениями, что правительство не планирует передачу мандатов на эти территории другой державе <6>. -------------------------------- <6> Round Table. N 106. P. 446.
Схема коалиции допускала некоторое расхождение во взглядах между Херцогом и Смэтсом. И это также было использовано в предвыборной борьбе. Задетые отказом участвовать в любых внешнеполитических акциях метрополии патриотические чувства англоговорящих южноафриканцев были успокоены рассуждениями Смэтса об огромной вероятности следования доминиона за Лондоном, если тот позовет. На выступлении с речью в порту Элизабет Смэтс заявлял, что "политика Южной Африки - стоять за своих друзей верно и честно... Когда придет время, не будет никаких колебаний" <7>. -------------------------------- <7> Mansergh N. A Survey of British Commonwealth Affairs 1931 - 1939. Problems of External Policy. London, 1952. P. 254.
На тех территориях, где были традиционно сильны африканерские взгляды, и в националистических кругах выступал премьер-министр Херцог и убежденно доказывал, что вопрос о вступлении в любую войну есть прерогатива парламента, что и в нынешнем законодательном органе, и в правительстве было большое число сторонников нейтралитета и усиления независимости и суверенитета Южной Африки. Результаты выборов показали, что лидеры Объединенной партии выбрали правильную тактику. Объединенная партия победила с большим преимуществом, выбив почву из-под ног Националистической партии и партии доминиона, и заняла в парламенте 111 мест из 150. Партия доктора Малана заняла 27 мест. Даже в Трансваале, где Малан рассчитывал набрать наибольшее количество голосов, лишь 75 тыс. голосов было отдано за его партию, а 185 тыс. за коалицию. Восемь мест получила партия доминиона, которая занимала ярко выраженную пробританскую позицию. Четыре кресла заняли лейбористы и социалисты <8>. Таким образом, курс, проводимый лидерами коалиционного правительства, был одобрен большинством белого населения страны, которое имело избирательные права <9>. -------------------------------- <8> В состав парламента входят 153 депутата, но три из них были избраны в 1937 г., и срок их полномочий истекал лишь через четыре года // Round Table. N 112. P. 845. <9> В Кейпе и Натале избирательное право имели и цветные, хотя избранными в парламент могли быть только европейцы // Там же. С. 842.
Однако дискуссии о перспективах внешней политики доминиона и метрополии продолжались и после выборов. Особенно интересна для исследователей позиция лидеров ЮАС в сентябре 1938 г. накануне Мюнхенского соглашения. Премьер-министр Херцог повторял свою приверженность нейтралитету, утверждая, что территорию доминиона никому не будет позволено использовать <10>. -------------------------------- <10> Pirow O. J. B. M. Hertzog. Cape Town, 1958. P. 226.
Из личной переписки Яна Смэтса становится ясно, что в 1938 г. он был на стороне политики Чемберлена и отказа Британии от поддержки Чехословакии. Британия, по его мнению, должна строить свой внешнеполитический курс очень осмотрительно, так как Лондон знает, что все доминионы относятся негативно к осложнениям в Европе <11>. Эту позицию Смэтса поддерживал и генерал-губернатор Южной Африки Патрик Дункан <12>. -------------------------------- <11> Ovendale R. Appeasement... P. 131. <12> Ibid. P. 131 - 132.
Еще одним деятелем, игравшим огромную роль во внешней политике Южной Африки, был министр обороны Освальд Пироу. Седьмого сентября он выступил с речью в Палате Ассамблеи. По его мнению, нельзя принимать крайние точки политики - нейтралитет при любых обстоятельствах и автоматическое вступление в войну на стороне метрополии. Министр обороны был активным прогерманским политиком, и поэтому его точка зрения была на стороне африканерских лидеров <13>. -------------------------------- <13> Mansergh N./ed./Documents and Speeches on British Commonwealth Affairs 1931 - 1952. Vol. 1. London - New-York - Toronto, 1953. P. 437.
Дебаты в парламенте в августе - сентябре и дискуссии внутри Кабинета министров в Претории стали известны официальному Лондону. Это дало метрополии дополнительные аргументы в проведении мюнхенского курса. Каждый шаг британского премьер-министра в ходе подготовки к Мюнхенскому соглашению одобрялся правящими кругами Южной Африки. 17 сентября, после возвращения Чемберлена из Берхтесгадена, премьер-министр получил телеграмму от Херцога, в которой выражалось восхищение сделанными шагами в направлении общего умиротворения <14>. -------------------------------- <14> Ovendale R. Appeasement... P. 166.
События в Европе двигались с невообразимой скоростью к пропасти. Однако любое действие Гитлера воспринималось на ура ультраправыми в Южной Африке. Общественное мнение страны практически поддерживало политику нейтралитета. Патриотический пыл населения достиг своего апогея. Год Мюнхена - это год празднования столетия "Великого Трека", символа движения за независимость и суверенитет. В августе 1938 г. началось движение нового Трека по маршруту, проделанному в прошлом столетии. Конечно, это было не настоящее, а чисто фестивальное шествие, но оно проложило путь для подъема бурского национализма во всей стране. Подражая предкам, многие африканеры одевались как участники Трека, растили бороды, распевали национальные песни. Идея окс-вагона (повозки на волах), который медленно и тяжело шел на большое расстояние и через годы, для националистов была аналогична движению страны на пути к независимости <15>. -------------------------------- <15> Kruger D. W. The Making of a Nation. A history of the Union of South Africa, 1910 - 1961. Johannesburg - London, 1969. P. 190.
28 сентября на заседании Кабинета Херцог предложил принять декларацию о нейтралитете на случай войны в Европе, в которой Англия будет одной из воюющих сторон. Основные положения декларации были следующие: 1) отношения между Южно-Африканским Союзом, метрополией и с остальными частями Содружества останутся неизменными; 2) обязательства, взятые на себя ЮАС перед Великобританией и по Уставу Лиги Наций, будут выполнены; 3) никакому государству не будет позволено использовать территорию Союза в целях, предназначенных нарушать эти взаимоотношения и обязательства; 4) правительство Южной Африки заявляет о нейтралитете своей страны в случае возникновения европейского военного конфликта. Кабинет единогласно принял данную декларацию <16>. Общественное мнение страны было на стороне правительства. Даже та часть прессы, которая критиковала политику умиротворения Чемберлена, перешла на более спокойный, примирительный тон. -------------------------------- <16> Mansergh N. Documents and Speeches... Vol. 1. P. 420.
После подписания Мюнхенского соглашения Чемберлен, выступая 3 октября в палате общин, заявил, что "правительства доминионов разделяли все наши тревоги и все наши надежды. Они радуются вместе с нами, что мир защищен" <17>. -------------------------------- <17> Documents on British Foreign Policy, 1919 - 1939, third series. London. Vol. 1. P. 601.
В Претории действительно ликовали. Херцог послал поздравительную телеграмму Чемберлену и заявлял, что тот принес мир на следующие 50 лет. Смэтс рассматривал Мюнхенское соглашение как полный триумф <18>. -------------------------------- <18> Ovendale R. Appeasement... P. 169.
Возможно, доминионы сыграли даже более значительную роль, чем Чемберлен оценил в парламенте. В Лондоне осознавали, что война вокруг Чехословакии могла означать распад Содружества. Британия нуждалась в своих доминионах, и не считаться с их мнением было нельзя. В то же время политика каждого доминиона, и Южной Африки в особенности, не только не шла вразрез с официальным курсом Н. Чемберлена, но и приветствовала все шаги, которые делала Британия на пути активного умиротворения агрессора в Европе. И Чемберлен использовал эту прогерманскую позицию ЮАС как дополнительный аргумент в поддержку мюнхенского курса.
Название документа