Взаимодействие между Вооруженными Силами и МККК в мирное время и в период вооруженного конфликта

(Бондаренко О. С.) ("Военно-юридический журнал", 2010, N 3) Текст документа

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ И МККК В МИРНОЕ ВРЕМЯ И В ПЕРИОД ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА

О. С. БОНДАРЕНКО

Бондаренко О. С., эксперт отдела по взаимодействию с вооруженными силами и силами безопасности региональной делегации Международного Комитета Красного Креста в Российской Федерации, Беларуси, Молдове и Украине.

Международный Комитет Красного Креста (МККК) - межправительственная, нейтральная, беспристрастная и независимая гуманитарная организация, хранитель международного гуманитарного права (МГП). МККК имеет свои представительства в более чем 120 странах мира. В Российской Федерации делегация МККК была развернута в середине 90-х годов на основании межправительственного соглашения, подписанного с одной стороны председателем Правительства Российской Федерации, со стороны МККК - его президентом. Международный мандат деятельности МККК предусматривает два основных направления деятельности организации: оказание помощи жертвам вооруженного конфликта и превентивная деятельность по распространению в вооруженных силах знаний о МГП, а также содействие развитию МГП на национальном уровне. Оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов может осуществляться как в рамках постконфликтного урегулирования, так и непосредственно в районах боевых действий. Аспектами гуманитарной деятельности МККК являются обеспечение жертв вооруженного конфликта, в первую очередь гражданского населения, предметами первой необходимости, временным жильем (например, палатками, сборными домами); водообеспечение и восстановление водоснабжения; медицинская помощь; посещение военнопленных или лиц, задержанных в связи с вооруженным конфликтом (в результате гуманитарной инициативы МККК - по соглашению сторон), установление судеб погибших и пропавших без вести; оповещение о минной опасности; восстановление семейных связей; осуществление макроэкономических проектов. Основой превентивной деятельности является распространение знаний о МГП среди военнослужащих, а также экспертное взаимодействие между МККК и силовыми ведомствами по наиболее сложным вопросам МГП в ходе совершенствования нормативно-правовой базы государств в области МГП. За прошедшие 15 лет между властными структурами России и делегацией МККК в Москве сложились отношения, позволяющие нашему государству значительно продвинуться по пути интеграции МГП, а МККК - выполнять международный мандат по оказанию помощи жертвам вооруженных конфликтов и распространению знаний о МГП. Свидетельством эффективности такого взаимодействия стали события прошлого года в Южной Осетии. Благодаря решительной приверженности Российской Федерации своим международным обязательствам в рекордно короткие сроки был согласован вопрос о вводе на территорию Южной Осетии оперативной делегации МККК. При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день МККК - единственная международная организация, которой разрешено действовать на территории Южной Осетии. С сентября 2008 г. московская региональная Делегация и Министерство обороны Российской Федерации ведут деятельность по установлению судеб военнослужащих, пропавших без вести. В частности, при посредничестве МККК было организовано взаимодействие между экспертами обоих государств, в результате чего российской стороне через МККК были переданы материалы ДНК экспертиз неопознанных тел, находящихся во власти грузинской стороны. Сегодня эта работа продолжается. В целом взаимодействие МККК и Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время оценивается как одно из самых эффективных в мире и получило самую высокую оценку как со стороны руководства МККК, так и со стороны российских властей. В частности, председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин заметил, что "сегодня знания о международном гуманитарном праве широко распространяются в войсках... В этой области мы сотрудничаем с Международным Комитетом Красного Креста. И я хотел бы поблагодарить за это его президента - господина Якоба Келленбергера... с которым мы давно и плодотворно сотрудничаем по поддержанию принципов международного гуманитарного права" <1>. -------------------------------- <1> Путин В. В. Из выступления на конференции, посвященной 140-летию Санкт-Петербургской декларации о запрещении разрывных и зажигательных пуль. СПб., 2007.

Президент МККК, доктор Якоб Келленбергер, в свою очередь, отметил, что результатом планомерной и эффективной деятельности Российской Федерации по имплементации МГП явились оперативные и высокопрофессиональные (с точки зрения МГП) действия Вооруженных Сил России в августе 2008 г., а также понимание командующими и командирами мандата и деятельности МККК в зоне боевых действий и содействие такой деятельности. Более чем 10-летний опыт взаимодействия по вопросам изучения норм МГП и практический опыт взаимодействия в Южной Осетии показал обоснованность включения в новое Наставление по МГП положений о взаимодействии между МККК и Вооруженными Силами Российской Федерации как в мирное, так и в военное время. Задачи, которые возлагаются международным мандатом на МККК, подразумевают проведение оперативных мероприятий по оказанию гуманитарной помощи в зонах непосредственного вооруженного конфликта, которые находятся под контролем той или иной стороны. Транспортным средствам организации, гуманитарным конвоям приходится двигаться в пределах тыловых районов размещения войск, устанавливать взаимодействие с командирами, чтобы избежать путаницы и четко идентифицировать себя как организацию, которая имеет право пребывания и деятельности в зоне вооруженного конфликта. Необходимо, чтобы военнослужащие при виде транспортных средств, обозначенных символикой МККК, либо организации не путали МККК с представителями медицинских учреждений (хотя безусловно, что в условиях настоятельной необходимости сотрудники могут выполнить и такую функцию). А с этим на практике приходится сталкиваться постоянно. Военнослужащие должны знать, что, с одной стороны, это организация, которая занимается вопросами оказания гуманитарной помощи, и с другой - являясь хранителем МГП, сотрудники МККК могут взаимодействовать в рамках своих полномочий с любыми военными властями. Однако основополагающим вопросом является понимание командирами и всеми военнослужащими, выполняющими боевые задачи, основных принципов взаимодействия между МККК и вооруженными силами. Во-первых, представители военных структур должны иметь представление о деятельности МККК, а в соответствии с международными обязательствами государства обязаны содействовать организации в выполнении своих функций. Второй принцип является очень важным именно для военнослужащих: они должны осознавать, что МККК уважает законы и правила, установленные государством, под контролем которого находится район оперативной деятельности организации. Другими словами, МККК выполняет все требования военных властей, руководствуясь принципами независимости, беспристрастности и нейтральности, что определено международным мандатом организации. С целью реализации этих принципов МККК разворачивает свою деятельность и проводит гуманитарные операции только с разрешения компетентных властей, согласовывая с ними время и место проведения. Так, например, в ходе боевых действий в Южной Осетии разрешение на действия МККК в районе г. Гори согласовывалось именно с военным командованием российских войск, контролировавших в то время указанный район. И необходимо отметить, что командование, в лице заместителя командующего воздушно-десантными войсками генерал-лейтенанта Борисова, на практике продемонстрировало готовность оказывать содействие деятельности организации, т. е. выполнило в полном объеме обязательства государства. При стабилизации обстановки представительство МККК в Цхинвале и силовые ведомства Южной Осетии, а также командования формирований Вооруженных Сил и пограничных войск ФСБ России выработали четкие механизмы, регламентирующие деятельность МККК на территории Южной Осетии. При отработке механизмов взаимодействия немаловажным вопросом является взаимодействие на местах между сотрудниками МККК и военнослужащими, выполняющими боевые задачи в районе вооруженных конфликтов. Для этого военнослужащие должны знать некоторые правила поведения в районе боевых действий самих сотрудников МККК. Следует подчеркнуть, что это внутренние правила организации, однако направленные на облегчение диалога именно с вооруженными силами и силами безопасности. Существуют правила, касающиеся подчинения сотрудников требованиям военных властей. Сотрудники обязаны выполнять все требования военнослужащих, если они не противоречат основному принципу самой организации - принципу нейтральности. Например, они обязаны представлять военнослужащим личные документы, документы на транспортные средства и на перевозимый груз по первому требованию. Командование может запретить МККК действовать в запланированном районе. Однако командир должен понимать, что причиной такого запрета может служить только опасность, которая может угрожать непосредственно сотрудникам или имуществу организации. Военнослужащие должны знать, что сотрудникам МККК категорически запрещено иметь оружие, а также перевозить оружие и боеприпасы в транспортных средствах. Для привлечения внимания на транспортных средствах МККК наносится специальный знак - перечеркнутый автомат. МККК является, как это принято говорить, "прозрачной" организацией. В части, касающейся транспортных средств, этот принцип имеет как переносный, так и прямой смысл - стекла автомобилей организации не могут быть тонированы для облегчения идентификации сотрудников и перевозимого груза. Кроме того, в районе боевых действий сотрудники МККК передвигаются, как правило, в составе гуманитарных конвоев из двух машин, как минимум при этом в машине обычно находятся два человека - водитель и пассажир. Отдельный вопрос - досмотр сотрудников и транспортных средств. В этом плане не существует жестких правил и инструкций. Безусловно, для снижения рисков неправомерного использования транспортных средств организации третьими лицами досмотр необходим, так как сотрудники, как и обыкновенные люди, не застрахованы от жестокостей войны - они могут быть захвачены и использоваться в качестве заложников. Кроме того, сами транспортные средства могут быть угнаны, а затем неправомерно использованы или использованы в качестве средства доставки взрывных устройств на военные объекты. Однако при проведении досмотра военнослужащие должны уважать как честь и достоинство сотрудников МККК, так и принципы самой организации. Так, например, даже при досмотре нельзя находиться в машине МККК с оружием. С другой стороны, убедившись, что перед ними сотрудники МККК, военнослужащие могут и не проводить досмотр, проявляя тем самым доверие к организации. Примером такого доверия могут служить действия командования и военнослужащих пограничных войск ФСБ России с августа 2008 г. и по настоящее время. При организации взаимодействия в мирное время необходимо учитывать опыт подобной работы последнего десятилетия. Необходимо отметить, что этот опыт уникален, так как предусматривает интеграцию взаимодействия в саму систему подготовки Вооруженных Сил, правовое обучение и воспитание военнослужащих. В частности, вполне закономерно, что для проведения занятий с отдельными категориями офицерского состава по наиболее сложным вопросам МГП, а также подготовки специалистов, отвечающих за изучение МГП в системе подготовки войск, по договоренности между сторонами привлекаются специалисты МККК, имеющие достаточный опыт в практическом применении норм МГП при подготовке и ведении боевых действий. Таким образом, по мнению МККК, включение вопросов взаимодействия между Вооруженными Силами Российской Федерации и МККК в зоне боевых действий и в мирное время является еще одним примером приверженности России своим международным обязательствам в области МГП, так как обеспечивает реализацию одного из важнейших положений Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, а именно обязанности командиров и начальников содействовать МККК при выполнении им своих гуманитарных функций.

Название документа