О формировании права мира и его конституционно-правовых основ в современную эпоху

(Конюхова И. А.) ("Международное публичное и частное право", 2010, N 2) Текст документа

О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВА МИРА И ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ <*>

И. А. КОНЮХОВА

Конюхова Ирина Анатольевна, руководитель отдела конституционного права РАП, доктор юридических наук, профессор.

Развитие международного права и внутригосударственных правовых систем способствовало формированию особой системы норм - права мира, как самостоятельной интегрированной отрасли права. Данные нормы регулируют отношения, характеризующие уровень достижения человеческим обществом и государствами мира, и связаны с реализацией субъективного права на мир, а также определяют механизмы обеспечения и защиты мира. Развитие этой отрасли является фундаментальной гуманистической задачей человечества.

Ключевые слова: право мира, отрасль права, нормы международного права, институт права, право международных договоров, терроризм.

Development of international law and internal legal systems promoted formation of a special system of norms - law of peace as an independent branch of law. The said norms regulate the relations which characterize the level of achievement by a human society and the states of peace and are connected with execution of subjective right to peace and also determine the mechanisms of securing and protection of peace. Development of this branch is a fundamental humanitarian task of mankind.

Key words: right to peace, branch of law, norms of international law, institute of law, law of international contracts, terrorism.

В своем знаменитом трактате "О праве войны и мира" голландский юрист Гуго Гроций на основе двух феноменов, находящихся в диалектическом противоречии, - войны и мира - показал, что уже в древности и в Средние века система норм, регулирующих вопросы мира и войны, представляла собой солидный пласт, предопределяющий характер международных и внутригосударственных отношений. Развитие международного права и внутригосударственных правовых систем, защищающих мир как всеобщую высшую ценность, регулирующих субъективное право на мир, гарантии и механизмы защиты мира, способствовало постепенному формированию особой системы норм - права мира. Сначала данное право развивалось как институт международного публичного права и отдельными элементами определялось различными отраслями национального права - государственным (конституционным), административным, уголовным и т. д. Интенсивное развитие в последние столетия системы правовых норм, регулирующих вопросы мира, и в особенности в современный период, дает основание говорить о формировании права мира в качестве самостоятельной интегрированной отрасли права. Право мира можно определить как систему норм, регулирующих отношения, которые характеризуют уровень достижения человеческим обществом и государствами высшей ценности - мира, связаны с реализацией субъективного права на мир, а также определяют механизмы обеспечения и защиты мира. Развитие этой отрасли является фундаментальной гуманистической задачей человечества. Система отрасли права на мир формируется на двух уровнях: в международном (межгосударственном) масштабе и в национальном праве каждой страны. В государствах право мира, опираясь на нормы международного права, создается, исходя из традиций правовой культуры и особенностей их развития. Вместе с тем и на национальном уровне существуют общие для всех государств закономерности систематизации отрасли. В современный период в полной мере сформированы лишь отдельные институты права мира как отрасли. Тем не менее право мира находится в стадии интенсивного становления и имеет значительные перспективы развития аналогично таким комплексным отраслям, как права человека и право вооруженных конфликтов. Право мира состоит из правовых норм, разнообразных по содержанию, субъектам правоотношений и объекту правового регулирования. Наряду с традиционными нормами значительную роль в данной отрасли играют нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации, нормы-задачи и другие нетипичные нормы. Структурная архитектоника права мира захватывает нормы нескольких отраслей права. Нормы международного публичного права и нормы конституционного права составляют основу системы данной отрасли. В рамках международно-правового регулирования право мира тесно соприкасается с космическим, морским, воздушным и рядом других отраслей (подотраслей) международного права, охватывающих вопросы обеспечения мирной жизни и безопасности. К положениям национального конституционного права, регулирующим вопросы мира на базовом уровне, присоединяются нормы административного, уголовного, финансового, экологического и ряда других отраслей права. С учетом обозначенной особенности право мира относится к комплексной интегрированной отрасли, представляющей собой вторичное образование, сложившееся в результате интеграции определенной группы правовых норм, изначально возникших в системе других отраслей права. Данная особенность придает праву мира черты наднационального и надотраслевого права. Такого рода право, соединяющее нормы международного и внутригосударственного права, формируется сегодня в самых различных направлениях человеческой деятельности <1>. С этой точки зрения право мира аналогично по своей природе таким отраслям (подотраслям), как права человека, право вооруженных конфликтов, право безопасности, экологическое право, информационное право и другие, для которых присуще тесное и всестороннее переплетение норм международного и внутригосударственного права. -------------------------------- <1> См., например: Шумилов В. М. Международное право и Глобальная правовая система // Московский журнал международного права. М., 2002. N 12. С. 10.

Отношения, составляющие предмет данной интегрированной отрасли права, могут носить как общий характер (например, повседневная реализация индивидом или общностью людей их права на мир; состояние нахождения государств в состоянии мира), так и иметь конкретное содержание (в частности, деятельность по заключению договоров о мире; несение ответственности государством, должностным лицом или индивидом за нарушение мира и ведение агрессивной войны). С точки зрения функциональной роли общественные отношения, регулируемые данной отраслью, подразделяются на отношения, характеризующие: 1) состояние мира и его восприятие как высшей ценности; 2) наличие естественного права на мир; 3) функционирование механизмов обеспечения и защиты мира; 4) деятельность, направленную на уменьшение разрушительной роли вооруженных конфликтов, минимизацию отрицательных последствий, защиту мирного населения и гражданских объектов во время войн и других вооруженных конфликтов. Исходя из существующей системы отношений, связанных с миром, представляется, что современную отрасль права мира формируют по меньшей мере следующие основные институты: 1) принципы мира; 2) субъективное право на мир; 3) право международных договоров о мире; 4) дипломатическое право как средство обеспечения мира; 5) право мира и вооруженные конфликты; 6) правовая защита мира; 7) право безопасности и мир; 8) статус и роль международных общественных институтов в защите мира; 9) статус и роль международных судов в обеспечении мира; 10) ответственность за нарушение мира. Предложенный перечень институтов не является исчерпывающим и безупречным, он может дополняться по мере расширения усилий в деле обеспечения мира, название институтов также подвержено изменению с учетом их развития. Для права мира в современную эпоху характерны как расширение предмета правового регулирования, так и рост собственно самой совокупности правовых норм, регулирующих вопросы мира. Наблюдается переход обычаев в правовые нормы, происходит взаимопроникновение норм международного и национального права, усложняется сам характер правовых норм. Тенденция повышения роли права мира вызвана более общими процессами роста влияния международного права на развитие национальных правовых систем и признания международно-правовых норм в качестве составной части действующего внутригосударственного права. Расширение норм, регулирующих вопросы мира, его защиты, наиболее ярко обозначилось в так называемых конституциях третьего и четвертого поколений. Характерной чертой современной эпохи является конституционализация важнейших международно-правовых принципов и институтов права мира, расширение положений, посвященных миру и его обеспечению в текущем законодательстве государств. Ключевой вопрос регулирования права мира заключается в конституционном отношении к миру как высшей гуманитарной ценности. Следует признать, что до сих пор в конституциях большинства государств мир как высшая ценность непосредственно не формулируется отдельной статьей. Вместе с тем идея мира в той или иной манере перечисляется среди других ценностей, она вытекает из смысла многих конституционных положений. Прежде всего в преамбулах и первых статьях конституций нередко встречается упоминание о мире как об одной из приоритетных, высших ценностей, во имя обеспечения и защиты которого осуществляется принятие основного закона государства. Такие положения содержатся в конституциях государств всех континентов и регионов. Так, в Европе согласно преамбуле Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г. немецкий народ осознает свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевлен желанием служить делу мира во всем мире <2>. В преамбуле Конституции Испании от 27 декабря 1978 г. говорится о том, что испанская нация, желая установить справедливость, свободу и безопасность всех, кто ее составляет, заявляет о стремлении взаимодействовать в укреплении мирных отношений и эффективном сотрудничестве между всеми народами Земли <3>. Конституция Боснии и Герцеговины от 14 декабря 1995 г. основывается на стремлении к миру, справедливости, терпимости и примирению, на убежденности в том, что демократические государственные институты и справедливые процедуры наилучшим образом обеспечивают мирные отношения в плюралистическом обществе <4>. -------------------------------- <2> См.: Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1. М.: НОРМА, 2001. С. 580. <3> См.: Указ. соч. Т. 2. С. 51. <4> См.: Указ. соч. Т. 1. С. 435.

Мир как высшая ценность особо почитается в конституциях государств Латинской и Центральной Америки, островов Карибского бассейна. К примеру, Конституция Республики Гондурас от 11 января 1982 г. в своей преамбуле провозглашает государство, которое обеспечивает условия для всесторонней реализации человека в условиях справедливости, свободы, безопасности, стабильности, мира... <5>. Согласно преамбуле Конституции Боливарианской Республики Венесуэла от 30 декабря 1999 г. государство отстаивает "ценности свободы, независимости, мира, солидарности..." <6>. Преамбула Конституции Белиза от 21 сентября 1981 г. звучит еще более категорично: "...(c) Требуем, чтобы государство проводило политику, которая содействует международному миру, безопасности и сотрудничеству между нациями" <7>. -------------------------------- <5> См.: Конституции государств Америки: В 3 т. Т. 1. М.: ИЗиСП, 2006. С. 236. <6> См.: Указ. соч. Т. 3. С. 309. <7> Конституции государств Америки. Т. 1. С. 236.

На Африканском континенте мир как высшая ценность ставится в один ряд с принципами, обеспечивающими гармоничное и гуманитарное развитие нации. Согласно преамбуле Конституции Конго от 15 марта 1992 г. единство, работа, прогресс, справедливость, достоинство, свобода, мир, благосостояние и любовь к Отечеству составляют основу страны <8>. Конституция Либерии от 6 января 1986 г. провозглашает намерение народа Либерии жить в гармонии, любви, толерантности, поддерживать африканское единство, международный мир и сотрудничество <9>. -------------------------------- <8> См.: Congo Constitution. Adopted: 15 March 1992 / Status: 15 March. 1992. Текст преамбулы и статей в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php. <9> См.: Liberia Constitution (Adopted on: 6 Jan. 1986). Текст преамбулы в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе о мире как ценности говорится в преамбулах основных законов таких стран, как Лаос, Пакистан, Индонезия, Филиппины, Тибет (не признанный Китаем в качестве самостоятельного государства) и др. В частности, согласно преамбуле Конституции Народной Демократической Республики Лаос 1994 г. нация выражает долговременные устремления осуществлять строительство страны мира, независимости, демократии, гражданского единства и процветания <10>. Следуя Конституции Исламской Республики Пакистан от 12 апреля 1973 г., "народ Пакистана способен достигнуть и занять его законное и почетное место среди наций мира и внести свой полноценный вклад в утверждение международного мира, прогресса и счастья человечества" <11>. -------------------------------- <10> См.: Constitution of Lao People Democratic Republic. Adopted by the 6th Session of the People's Supreme Assembly (2nd Legislature) - Vientiane, 13 - 15 August 1994. Текст преамбулы в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php. <11> The Constitution of the Islamic Republic of Pakistan. 12th April, 1973. Текст преамбулы в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php.

В конституциях стран Ближнего и Среднего Востока слово "мир" как высшая ценность встречается реже, тем не менее и в этом регионе у некоторых государств почтительное отношение к миру можно обнаружить с первых же положений основных законов. Нередко вера в Бога и мир связываются в единое целое. Так, в ст. 1 Конституции Саудовская Аравия 1992 г. провозглашается, что Королевство Саудовской Аравии является суверенным арабским исламским государством с официальной религией ислама, Книга Бога (Коран) и Сунна Его Пророка (the Sunnah of His Prophet), молитвы Бога и мир с ним составляют его Конституцию <12>. -------------------------------- <12> См.: Saudi Arabia - Constitution. (Adopted: March 1992 / Status: Oct. 1993). Текст статьи в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php.

Некоторые государства в силу исторических событий особо подчеркивают ценность сохранения и укрепления мира внутри страны, т. е. гражданского мира. Более всего это характерно для государств, вставших на путь независимости или озабоченных гражданским миром в условиях сохранения потенциальной возможности внутренней конфронтации между различными социальными силами, этническими группами. К примеру, в преамбуле Конституции Республики Македония от 17 ноября 1991 г. сказано о задаче обеспечить мир и сосуществование македонского народа с другими национальностями, проживающими в Республике Македония <13>. В Конституции Филиппин от 15 октября 1986 г. в ст. 1, ч. 5, заявляется, что поддержка мира и порядка, наряду с защитой жизни, свободы и собственности, а также повышения общего благосостояния, является основополагающей для процветания в стране народной демократии <14>. Согласно преамбуле Конституции Руанды от 30 мая 1991 г. народ данной страны убежден в необходимости достижения реального национального единства, мира, социальной справедливости и уважения прав человека, основанных на свободе, равенстве и братстве всех членов руандского общества <15>. -------------------------------- <13> См.: Конституции государств Европы. Т. 2. С. 433. <14> См.: Philippine Constitution. Adopted, October 15, 1986. Текст статьи в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php. <15> См.: Rwanda Constitution. Adopted: 30 May 1991 / Status: 30 May 1991. Текст преамбулы в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php.

Особое место среди стран, определяющих мир как высшую ценность, занимает Япония, которая подробно описывает желание японского народа не испытывать больше ужасов войны. В преамбуле Конституции Японии от 3 мая 1947 г. говорится о том, что японский народ исполнен решимости обеспечить для себя и для своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями, не допустить ужасов новой войны в результате действий правительств, желает вечного мира и полон решимости обеспечить безопасность, полагаясь на справедливость и честь миролюбивых народов мира. Японский народ хочет занять почетное место в международном сообществе, стремящемся сохранить мир, твердо уверен, что все народы мира имеют право на мирную жизнь, свободную от страха и нужды <16>. Упоминание о мире звучит как лейтмотив всей государственной и общественной жизни Японии. Высокая значимость преамбулы Конституции Японии заключается в том, что понятие мира как высшей ценности представлено очень развернуто, в ней впервые на конституционно-правовом уровне сформулировано коллективное право народов на мир и мирную жизнь, а также определено, что это право является одновременно непременным принципом политической и общественной морали. -------------------------------- <16> См.: Конституции зарубежных государств. М., 1997. С. 440.

Характерной особенностью конституционного развития современной эпохи должно было бы стать признание всеми государствами субъективного права на мир после провозглашения такого права на международно-правовом уровне (Африканская хартия прав человека и прав народов 1981 г. и Декларация о праве народов на мир 1984 г.). К сожалению, конституции и законы большинства государств, как правило, не закрепляют непосредственно право на мир, не определяют его содержания. Редкое исключение составляют отдельные страны. Наряду с упомянутым ранее Основным законом Японии, закрепляющим коллективное право всех народов на мирную жизнь, Политическая конституция Перу от 31 декабря 1993 г. предоставляет каждому право на мир и спокойствие (ст. 2 ч. 22 главы 1 "Основные права личности") <17>. В Политической конституции Колумбии от 6 июля 1991 г. закрепляется, что мир есть право и требующая исполнения обязанность (в ст. 22 раздела II) <18>. Об индивидуальном праве каждого гражданина и соответственно коллективном праве всей нации на мирную жизнь говорится в преамбуле Конституции Турции от 7 ноября 1982 г. Она гласит, что все турецкие граждане имеют право требовать мирной жизни <19>. Пока это уникальные примеры из мировой практики. -------------------------------- <17> См.: Конституции государств Америки. Т. 3. С. 790. <18> См.: Там же. С. 551. <19> См.: Конституции государств Европы. Т. 3. С. 222.

Один из важнейших вопросов мира, который определяется на конституционно-правовом уровне, - отношение к войне. Отношение государств к войне является прямым выражением государственной политики по признанию и защите права на мир. В конституционной практике сложилось по меньшей мере четыре основных подхода по этому вопросу: 1) оставление за государством права на ведение войн без каких-либо оговорок; 2) признание оборонительной войны как средства решения внутренних и внешних проблем, связанных с обеспечением безопасности государства и возможности вступления в оборонительные блоки; 3) признание лишь оборонительной войны и нейтралитет в международных отношениях; 4) полный отказ от войны как средства решения международных споров. Правовые положения, регулирующие поведение страны на международной арене в этом отношении, ведут свою эволюцию со времен Великой французской революции, до принятия которой доминировал лишь первый подход. Шестой раздел Конституции Франции от 3 сентября 1791 г. впервые установил на внутригосударственном конституционном уровне положение о том, что "французская нация отказывается от каких-либо завоевательных войн и ни в коем случае не станет обращать свои вооруженные силы против свободы какого-либо народа". С конца XVIII в. аналогичные нормы все чаще стали появляться в основных законах и других зарубежных стран. Требование отказа от войны было неоднократно повторено прежде всего в несколько расширенном виде в самой Франции (ст. ст. 118 - 119 Конституции 1793 г., п. 5 преамбулы Конституции 1848 г.), оно было закреплено в бразильской Конституции от 24 февраля 1891 г. (ст. 88). В начале XX столетия после тяжелых испытаний, вызванных Первой мировой войной, миролюбивые статьи были включены в Конституции Нидерландов, Доминиканской Республики 1929 г., Ирландии 1937 г. (п. п. 1 - 3 ст. 29). Последняя в Конституции дала весьма развернутую характеристику поведения своего государства на международной арене. После Второй мировой войны число конституций, декларирующих миролюбивый внешнеполитический курс и отказ от агрессивных войн, значительно возросло. Как правило, формулировка принципа отказа от войны увязывалась государствами с одновременным признанием международного мира как высшей ценности, соблюдением принципов мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела других государств и других общепризнанных принципов международного и соответственно национального права. Наиболее заметными в этом отношении явились конституции европейских государств. Так, в преамбуле Конституции Французской (Четвертой) Республики было заявлено что "Французская Республика... не предпримет никакой войны с целью завоевания и никогда не употребит своих сил против свободы какого-либо народа". Согласно ст. 11 Конституции Италии 1947 г. данная страна отвергала войну как посягательство на свободу других народов и как способ разрешения международных споров; она соглашалась на условиях взаимности с другими государствами на ограничение суверенитета, необходимое для порядка, обеспечивающего народам мир и справедливость <20>. Венгерская Республика в своей Конституции от 18 августа 1949 г. (с поправками 1989, 1990, 1997 гг.) также отрицала войну как средство решения споров между нациями и подчеркивала, что воздерживается от применения насилия, направленного против независимости или территориальной целостности других государств, соответственно от угрозы применения насилия (§ 6 п. 1 Конституции) <21>. -------------------------------- <20> См.: Конституции государств Европы. Т. 2. С. 105. <21> См.: Конституции государств Европы. Т. 1. С. 538.

Похожие нормы закреплялись и в послевоенных конституциях государств Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и островов Карибского бассейна. В частности, в ст. 5 Конституции Южной Кореи, принятой 17 июля 1948 г. <22>, заявлено о поддержке данным государством международного мира и одновременном отрицании агрессивных войн. В ст. 9 Конституции Японии 1947 г. закреплено, что "японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается" <23>. -------------------------------- <22> См.: South Korea Constitution Adopted: 17 July 1948 / Status: 29 Oct. 1987. Текст статьи в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php. <23> Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 1997. С. 443.

Среди государств Америки Бразилия в своей Конституции от 18 сентября 1946 г. провозгласила, что прибегнет к войне только в том единственном случае, если не будет возможности или не удастся использовать арбитраж либо средства мирного разрешения конфликтов, установленные международным органом безопасности, в котором она принимает участие; однако Бразилия ни в коем случае не предпримет завоевательной войны ни прямо, ни косвенно, ни сама, ни в союзе с другим государством (ст. 4) <24>. Республика Никарагуа объявила незаконными агрессивную войну и вмешательство в дела других государств (ст. 9 Конституции Республики Никарагуа от 1 декабря 1950 г.) <25>. -------------------------------- <24> URL: http://www. uznal. org/constitution. php. <25> См. там же.

Отказ от войны как принцип международной политики фиксируется и во многих конституциях Новейшего времени, принятых или вступивших в силу в 1980 - 1990-х годах и в начале нового столетия. В частности, в ст. 2 Конституции Филиппин от 15 октября 1986 г. провозглашен принцип отказа от войны как инструмента национальной политики с одновременным выражением приверженности политике мира, сотрудничества и дружбы в отношениях со всеми нациями. В соответствии со ст. 144 Конституции Парагвая от 20 июня 1992 г. данное государство рассматривает отказ от войны как общепризнанный принцип международного права и связывает его с обязательствами по вхождению в международные организации и объединения <26>. Азербайджан отвергает войну как средство посягательства на независимость других государств и как способ решения международных конфликтов (ст. 9 ч. 2 Конституции Республики Азербайджан от 12 ноября 1995 г.) <27>. Кыргызстан не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой, отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны. Право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызстана и других государств, связанных обязательствами коллективной обороны, не признается (ст. 9 Конституции Кыргызской Республики) <28>. -------------------------------- <26> См.: Конституции государств Америки. Т. 3. С. 730. <27> См.: Конституции государств Европы. Т. 1. С. 133. <28> URL: http://www. uznal. org/constitution. php.

Отрицательное отношение к агрессивной войне в своих конституциях высказали и государства Ближнего и Среднего Востока. В соответствии со ст. 36 Конституции Бахрейна, принятой 14 февраля 2002 г., агрессивная война запрещена <29>. Согласно ст. 71 Конституции Катара, одобренной на национальном референдуме 29 апреля 2003 г., агрессивная война запрещена, оборонительные войны объявляются декретом эмира <30>. -------------------------------- <29> См.: Bahrain Constitution, Adopted on: 14 Feb. 2002. Текст статьи в переводе автора // http://www. oefre. unibe. ch/law/icl/index. html. <30> См.: Qatar Constitution ICL Document Status: 29 April 2003. Статьи в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php.

Важным элементом конституционно-правового регулирования права на мир в государствах является механизм защиты мира. Он определяется в действующих конституциях начиная от постановки основополагающих целей государства по утверждению мира, общих принципов мира и запретов по его нарушению и заканчивая определением обязанностей граждан и системы органов, их компетенции по защите мирной жизни и национального суверенитета государств. Важное значение для защиты мира имеет транспарентность позиции государств в отношении производства вооружений, разоружения и запрета определенных видов оружия. В конституционной практике государств имеются уникальные примеры регулирования этих вопросов в основном законе. В частности, в ст. 7 Конституции Португалии от 2 апреля 1976 г. сказано, что данное государство выступает за всеобщее разоружение, одновременное и под соответствующим контролем, за роспуск военно-политических блоков и за установление системы коллективной безопасности с целью создания международного порядка, способного обеспечить мир и справедливость в отношениях между народами <31>. В ст. 81 Конституции Колумбии установлен запрет на производство, ввоз, владение и использование химического, биологического и ядерного оружия, а также ввоз на территорию государства ядерных и токсичных отходов <32>. Согласно ст. 65 Конституции (ноябрь 1990 г.) Народной Республики Мозамбик придерживается принципа всеобщего и всеобъемлющего разоружения всех государств <33>. -------------------------------- <31> См.: Конституции государств Европы. Т. 2. С. 749. <32> См.: Конституции государств Америки. Т. 1. С. 569. <33> См.: Constitution of Mozambique. November 1990. Текст статьи в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php.

Известна практика конституционного провозглашения государствами себя территориями, свободными от ядерного оружия. К примеру, согласно ст. 2 Конституции Филиппин данное государство, руководствуясь национальными интересами, принимает и проводит политику, соответствующую принципу свободы от ядерного оружия на ее территории. Для защиты мира в конституциях устанавливаются определенные ограничения и запреты в осуществлении насильственных действий, пропаганде войны, в пользовании оружием в мирное время. Практически все государства в своих конституциях акцентируют внимание на допустимость лишь мирных собраний. Многие страны наряду со словом "мирно" подчеркивают в своих конституциях важность отказа от использования оружия, некоторые из них - необходимость участия полиции для обеспечения общественной безопасности (например, Греция, Венесуэла). Гарантией защиты мирной жизни являются запрет или ограничения на ношение, производство и хранение оружия. Эти вопросы определяются как на конституционном уровне, так и в специальных законах. Большинство государств склонны к установлению определенных ограничений на ношение, производство и хранение оружия. Эти вопросы определяются как на конституционном уровне, так и в специальных законах. В частности, согласно ст. 10 Конституции Мексиканских Соединенных Штатов от 31 января 1917 г. население этой страны вправе владеть любым оружием в своем жилище для обеспечения своей безопасности и законной защиты, за исключением оружия, запрещенного федеральным законом, или оружия, которое государство предоставляет в исключительное пользование армии, флота и национальной гвардии <34>. -------------------------------- <34> См.: Конституции государств Америки. Т. 3. С. 465.

Более подробно вопросы ограничений на ношение, производство и хранение оружия регулируются, как правило, общегосударственным законом. Об этом упоминает, в частности, ст. 107 Союзной конституции Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г.: Союз издает предписания против злоупотреблений оружием, принадлежностями к нему и боеприпасами, о производстве, приобретении и сбыте, а также о ввозе, вывозе и транзите боевой техники <35>. -------------------------------- <35> См.: Конституции государств Европы. Т. 3. С. 556.

Полный запрет на ношение, производство и хранение оружия является крайней мерой, практически не используемой государствами, как общее правило. В рассматриваемом контексте несомненный интерес представляет Конституционный акт государства - города Ватикан - Закон N 6 об общественной безопасности от 7 июня 1929 г. Согласно ст. 5 данного Закона в Ватикане запрещается хранить оружие даже в собственном жилом помещении, а также носить оружие без разрешения губернатора. При этом разрешение необходимо даже для коллекционирования художественного, редкого и старинного оружия. Еще более серьезное значение для мира и спокойствия имеет ст. 6 рассматриваемого Закона, которая запрещает хранить без разрешения губернатора военное оружие, иметь склады невоенного оружия, склады снаряжения и взрывчатых материалов. Нарушители запрета наказываются, если их действия не сопровождаются более серьезными нарушениями, тюремным заключением от трех месяцев до трех лет, а также конфискацией оружия, снаряжения и взрывчатых материалов <36>. -------------------------------- <36> См.: Указ. соч. Т. 1. С. 487.

Одним из центральных вопросов создания действенного механизма обеспечения мира на национальном уровне является определение системы органов, их компетенции в защите мира, мирной жизни и государственного суверенитета. Большинство стран в своих конституциях и законах определяют государственные органы, в полномочия которых входят решение вопросов войны и защиты мира, проведение миролюбивой внешней политики, определение ее стратегии, объявление чрезвычайного (военного) положения, заключение и ратификация международных договоров о мире. Эти и другие подобные полномочия осуществляются законодательной властью - парламентом, главой государства (президент, король, монарх, султан) и исполнительной властью в лице правительства в пределах функций каждого органа. Немало государств в своих действующих на настоящее время конституциях прописывают статус вооруженных сил как инструмента защиты мира и суверенитета нации. При этом степень детализации в регулировании данного вопроса существенно различается. Европейские государства, страны постсоветского пространства регулируют этот вопрос, как правило, лишь в контексте общих задач обороны и конкретизируют статус в конституционных или обычных законах. Например, в соответствии со ст. 8 Конституции Испании вооруженные силы страны призваны гарантировать суверенитет и независимость Испании, защищать ее территориальную целостность и конституционной порядок. Основы организации вооруженных сил определяются органическим законом в соответствии с принципами настоящей Конституции <37>. Согласно ст. 9 Конституции Азербайджана с целью обеспечения своей безопасности Азербайджанская Республика создает вооруженные силы и другие вооруженные формирования <38>. -------------------------------- <37> См.: Конституции государств Европы. Т. 2. С. 51. <38> См.: Указ. соч. Т. 1. С. 133.

Доминантой, определяющей роль вооруженных сил, является их защитно-оборонительная функция. К примеру, в ст. 58 Конституции Швейцарской Конфедерации закрепляется, что армия Швейцарии служит для воспрепятствования войне и содействует сохранению мира; она защищает страну и ее население, поддерживает гражданские власти при отражении серьезных угроз внутренней безопасности и при ликвидации других чрезвычайных ситуаций <39>. В соответствии со ст. 87-а Конституции ФРГ Федерация создает вооруженные силы для своей обороны и может их использовать в случае напряженности, для отражения опасности, угрожающей существованию или основам свободного демократического строя Федерации или одной из земель <40>. -------------------------------- <39> См.: Указ. соч. Т. 3. С. 58. <40> См.: Конституции государств Европы. Т. 1. С. 608 - 609.

Более подробно статус вооруженных сил представлен в конституциях государств Африки, Латинской и Центральной Америки, островов Карибского бассейна, Ближнего и Среднего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. В них содержатся специальные разделы, посвященные задачам и обязанностям вооруженных сил по защите мира, безопасности, суверенитета страны, в том числе по охране территориальной целостности и неприкосновенности. Существует определенная специфика в определении задач армии в мусульманских государствах. Так, в преамбуле Конституции Ирана от 3 декабря 1979 г. (с последующими поправками) есть положения об идеологии армии Ирана, основанной на исламе. Это означает, что армия Исламской Республики Иран и Исламский корпус революционной охраны организуются в соответствии с целями, связанными не только с защитой и сохранением границ страны, но также для выполнения идеологической миссии джихада путем, указанным Богом, т. е. с целью расширения суверенитета законов Бога по всему миру <41>. Закрепление таких положений не означает, однако, что Иран допускает возможность использования армии в захватнических целях. Положения преамбулы уточняются в конкретных статьях Конституции. Согласно ее ст. 143 Армия Исламской Республики Иран ответственна за охрану независимости и территориальной целостности страны, а также порядка в стране. Именно эти цели формулируются как главные. -------------------------------- <41> См.: Constitution of Iran (Adopted: 24 Oct. 1979 / Effective: 3 Dec. 1979 / Amended: 28 July 1989 / Status: 1992). Текст статей в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php.

В конституциях некоторых государств, особенно вставших на путь восстановления после длительного периода разрухи и гражданской войны, определяются и другие созидательные задачи вооруженных сил. Так, по действующей Конституции Вьетнама в круг обязанностей вооруженных сил входит не только защита суверенитета государства, национальной безопасности и социального порядка, но и общие задачи по охране социалистического режима и достижений революции, участию в национальном строительстве вместе со всем вьетнамским народом (ст. 45) <42>. -------------------------------- <42> См.: Constitution of the Socialist Republic of Vietnam. Adopted on: 15 April 1992. Текст статьи в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php.

Новым направлением конституционного регулирования, связанного с правом мира, является усиление конституционных гарантий безопасности, борьбы с терроризмом. Право на мир часто рассматривается в единстве с правом на безопасность. В современных конституциях нередко мир и безопасность стоят рядом как высшие ценности человеческого общества. Так, в преамбуле Конституции Омана от 6 ноября 1996 г. закрепляется решимость этого государства усиливать роль в установлении основ мира, безопасности, справедливости и сотрудничества между различными государствами и народами <43>. Согласно п. "h" ст. 50 Конституции Шри-Ланки государство должно способствовать в своей деятельности обеспечению мира, безопасности и сотрудничества среди наций <44>. -------------------------------- <43> См.: Oman Constitution (Adopted: 6 Nov. 1996 / Status: 6 Nov. 1996; Official Title: "The White Book. The Basic Law of the Sultanate of Oman"; Royal Decree No. 101/96, issued on 6 Nov. 1996 by Qaboos Bin Said, Sultan of Oman. Текст преамбулы в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php. <44> См.: People Constitution of Sri-Lanka. Текст статьи в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php.

Необходимо отметить, что во многих новейших конституциях содержатся специальные разделы по обеспечению национальной безопасности. Наиболее ярко эта тенденция прослеживается на примере основных законов Латинской и Центральной Америки. Такие разделы есть, в частности, в конституциях Боливарианской Республики Венесуэла от 30 декабря 1999 г., Республики Чили от 21 октября 1980 г., Республики Перу от 31 декабря 1993 г. и др. Относительно новым направлением конституционного регулирования является специальное упоминание в конституциях о терроризме как о зле, заявление об отказе от него и определение ключевых средств борьбы с ним. В частности, в ст. 4 Конституции Бразилии особо закреплен принцип отказа от терроризма и расизма <45>. В соответствии со ст. 7 Конституции Исламской Республики Афганистан от 4 января 2004 г. государство преследует все виды террористической деятельности <46>. Политическая Конституция Республики Чили от 21 октября 1980 г. в ст. 9 определяет, что терроризм в любых его формах, по существу, противоречит правам человека. Конституция данного государства в цитируемой статье формулирует основные положения национального закона, регулирующего вопросы борьбы с терроризмом. В ней сказано, что "закон, принятый квалифицированным большинством, определяет проявления терроризма и устанавливает наказание за него. Ответственные за такое преступление в течение пятнадцати лет остаются неправоспособными для осуществления функций или занятия публичных должностей, участия во всеобщих выборах, занятия поста ректора или директора учебного учреждения или осуществления в них образовательных функций; для эксплуатации средств общественной связи и занятия в них должности директора или администратора или выполнения функций, связанных с созданием или распространением мнений или информации; не имеют права быть руководителями политических организаций или организаций, имеющих отношение к образованию, а также имеющих в целом общественный, профессиональный, предпринимательский, профсоюзный, студенческий или корпоративный характер, в течение указанного срока". В отношении преступлений, связанных с терроризмом, не может быть применено особое помилование, кроме замены смертной казни на пожизненное тюремное заключение <47>. Приведенный пример конституционного регулирования основных положений закона по борьбе с терроризмом пока довольно уникальный случай. -------------------------------- <45> См.: Конституции государств Америки. Т. 3. С. 124. <46> См.: Constitution of the Islamic Republic of Afghanistan 4 Jan 2004. Текст статьи в переводе автора. URL: http://www. uznal. org/constitution. php. <47> См.: Конституции государств Америки. Т. 3. С. 1005 - 1006.

В конституциях многих стран, особенно третьего и четвертого поколений, предусмотрено создание специальных органов, обеспечивающих безопасность государства и общества не только во время состояния войны, но и в мирный период. Это Совет национальной безопасности (конституции Грузии, Турции), Совет национальной обороны и безопасности (Конституция Вьетнама), Высший совет национальной обороны (Камбоджа), Комиссия по вопросам службы безопасности (Конституция Белиза от 21 сентября 1981 г.), Халк маслахаты (Конституция Туркменистана), Высший совет национальной обороны (Конституция Португалии), Верховный совет обороны страны (Конституция Румынии), Высший совет национальной безопасности (Конституция Ирана) и т. п. Придание этим органам конституционного статуса и определение их основных полномочий позволяет расширить механизм конституционной защиты мира. Несмотря на широту конституционного регулирования вопросов, связанных с правом мира, в целом можно констатировать отсутствие в основных законах государств общей, объединительной главы, непосредственно посвященной миру и его защите. Появление глав (разделов) в конституциях, системно защищающих мир как высшую ценность, определяющих принципы мира и механизм его защиты, признающих индивидуальное и коллективное право на мир как естественное и неотъемлемое, - таковы перспективы совершенствования конституционного регулирования отношений, регулируемых правом мира.

Название документа