Пути гармонизации трудового законодательства государств - членов ЕврАзЭС

(Шестерякова И. В.) ("Российский юридический журнал", 2010, N 1) Текст документа

ПУТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС

И. В. ШЕСТЕРЯКОВА

Шестерякова Ирина Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Саратовской государственной академии права, член Российской ассоциации международных исследований (Саратов).

Автор обсуждает проблему гармонизации трудового законодательства государств - членов ЕврАзЭС и обосновывает необходимость проведения этой работы в трех основных направлениях.

Ключевые слова: государства - члены ЕврАзЭС, гармонизация, унификация, трудовое законодательство, международные трудовые нормы.

The ways of labour legislation of EurAsEC states harmonization I. V. Shesteryakova

The author discusses the problem of labour legislation of EurAsEC states harmonization and substantiates the need of this work in three basic ways.

Key words: EurAsEC states, harmonization, unification, labour legislation, international labour norms.

Вопросы гармонизации и унификации законодательства не раз становились предметом обсуждения в рамках международных объединений государств. Актуальным является этот вопрос и для государств - членов ЕврАзЭС, что подтверждает, например, решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 23 июня 2006 г. N 295 "О предложениях по совершенствованию стратегии и тактики в развитии ЕврАзЭС" (Минск). В результате интеграционного взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС приняты международные акты, направленные на гармонизацию внешнеторгового, налогового, таможенного, валютного законодательства, законодательства по пограничным вопросам, энергетике и транспорту, а также в сфере социальных отношений. В условиях финансово-экономического кризиса обострились такие проблемы, как безработица, защита трудовых прав работников, миграционные процессы, защита прав работников-мигрантов и членов их семей и др. Очевидно, что каждому государству в отдельности справиться с ними трудно, подчас невозможно. В настоящее время для решения указанных проблем характерны интеграционные процессы между государствами в различных сферах социально-экономической деятельности, например унификации и гармонизации трудового законодательства стран - членов ЕврАзЭС. Унификация права - движение к гармоничному взаимодействию разных правовых систем <1>. Можно сказать, что это определение унификации в общем смысле. В политико-правовом аспекте цель унификации - стремиться, соизмеряя желаемое с возможным, к устранению или сглаживанию различий в национальных правовых системах на основе общепризнанных принципов права. Основным инструментом унификации был и остается "единообразный закон", разрабатываемый экспертами по сравнительному праву. "Единообразный закон" является неотъемлемой частью многостороннего международного договора, что обязывает стран - участниц этого договора инкорпорировать его в национальное законодательство и применять в качестве национального закона <2>. -------------------------------- <1> Доронина Н. Г. Унификация и гармонизация в сфере правового регулирования иностранных инвестиций // Журн. зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. Вып. 1. 2005. С. 57. <2> Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. / Пер. с нем. М., 1998. Т. 1. С. 40.

Унификация права в широком значении состоит не в том, чтобы снять различия в правовом регулировании аналогичных отношений в праве отдельных государств, создав единообразные нормы права, а в том, чтобы устранить препятствия на пути международного сотрудничества и связанного с ним развития регулируемых национальным правом отношений. Гармонизация законодательства является способом международно-договорной унификации права, основанным на обязательстве государства следовать определенному направлению (принципу) правового регулирования при разработке национального законодательства, сформулированному в международном соглашении <3>. -------------------------------- <3> Доронина Н. Г. Указ. соч. С. 57.

Таким образом, мы можем говорить об унификации как в общем смысле, так и в узком - применительно к трудовому законодательству. Такая унификация происходит в последнее время в рамках Содружества Независимых Государств (Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. <4>, Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г. и др.), Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического сообщества (например, решение N 112 о приоритетных направлениях развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 гг., подготовленное на основе доклада председателя Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества Н. А. Назарбаева "О положении дел в Евразийском экономическом сообществе и предложениях по ускорению интеграционного сотрудничества", от 27 апреля 2003 г. <5>) и, наконец, в рамках объединенной Европы (Хартия сообщества об основных социальных правах трудящихся от 9 декабря 1989 г. <6> и др.). -------------------------------- <4> Бюл. междунар. договоров. 1997. N 2. С. 3 - 7. <5> Информационный бюл. ЕврАзЭс. 2003. N 5. С. 102 - 108. <6> Основные права человека в сфере труда и их защита // Библиотечка "Российской газеты". Вып. 22 - 23. М., 1999. С. 56 - 59.

Документы, принимаемые в рамках ЕврАзЭС, говорят об унификации и гармонизации трудового и социального законодательства. Гармонизация - это согласованность, стройность в сочетании чего-либо <7>. Таким образом, необходимо вести речь именно о процессах гармонизации трудового законодательства наших государств (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Основой названной гармонизации должны стать международные трудовые нормы, прежде всего конвенции Международной организации труда. -------------------------------- <7> Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М., 1988. С. 111.

Определение международных трудовых норм, их признаков ни в международном, ни в национальных законодательствах не закреплено. Однако во всех международных документах, связанных с решением трудовых вопросов, встречается понятие "международные трудовые нормы". Это понятие употребляется представителями и экспертами Международной организации труда. Очевидно, что необходимо выработать определение международных трудовых норм, чтобы использовать его не только в теории международного и национального трудового права, но и на практике. По нашему мнению, международные трудовые нормы - это нормы, которые создаются в результате достигнутых договоренностей государств, устанавливающие для них определенные принципы, права и обязанности, правила ведения национальной законодательной политики в области регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений. Эти нормы могут утверждаться государствами, входящими как в "глобальные" международные организации, (ООН, МОТ и др.), так и в "региональные" организации, например СНГ, ЕврАзЭС, ЕС, Лига арабских государств, а также в результате договоренности, достигнутой между двумя государствами (двусторонние договоры). Считаем необходимым выделить следующие признаки международных трудовых норм: устанавливаются или санкционируются государством в строго определенном порядке и находятся под его защитой; принимаются в конкретных формах; вводятся в действие официально, вступают в силу в строго обозначенное время; носят обязательный характер; исполнение обеспечивается органами государственного надзора и контроля (государственным принуждением); регулируют общественные отношения путем установления конкретных прав и обязанностей их участников. Таким образом, международные трудовые нормы можно считать моделью для национальных законодательств. Это подтверждается и соответствующими статьями конституций государств - участников ЕврАзЭС (ст. 4 Конституции Республики Казахстан, ст. 12 Конституции Кыргызской Республики, ст. 10 Конституции Таджикистана, ст. 15 Конституции Российской Федерации). Первым шагом на пути к гармонизации трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении должна быть ратификация основополагающих конвенций МОТ. По мнению экспертов МОТ <8>, таковыми считаются следующие восемь конвенций: -------------------------------- <8> URL: http://www. ilo. ru.

1) Конвенция N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.). Требует запрещения принудительного или обязательного труда во всех формах. Допускаются отдельные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы, труд при чрезвычайных обстоятельствах, военных действиях, при пожаре, землетрясениях и т. д.; 2) Конвенция N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948 г.). Устанавливает право всех трудящихся и работодателей на создание организации и вступление в нее по своему выбору без получения предварительного разрешения и предоставляет ряд гарантий свободы их деятельности без вмешательства государственных органов; 3) Конвенция N 98 "О праве на организацию и ведение коллективных переговоров" (1949 г.). Предусматривает защиту от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и работодателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам; 4) Конвенция N 100 "О равном вознаграждении" (1951 г.). Требует устанавливать равную оплату для мужчин и женщин за труд равной ценности; 5) Конвенция N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.). Запрещает использование любой формы принудительного или обязательного труда в качестве средства политического принуждения или перевоспитания, наказания за выражение политических или идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или дискриминации; 6) Конвенция N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.). Призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению, на содействие равенству возможностей обращения; 7) Конвенция N 138 "О минимальном возрасте приема на работу" (1973 г.). Цель - устранение детского труда. Устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования; 8) Конвенция N 182 "О наихудших формах детского труда" (1999 г.). Призывает немедленно принять эффективные меры с целью запрещения и устранения наиболее нетерпимых форм детского труда, в том числе рабства или практики, подобной рабству, принудительной вербовки детей для участия в вооруженных конфликтах, использования детей для проституции и порнографии или любой другой незаконной деятельности, а также на работе, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей. Кроме того, выделяют так называемые приоритетные Конвенции: N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.); N 129 "Об инспекции труда в сельском хозяйстве" (1969 г.); N 144 "О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм" (1976 г.); N 122 "О политике в области занятости" (1964 г.). Интересен вопрос о ратификации основополагающих и приоритетных конвенций МОТ государствами - участниками ЕврАзЭС и ШОС: Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и Китаем. Из основополагающих конвенций МОТ перечисленные государства ратифицировали только Конвенции N 100, 111, 138, 182. По остальным конвенциям ситуация следующая: N 29 и 105 не ратифицировал Китай; N 87 - Узбекистан и Китай; N 98 - Беларусь. Приоритетные конвенции не ратифицировали гораздо больше государств: N 81 не ратифицировали Узбекистан, Китай и Таджикистан; N 129 - Россия, Китай, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия; N 144 - Россия, Узбекистан и Таджикистан; N 122 ратифицировали все перечисленные государства. Нельзя не согласиться с тем, что нормы права выступают в качестве моделей должного поведения <9>. Применительно к международным трудовым нормам можно отметить, что это модель поведения для национального трудового законодательства государств, а также поведения государства (например, когда оно должно привести свое национальное законодательство в соответствие с международными стандартами труда). -------------------------------- <9> Сабо И. Основы теории права. М., 1974. С. 89.

Таким образом, выступая в качестве модели, международные трудовые нормы в современных условиях должны служить образцом для национального трудового законодательства, быть гарантом основных прав работников и инструментом для обеспечения согласования интересов сторон социального партнерства. Следующим шагом на пути к гармонизации трудового законодательства, по нашему мнению, должна стать работа по проведению сравнительного анализа трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении государств - членов ЕврАзЭС. Для этого необходимо сформировать экспертную комиссию из представителей стран-участниц. Комиссия по результатам работы должна будет сделать вывод о соответствии норм национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС международным стандартам и выявить дефекты национальных нормативных правовых актов государств - членов ЕврАзЭС в сфере регулирования труда и социального обеспечения. Третий шаг - это составление документов ЕврАзЭС в сфере труда и социального обеспечения, отвечающих международным стандартам и учитывающих национальное трудовое законодательство стран-участниц.

Название документа