Проблемные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств происхождения третьих стран, перемещающихся по единой таможенной территории Таможенного союза при наличии временных изъятий из Единого таможенного тарифа

(Гармонников С. Н.)

("Таможенное дело", 2010, N 1)

Текст документа

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО

КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ТРЕТЬИХ СТРАН, ПЕРЕМЕЩАЮЩИХСЯ ПО ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ

ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ПРИ НАЛИЧИИ ВРЕМЕННЫХ ИЗЪЯТИЙ

ИЗ ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА

С. Н. ГАРМОННИКОВ

Гармонников С. Н., руководитель Представительства Федеральной таможенной службы в Республике Беларусь.

С момента распада бывшего Союза ССР Белоруссия, Казахстан и Россия предпринимают третью попытку создания Таможенного союза.

Предшествующий российско-белорусский опыт построения таможенного союза [1] и единого таможенного пространства Союзного государства [2] свидетельствует о том, что государства - участники формируемого Таможенного союза Евразийского экономического сообщества перед отменой таможенного контроля и таможенного оформления на своих внутренних границах должны четко определить и согласовать меры, подлежащие применению в отношении перемещающихся в рамках взаимной торговли товаров и транспортных средств происхождения третьих стран, которые выпущены в свободное обращение на территории одного из государств-участников по ставкам, отличным от ставок Единого таможенного тарифа.

Подписанный 6 октября 2007 г. в Душанбе Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза заложил основу построения полноценного таможенного союза в соответствии с общепризнанными принципами международного права, согласно которым в пределах единой таможенной территории подлежат беспрепятственному перемещению товары, как происходящие с единой таможенной территории, так и происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на этой таможенной территории, при условии применения всеми государствами - участниками Таможенного союза Единого таможенного тарифа и других единых мер регулирования торговли товарами с третьими странами [3].

Договорная база формируемого в рамках Евразийского экономического сообщества Таможенного союза допускает применение в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа. При этом соответствующее решение Комиссии Таможенного союза о применении одним из государств-участников более высокой или более низкой ставки в обязательном порядке должно содержать информацию о мерах, которые должны быть приняты другими государствами-участниками для достижения целей применения более высокой или более низкой ставки [4].

Однако согласно определению Таможенного союза ЕврАзЭС [5, с. 447 - 450] товары, не вошедшие в Единый таможенный тариф или временно исключенные из него, не могут рассматриваться в качестве товаров, на которые в полном объеме распространяются преимущества единой таможенной территории.

То есть товары и транспортные средства, в отношении которых государствами-участниками не достигнуто согласие о размерах ставок ввозных пошлин в Едином таможенном тарифе [6, с. 464 - 470] либо предоставлено временное изъятие из него, но которые выпущены в свободное обращение на территории одного из государств - участников Таможенного союза по ставке ввозной пошлины, например, меньшей, чем применяемая в других государствах - участниках Таможенного союза ставка Единого таможенного тарифа, то такие товары и транспортные средства не могут рассматриваться в качестве выпущенных в свободное обращение для других государств - участников Таможенного союза ЕврАзЭС, где применяется более высокая единая ставка ввозной пошлины.

Соответственно такие товары и транспортные средства для таможенных целей имеют статус товаров не Таможенного союза [7], в связи с чем должны осуществляться таможенный контроль и таможенное оформление при их ввозе на территории других государств Таможенного союза.

Указанные выше обстоятельства и прогнозируемые трудности в создании и поддержании Единого таможенного тарифа и единых мер нетарифного регулирования могут способствовать принятию государствами - участниками Таможенного союза ЕврАзЭС односторонних решений об осуществлении защиты национальных экономических интересов силами национальных таможенных органов непосредственно на внутренних границах государств - участников Таможенного союза.

Примером подобного решения проблемы недостижения требуемого уровня унификации мер таможенно-тарифного, нетарифного и таможенного регулирования в рамках Союзного государства Беларуси и России является осуществление с февраля 1996 г. российскими таможенными органами сначала вблизи от российско-белорусской границы, а с января 1999 г. - непосредственно в расположенных на российско-белорусской границе пунктах принятия уведомлений при ввозе товаров и транспортных средств на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь функции по установлению статуса товаров для таможенных целей в целях решения вопроса о необходимости проведения их таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации [8].

Следует отметить, что риски отказа государств - участников Таможенного союза ЕврАзЭС от применения такого основополагающего принципа функционирования Таможенного союза, как отмена таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних границах из-за временных изъятий из Единого таможенного тарифа отдельных наименований товаров и транспортных средств, обусловлены объективно существующими различиями в структуре экономик государств-участников и соответственно несовпадающими потребностями и интересами в части объемов и номенклатуры импортируемой на национальные территории из-за пределов ЕврАзЭС продукции происхождения третьих стран.

Учитывая вышеизложенное, в целях построения интеграционного объединения Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации согласно общепринятому пониманию Таможенного союза, но с учетом реального состояния и уровня экономического развития каждой из трех стран, в процессе формирования Таможенного союза ЕврАзЭС необходимо не только утвердить Единый таможенный тариф [9], но и согласовать меры, подлежащие применению при перемещении между государствами-участниками товаров, в отношении которых одним из государств применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Значимость согласованного проведения указанных мероприятий обусловлена тем, что формально-юридически такие товары имеют статус товаров не Таможенного союза и соответственно не подпадают под правило беспрепятственного перемещения в пределах единой таможенной территории как не выпущенные в свободное обращение для других государств - участников Таможенного союза, где применяемый размер ставок Единого таможенного тарифа выше.

При этом, чтобы другие государства - участники Таможенного союза ЕврАзЭС не вводили в отношении вышеуказанной узкой номенклатуры товаров и транспортных средств происхождения третьих стран меры таможенного регулирования непосредственно на своих внутренних границах, Белоруссии, Казахстану и России необходимо признать товары и транспортные средства, выпущенные в свободное обращение по ставкам ввозных пошлин меньшим, чем применяемые в других государствах-участниках ставки Единого таможенного тарифа, условно выпущенными в свободное обращение на национальной территории, отчуждение которых без разрешения таможенных органов запрещено. В этом случае на таможенные службы будет возложена обязанность осуществлять таможенный контроль за целевым использованием таких товаров и транспортных средств на национальных территориях и их таможенное оформление при вывозе в другие государства - участники Таможенного союза путем помещения под процедуру перевозки под таможенным контролем до внутреннего таможенного органа другого государства-участника.

Следует отметить, что на начальном этапе формирования российско-белорусского Таможенного союза схожая практика имела место: с 10 января 1996 г. по 17 сентября 1998 г. ввезенное в Республику Беларусь в течение календарного года физическим лицом одно транспортное средство с уплатой таможенного платежа по единой ставке в размере 0,3 ЭКЮ за 1 куб. см объема двигателя в течение двух лет с момента таможенного оформления не подлежало отчуждению либо передаче во владение или пользование другим лицам, за исключением передачи в пользование членам семьи лица, ввезшего транспортное средство. В целях контроля за соблюдением физическими лицами этого ограничения белорусскими таможенными органами на выдаваемых владельцам иностранных легковых автомобилей паспортах транспортного средства проставлялся оттиск штампа "Отчуждение без разрешения таможни запрещено". В случае невыполнения указанных условий за ввезенное транспортное средство по выбору лица, осуществившего такой ввоз, надлежало произвести платеж по равной российской единой ставке в размере 5 ЭКЮ за 1 куб. см объема двигателя либо уплатить в соответствии с общим порядком и условиями осуществления мер экономической политики таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги [10].

Особую значимость предлагаемый механизм обеспечения экономической безопасности государств - участников Таможенного союза ЕврАзЭС совместными усилиями таможенных служб государств-участников без проведения ими процедур таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних границах представляет для урегулирования, во-первых, вопроса ввоза на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь легковых автотранспортных средств иностранного производства, которые выпускаются в свободное обращение в Республике Беларусь белорусскими юридическими и физическими лицами по льготным правилам таможенного налогообложения и впоследствии отчуждаются в Россию, и, во-вторых, проблематики ввоза на территории Республики Беларусь и Российской Федерации около 450 наименований товаров на уровне 10 знаков ТН ВЭД (фармацевтическая продукция, бумага, изделия из пластмасс и алюминия, машинотехническая продукция и ряд других товаров), которые Республика Казахстан в течение переходного периода вправе ввозить на свою территорию из третьих стран с применением ставок ввозных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа [11].

Таким образом, вышеизложенный алгоритм осуществления таможенных операций таможенного оформления и таможенного контроля в отношении временно изъятых из Единого таможенного тарифа товаров и транспортных средств происхождения третьих стран, перемещающихся в пределах единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, позволяет и в условиях недостижения полного единообразия применяемых государствами-участниками мер таможенно-тарифного регулирования обеспечить соблюдение одного из основополагающих принципов Таможенного союза - отмену таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних границах государств - участников Таможенного союза без ущерба их экономической безопасности, чем будет обеспечена должная устойчивость Таможенного союза в целом.

Литература

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 6 января 1995 г. "О Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь" // СЗ РФ. 1995. N 45. Ст. 5057.

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. // СЗ РФ. 2000. N 7. Ст. 786.

3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 ноября 1947 г. (п. 8 ст. XXIV) // СПС "КонсультантПлюс".

4. Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, заключенный Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации 12 декабря 2008 г. (ст. 4) // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: http://www. tsouz. ru.

5. Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 6 октября 2007 г. "О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза" // Сборник базовых документов Евразийского экономического сообщества. 2-е изд. М., 2008.

6. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. "О едином таможенно-тарифном регулировании" // Сборник базовых документов Евразийского экономического сообщества. 2-е изд. М., 2008.

7. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12 декабря 2008 г. "О порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: http://www. tsouz. ru.

8. Указание ГТК России от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров" // СПС "КонсультантПлюс".

9. Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: http://www. tsouz. ru.

10. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1995 г. N 419 "Об утверждении Положения о порядке перемещения физическими лицами вещей через таможенную границу Республики Беларусь" // Собрание указов Президента и постановлений КМ РБ. 1995. N 23. Ст. 543.

11. Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств - участников Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: http://www. tsouz. ru.

Название документа