Проблемы правового обеспечения открытия внутренних водных путей России для плавания судов под иностранным флагом

(Редакционный материал)

("Транспортное право", 2010, N 1)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТКРЫТИЯ ВНУТРЕННИХ

ВОДНЫХ ПУТЕЙ РОССИИ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ СУДОВ

ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ

В обсуждении актуальных проблем российского законодательства, регулирующего судоходство на внутренних водных путях РФ, и практики обслуживания судов "река - море", приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Ространснадзора, ведущих компаний-операторов морских и водных перевозок, а также видные юристы и специалисты в области морского и речного права. С докладами выступили представители Министерства транспорта РФ, Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта, Ассоциации судоходных компаний, отраслевой науки и юридической практики.

История вопроса

Под внутренними водными путями Российской Федерации согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ понимаются "естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства". Перечень федеральных внутренних водных путей утвержден распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2002 г. N 1800-р "Об утверждении Перечня внутренних водных путей РФ".

Внутренние водные пути европейской части России элементами магистральных водных путей E50 и E90 вошли в Перечень внутренних водных путей международного значения на основании подписанного Российской Федерацией Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения (СМВП) 1996 г., ратифицированного РФ 29 августа 2002 г.

Об основных этапах рассмотрения вопроса об открытии внутренних водных путей России для плавания судов под иностранным флагом напомнил, приветствуя участников встречи, заместитель Министра транспорта Российской Федерации В. А. Олерский.

Официально вопрос о постепенном открытии внутренних водных путей России был поставлен и закреплен в международном нормативно-правовом акте - Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом 24 июня 1994 г. В нем предусматривалась подготовка внутренних водных путей Российской Федерации для беспрепятственного прохода иностранных судов. В связи с чем за 15 лет была проведена значительная работа в европейской части России: создана единая глубоководная система протяженностью 6,5 тыс. км. Отдельные участки этой системы входят в перечень Европейского соглашения о внутренних водных путях, имеют международное значение и являются маршрутами международного транспортного коридора "Север - Юг". Но вопрос о допуске на внутренние водные пути России сегодня все настойчивее ставят Евросоюз, Германия, Азербайджан, Украина и ряд других государств.

Российской Федерацией подписан Заключительный акт Дипломатической конференции по принятию Будапештской концепции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям. Этот документ разработан под эгидой Центральной комиссии судоходства по Рейну, Дунайской комиссии и Европейской экономической комиссии ООН. Он является важнейшим этапом в процессе унификации правил международных перевозок грузов по внутренним водным путям и формирования условий расширения российского участия в судоходстве на европейских реках.

Открытие внутренних водных путей позволяет:

- во-первых, реализовать транспортный потенциал Российской Федерации, обеспечить его интеграцию в европейскую воднотранспортную систему;

- во-вторых, привлечь дополнительные инвестиции в развитие инфраструктур внутреннего водного транспорта России, что отвечает Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 848.

В соответствии с поручением Президента России в связи с предстоящим открытием внутренних водных путей Российской Федерации для плавания судов под иностранным флагом были предприняты конкретные действия со стороны исполнительных органов государственной власти - Правительства РФ и Министерства транспорта России. Говоря о них, В. А. Олерский высоко оценил инициативу Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга и, в частности, секции по правовому обеспечению морской и речной деятельности Института морского права о проведении круглого стола, посвященного обсуждению правовых проблем открытия судоходства по внутренним водным путям Российской Федерации для судов под иностранным флагом. "Эта тема созвучна с теми вопросами, которыми в настоящее время непосредственно занимается Министерство транспорта РФ. В данном случае речь идет о деятельности по разработке научно обоснованных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы судоходства по внутренним водным путям России. И обсуждение данной темы сегодня, несомненно, будет способствовать обеспечению реализации комплексных мер, предусмотренных п. 13 раздела II Протокола совещания у Председателя Правительства РФ В. В. Путина от 15 июля 2008 г. N ВП-П-9-11пр".

Заместитель Министра транспорта РФ подчеркнул, что результатом этой встречи должны стать конкретные предложения об изменениях и дополнениях в Кодекс внутреннего водного транспорта и другие нормативно-правовые акты, а также предложения о внесении изменений и дополнений в Правила плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденные Минтрансом 14 октября 2002 г.

Правовая основа для плавания судов под флагами иностранных

государств по внутренним водным путям России

О текущем состоянии нормативно-правового регулирования плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации сообщил директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта А. Ю. Клявин.

В настоящее время в соответствии со ст. 23 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации плавание судов по внутренним водным путям России допускается только под Государственным флагом Российской Федерации. Однако это общее правило допускает исключение: на основании решения Правительства Российской Федерации может быть разрешено плавание, в том числе в целях транзита, отдельному судну под флагом иностранного государства. При этом до недавнего времени для получения такого разрешения требовалось направить соответствующее обращение компетентного органа иностранного государства в Правительство Российской Федерации.

В целях упрощения данного процесса Минтрансом России была проведена необходимая работа по подготовке проекта Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации" (от 16 февраля 2008 г. N 85). В соответствии с этим Постановлением был установлен следующий порядок:

- во-первых, основанием для инициирования процесса рассмотрения возможности предоставления разрешения на плавание судна под иностранным флагом, в том числе в целях транзита, является обращение компетентного органа иностранного государства в Минтранс России;

- во-вторых, было установлено, что обращение должно быть направлено в Министерство транспорта Российской Федерации не менее чем за 60 дней до срока планируемого прохода судна под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации.

Обращение должно содержать следующую информацию на русском языке:

1. Наименование судна (в случае невозможности указания названия судна на русском языке допускается указание его названия согласно международным судовым документам в латинской транскрипции).

2. Национальная принадлежность судна.

3. Наименование судовладельца.

4. Порт приписки судна.

5. Тип судна.

6. Основные измерения (длина, ширина, осадка, надводный габарит) судна.

7. Маршрут плавания судна.

8. Сведения о перевозимых грузах и пассажирах.

9. Сроки и цель прохода (количество проходов) судна по внутренним водным путям Российской Федерации.

В случае неполноты указанных в обращении сведений Министерство транспорта Российской Федерации запрашивает у компетентного органа иностранного государства дополнительную информацию. При непредставлении данной информации Министерство транспорта Российской Федерации информирует о невозможности рассмотрения обращения.

Особо было оговорено, что каждый подготовленный Минтрансом проект распоряжения Правительства Российской Федерации должен быть согласован с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству. При этом срок согласования проекта распоряжения Правительства Российской Федерации заинтересованными федеральными органами исполнительной власти не может превышать 10 календарных дней с даты его поступления на рассмотрение.

Министерство транспорта Российской Федерации уведомляет компетентный орган иностранного государства о принятом Правительством Российской Федерации решении в течение пяти календарных дней с даты его принятия.

В соответствии с данным порядком Минтрансом России ведется постоянная работа по подготовке распоряжений Правительства России о разрешении разового прохода по внутренним водным путям Российской Федерации судов, плавающих под иностранным флагом. Так, в 2008 г. было подготовлено 7 распоряжений на проход 21 судна, по состоянию на 20 сентября 2009 г. - уже 9 распоряжений на проход 52 судов Азербайджана, Ирана, Туркменистана, Казахстана и других стран. Завершается подготовка еще ряда распоряжений Правительства Российской Федерации.

Несмотря на то что применение Постановления Правительства Российской Федерации N 85 существенно упростило процедуру получения разрешения на право прохода иностранного судна по внутренним водным путям России, она остается длительной и трудоемкой. (Для выпуска распоряжения необходимо согласование с восемью федеральными органами исполнительной власти.)

Очевидно, что радикально ситуация может измениться только после открытия внутренних водных путей России для плавания судов под флагом иностранного государства.

В соответствии с поручением Президента России в настоящее время осуществляется переход от этапа модернизации транспортной системы нашей страны к этапу ее развития, основанному на принципах доступности, безопасности и эффективности. Одним из аспектов реализации данного поручения может и должно стать открытие внутренних водных путей России, поскольку конкурентоспособность страны в настоящее время и в долгосрочной перспективе во многом определяется скоростью и удобством доступа отечественных и зарубежных товаропроизводителей на важнейшие международные и внутренние рынки.

Комплекс мер по открытию внутренних водных путей для

плавания судов под флагами иностранных государств

на период 2009 - 2015 гг. разработан

В соответствии с п. 13 раздела Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина от 15 июля 2008 г. N ВП-П9-11пр Минтранс России совместно МИД России, Минэкономразвития России, ФСБ России, ФСТ России разработал комплекс мер по открытию внутренних водных путей для плавания судов под флагами иностранных государств.

При этом особое внимание было обращено на защиту внешнеполитических и экономических интересов и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Комплекс мер по открытию внутренних водных путей Российской Федерации для плавания судов под флагами иностранных государств рассчитан на период 2009 - 2015 гг. и состоит из трех разделов:

1. Мероприятия по нормативно-правовому регулированию.

2. Мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры внутренних водных путей.

3. Мероприятия по совершенствованию системы управления внутренними водными путями.

В числе важнейших составляющих плана мероприятий по открытию внутренних водных путей России:

- совершенствование инфраструктуры ВВП ("расшивка" узких мест предусмотрена в рамках реализации ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)": Волго-Балтийский водный путь - Нижне-Свирский шлюз, р. Волга, участок Городец - Нижний Новгород);

- организация управления движением флота (МоРе, СУДС, АИС);

- выработка тарифной политики (сборы за использование инфраструктуры ВВП, портовые сборы);

- страхование.

В 2009 г. в соответствии с Комплексом мер (п. 14 "Разработка и внесение в Правительство Российской Федерации предложений по реформированию системы управления внутренними водными путями") внесены предложения в Правительство Российской Федерации по реформированию системы управления внутренними водными путями. Данные предложения одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 11 июня 2009 г. Приказом Минтранса России от 9 июля 2009 г. N 112 утверждена Концепция реформирования системы управления внутренними водными путями России. Подготовлен проект плана мероприятий по ее реализации.

С учетом российского и мирового опыта, а также практики международного сотрудничества в области морского судоходства предполагается заключение двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений, которые будут определять порядок и условия плавания иностранных судов по внутренним водным путям России, осуществляющих международные перевозки грузов и пассажиров. Предложения по разработке таких соглашений поступили от ЕС, Украины, Азербайджана и других государств.

Такой подход позволит защитить российский рынок от действий недобросовестных судовладельцев по использованию "удобного" флага и обеспечить взаимовыгодное сотрудничество с иностранными государствами, имея в виду заинтересованность российских судоходных компаний в плавании по большому европейскому воднотранспортному кольцу, в том числе по системе рек Рейн - Майн - Дунай. При этом одновременного открытия всех ВВП России не произойдет, этот процесс должен идти поэтапно. В первую очередь речь идет о Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации, а именно о маршруте Азов - река Дон - Волго-Донской канал - Волгоград - Астрахань и маршруте Санкт-Петербург - Волго-Балтийский водный путь - река Волга - Астрахань как составляющих МТК "Север - Юг". В соответствии с Европейским соглашением (СМВП), участницей которого Российская Федерация стала с июля 2000 г., о важнейших внутренних водных путях международного значения сеть водных путей, сконцентрированная в Соглашении, получила название "Сеть категории "E". Водные пути данной категории включают в себя маршруты:

- E50 Санкт-Петербург, по Волго-Балтийскому водному пути до Вытегры - Рыбинск - река Волга от Рыбинска через Нижний Новгород, Казань и Волгоград до Астрахани, Рыбинск - Москва, река Волга от Дубны до Твери, река Кама от ее устья до Соликамска;

- E60 прибрежный маршрут от Гибралтара к северу по побережью, в том числе России до Санкт-Петербурга - Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский канал, вдоль побережья Белого моря до Архангельска, а также внутренние водные пути, которые доступны только с этого маршрута;

- E90 прибрежный маршрут от Гибралтара к югу, в том числе вдоль южного побережья Крыма до Азова, по реке Дон до Ростова - Калач - Волгоград - Астрахань (а также внутренние водные пути, которые доступны только с этого маршрута). Все названные маршруты в первую очередь предназначены для обеспечения связи между морскими портами и районами, находящимися в глубине континента.

Первоочередная задача - разработка новой документальной базы нормативно-правового регулирования данного процесса.

Как подчеркнул Директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта А. Ю. Клявин, сегодня на первый план выходит как необходимость внесения изменений и дополнений в существующие документы, так и принятие новых, которые еще только предстоит разработать и утвердить.

По мнению Минтранса России, открытие внутренних водных путей Российской Федерации для плавания судов под иностранным флагом является составной частью мирового процесса создания интегрированной экономической системы, базирующейся на рыночных принципах и характеризующейся соответствующими положениями нормативного правового характера, которые должны обеспечивать:

- одинаковый режим для всех участников перевозочной деятельности на внутреннем водном транспорте, независимо от их гражданства или местонахождения;

- равные для всех условия доступа на рынок услуг по перевозке грузов внутренним водным транспортом (включая равный доступ к инфраструктуре и связанным с перевозками услугам);

- равенство в отношении применяемых правил, регулирующих перевозочный процесс;

- недискриминационный подход к обеспечению конкуренции для участников рынка услуг по перевозке, в том числе применение методов пресечения недобросовестной конкуренции;

- свободу в отношении заключения договоров и установления цен.

Вместе с тем в действующей редакции Кодекса внутреннего водного транспорта не урегулированы многие вопросы, в том числе такие, как:

- признание российскими органами судоводительских удостоверений, выданных членам экипажей судов, плавающих под иностранным флагом, компетентными органами иностранных государств;

- отсутствуют нормативные правовые документы, устанавливающие режим захода иностранными судами и посещения их экипажами речных портов, расположенных на территории Российской Федерации, и т. д.

Если сравнить законодательство Российской Федерации и законодательство зарубежных стран, то видно, что в настоящее время регламентирован различный состав судовых документов, которые должны находиться на судах внутреннего плавания, имеются значительные различия в требованиях к навигационной обстановке, в отдельных случаях предусматривается различная сигнализация на судах, различаются требования к минимальному составу экипажей судов.

Но основным административным барьером законодательного характера для открытия внутренних водных путей Российской Федерации для плавания судов под иностранным флагом является п. 1 ст. 23 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Кроме того, нормы КВВТ не отражают имеющийся опыт осуществления плавания по отдельным внутренним водным путям России судов под флагом иностранных государств, с которыми заключены международные соглашения (например, с Республикой Казахстан о судоходстве по р. Иртыш, с Китаем о судоходстве по р. Амур и т. д.).

В связи с этим в целях устранения административных препятствий при допуске иностранных судов для прохода по внутренним водным путям Российской Федерации предлагается внести изменения в п. 1 ст. 23 Кодекса внутреннего водного транспорта, устанавливающие право плавания указанных судов по внутренним водным путям Российской Федерации.

Концептуально это может быть следующая схема: решение о том, какие внутренние водные пути Российской Федерации открываются для плавания судов под иностранным флагом, будет приниматься Правительством Российской Федерации. Это связано с тем, что в настоящее время, как уже упоминалось, предполагается в первую очередь открытие для иностранных судов участков внутренних водных путей от Санкт-Петербурга до Волгограда и от Азова до Астрахани. Очевидно, что продолжающиеся мировые интеграционные процессы в будущем поставят перед Российской Федерацией вопрос об открытии для плавания иностранных судов каких-либо других внутренних водных путей. Поэтому нецелесообразно закреплять законодательно перечень внутренних водных путей, открытых для плавания иностранных судов, лучше воспользоваться более гибким инструментом нормативного правового регулирования - актами Правительства Российской Федерации.

В свою очередь, регулирование судоходства в различных странах имеет существенные отличия, что не позволяет в полной мере применять к судам этих стран унифицированный правовой режим прохода по внутренним водным путям Российской Федерации. Следовательно, правовой подход к согласованию условий судоходства по внутренним водным путям с отдельными странами или группами стран может быть достигнут, как уже отмечалось, с помощью международных соглашений (двух - или многосторонних).

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации С. Б. Иванова от 31 марта 2009 г. N СИ-П9-1696 (вх. N К-10/8672 от 2 апреля 2009 г.) Минтрансу России поручено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию комплекса мер по открытию внутренних водных путей Российской Федерации для плавания судов под флагами иностранных государств (далее - комплекс мер), а по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, вносить согласованные предложения в установленном порядке в сроки, определенные данным комплексом мер. Издано соответствующее поручение статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Российской Федерации С. А. Аристова, направленное на реализацию комплекса мер, которое, в частности, предусматривает:

- разработку проектов нормативных актов по внесению изменений и дополнений в Кодекс внутреннего водного транспорта и другие нормативные правовые акты - в части установления правовой основы для плавания судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям Российской Федерации;

- разработку проекта Постановления Правительства Российской Федерации по перечню портов и внутренних водных путей Российской Федерации, открываемых для захода и плавания судов под флагами иностранных государств;

- внесение изменений и дополнений в Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129;

- принятие технического регламента "О безопасности внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры";

- внесение изменений и дополнений в Положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса России от 3 февраля 1995 г. N 11;

- внесение изменений и дополнений в Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса России от 29 декабря 2003 г. N 221;

- разработку предложений по Перечню сборов, взимаемых с судов под флагами иностранных государств за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Отдельное решение должно быть принято по упрощению порядка плавания яхт под флагом иностранного государства. Минтранс России считает, что в качестве первого шага по открытию ВВП РФ надо рассмотреть возможность разрешения их свободного плавания в некоммерческих целях.

"Обозначенный перечень мероприятий позволит снять основные проблемы по допуску иностранных судов на внутренние водные пути Российской Федерации, при этом будут учтены проблемы обеспечения безопасности, дан новый импульс развитию внутреннего водного транспорта Российской Федерации", - подчеркнул директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта А. Ю. Клявин.

Обстоятельства, препятствующие развитию иностранного

судоходства на внутренних водных путях России,

и пути их преодоления

Готовность соответствующей инфраструктуры для открытия внутренних водных путей России оценил в своем выступлении президент Ассоциации судоходных компаний Н. Г. Смирнов.

Напомнив содержание п. 3 ст. 39 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами от 24 июня 1994 г.: "Стороны согласны, что после вступления в силу настоящего Соглашения и не позднее чем 31 декабря 1996 года они проведут переговоры по постепенному открытию внутренних водных путей каждой из Сторон для граждан и судоходных компаний с другой Стороны, в отношении свободного предоставления услуг по международным перевозкам "река - море", он отметил, что Российская Федерация имеет определенный международный опыт использования внутренних водных путей на паритетных условиях.

Ряд вопросов международного сотрудничества и взаимодействия, возникающих при открытии ВВП, уже отработан при создании транспортных водных коридоров России и Китая для прохода российских судов от устья Сунгари до Харбина и от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре для китайских судов. В частности, были согласованы вопросы пограничного и таможенного контроля, тарифного регулирования, безопасности судоходства и многие другие.

Аналогичные вопросы также были решены при открытии прохода для иностранных некоммерческих судов, яхт и катеров от Санкт-Петербурга до Беломорска, с проходом Ладожского и Онежского озер, Беломорско-Балтийского канала.

Полученный опыт позволяет говорить о том, что открытие ВВП для международного судоходства будет способствовать структурной перестройке и модернизации транспортной речной системы, развитию смешанных перевозок, поощрению международных научно-исследовательских программ, разработке законодательных актов для совершенствования транспортной политики, а следовательно, улучшению экономической ситуации в стране.

Так, например, прогнозируется:

- увеличение доходов и налоговых поступлений от продажи транспортных и сопутствующих услуг;

- сокращение расходов государства и российского бизнеса по содержанию водных путей и судоходных гидросооружений за счет притока внешних инвестиций в транспортную инфраструктуру;

- развитие регионов, лежащих в зоне транспортных коридоров, за счет увеличения объемов грузоперевозок.

Однако наравне с позитивным опытом реализация вышеуказанных проектов высветила целый ряд проблем, решать которые будет непросто с учетом масштабности предстоящей работы.

Серьезным препятствием для открытия внутренних водных путей России может стать недостаточная готовность к этому соответствующей инфраструктуры:

- ступенчатость и незавершенность процесса унификации глубин на трассе Единой глубоководной системы (участки Городец - Нижний Новгород, Волга от Волгограда до Астрахани, река Дон от Кочетовского гидроузла до устья);

- недостаточное оснащение речных портов современными перегрузочными комплексами;

- недостаточное обеспечение ВВП навигационными знаками и оборудованием;

- отсутствие достаточного количества пунктов пограничного, таможенного и фитосанитарного контроля;

- отсутствие современного транспортного сервиса полного диапазона и современных форм коммерческого обслуживания флота;

- недостаточное количество и неурегулированность деятельности пунктов сбора отходов с судов;

- отсутствие четкой системы диспетчерского регулирования движения судов;

- незнание иностранных языков обслуживающим персоналом.

Решение обозначенных и многих других проблем предусмотрено мероприятиями подпрограммы "Внутренний водный транспорт" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)". Однако, судя по глобальности, например, таких работ, как:

а) строительство низконапорного гидроузла в районе с. Б. Козино Нижегородской области, реконструкция сооружений Волго-Донского канала и Волго-Балтийского водного пути;

б) развитие бывших устьевых речных портов, а ныне морских (Азов, Ростов-на-Дону и Астрахань) для международных перевозок;

в) создание перегрузочных мощностей в речных портах, нетрудно представить их стоимость и продолжительные сроки исполнения, что явно не соответствует предполагаемым срокам открытия ВВП.

Не менее серьезной проблемой для развития иностранного судоходства на ВВП может стать отсутствие соответствующих административных и технических правил и условий. Заместителем Министра транспорта РФ С. А. Аристовым утвержден План мероприятий по реализации комплекса мер по открытию внутренних водных путей РФ для плавания судов под флагами иностранных государств. Реализация этого Плана решает многие проблемные вопросы.

Существующая в сфере внутреннего водного транспорта практика технического управления является одним из наиболее существенных тормозов в его развитии. В экономику с такой системой с трудом привлекаются инвестиции и внедряются инновационные проекты, что не способствует конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и экономики отрасли в целом.

Проводимая в стране реформа технического регулирования должна обеспечить эффективность регулирующего воздействия государства и устранение необоснованных препятствий для деятельности экономических механизмов с учетом необходимости соблюдения и защиты законных прав и интересов общества и государства. В настоящее время Технические регламенты морского и речного транспорта находятся в Правительстве РФ на согласовании и утверждении.

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с положениями Соглашения должны приниматься меры по сокращению имеющихся у Сторон различий в области технического регулирования путем поощрения использования согласованного на международном уровне инструментария либо путем развития института взаимного признания.

Как защитить национальных перевозчиков?

Открытию ВВП должен предшествовать анализ возможных грузопотоков, числа судозаходов иностранных судов, типов судов, затрат на обеспечение иностранного судоходства и ожидаемых от этого выгод.

Предварительный анализ позволяет говорить о следующем:

- приток иностранного флота в российские реки может вызвать перегрузки отечественных гидротехнических сооружений. Поэтому планируемое строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза целесообразно во всех отношениях. Заслуживает внимания, на наш взгляд, и вопрос строительства второй нитки Волго-Донского канала;

- около 75% всех грузов, перевозимых судоходными компаниями по ВВП, относится к российской грузовой базе. В настоящее время наличие свободного тоннажа несколько меньше, чем предложение отдельных грузов, что позволяет поддерживать тарифы на уровне, достаточном для окупаемости. Но в случае открытия ВВП Российской Федерации для иностранного флота может произойти резкое увеличение тоннажа и, как следствие, возможно снижение тарифов, что грозит потерями для российского флота, из-за его неконкурентоспособности в связи с особенностями национальной системы налогообложения.

Принимая к сведению договоренности в рамках ранее упомянутого Соглашения о предоставлении другой стороне условий не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются своим собственным компаниям, включая транспортные услуги, все же необходимо изучить возможность защиты интересов национальных перевозчиков путем определения перечня стратегических грузов, которые могут перевозиться только на судах под российским флагом. Существующие подобные положения в некоторых государствах - членах ЕС и США ставят российские судоходные компании в неравные конкурентные условия.

Перспективу освоения ВВП стран ЕС российские судоходные компании связывают в основном с возможностью объединения перевозок по морю и по внутренним водным путям в рамках одного вида транспорта - судов "река - море" плавания.

Однако в последние годы сильно сократились возможности обновления флота, в основном по причине дороговизны металла и таможенных пошлин на комплектующее оборудование для судостроительных работ.

Иностранные судоходные компании имеют больше финансовых возможностей обновлять свой флот, и наши стареющие суда могут оказаться невостребованными на фрахтовом рынке.

Необходимо создать экономические предпосылки для увеличения заказов и строительства новых судов на судостроительных заводах России за счет снижения налогового бремени. Этому может способствовать принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с расширением сферы действия Российского международного реестра судов". Проект соответствующего ФЗ Минтрансом совместно с АСК подготовлен. Речь идет о предоставлении российским судовладельцам права регистрировать речные суда и суда "река - море" плавания, построенные после 1 января 2010 г. в РМРС. Это создаст для российских судовладельцев почти равные условия для строительства и эксплуатации флота с зарубежными конкурентами.

Для эксплуатации на внутренних водных путях России иностранному флоту потребуются квалифицированные кадры, что может вызвать отток плавсостава российских пароходств.

В то же время в кадровой политике с иностранными компаниями конкурировать трудно: судовладельцы ЕС имеют льготы по освобождению от подоходного и социального налогов и при тех же затратах могут поддерживать зарплату плавсостава на более высоком уровне.

Повысить долю оплаты труда в себестоимости перевозок, а следовательно, зарплату членам экипажей судов можно было бы также за счет снижения налогового бремени, о чем сказано выше.

Таким образом, очевидно, что открытию внутренних водных путей для судов под иностранным флагом должны предшествовать:

- большая законотворческая работа;

- разработка целого комплекса мер организационно-технического характера: подготовка кадров лоцманского и диспетчерского составов в соответствии с международными требованиями, сети сервисного технического обслуживания судов, развития средств связи и навигации и т. п.;

- принятие мер, которые могли бы обеспечить конкурентоспособность российских судоходных компаний и, следовательно, защитить российские интересы.

С момента вступления в действие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве сторонами должны быть отменены все односторонние меры и устранены административные, технические и другие препятствия, которые могут представлять собой скрытые ограничения или иметь дискриминационное последствие на свободное предоставление услуг. Поэтому эффективность взаимного освоения перевозок по ВВП сторон зависит от взаимного решения сторонами Соглашения многочисленных административных и технических задач.

Однако до настоящего времени в отдельных государствах - членах ЕС судоходство по ряду водных систем, прежде всего:

- воднотранспортному соединению Майн - Рейн - Дунай;

- транспортной системе Маас - Рейн;

- реке Сена от Руана до Парижа,

ограничено для захода российских судов.

Так, например, Конвенция о судоходстве на Рейне, участниками которой являются Германия, Франция, Швейцария, Бельгия и Нидерланды, содержит целый ряд требований правового и административного характера, существенно затрудняющих (вплоть до закрытия) доступ на Рейн судам третьих стран. Требования, содержащиеся в дополнительном Протоколе N 2 к Конвенции, делают приоритетным право на грузовые и пассажирские перевозки на Рейне и связанных с ним водных путях для судов, принадлежащих сторонам Конвенции. Протокол N 2 был принят в 1979 г., в 2004 г. еще раз рассматривался вопрос о его применении, в результате чего подтверждено его дальнейшее действие, с учетом интересов судов под флагом вновь принятых в ЕС государств.

В соответствии с положениями упомянутого Протокола:

- получение доступа на Рейн для осуществления двусторонней торговли предусматривает наличие двусторонних соглашений между прирейнскими странами и третьими государствами;

- разрешения на каботажные перевозки судами третьих стран выдаются по установленному регламенту, на определенный срок действия, груз или рейс;

- плавание судов по Рейну допускается только в том случае, когда на них имеется специальное рейнское свидетельство;

- признание судовых свидетельств других стран возможно, только если правила, на основании которых эти свидетельства выданы, эквивалентны рейнским правилам;

- судоводители, работающие на Рейне, обязаны иметь удостоверения на основе рейнских правил.

Подобные административные меры даже в случае положительных решений снижают конкурентоспособность перевозчиков третьих стран и нарушают принципы принятого в 1994 г. Соглашения с Россией о партнерстве и сотрудничестве, в соответствии с которым каждая сторона предоставляет для судов, плавающих под флагом другой стороны, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый стороной своим судам.

Для обеспечения национальных интересов при подготовке открытия внутренних водных путей России необходимо создание равновесных конкурентных условий путем соблюдения принципов взаимности.

Прежде всего по-прежнему необходимо вести разговор о заключении соглашений, предусматривающих этапность открытия внутренних водных путей договаривающихся стран для судов друг друга, как в географическом контексте, так и в отношении сферы деятельности: сначала для транзита, затем для перевозки грузов двусторонней торговли и, возможно, только на взаимовыгодных условиях для каботажа.

Необходимо также сформировать ряд условий, предусматривающих знание иностранными судовладельцами действующих в Российской Федерации правовых актов в сфере перевозок, требований к судам, к лоцманскому обеспечению и к судовым экипажам и, возможно, к знанию русского языка.

И наконец, для соблюдения интересов отечественных судовладельцев при посещении иностранными судами внутренних водных путей Российской Федерации можно использовать имеющуюся международную практику по заключению двусторонних договоров с заинтересованными государствами на четко установленных принципах взаимности, исключение демпинга, положительного воздействия на сложившийся рынок, соблюдения необходимых и достаточных требований администрации.

Реализация изложенных мер позволит защитить интересы российских судовладельцев при открытии ВВП России, уверен президент Ассоциации судоходных компаний Н. Г. Смирнов.

Открытие российских внутренних водных путей для захода

судов под иностранным флагом должно осуществляться

в рамках межправительственных соглашений

"Мы не думаем, что открытие внутренних водных путей внесет что-то новое в сложившуюся уже систему грузопотоков или иностранные компании попытаются ее менять. Скорее всего, изменений не будет, - заявил управляющий директор ОАО "Северо-Западное пароходство" К. Г. Пальников. - Но появление на судах моряков разных национальностей, в том числе и на судах нашей компании, уже находит широкое распространение, а с открытием ВВП для иностранных компаний этот процесс будет увеличиваться. В этих условиях важное значение приобретают ратифицированные Россией международные конвенции "СОЛАС" и "МАРПОЛ", а в дальнейшем не исключено, что может потребоваться внесение изменений во внутренние российские документы и требования, причем не только в правовые, но и в организационные или технические, если они отличаются от международных. В любом случае требуется провести сравнительный анализ и устранить все расхождения. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт других государств. Например, в Китае на крупных магистральных реках национальные судоходные компании имеют право работать круглосуточно, а иностранные компании - только в светлое время суток в целях обеспечения безопасности судоходства. В США разрешается заход иностранных судов только в том случае, если судоходная компания имеет контракт с компанией, учрежденной в США, в котором предусмотрены взаимные обязательства, которые эта компания предоставляет иностранной, в том числе и обеспечение перехода их судна по внутренним водным путям. Вероятно, и в России необходимо прописывать подобные нормы, так как, когда судно "река - море" плавания значительное время работает только в морских условиях, приходится укомплектовывать его речным экипажем, имеющим действующие судоводительские документы (прошедшим проверку знаний). В свою очередь, эксплуатация эпизодически заходящего во внутренние водные пути флота под иностранным флагом, безусловно, должна осуществляться только при обязательной лоцманской проводке.

Но в любом случае в нашем государстве не должны создаваться искусственные препятствия либо сложные бюрократические процедуры в отношении движения судов на внутренних водных путях морского и речного флота. Такими препятствиями могут стать, например, санитарные и пожарные требования, отличающиеся от конвенционных. Если судовладельцы, постоянно оперирующие под иностранным флагом, знакомы с этой процедурой, то для иностранной яхты, желающей посетить Нижний Новгород, знакомство с санитарным инспектором в Ростове может продлиться достаточно долго, и они могут разойтись, не поняв друг друга".

Международный опыт, по мнению управляющего директора ОАО "Северо-Западное пароходство", должен быть положен и в основу страхования, но особое внимание сегодня следует уделить вопросам организации практической деятельности при прохождении иностранного судна по внутренним водным путям, оформлению судов и обеспечению их электронной картографией, а также решению вопросов наличия дипломированных специалистов на борту. Здесь требования должны быть идентичны тем, что предъявляются и отечественным компаниям.

Название документа