Парламентские выборы в ЮАС в 1938 году: "плоды коалиции" или вызовы изоляционизма

(Макарова Е. А.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 1) Текст документа

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В ЮАС В 1938 ГОДУ: "ПЛОДЫ КОАЛИЦИИ" ИЛИ ВЫЗОВЫ ИЗОЛЯЦИОНИЗМА

Е. А. МАКАРОВА

Макарова Е. А., доцент, кандидат исторических наук, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.

Согласно Конституции Южно-Африканского Союза, принятой в 1910 г., депутаты парламента, и в частности его нижней палаты - Палаты Ассамблеи, избирались на пять лет. Последние выборы проходили в 1933 г., когда к власти пришла вновь созданная Объединенная партия Дж. Херцога - Я. Смэтса. Срок полномочий старого парламента подошел к концу, и всеобщие выборы необходимо было провести не позднее мая 1938 г. Палата Ассамблеи официально была распущена 11 апреля, и выборы назначены на 18 мая <1>. -------------------------------- <1> См.: Stultz N. M. Afrikaner Politics in South Africa, 1934 - 1948. Berkeley, 1974. P. 55.

В исследованиях внутренней и внешней политики страны анализу предвыборной борьбы и результатов выборов в сложной с точки зрения напряженности международной обстановке в Европе уделяется такое большое внимание не случайно. Безусловно, что от результатов выборов зависело, какая партия получит наибольшее число мест в законодательном органе власти и, следовательно, какую внутреннюю и внешнюю политику будет проводить новый парламент. Однако еще одним фактором повышенного внимания исследователей именно внешнеполитического курса ЮАС к этому вопросу является тот факт, что если борьба за места в парламенте на предыдущих выборах основывалась на отношении кандидатов к внутренним проблемам <2>, то результаты нынешних зависели от политики различных партий в области кооперации с Великобританией, взаимоотношений с Германией, решения колониального вопроса и т. д. -------------------------------- <2> В те годы требовали ответа вопросы о национальном согласии, гимне, билингвальности, выходе из экономического кризиса и т. д.

Комплекс взаимоотношений доминиона с метрополией невозможно рассматривать без учета трансформации государственно-правового статуса отдельных частей Содружества после Первой мировой войны. Правительства доминионов подписали Версальский договор от своего имени. Доминионы были приняты в Лигу Наций в качестве самостоятельных государств. На имперских конференциях 1926 и 1930 гг. Вестминстерским статутом 1931 г. была официально признана полная самостоятельность доминионов в вопросах внутренней и внешней политики и их равенство с метрополией в государственно-правовом смысле. На практике это выражалось в праве парламентов доминионов самим решать вопрос о вступлении в возможную войну, в которой примет участие Великобритания. Для Лондона ЮАС был важной составной частью империи как в экономической сфере, так и в вопросах обороны. Вследствие этого метрополия в течение всего предвоенного десятилетия искала пути для заключения общего соглашения в различных областях внешней политики. Однако широкое движение за полную независимость ЮАС от метрополии, которое возглавляли националисты, составляло сильную оппозицию англоязычным сторонникам традиционных связей с метрополией. Националисты стояли у власти в конце 1920-х - 1930-е годы, и когда последствия мирового экономического кризиса в стране вынудили лидера Националистической партии генерала Херцога принять коалицию с главой Южно-Африканской партии Я. Смэтсом и образовать новую Объединенную партию, их лидер Д. Малан не согласился с таким поворотом событий. Он создал так называемую очищенную Националистическую партию, в рядах которой в 30-е годы находились многие политические деятели ЮАС и которая оказала большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику правительства. На другом конце политических приоритетов стояла Партия доминиона, возглавляемая полковником Сталлардом. Даже исходя из названия партии, становится ясно, что ее целью был тесный союз Южной Африки с Британией и остальным Содружеством. И если надежды маланистов на политику нейтралитета и более близкие отношения с Германией возлагались на премьер-министра, то сталлардистам нужен был английский фельдмаршал Ян Смэтс. Прогерманская направленность кабинета генерала Херцога была хорошо известна британскому кабинету. Еще на имперской конференции 1937 г. премьер-министр доминиона во всеуслышание обвинял Версальский договор за установление диктаторских режимов в Германии и Италии и утверждал, что мир в Европе мог быть гарантирован только тогда, когда Британия будет готова сблизиться с Германией с сердечным теплом и терпением <3>. -------------------------------- <3> См.: Ovendale R. Appeasement and the English Speaking World. Cardiff, 1975. P. 42.

Ко времени выборов в Палату Ассамблеи сильную оппозицию Объединенной партии составляла, как и следовало ожидать, "очищенная" Националистическая партия во главе с доктором Маланом. Главным пунктом их предвыборной программы являлось отношение к участию страны в назревающем международном конфликте. В отличие от лидеров правящей партии они рассчитывали на полный нейтралитет ЮАС в войне не только за интересы центрально - и восточноевропейских государств, но и вообще за невмешательство Союза в любую войну, в которой, возможно, примет участие Великобритания. Маланисты совершили, таким образом, тактическую ошибку, не принимая в расчет тот факт, что почти половина белого населения доминиона была англоговорящей и сохраняла традиционное дружественное отношение к метрополии, что и показали результаты выборов. Кроме этого, в их предвыборной программе стояли и внутренние проблемы, в частности вопросы пересмотра самой конституции доминиона и учреждение республики. Но главным пунктом нападок маланистов было опасение, что Объединенная партия, большое число лидеров которой лояльно, с их точки зрения, относились к Содружеству, не могла не втянуть Южную Африку в войну. Правящая Объединенная партия подошла к выборам, проведя свою предвыборную кампанию стратегически правильно. Во-первых, ее лидеры вели агитацию в русле так называемых плодов коалиции, т. е. делался акцент на достижениях коалиционного правительства Херцога - Смэтса в сближении интересов англоговорящей части населения и африканерской. Во-вторых, успеху способствовало развитие международной ситуации и шаги, предпринятые правительством в последние месяцы. Желающим получить убедительные доказательства того, что Союз не допустит повторения 1914 г., когда доминион автоматически вступил в войну на стороне Британии, они представлялись неоднократно в последних заявлениях Херцога о неучастии Южной Африки в войне за европейскую гегемонию. И аншлюс Австрии, как пример тому, не вызвал бурной реакции в доминионе. Поиск пути улучшения отношений Союза с Германией дал Херцогу голоса прогермански настроенных кругов населения. С другой стороны, обещания Смэтса и выступления генерала Херцога на имперской конференции 1937 г., что, если непосредственно самой метрополии будет угрожать опасность, все доминионы, в том числе Южная Африка, будут стоять на ее стороне, открывали перспективы для последователей традиционной политики Содружества. Волнения же в колониях были успокоены заверениями, что правительство не планирует передачу мандатов на эти территории другой державе <4>. -------------------------------- <4> Round Table. N 106. P. 446.

Схема коалиции допускала некоторое расхождение во взглядах между Херцогом и Смэтсом. И это также было использовано в предвыборной борьбе. Задетые отказом участвовать в любых внешнеполитических акциях метрополии патриотические чувства англоговорящих южноафриканцев были успокоены рассуждениями Смэтса об огромной вероятности следования доминиона за Лондоном, если тот позовет. На выступлении в порту Элизабет Смэтс заявлял, что "политика Южной Африки - стоять за своих друзей верно и честно... Когда придет время, не будет никаких колебаний" <5>. -------------------------------- <5> Mansergh N. A Survey of British Commonwealth Affairs 1931 - 1939. Problems of External Policy. London, 1952. P. 254.

На тех территориях, где были традиционно сильны африканерские взгляды, и в националистических кругах выступал премьер-министр Херцог и убежденно доказывал, что вопрос о вступлении в любую войну есть прерогатива парламента, что и в нынешнем законодательном органе, и в правительстве было большое число сторонников нейтралитета и усиления независимости и суверенитета Южной Африки. Результаты выборов показали, что лидеры Объединенной партии выбрали правильную тактику. Объединенная партия победила с большим преимуществом, выбив почву из-под ног Националистической партии и Партии доминиона, и заняла в парламенте 111 мест из 150 <6>. -------------------------------- <6> В состав парламента входят 153 депутата, но 3 из них были избраны в 1937 г., и срок их полномочий истекал лишь через четыре года. См.: Round Table. N 112. P. 842.

Партия доктора Малана заняла 27 мест. Даже в Трансваале, где Малан рассчитывал набрать наибольшее количество голосов, лишь 75 тысяч голосов было отдано за его партию, а 185 тысяч - за коалицию. Восемь мест получила партия Доминиона, которая занимала ярко выраженную пробританскую позицию. Четыре кресла заняли лейбористы и социалисты <7>. Таким образом, курс, проводимый лидерами коалиционного правительства, был одобрен большинством белого населения страны, которое имело избирательные права. -------------------------------- <7> См.: Ibid.

Победа "плодов коалиции" и поражение вызовов полной изоляции от европейских дел с участием Великобритании предопределили дальнейший внешнеполитический курс страны. Особенно интересна для исследователей позиция лидеров ЮАС в сентябре 1938 г. - накануне Мюнхенского соглашения. Премьер-министр Херцог повторял свою приверженность нейтралитету, утверждая, что территорию доминиона никому не будет позволено использовать <8>. Из личной же переписки Яна Смэтса становится ясно, что в 1938 г. он был на стороне политики Чемберлена и отказа Британии от поддержки Чехословакии. Британия, по его мнению, должна строить свой внешнеполитический курс очень осмотрительно, так как Лондон знает, что все доминионы относятся негативно к осложнениям в Европе <9>. Эту позицию Смэтса поддерживал и генерал-губернатор Южной Африки Патрик Дункан <10>. -------------------------------- <8> См.: Pirow O. J. B.M. Hertzog. Cape Town, 1958. P. 226. <9> См.: Ovendale R. Appeasement... P. 131. <10> См.: Ovendale R. Appeasement... P. 131 - 132.

Еще одним деятелем, играющим огромную роль во внешней политике Южной Африки, был министр обороны Освальд Пироу. 7 сентября он выступил с речью в Палате Ассамблеи. По его мнению, нельзя принимать крайние точки политики - нейтралитет при любых обстоятельствах и автоматическое вступление в войну на стороне метрополии. Министр обороны был активным прогерманским политиком, и поэтому его точка зрения была на стороне африканерских лидеров <11>. -------------------------------- <11> См.: Mansergh N. /ed./ Documents and Speeches on British Commonwealth Affairs 1931 - 1952. Vol. 1. London - New York - Toronto, 1953. P. 437.

Дебаты в парламенте в августе - сентябре и дискуссии внутри кабинета министров в Претории стали известны официальному Лондону. Это дало метрополии дополнительные аргументы в проведении мюнхенского курса. Каждый шаг британского премьер-министра в течение подготовки к Мюнхенскому соглашению одобрялся правящими кругами Южной Африки. 17 сентября, после возвращения Невилла Чемберлена из Берхтесгадена, премьер-министр получил телеграмму от Херцога, в которой выражалось восхищение сделанными шагами в направлении общего умиротворения <12>. -------------------------------- <12> См.: Ovendale R. Appeasement... P. 166.

28 сентября на заседании кабинета Херцог предложил принять Декларацию о нейтралитете на случай войны в Европе, в которой Англия будет одной из воюющих сторон. В Декларации заявлялось, что отношения между Южно-Африканским Союзом, метрополией и с остальными частями Содружества останутся неизменными; обязательства, взятые на себя ЮАС перед Великобританией и по Уставу Лиги Наций, будут выполнены; никакому государству не будет позволено использовать территорию Союза в целях, предназначенных нарушать эти взаимоотношения и обязательства; правительство Южной Африки заявляет о нейтралитете своей страны в случае возникновения европейского военного конфликта. Кабинет единогласно принял данную декларацию <13>. -------------------------------- <13> См.: Mansergh N. Documents and Speeches... Vol. 1. P. 420.

Позиция Южно-Африканского доминиона была определена. Общественное мнение страны было на стороне правительства. Уже после подписания мюнхенского соглашения Чемберлен, выступая 3 октября в Палате общин, заявил, что "правительства доминионов разделяли все наши тревоги и все наши надежды. Они радуются вместе с нами, что мир защищен" <14>. Политика каждого доминиона, и Южной Африки в особенности, не только не шла вразрез с официальным курсом Лондона, но и приветствовала все шаги, которые делала Британия на пути активного умиротворения агрессора в Европе. И Чемберлен использовал эту прогерманскую позицию ЮАС как дополнительный аргумент в поддержку мюнхенского курса. -------------------------------- <14> См.: Documents on British Foreign Policy. 1919 - 1939. Third series. London. Vol. 1. P. 601.

Название документа