Международный опыт разработки и использования правил применения силы

(Бондаренко О. С.) ("Военно-юридический журнал", 2010, N 2) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАВИЛ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ

О. С. БОНДАРЕНКО

Бондаренко О. С, эксперт отдела по взаимодействию с вооруженными силами и силами безопасности региональной делегации Международного комитета Красного Креста в Российской Федерации, Беларуси, Молдове и Украине.

За последние 10 лет в Министерстве обороны Российской Федерации проделана огромная работа по имплементации международного гуманитарного права (МГП). Включение в проект Наставления по применению норм МГП положений о правилах применения оружия, боевой техники и специальных средств в контртеррористических операциях - это очередной шаг, демонстрирующий приверженность государства своим международным обязательствам. Говоря же о самих этих правилах и международном опыте в их разработке и применении, необходимо отметить, что для ведущих армий мира сегодня именно правила применения силы являются краеугольным камнем правового обеспечения действия войск в вооруженных конфликтах. Правовые механизмы регулирования оружия и вооружения боевых машин отработаны до таких мелочей, что нормы регламентируют каждый шаг командира в ходе планирования огневого поражения противника. Не секрет, что в армии США существует такое понятие, как "сопутствующие потери", т. е. допускаются потери гражданского населения при ведении боевых действий. К сожалению, это факт, но соответствующий определению самого МГП, так как его целью является стремление облегчить последствия боевых действий. Безусловно, в идеале необходимо полностью исключить потери среди гражданского населения, но для этого необходимо воевать на полностью безлюдной местности, без малейшего намека на присутствие гражданских лиц и гражданских объектов. Однако, несмотря на достаточный цинизм определения "сопутствующие потери", в мире существуют четкие механизмы, стремящиеся свести к минимуму случайные жертвы и разрушения. Например, в органах военного управления ряда воинских формирований, принимавших участие в операции "Свобода Ираку", для анализа величины сопутствующих потерь успешно применялось моделирование ситуаций. И необходимо отметить, что зачастую, исходя из результатов моделирования, удары по тем или иным военным объектам отменялись. При этом право на принятие решения тем или иным должностным лицом было строго регламентировано: в тех или иных случаях правом на "открытие огня" мог воспользоваться только командир соединения, а иногда и командующий всей группировкой многонациональных сил. С другой стороны, по итогам неправомерного нанесения ударов, приведших к неоправданным потерям среди мирного населения, был инициирован ряд разбирательств и вынесены судебные решения в отношении должностных лиц, превысивших свои полномочия. Военнослужащие российских Вооруженных Сил неоднократно сталкивались с западными образцами правил применения силы в рамках участия в миротворческих операциях, проводимых под эгидой ООН. В частности, при несении службы на КПП KFOR (контингент войск ООН в Косово) у каждого военнослужащего имелась карточка по правилам применения силы, и любые действия, выполняемые военнослужащими, строго подчинялись изложенным в ней механизмам, которые определяли, когда солдат имеет право применить оружие, когда нет, в каком порядке он применяет оружие и т. д. В армиях стран Запада такие карточки у военнослужащих существуют для каждого случая, в том числе по применению оружия во вполне мирных ситуациях, однако не исключающих нападения враждебно настроенных лиц на подразделения или отдельных военнослужащих. Что же такое правила применения силы (ППС) в понимании наших западных партнеров? Прежде всего это распоряжения, данные компетентными военными должностными лицами, которые определяют обстоятельства и пределы, в соответствии с которыми вооруженные формирования начинают (или продолжают) применять силу при выполнении поставленных задач. Эти распоряжения определяют, когда военная сила может быть применена; где военная сила может быть применена в указанных выше случаях; как и до каких пределов и в каких объемах вооруженная сила может быть применена для достижения целей операции <1>. -------------------------------- <1> Из инструкции по ППС ВС Великобритании.

В ППС переплелись две составляющие - военная и правовая. При этом ключевую роль играют определения - покровительствуемые лица и объекты; право на самооборону (индивидуальную, коллективную, государственную) и обязанность самообороны; враждебные действия; враждебные намерения; противник. Что касается покровительствуемых лиц и объектов, то в основе данных определений лежит само МГП и его ключевые термины: "гражданские и военные объекты", "комбатанты", "некомбатанты" и "гражданское население" - и их определения. Военная составляющая полностью соответствует МГП, а именно определению вооруженных сил, которые подчиняются внутренней дисциплине, т. е. обязательности выполнения поставленной боевой задачи. Однако, говоря о ППС, необходимо отметить, что никакие нормы права не могут запретить или отнять у военнослужащего или подразделения право на самооборону. Это очень странное слово "самооборона" в ППС и подразумевает разгром и уничтожение противника в ходе выполнения боевых задач. Поэтому для западного военнослужащего очень важно, кто объявлен противником. При этом противником всегда объявляется не государство, не нация или группировка, а военнослужащие противника и его военные объекты. Таким образом, реализуется принцип различия - основополагающий принцип МГП. Очень сложным является вопрос применения оружия против лиц, находящихся под международной правовой защитой, например, что делать, если военнослужащий или подразделение подвергаются нападению гражданских лиц? Во время операции "Возвращение надежды" (Restore Hope) в Сомали два происшествия с применением оружия в Соединенных Штатах получили широкую огласку. В первом случае сержант морской пехоты был осужден за нападение с применением помпового ружья по отношению к сомалийскому подростку, который, подкравшись к машине сержанта, сорвал с его головы солнцезащитные очки. Во втором случае был оправдан сержант, открывший огонь по мальчишке, приблизившемуся к машине с предметом, похожим на самодельное взрывное устройство. Было установлено, что второй морской пехотинец действовал в интересах самообороны, а первый - нет. Для регулирования подобных ситуаций в правилах разработки ППС даны четкие определения действий, идентифицирующихся как враждебные действия или враждебные намерения. Принцип военной необходимости допускает возможность применения оружия против покровительствуемых лиц в целях самообороны в случае совершения враждебного действия или при наличии враждебного намерения. Принцип соразмерности означает, что интенсивность, продолжительность и масштаб применения силы в интересах самообороны должны соответствовать угрозе. Враждебным действием считается непосредственное нападение либо иное применение силы, классическим примером чего является обстрел непосредственно с участием гражданских лиц в нападении на военнослужащих с применением оружия. Враждебным намерением, определить которое зачастую гораздо сложнее, является угроза неизбежного применения силы, например наведение противником оружия в вашу сторону при наличии явной возможности открыть огонь. Сержант, открывший в Сомали огонь по подростку, правомерно действовал в целях самообороны, считая, что реагирует на его враждебное намерение. Тот факт, что подросток, к своему несчастью, держал в руках предмет, только похожий на взрывное устройство, не менял существа дела. Сержант имел все основания полагать, что на него будет совершено нападение. При этом объем применения силы на враждебное намерение регламентируется принципом соразмерности. Например, нанесение удара по снайперу, находящемуся на крыше жилого дома, с использованием пятисоткилограммовой авиационной бомбы будет явным нарушением принципа соразмерности, если же решение будет принято относительно комбатанта противника на боевой позиции, то будет правомерно. Тем не менее необходимо учитывать, что при выполнении боевых задач принимать решение офицеру и солдату на поле боя приходится самостоятельно, часто в стрессовой ситуации, быстро, на основе своего опыта, уровня подготовки и здравого смысла. Особенно важно последнее. Элементарный пример - объем силы, применяемой против подростков, забрасывающих камнями бронированную машину (картина, вполне обычная для израильских военнослужащих). Допускает ли в этом случае здравый смысл применения против агрессивно настроенной молодежи мощного вооружения боевой машины? Наверное, нет. Для регламентации применения силы разрабатываются ППС постоянного и временного действия. Проведем параллель между содержанием боевого приказа, изложенного в уставных документах, и реальным боевым приказом, отдаваемым при организации боевых действий. В первом случае речь идет об общих положениях, во втором - о конкретном документе, являющемся квинтэссенцией уяснения задачи, оценки обстановки и принятия решения. Такая же параллель между ППС постоянного действия и временными: первые носят характер общей инструкции, вторые разрабатываются под конкретную обстановку - операцию в целом, конкретный бой или боестолкновение. Что касается МГП, то в основе ППС постоянного действия лежит вся эта отрасль права, особенно если говорить о ППС в масштабах всех вооруженных сил. Примером такого документа может служить Инструкция по ППС комитета начальников штабов (США). Однако в ППС, издаваемых для выполнения конкретной задачи, указываются только те объекты или принципы МГП, которые характерны именно для решаемой здесь и сейчас задачи, но не более. Вторая особенность разработки ППС - их многоуровневость. Существуют ППС для группировок войск, полевых армий, армейских корпусов, соединений, воинских частей и подразделений. И вплоть до солдатских карточек и солдатских же правил действий. Несколько слов о глобальной роли ППС в военно-политической системе государства. Зачастую ППС используются в качестве инструмента информационной поддержки боевых действий. Примером такой поддержки может служить объявленный отказ от применения разрешенных типов оружия и боеприпасов или наложение запрета на нанесение ударов по объектам, заведомо являющимся военными. Особенно это важно в случаях, когда боевые действия широко освещаются средствами массовой информации - так называемая война в прямом эфире. Таким образом, ППС, с одной стороны, являясь инструментом регулирования оружия и боевой техники, с другой стороны, обеспечивают законность выполнения боевых задач с правовой точки зрения, а зачастую выступая как гарант правовой защиты военнослужащих.

Название документа