Согласование международно-правовых и национальных норм как фактор вступления Российской Федерации в Организацию экономического сотрудничества и развития

(Левашенко А. Д.) ("Журнал российского права", 2009, N 12) Текст документа

СОГЛАСОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ КАК ФАКТОР ВСТУПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ

А. Д. ЛЕВАШЕНКО

Левашенко Антонина Давидовна - научный сотрудник Фонда "Институт экономики переходного периода" (ИЭПП).

Международные организации можно разделить на универсальные организации, цели и задачи которых имеют значение для всех или большинства государств, для международного сообщества в целом и которые в связи с этим характеризуются универсальным членством, и иные организации, которые представляют интерес для определенной группы государств, что обусловливает их ограниченный состав <1>. Ярким примером организации, относящейся к первой группе, является Организация Объединенных Наций <2>. -------------------------------- <1> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 372. <2> См.: Официальный сайт ОЭСР: http://www. un. org/ru/.

Среди организаций второй категории принято выделять региональные международные организации, в которые входят государства, находящиеся в пределах какого-либо района и взаимодействующие с учетом их групповых интересов <3>, например Европейский союз <4>. -------------------------------- <3> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. С. 372. <4> См.: Официальный сайт ЕС: http://europa. eu/.

Кроме того, ко второй группе организаций можно отнести те, которые не имеют универсального значения, но выходят по своим интересам и составу за региональные рамки, например Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) <5>. Данная организация в отличие от Организации Объединенных Наций занимается исключительно экономическими вопросами, имеет ограниченный объем и характер полномочий, обусловленный ее специальной компетенцией в области экономики, но при этом включает в себя страны, не ограниченные объединяющим региональным признаком. -------------------------------- <5> См.: Официальный сайт ОЭСР: http://www. oecd. org/home/0,2987,en_2649_201185_1_1_1_1_1,00.php.

ОЭСР относится к категории международных экономических организаций и представляет собой в первую очередь форум, где правительства различных государств могут выражать свою точку зрения, где вырабатываются единство подхода и соответствующие рекомендации по проведению экономической политики в отдельных странах. Данная международная организация обеспечивает в основном сбор информации, публикацию статистических данных и выработку рекомендаций. Помимо ОЭСР среди наиболее авторитетных международных экономических организаций можно выделить: Международную торговую палату <6>, Организацию стран - экспортеров нефти <7>, Всемирную торговую организацию <8>, Всемирный банк <9>. В отличие от указанных международных экономических организаций ОЭСР объединяет сравнительно немного стран и является своеобразной площадкой, на которой правительства различных государств имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую, правовую и, как следствие, социальную политику. -------------------------------- <6> См.: Официальный сайт МТП: http://www. iccwbo. org/. <7> См.: Официальный сайт ОПЕК: http://www. opec. org/. <8> См.: Официальный сайт ВТО: http://www. wto. org/. <9> См.: Официальный сайт ВБ: http://www. worldbank. org/.

ОЭСР была создана в 1948 г. вначале как Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции стран Европы после Второй мировой войны. В 1960 г. Организация европейского экономического сотрудничества была переименована в Организацию экономического сотрудничества и развития. Тогда же странами - членами ОЭСР была принята Конвенция ОЭСР от 14 декабря 1960 г. <10>, которая является основополагающим уставным документом для данной организации. -------------------------------- <10> См.: Официальный сайт ОЭСР. Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития от 14 декабря 1960 г. (Convention on the Organisation for Economic Cooperation and Development, 14th December 1960) // http://www. oecd. org/document/70,3343,en_2649_201185_1915847_1_1_1_1,00.php.

По состоянию на 2009 г. ОЭСР объединяет 30 правительств наиболее развитых стран, приверженных исключительно демократии и рыночной экономике по всему миру <11>. -------------------------------- <11> См.: Официальный сайт ОЭСР. Список стран ОЭСР (OECD member countries) // http://www. oecd. org/document/58/0,3343,en_2649_201185_1889402_1_1_1_1,00.php.

В соответствии со ст. 1 Конвенции ОЭСР целью организации является поощрение политики каждого государства, направленной на достижение высокого устойчивого экономического роста и занятости и повышение уровня жизни в странах - членах ОЭСР при сохранении финансовой стабильности, что должно способствовать общему развитию мировой экономики. Кроме того, ОЭСР содействует устойчивому экономическому росту стран, которые еще не являются членами ОЭСР, а также стран, отстающих в процессе своего экономического развития. В соответствии с Конвенцией 1960 г. ОЭСР вносит свой вклад в расширение мировой торговли на многосторонней, недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами <12>. -------------------------------- <12> См.: Официальный сайт ОЭСР. Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития от 14 декабря 1960 г. (Convention on the Organisation for Economic Cooperation and Development 14th December 1960) // http://www. oecd. org/document/7/0,3343,en_2649_201185_1915847_1_1_1_1,00.php.

Для достижения своих целей ОЭСР имеет право принимать решения, которые, если не предусмотрено иное, должны быть обязательными для исполнения всеми членами ОЭСР, разрабатывать рекомендации для стран - членов ОЭСР и заключать соглашения не только со странами - членами ОЭСР, но и с государствами, которые не являются членами организации, а также с другими международными организациями <13>. -------------------------------- <13> См.: Официальный сайт ОЭСР. Статья 55 Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития от 14 декабря 1960 г. (Article of Convention on the Organisation for Economic Cooperation and Development 14th December 1960) // http://www. oecd. org/document/7/0,3343,en_2649_201185_1915847_1_1_1_100.php.

Руководящим органом ОЭСР является Совет, который состоит из представителей всех членов данной организации <14>. Каждый год Совет назначает Председателя, который председательствует на его заседаниях на уровне министров и двух вице-председателей <15>. Кроме того, Совет назначает Генерального секретаря сроком на 5 лет, который несет ответственность перед Советом и является полномочным представителем ОЭСР <16>. -------------------------------- <14> См.: Официальный сайт ОЭСР. Статья 7 Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития от 14 декабря 1960 г. (Article 7 of Convention on the Organisation for Economic Cooperation and Development 14th December 1960) // http://www. oecd. org/document/7/0,3343,en_2649_201185_1915847_1_1_1_1,00.php. <15> См.: Официальный сайт ОЭСР. Статья 8 Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития от 14 декабря 1960 г. (Article 8 of Convention on the Organisation for Economic Cooperation and Development 14th December 1960) // http://www. oecd. org/document/7/0,3343,en_2649_201185_1915847_1_1_1_1,00.php. <16> См.: Официальный сайт ОЭСР. Статья 10 Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития от 14 декабря 1960 г. (Article 10, 11 of Convention on the Organisation for Economic Cooperation and Development 14th December 1960) // http://www. oecd. org/document/7/0,3343,en_2649_201185_1915847_1_1_1_1,00.php.

ОЭСР является международной организацией и должна соответствовать всем признакам, присущим международным организациям. Она создана государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте (Конвенция ОЭСР 1960 г.). ОЭСР существует и действует в рамках данного учредительного акта, определяющего ее статус и полномочия, что придает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональный характер. Организация является постоянно действующим объединением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов. Кроме того, ОЭСР основана на принципе суверенного равенства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государства в деятельности ее органов и представительства государств при организации. Государства связаны резолюциями органов организации в пределах их компетенции и в соответствии с установленной юридической силой этих резолюций. Решения ОЭСР являются обязательными для исполнения всеми странами - членами данной организации или какой-либо одной страной. Так, например, в 1999 г. ОЭСР предписала правительству Канады снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков, прежде всего на плательщиков подоходного налога - физических лиц, с одновременным повышением границ налоговой шкалы. При этом ОЭСР предлагала Канаде также снизить ставки премий страхования по безработице. Одновременно правительству рекомендовалось сократить бюджетный дефицит, так как государственный долг Канады составляет значительную сумму по сравнению с долгом многих стран - членов ОЭСР. В отношении налогообложения юридических лиц Канаде предлагалось снизить ставки налога с корпораций и с капитала, что способствовало бы повышению конкурентоспособности канадского бизнеса в мире <17>. -------------------------------- <17> См.: Воловик Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. 1999. N 42. С. 45.

Особенностью ОЭСР как международной организации, обладающей высоким авторитетом на мировой арене, является то, что ее резолюции, отчеты, доклады влияют на принятие тех или иных решений странами - не членами данной организации. Так, например, отчет ОЭСР, опубликованный в 2000 г., не являясь нормативным актом, оказал существенное влияние на формирование национальной политики многих государств - как членов ОЭСР, так и государств, не входящих в нее. Отчет содержал список стран и территориальных образований, законодательство и политика которых, по мнению ОЭСР, способствуют отмыванию денег. В него были включены: Россия, Израиль, Ливан, Филиппины, Лихтенштейн, Панама и еще 9 государств, преимущественно из островов Карибского моря и Океании, которые не являлись членами ОЭСР. Авторы доклада - эксперты ОЭСР - считали, что существующая в этих странах законодательная база превратила их в удобное место для укрытия нажитых преступным путем миллиардов долларов. Комиссия предлагала странам - членам ОЭСР прекратить любые финансовые отношения с этими государствами <18>. -------------------------------- <18> См.: Воловик Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2000. N 30. С. 34.

В дальнейшем, в 2002 г., ОЭСР создала список оффшорных зон, применяющих "некорректную налоговую конкуренцию". К особо злостным нарушителям, которые представляют собой "налоговое убежище" <19>, планировалось применение международных санкций. Большинство оффшорных зон мира под международным давлением согласилось на условия ОЭСР по обмену налоговой информацией как одному из самых действенных способов борьбы с неуплатой налогов на территории государства со стандартной системой налогообложения. Российская Федерация не попала в данный список, так как заключила ряд международных соглашений с другими странами об обмене налоговой информацией на основе Типовой модельной Конвенции ОЭСР 1977 г. В результате начиная с 2006 г. у стран - участниц ОЭСР появилась возможность получить любую информацию у других государств - не членов ОЭСР, имеющую отношение к налогообложению резидентов стран ОЭСР. В связи с этим интересна позиция Президента Науру, который подверг критике политику ОЭСР, направленную на борьбу с "пагубной налоговой конкуренцией". По его мнению, ОЭСР посягает на суверенитет маленьких островных государств. Оффшорный бизнес на территории таких островов, где отсутствуют промышленность и природные ресурсы, является единственным законным конкурентоспособным видом бизнеса, на который богатые государства мира повесили ярлык деятельности, связанной с "пагубной налоговой конкуренцией" <20>. -------------------------------- <19> ОЭСР определяет понятие "налоговое убежище" как юрисдикцию, в которой установлены невысокие налоги или налогообложение вовсе отсутствует и которая используется или рассчитана на использование нерезидентами для уклонения от налогообложения в месте их постоянного пребывания. Законодательство налогового убежища предусматривает меры по защите банковской тайны. <20> См.: Воловик Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2001. N 43. С. 23.

И наконец, ОЭСР принадлежат привилегии и иммунитеты, которые обеспечивают ее нормальную деятельность и которые признаются как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций <21>. -------------------------------- <21> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. С. 374.

В настоящее время РФ активно участвует в деятельности ОЭСР в качестве наблюдателя в 13 ее комитетах и нескольких рабочих группах. Подобное участие дает России право высказывать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, участвовать в выработке решений и рекомендаций. Однако Россия, не являясь членом ОЭСР, не имеет права голоса при принятии решений данной организацией. Нормативно-правовую основу текущего сотрудничества России и ОЭСР составляют подписанные в 1994 г. Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией от 8 июня 1994 г., определяющая его основные направления и регулирующая условия деятельности ОЭСР в России, и Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации от 8 июня 1994 г. В соответствии с этими документами ОЭСР, в частности, обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов и инструментов рыночной экономики. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ <22> Российская Федерация в 2000 г. вступила в рабочую группу ОЭСР по проблемам подкупа при заключении международных коммерческих сделок. -------------------------------- <22> См.: Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 25 "О вступлении Российской Федерации в Рабочую группу Организации экономического сотрудничества и развития по проблеме подкупа при заключении международных коммерческих сделок" // СЗ РФ. 2000. N 3. Ст. 276.

В 2004 г. Постановлением Правительства РФ <23> было утверждено Положение о Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам взаимодействия Российской Федерации с ОЭСР. Комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при осуществлении взаимодействия РФ со Всемирной торговой организацией и ОЭСР, включая присоединение Российской Федерации к этим организациям и участие в их деятельности. -------------------------------- <23> См.: Постановление Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 419 "Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития и ее состава" (в ред. от 27 октября 2008 г.) // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3555.

Одной из основных задач указанной Комиссии является реализация курса на обеспечение полноправного членства Российской Федерации в ОЭСР. В 2009 г. Россия в лице Министерства экономического развития РФ начала переговорный процесс по присоединению к Конвенции ОЭСР 1960 г. Это связано, в частности, с тем, что 16 мая 2007 г. Совет ОЭСР на своем очередном заседании предложил Генеральному секретарю письмо с изложением условий и процесса присоединения Чили, Эстонии, Израиля, Российской Федерации и Словении к ОЭСР (C/MIN(2007)4/FINAL) <24>. Для того чтобы позволить Совету принять обоснованное решение о том, приглашать ли каждую из стран в качестве члена ОЭСР, каждому такому государству было предложено сформировать свои позиции в отношении всех правовых документов, принятых в рамках ОЭСР. С этой целью ОЭСР разработала "дорожную карту" <25>, которая была принята Советом 30 ноября 2007 г. (C(2007)103/FINAL). Настоящая "дорожная карта" нацелена на реализацию решений Совета ОЭСР, которые она содержит, и определяет процедуру, позволяющую странам-членам оценить готовность и возможность РФ выполнять обязательства, налагаемые членством в ОЭСР. В дальнейшем каждый орган ОЭСР должен будет представить Совету ОЭСР свои мнения о возможности и способности присоединения страны и ее готовности взять на себя обязательства членства в этой области. -------------------------------- <24> См.: Официальный сайт ОЭСР. Council Resolution on enlargement and enhanced engagement (adopted by Council Ministerial Level on 16 May 2007) // http://www. oecd. org/dataoecd/61/42/41462458.pdf. <25> См.: Официальный сайт ОЭСР. Roadmap for the accession of the Russia Federation to the OECD Convention // http://www. olis. oecd. org/olis/2007doc. nsf/LinkTo/NT0000486E/$FILE/JT03237383.PDF.

После процесса рассмотрения и предоставления официального мнения комитетами ОЭСР Совет должен будет принять окончательное решение по условиям возможного приглашения РФ к присоединению к Конвенции ОЭСР. В 2009 г. Министр экономического развития России передала в секретариат ОЭСР Меморандум о позиции России в отношении правовых актов ОЭСР. В настоящее время Меморандум будут рассматривать профильные комитеты ОЭСР, занимающиеся вопросами инвестиций, охраной окружающей среды, конкуренцией, корпоративным управлением, борьбой с коррупцией. Участие Российской Федерации в ОЭСР тесно связано с таким понятием, как государственный суверенитет Российской Федерации. Суверенитет государства - это исходящая от народа верховная власть государства, независимо осуществляемая в соответствии с национальным и международным правом <26>. -------------------------------- <26> См.: Международное право. Общая часть: Учеб. для студентов юридических факультетов и вузов / Под ред. И. И. Лукашука. М., 2005. С. 75.

Государство осуществляет суверенитет в рамках международного права с учетом уважения суверенитета и интересов других государств <27>. -------------------------------- <27> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. С. 78.

Участие Российской Федерации в деятельности ОЭСР тесно связано с международной правосубъектностью государства. Вступление России в члены организации предполагает принятие на себя обязательств в соответствии с Конвенцией ОЭСР, признание определенных полномочий ОЭСР и ее решений в соответствии с их юридической силой. При этом участие России в ОЭСР полностью соответствует Конституции РФ (ст. 79), согласно которой Россия как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям, в том числе международным организациям, свои полномочия в соответствии с международным договором. Кроме того, сегодня все чаще встает вопрос о характеристиках и качестве взаимодействия международного и внутригосударственного права, в связи с тем что в условиях интернационализации жизни государств все большее количество дел, ранее относившихся к внутренней компетенции, в той или иной мере становятся предметом международно-правового регулирования. Еще в Консультативном заключении Постоянной палаты международного правосудия 1923 г. отмечалось: "Вопрос о том, находится ли дело в исключительной юрисдикции государства, является по своему характеру относительным вопросом, он зависит от развития международных отношений" <28>. -------------------------------- <28> См.: Консультативное заключение относительно законов о гражданстве, изданных в Тунисе и Марокко // PCIJ. Ser. B. 1923. N 4. P. 24.

Вместе с этим, как отмечается в юридической литературе, суверенитет государства имеет различное отраслевое содержание. Из общего государственного суверенитета можно выделить экономический суверенитет <29>. Под экономическим суверенитетом понимается суверенитет государства в области экономической политики, основывающийся на праве государства устанавливать свою собственную экономическую систему, в том числе законодательство (в области налогообложения, таможенного права и проч.), в пределах своей территории. -------------------------------- <29> См.: Кучеров И. И. Международное налоговое право. М., 2007. С. 145.

Как указано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. <30>, содержание принципа суверенного равенства государств включает в себя такое право государств в качестве элемента принципа, как право свободно выбирать свою экономическую систему. При этом Россия, как и другие государства, является полноправным членом международного сообщества, в котором становится все более тесным сотрудничество именно в области экономики. -------------------------------- <30> См.: Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, Резолюция ГА ООН N 262(XXV), 1970 г. // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 65 - 73.

Как уже было отмечено выше, присоединение Российской Федерации к ОЭСР не противоречит нормам конституционного права России, но так или иначе налагает на Россию определенные обязательства, а в некоторых случаях и ограничения в части проведения нашим государством внутренней экономической политики. На практике в первую очередь это означает внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, о чем будет сказано далее. Опыт ОЭСР, ее рекомендации, решения в большинстве своем могут способствовать выстраиванию гармонизированной системы российского законодательства и, как следствие, созданию стабильной экономической и социальной среды в нашей стране. Примером может служить деятельность ОЭСР в борьбе против международного подкупа и коррупции. Принятая ОЭСР в 1999 г. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных государственных чиновников при осуществлении международных сделок является в настоящее время общепризнанным инструментом, направленным на борьбу с подкупом иностранных государственных чиновников. Кроме того, одним из основных блоков деятельности ОЭСР является анализ и выработка рекомендаций по корпоративному управлению в различных странах, в том числе и в РФ. Основополагающими документами в этой области являются основные Принципы корпоративного управления ОЭСР. Наконец, ОЭСР активно занимается специальными вопросами, напрямую связанными с глобализацией. В частности, деятельность ОЭСР направлена на создание оптимальных условий для свободного перетока капитала и нематериальных продуктов (услуг и интеллектуальной собственности) в мировой экономике. В данной сфере идет работа по мониторингу соблюдения условий, принятых ОЭСР, Кодекса либерализации движения капитала <31> и Кодекса либерализации текущих невидимых операций <32>. -------------------------------- <31> См.: Code of Liberalisation of Capital Movements. Paris: OECD, 1992. Цит. по: Доронина Н. Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2000. N 4. <32> Code of Liberalisation of Current Invisible Operations. Paris: OECD, 1992. Цит. по: Доронина Н. Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2000. N 4.

В области совершенствования международной системы налогообложения ОЭСР исследует отрицательные эффекты вредной налоговой конкуренции между отдельными странами (имеется в виду практика создания оффшорных и прочих специальных зон), занимается совершенствованием Модельной конвенции по налогообложению дохода и капитала <33>, которая является базой для заключения двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе и для РФ. Кроме того, ОЭСР расширяет доступ стран, не входящих в организацию, к руководству ОЭСР для многонациональных предприятий и налоговых органов по трансфертному ценообразованию 1995 г., которое представляет собой основной рекомендательно-методический документ в области налогового регулирования трансфертного ценообразования. -------------------------------- <33> Текст Модельной конвенции ОЭСР см.: Модельная конвенция ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал // Финансовое право зарубежных стран: Исследования, рефераты, законодательные акты / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2005. С. 215.

Стоит отметить, что одним из основополагающих принципов деятельности ОЭСР является способствование не только правовому и экономическому развитию отдельных стран, но и решению "межстрановых" проблем. Россия, став членом ОЭСР, будет обязана в соответствии с Конвенцией ОЭСР 1960 г. выполнять все обязательства, возложенные на нее как на страну, присоединившуюся к данной организации. Кроме того, РФ будет обязана исполнять решения, принятые ОЭСР как для всех стран, так и в отношении нашей страны. При этом, отвечая на вопрос, стоит или не стоит России становится членом ОЭСР, первоначально необходимо проанализировать требования ОЭСР и возможности России соответствовать им в настоящее время. Российская Федерация, которая по различным правовым и экономическим критериям не соответствует уровню развития большинства стран - членов ОЭСР, присоединяясь к Конвенции ОЭСР и беря на себя соответствующие обязательства, может испытывать трудности в реализации некоторых из них. Однако Россия, не являясь членом ОЭСР, может также оказаться под влиянием решений данной организации. В то же время, являясь членом ОЭСР в соответствии с Конвенцией 1960 г., РФ будет иметь право голоса при принятии тех или иных решений данной организации и сможет согласовывать резолюции ОЭСР со своими собственными национальными интересами. В процессе присоединения РФ к Конвенции ОЭСР и формирования Россией своих позиций в соответствии с предоставленной ОЭСР "дорожной картой" очевидно, что одним из главных разногласий при присоединении России к ОЭСР станет внесение изменения во внутреннее законодательство, связанное с уменьшением размера импортных пошлин, функционированием государственных корпораций в России, и допуск иностранных инвестиций в нашу страну. Например, в "дорожной карте" ОЭСР по вопросу присоединения России к Конвенции ОЭСР одним из условий присоединения является открытый и прозрачный режим осуществления прямых иностранных инвестиций, в том числе в таком ключевом секторе экономики России, как энергетика. Также необходимо принятие ключевых обязательств в соответствии с международными соглашениями о защите инвестиций и другими международными соглашениями <34>. Речь идет, в частности, о Кодексе либерализации движения капиталов и текущих невидимых операций ОЭСР и Декларации о международных инвестициях и многонациональных предприятиях ОЭСР. -------------------------------- <34> См.: Приложение AI к "Дорожной карте" присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР (принята на 1163-й сессии Совета ОЭСР 30 ноября 2007 г.) // Документ Совета ОЭСР. C.103/FINAL.

ОЭСР отмечает, что барьеры в России для иностранной собственности являются высокими по сравнению со странами - членами ОЭСР. В частности, появление крупных контролируемых государством конгломератов, обладающих доминирующим положением на рынке, также является препятствием к притоку прямых иностранных инвестиций. Возможности иностранных инвесторов по приобретению доли в капитале таких конгломератов или по участию в заключении государственных контрактов на поставку товаров в тех отраслях, в которых такие конгломераты функционируют, строго ограничены <35>. -------------------------------- <35> См.: Официальный сайт ОЭСР. Economic Survey of the Russian Federation / Policy Brief, OECD, june 2009. P. 10 - 11. Доступно на сайте: http://www. oecd. org/dataoecd/50/18/43225190.pdf.

Привлечение и функционирование иностранного капитала в России регулируется нормативно-правовыми документами, объединенными в четыре группы: международные договоры и соглашения; основные нормативные акты федерального уровня; нормативные документы, напрямую регулирующие приток и деятельность иностранного капитала в России (в том числе подзаконные акты министерств и ведомств); нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в субъектах Федерации <36>. -------------------------------- <36> См.: Внешнеэкономический бюллетень. 2004. N 11. С. 48.

Анализ положения с привлечением прямых иностранных инвестиций остается в стране пока неблагоприятным, что лишает Россию возможности в получении столь необходимых для осуществления реформ в стране капиталовложений. Это делает неотложной проблему либерализации инвестиционного режима и унификации его с международными стандартами. Например, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <37> предоставил на территории России иностранным инвесторам только национальный режим инвестирования. В мировой практике инвестору предоставляется право выбирать между национальным режимом и режимом наибольшего благоприятствования. Указанный режим предоставляется обычно странами с развитой, стабильной экономикой, не опасающихся экономической интервенции со стороны других государств. -------------------------------- <37> См.: Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ (в ред. от 29 апреля 2008 г.) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

Для инвестирования того или иного направления экономики государство создает равные условия для всех участников инвестиционной деятельности, не допускает монополизации отдельных участков экономики одним инвестором или их группой. В России в соответствии с нормами, регулирующими инвестиционные правоотношения на территории Российской Федерации, инвестирование иностранным хозяйственным обществом хотя бы одного из стратегических видов деятельности подпадает под особый контроль государства, что, безусловно, противоречит нормам ОЭСР об обеспечении равного доступа и равных условий инвестирования для всех субъектов. В российском праве таких видов деятельности насчитывается порядка 42 (услуги естественных монополий, полиграфическая деятельность, осуществление теле - и радиовещания и проч.) <38>. -------------------------------- <38> См.: Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" // СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.

Одной из главных задач ОЭСР является либерализация мировой экономики путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами и, как следствие, либерализация внешней торговли. Однако до недавнего времени на протяжении 9 лет начиная с 2000 г. действовала Концепция национальной безопасности РФ, в соответствии с которой необходимо усилить роль государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей <39>. Данная Концепция прекратила свое действие весной 2009 г. <40> в связи с тем, что РФ возобновила переговорный процесс с ОЭСР о возможном присоединении России к Конвенции ОЭСР. Однако на практике изменения в действующие нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации, внесены не были. ОЭСР требует внесения соответствующих изменений в национальное российское законодательство, что, возможно, заставит Россию отказаться от защиты российских производителей, снижая импортные пошлины, а также от создания государственных корпораций, играющих в настоящее время значительную роль в национальной экономике. -------------------------------- <39> См.: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170. <40> См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Таким образом, внесение соответствующих изменений в национальное законодательство Российской Федерации, с одной стороны, соответствует общепризнанным нормам международного права и способствует созданию прозрачной, гармонизированной правовой системы, а с другой стороны, необдуманное принятие всех требований ОЭСР может не соответствовать внутригосударственным интересам России на данном этапе своего развития. Подводя итоги анализа международно-правовых аспектов возможного членства Российской Федерации в ОЭСР, можно говорить о несомненных положительных сторонах такого участия. С юридической точки зрения внесение ряда изменений в инвестиционное, налоговое, таможенное и другое законодательство России позволит сделать российские законы более прозрачными и соответствующими общепризнанным нормам международного права. Имплементация норм ОЭСР в российское законодательство сделает российскую экономику более открытой, что будет способствовать активному развитию национального экспорта/ импорта. Членство России в ОЭСР позволяет ей участвовать в принятии тех или иных резолюций, рекомендаций данной международной организации, учитывая при этом интересы нашего государства. В любом случае присоединение России к Конвенции ОЭСР 1960 г. не ограничивает государственный суверенитет Российской Федерации, но повлечет за собой обязанность России выполнять принятые ОЭСР решения, в частности по внесению изменений в национальное законодательство.

Библиографический список

Воловик Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. 1999. N 42. Воловик Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2000. N 30. Воловик Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2001. N 43. Доронина Н. Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2000. N 4. Кучеров И. И. Международное налоговое право. М., 2007. Международное право: Учеб. / Отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2009. Международное право. Общая часть: Учеб. для студентов юридических факультетов и вузов / Под ред. И. И. Лукашука. М., 2005. Модельная конвенция ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал // Финансовое право зарубежных стран: Исследования, рефераты, законодательные акты / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2005.

Название документа