Проект Федерального закона о субъектах малого и среднего предпринимательства: понятие и особенности налогово-правового статуса

(Кирилина В. Е.) ("Финансовое право", 2007, N 10) Текст документа

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О СУБЪЕКТАХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВО-ПРАВОВОГО СТАТУСА

В. Е. КИРИЛИНА

Кирилина В. Е., доцент кафедры финансового права Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.

В июне 2007 г. Государственная Дума РФ (далее - ГД РФ) в первом чтении приняла долгожданный проект Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <1>. Необходимость принятия нового закона, регулирующего отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства назрела давно. -------------------------------- <1> См.: проект Федерального закона N 420191-4 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

В настоящее время вышеназванные отношения регулируются Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) <2>, который в результате внесенных с 1 января 2005 г. изменений "стал практически недееспособным" <3>. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343. <3> См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Статья 3 Закона N 88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относит коммерческие организации и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. При этом коммерческие организации должны отвечать следующим признакам: 1) их средняя численность за отчетный период не может превышать: - в промышленности, строительстве или на транспорте - 100 человек (в каждой отрасли); - в сельском хозяйстве - 60 человек; - в научно-технической сфере - 60 человек; - в оптовой торговле - 50 человек; - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек; 2) не должна превышать 25% в уставном капитале: доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства. Различные показатели средней численности были установлены с целью стимулирования отдельных отраслей экономики, таких как производство, строительство, научно-техническая сфера, поскольку большинство названных субъектов осуществляло предпринимательскую деятельность в розничной торговле и сфере услуг <4>. -------------------------------- <4> На современном этапе экономического развития на долю торговли приходится более 72% оборота малых предприятий, далее следуют промышленность (9,8%) и строительство (7%) (из доклада Г. Грефа на заседании Правительства РФ 26 мая 2006 г.) // http://www. government. ru.

Автором ранее уже рассматривалось понятие малого предприятия, в том числе и предусмотренное Концепцией проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", разработанной Минэкономразвития России <5>. -------------------------------- <5> См.: Кирилина В. Е. Понятие малого предприятия для целей налогообложения // Ежегодник Международной ассоциации финансового права: Сб. науч. работ. 2005 / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. С. В. Запольского. М., 2006. С. 207 - 218.

Изменилось ли что-нибудь с принятием в первом чтении вышеназванного законопроекта? Во-первых, законопроект расширил и уточнил субъектный состав. Прежде всего, следует особо отметить, что в законодательстве Российской Федерации впервые появится единое понятие "субъект малого и среднего предпринимательства" (далее - субъект МСП), которое широко используется в странах Европейского союза, что обеспечит сопоставимость данных в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию. Планируется, что к субъектам МСП кроме коммерческих организаций станут также относиться потребительские кооперативы, а государственные и муниципальные предприятия, напротив, будут прямо исключены из их числа, что можно только приветствовать <6>. -------------------------------- <6> О проблемах, связанных с отнесением к субъектам малого предпринимательства унитарных предприятий, подробно см.: Кирилина В. Е. Малое предприятие как субъект налогового права: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 45 - 46.

В особую категорию МСП выделены крестьянские (фермерские) хозяйства, что связано, видимо, с их особым правовым статусом. Согласно ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" данные субъекты наделялись правами юридического лица. В соответствии с новым Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" глава хозяйства получил статус индивидуального предпринимателя. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Законом N 348-1, вправе сохранить статус юридического лица до 1 января 2010 г. Во-вторых, в вышеназванной Концепции предполагалось выделение трех категорий субъектов: микропредприятий численностью до 15 человек, малых предприятий - от 16 до 50 человек и средних - от 51 до 250 человек. Однако в дальнейшем критерии численности были пересмотрены. Законопроект, принятый ГД РФ в первом чтении, предполагает относить к микропредприятиям также те, на которых работают не более 15 человек, а критерий численности при отнесении предприятий к малым претерпел изменения: планируется расширить субъектный состав путем включения в него организаций с численностью от 16 до 100 человек. Численность средних предприятий соответственно составит величину от 101 до 250 человек. Данные изменения позволят обеспечить сопоставимость названных критериев с соответствующими показателями развитых стран, поскольку в категорию малых и средних предприятий будет включено около 94% всех юридических лиц, т. е. около 47% рынка <7>. -------------------------------- <7> См.: 94% юридических лиц России станут малым бизнесом. Новости за 4 октября 2006 г. / http://www. bizhelp. ru.

Следовательно, круг субъектов малых предприятий будет расширен за счет организаций, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве, научно-технической сфере, оптовой торговле, розничной торговле и общественном питании и некоторых других отраслях. Кроме того, средняя численность работников в случае принятия данного законопроекта будет рассчитываться за два предшествующих последовательных календарных года, что значительно увеличит период расчетов по сравнению с установленным ныне отчетным периодом, который зависит от применяемой субъектом системы налогообложения. Данное нововведение, по всей вероятности, призвано, с одной стороны, ограничить доступ крупных организаций к предусмотренной законопроектом для субъектов МСП финансовой, имущественной, информационной и иной поддержке, а с другой - обеспечить некоторую стабильность, возможность последним развиваться в течение двух лет, рассчитывая на поддержку государства и муниципальных образований. При этом вновь созданные субъекты МСП в течение следующих один за другим первых двух финансовых лет со дня государственной регистрации должны будут заявлять среднюю численность работников в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - представлять в регистрирующий орган декларацию об основных данных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия по форме, установленной Правительством Российской Федерации <8>. Такой порядок, безусловно, будет способствовать упорядочению доступа субъектов МСП к участию в федеральных, государственных и муниципальных программах поддержки. -------------------------------- <8> См.: ст. 7 проекта Федерального закона N 424739-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Здесь следует обратить особое внимание на один интересный факт. И организации, и физические лица (индивидуальные предприниматели) должны будут представлять документ, который носит единое название - декларация об основных данных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия. Отсюда можно сделать вывод, что в понятие "микропредприятие, малое предприятие, среднее предприятие" будут включены и индивидуальные предприниматели. Такое нововведение позволяет учесть европейские принципы и рекомендации, поскольку согласно Рекомендациям Европейской Комиссии 2003/361/ЕС для микропредприятий, малых и средних предприятий предприятием считается любая единица, занимающаяся экономической деятельностью, в том числе и частные предприниматели. В-третьих, претерпел изменение и критерий доли участия в уставном капитале. Согласно законопроекту получить статус субъекта МСП смогут организации, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%. В законопроекте сделано исключение для коммерческих организаций, акции (доли в уставном капитале) которых, составляющие активы паевых инвестиционных фондов, относящихся в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг к фондам венчурных инвестиций, превышают 25% их уставного капитала. Они также могут получить статус субъекта малого и среднего предпринимательства. Данное положение направлено на развитие связанного с повышенным риском финансирования технических нововведений, научных исследований и разработок, внедрение изобретений и открытий. В-четвертых, появился новый для российского законодательства критерий - ограничение суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и (или) балансовой стоимости активов за календарный год. Вновь созданные субъекты МСП в течение следующих один за другим первых двух финансовых лет со дня государственной регистрации согласно законопроекту заявляют выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и (или) балансовую стоимость активов за календарный год в том же порядке, что и среднюю численность работников, т. е. в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Однако данный критерий будет устанавливаться Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства с целью формирования специализированных программ поддержки. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год будет определяться в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ). Разработчики законопроекта объясняют необходимость делегирования Правительству РФ вышеназванного права сложностью законодательного установления реальных размеров годовой выручки и (или) стоимости основных средств в силу их значительных колебаний. Однако данная формулировка п. 1 ст. 3 законопроекта не позволяет уяснить механизм определения реальных размеров этих критериев, что вызывает озабоченность и de facto может создать дополнительные препятствия для получения статуса субъекта МСП. Как часто могут меняться эти величины? Как организациям и индивидуальным предпринимателям планировать свою деятельность в этом случае? В пояснительной записке к законопроекту установление данного критерия названо правом Правительства РФ, хотя из текста самого проекта федерального закона это не следует. Таким образом, данное положение определенно требует доработки. Автором уже высказывалось мнение, что целесообразно было бы все же установить на федеральном уровне минимальные и максимальные размеры названного критерия <9>. -------------------------------- <9> См.: Кирилина В. Е. Понятие малого предприятия для целей налогообложения // Ежегодник Международной ассоциации финансового права: Сб. науч. работ. 2005 / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. С. В. Запольского. М., 2006. С. 215.

Важно отметить, что потеря статуса субъекта МСП или его приобретение будут происходить только в случае, когда превышение или понижение средней численности работников или показателей выручки от реализации товаров (работ, услуг) и (или) балансовой стоимости активов сохраняется в течение двух финансовых лет, следующих один за другим. Такая норма обеспечит столь необходимую дополнительную устойчивость развития микропредприятий, малых предприятий или средних предприятий. Сравнив понятие субъекта малого предпринимательства в позитивном праве с дефинициями, предложенными Концепцией и законопроектом, принятым ГД РФ в первом чтении, рассмотрим также другие важные, на взгляд автора, положения законопроекта. Еще одним положительным нововведением является реализация принципа открытости процедур предоставления поддержки и общественного контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов всех уровней в виде создания реестров субъектов МСП. Предполагается включить в реестры информацию о получателе поддержки, об организации, предоставившей поддержку, объеме, направлениях, сроках предоставления поддержки и некоторую другую, а включение в реестр субъектов МСП осуществлять бесплатно. Также хотелось бы отметить, что законопроект предусматривает создание на различных уровнях советов по развитию субъектов МСП из их представителей (общественных объединений предпринимателей, иных некоммерческих организаций предпринимателей, в том числе торгово-промышленных палат и объединений работодателей). И хотя решения советов будут иметь рекомендательный характер, нельзя не приветствовать, что законодательно будет закреплено право субъектов МСП на участие в выработке государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. Статья 8 законопроекта предусматривает для субъектов МСП установление специальных налоговых режимов, упрощенных правил ведения налогового учета, а также заполнение и сдачу налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам по упрощенной форме. В настоящее время согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налогоплательщики не представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов. Если лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеет по этим налогам объектов налогообложения, оно представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Проектом Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не предусмотрено внесение изменений в ст. 80 НК РФ, в связи с чем можно сделать вывод об отсутствии намерения введения особых правил заполнения и представления налоговых деклараций для субъектов МСП, либо разработчики законопроекта просто упустили из вида данное обстоятельство. Не решена законопроектом и проблема перехода на специальные налоговые режимы тех субъектов МСП, которые не отвечают приведенным в соответствующих главах части второй НК РФ признакам. Прежде всего, речь идет о едином сельскохозяйственном налоге и упрощенной системе налогообложения. Для субъектов упрощенной системы налогообложения это главным образом ограничения средней численности работников <10>, доходов, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, а также видов деятельности. Следует заметить, что в п. 3 ст. 16 законопроекта также приведен перечень видов деятельности, при осуществлении которых микро-, малые и средние предприятия не могут рассчитывать на поддержку за счет средств бюджетов всех уровней. Перечни законопроекта и гл. 26.2 НК РФ практически совпадают, но отличия все же есть. Например, воспользоваться преимуществами упрощенной системы не смогут организации - субъекты МСП, имеющие филиалы и представительства. -------------------------------- <10> В гл. 26.2 НК РФ средняя численность работников организаций, претендующих на применение упрощенной системы налогообложения, не может превышать 100 человек. Таким образом, этому показателю будут соответствовать только микро - и малые предприятия.

В связи со всем вышесказанным данные положения, по мнению автора, также требуют дальнейшей доработки. Статья 8 среди особенностей правового регулирования в сфере развития субъектов МСП в Российской Федерации называет установление в федеральных законах упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. В связи с этим еще одной позитивной новеллой является предоставление права на освобождение субъектов единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) от ведения бухгалтерского учета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов). Условием предоставления данного права является осуществление только предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД в соответствии с гл. 26.3 НК РФ или налогом, взимаемым при упрощенной системе налогообложения. Автор последовательно придерживается точки зрения об особой важности и необходимости принятия названного положения <11>. -------------------------------- <11> См.: Кирилина В. Е. Малое предприятие как субъект налогового права: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 141.

И в заключение нельзя не отметить важнейшее положение, которое восстановит отмененную ст. 9 Закона N 88-ФЗ, так называемую дедушкину оговорку, которой в настоящее время могут воспользоваться только субъекты малого предпринимательства, созданные до 1 января 2005 г. <12>. -------------------------------- <12> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О "По жалобе гражданина Варганова Валерия Витальевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Законом Белгородской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" как не отвечающей критерию допустимости обращений и ввиду неподведомственности поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 31. Ст. 4039; Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. N 37-О "По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1913.

В случае вступления в силу новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, изменяющих размеры федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС) и страховых взносов на обязательное медицинское и социальное страхование, либо внесения в названные нормативные правовые акты изменений, приводящих к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность субъекта МСП по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на день внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей субъекта МСП, такие нормативные правовые акты и изменения не применяются в течение первых четырех лет со дня государственной регистрации названного субъекта. Данная норма права в случае принятия обеспечит неизменность условий хозяйственной деятельности независимо от даты государственной регистрации субъекта МСП. При этом ст. 7 законопроекта вводит новый для налогового права, нормативной базы по регулированию развития малого предпринимательства термин - "совокупная налоговая нагрузка". Последнее понятие, безусловно, явилось бы дополнительной гарантией устойчивости финансово-экономического положения субъектов МСП. Но справедливости ради надо отметить, что оно может вызвать волну судебных разбирательств, поскольку предполагает разработку и утверждение единой методики расчета совокупной налоговой нагрузки с ее нормативным закреплением. В этой ситуации можно принять за основу утвержденную Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2006 г. N 391 методику расчета величины совокупной налоговой нагрузки для резидентов особой экономической зоны в Калининградской области <13>. -------------------------------- <13> См.: Постановление Правительства РФ от 23 июня 2006 г. N 391 "Об утверждении методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала реализации резидентом особой экономической зоны в Калининградской области инвестиционного проекта и порядка установления (фиксации) факта увеличения этой величины" // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2852.

Кроме того, п. 3 ст. 25 законопроекта сохраняет за малыми предприятиями, не отвечающими на момент вступления в силу нового федерального закона критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, право на ранее предоставленные льготы, преференции и поддержку за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в течение шести месяцев. Подводя итоги проведенного анализа основных положений проекта Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства, в целом следует положительно оценить ожидаемые нововведения. Но особенно важно, чтобы в процессе внесения поправок ко второму чтению, которое планируется провести в осеннюю сессию 2007 г., были устранены существующие недочеты, а вышеназванные актуальные тезисы не были изменены до неузнаваемости и не свели бы на нет все усилия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

------------------------------------------------------------------

Название документа