Опыт взаимодействия Федеральной миграционной службы и подразделений милиции при обеспечении миграционной безопасности в Дальневосточном федеральном округе России

(Никитенко И. В.) ("Российский следователь", 2010, N 1) Текст документа

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МИЛИЦИИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РОССИИ

И. В. НИКИТЕНКО

Никитенко И. В., начальник филиала ВНИИ МВД России по Дальневосточному федеральному округу, доцент, кандидат юридических наук.

В настоящей работе дана развернутая характеристика опыта взаимодействия и сотрудничества подразделений Федеральной миграционной службы с органами милиции Дальневосточного федерального округа России при обеспечении миграционной безопасности в Дальневосточном регионе, а также обзор межведомственных нормативных документов в контексте основных направлений и форм сотрудничества подразделений Федеральной миграционной службы и милиции Хабаровского края как наиболее крупного территориального субъекта Дальневосточного региона России.

Современная система обеспечения миграционной безопасности представляет собой сложный комплекс взаимодействующих между собой учреждений и органов, одной из основных задач которых является создание условий для безопасного перемещения людей через государственные границы в целях их временного или постоянного проживания на территориях принимающих государств - в строгом соответствии с международным и национальными законодательствами, а также осуществление государственного контроля и управление миграционными процессами с точки зрения обеспечения национальных интересов принимающих государств <1>. Таким образом, феномен миграционной безопасности составляют три взаимодополняющие аспекта: а) обеспечение защищенности самих мигрантов от различного рода угроз и опасностей; б) обеспечение интересов принимающих государств при осуществлении миграционной политики; в) неукоснительное соблюдение миграционного законодательства. -------------------------------- <1> См.: Никитенко И. В. Биометрические технологии в обеспечении миграционной безопасности государства // Актуальные проблемы борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом: Сб. научных трудов по материалам Международной конференции 20 - 22 июня 2006 г. КНР г. Харбин: Хэйлунцзянский институт профессиональной подготовки офицеров милиции КНР, 2006. С. 8.

Вместе с тем все учреждения и органы, образующие систему обеспечения миграционной безопасности, можно условно разделить на обеспечивающие миграционную безопасность в качестве основной цели своей деятельности и те, для которых противодействие незаконной миграции является одной из задач наряду с иными правоохранительными и правообеспечивающими функциями. Очевидно, что милиция относится ко второй группе, так как в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О милиции" среди широкого комплекса стоящих перед ней задач именно милицейские подразделения принимают самое непосредственное участие в обеспечении миграционной безопасности России. Сегодня трудно представить, что реализация государственной миграционной политики возможна без тесного взаимодействия Федеральной миграционной службы России (далее - ФМС, УФМС) с другими правоохранительными органами и особенно милицией. Вопросы подобного взаимодействия приобретают особенное значение в пограничных регионах с высокой миграционной активностью населения, именно к таким территориям относится Дальневосточный федеральный округ России (далее - ДФО). Необходимо отметить, что совместная деятельность крупных территориальных формирований, к которым относятся дальневосточные УФМС и соответствующие подразделения милиции даже в пределах одного ведомства МВД России, невозможна без соответствующего нормативного обеспечения. В целях совершенствования взаимодействия УФМС России по Хабаровскому краю и УВД по Хабаровскому краю в сфере борьбы с незаконной миграцией 6 мая 2009 г. подписан совместный Приказ N 55/1008 "О порядке взаимодействия УФМС России по Хабаровскому краю в сфере борьбы с незаконной миграцией". Нормативный регламент для проведения конкретных оперативно-профилактических мероприятий в области противодействия незаконной миграции в одном из наиболее крупных субъектов ДФО нашел свое отражение в совместном Приказе УФМС России по Хабаровскому краю от 23 марта 2009 г. N 1/1244 и УВД по Хабаровскому краю от 3 апреля 2009 г. N 771/37 "О проведении оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций "Нелегал-2009". В целях повышения уровня взаимодействия по выявлению, раскрытию и расследованию фактов организации незаконной миграции, ответственность за которую предусмотрена ст. 322.1 УК РФ, 24 марта 2008 г. совместным Приказом УВД и УФМС N 736/43 создана совместная мобильная группа по выявлению, документированию и раскрытию фактов организации незаконной миграции. Управлением Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю, на которое сегодня возложены функции не только краевого, но и регионального координатора соответствующей деятельности, подготовлены и направлены в территориальные органы внутренних дел памятки и методические рекомендации по работе с иностранными гражданами. Следует отметить, что вышеназванные мероприятия являются не просто плановыми и регулярными, они характеризуют сформированную в результате многолетнего сотрудничества систему взаимодействия миграционных служб и милиции. Так, во исполнение поручения Президента РФ от 12 марта 2009 г. N Пр-566 и указания ФМС России от 17 марта 2009 г. N КР-1/4-3587 отделом иммиграционного контроля и территориальными подразделениями УФМС России по Хабаровскому краю во взаимодействии с УВД Хабаровского края и другими ведомствами, в течение 2009 г. проведены 4 этапа оперативно-поисковых мероприятий "Нелегальный мигрант". При активном участии участковых уполномоченных осуществлен комплекс проверочных мероприятий под условным названием "Жилой сектор". По согласованию с руководствами территориальных управлений ГИБДД организовано ежедневное несение службы сотрудников УФМС на контрольных пунктах милиции и стационарных постах ДПС, что повышает эффективность и расширяет масштабы миграционного контроля на территории округа. По согласованию с руководством Дальневосточного УВД на транспорте территориальные органы ФМС России получили доступ к информационной базе данных "Розыск-Магистраль", что позволит более оперативно реагировать и своевременно принимать меры по розыску и выдворению иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Российской Федерации. Силовое обеспечение при проведении совместных мероприятий осуществляют бойцы ОМОН, что принимает наиболее важное значение при задержании нарушителей, способных оказать сопротивление в момент их задержания. Очевидно, что обеспечение миграционной безопасности не ограничивается лишь оперативно-поисковыми и контрольными мероприятиями. Существенное значение в профилактике незаконной миграции имеет информационно-разъяснительная работа. Так, в контексте реализации совместных приказов УВД и УФМС по Хабаровскому краю, а также во исполнение плана мероприятий Правительства Хабаровского края по профилактике терроризма и экстремизма на 2009 - 2012 годы и в рамках подготовки к проведению саммита "Россия - Евросоюз", состоявшегося в городе Хабаровске в мае 2009 г., УФМС при активном участии дальневосточной милиции проведена профилактическая работа среди трудовых мигрантов, иностранных студентов, а также всех заинтересованных лиц по разъяснению миграционного законодательства, правил миграционного учета иностранных граждан и ответственности принимающей стороны за их нарушение. В целях обеспечения общественного порядка и предупреждения возможных экстремистских проявлений во время проведения мероприятий, подобных саммиту, осуществляется профилактическая работа с представителями национальных диаспор, работодателями, иностранными студентами дальневосточных вузов по информированию соответствующих органов о гражданах, возможно, вынашивающих преступные намерения, с целью предупреждения возможных террористических и экстремистских акций, иных тяжких преступлений. Изучение опыта сотрудничества подразделений милиции и Федеральной миграционной службы по обеспечению миграционной безопасности позволяет прийти к выводу, что наиболее важным аспектом взаимодействия в данной сфере является взаимный обмен оперативной информацией. Так, в целях пресечения въезда на территорию округа иностранных граждан, причастных к деятельности террористических организаций, в адрес филиала НЦБ Интерпола УВД по Хабаровскому краю ежедневно направляются сведения об иностранных гражданах, вставших на миграционный учет, для проверки по базам данных Генерального секретариата Интерпола. В свою очередь, со стороны УФМС в территориальных и линейных органах внутренних дел Дальневосточного федерального округа только в течение 2009 г. отмечено более 3000 фактов направления оперативно значимой информации. К сожалению, в рамках одной статьи невозможно раскрыть все направления и формы сотрудничества органов милиции и Федеральной миграционной службы в сфере противодействия незаконной миграции, но вместе с тем примеры взаимодействия указанных служб в Дальневосточном федеральном округе дают основание полагать, что уже сегодня сформировалась и функционирует достаточно эффективная система обеспечения миграционной безопасности в регионе с повышенной миграционной активностью населения.

Название документа