О сущности и некоторых видах общепризнанных принципов международного права

(Карташов В. Н.) ("Международное публичное и частное право", 2010, N 1) Текст документа

О СУЩНОСТИ И НЕКОТОРЫХ ВИДАХ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

В. Н. КАРТАШОВ

Карташов В. Н., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, заслуженный деятель науки РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащиеся в международных пактах, конвенциях и других международных актах о правах человека, должны применяться судами в качестве инкорпорированных в российскую правовую систему общества. Наиболее цивилизованным способом внедрения принципов и норм международного права в национальные правовые системы является международный договор.

Прошло уже более 15 лет после закрепления в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. К сожалению, отечественные и зарубежные юристы (ученые и практики) до сих пор имеют весьма смутные и противоречивые представления о природе указанных принципов, о чем свидетельствуют многочисленные публикации на эту тему. Попробуем, хотя бы кратко, осветить некоторые аспекты данной проблемы. Общепризнанным принципам международного права, на наш взгляд, присуще большинство признаков, характерных для специально-юридических принципов права, а именно: они также формируются на основе научного и практического опыта; легально выражены в соответствующих формах права; обладают объективно-субъективными качествами, весьма высоким уровнем обобщения и абстрагирования правовых предписаний, значительной стабильностью и универсальностью; состоят из системы властных, общеобязательных требований (императивов, субимперативов и т. п.); служат важным средством установления и устранения пробелов, ошибок, конфликтов, противоречий, коллизий и иных недостатков в правовом регулировании общественных отношений; определяют качество и эффективность любой юридической практики и т. д. <1>. -------------------------------- <1> Обстоятельно о признаках и разнообразных классификациях принципов права см., например: Карташов В. Н. Принципы права: понятие, структуры, функции // Юрид. записки ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Вып. 10. Принципы права / Под ред. В. Н. Карташова, Л. Л. Кругликова, В. В. Бутнева. Ярославль, 2006; Он же. Теория правовой системы общества: В 2 т. Ярославль, 2005. Т. 1. Гл. 6.

Истоки концепции общепризнанных принципов права мы находим уже у римских юристов, которые полагали, что "естественное право есть право, которое имеет одну и ту же силу для всего человечества" (jus naturale est quod apud homines eandem habet potentiam). По их мнению, jus naturale - это "естественное право; право, принципы которого соответствуют естественному разуму". Относительно права народов и содержащихся в нем принципов и норм права император Юстиниан полагал, что оно является общим для всего человеческого рода. Упоминание об общих принципах права мы находим в третейских записях арбитражей XIX столетия, а также в проектах документов, касающихся организации и функционирования отдельных международных судов <2>. -------------------------------- <2> См.: Броунли Я. Международное право: В 2 кн. / Пер. с англ. С. Н. Андрианова. М., 1997. Кн. 1. С. 41 и след.

Официальное выражение и закрепление общепризнанные принципы права впервые получили в ст. 38 Статута Постоянной палаты международного правосудия, принятого в 1920 г. Затем соответствующее положение было воспроизведено в Уставе ООН 1945 г. и Статуте Международного суда ООН. В частности, в ст. 38 последнего документа говорится: "Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: ...общие принципы права, признанные цивилизованными нациями... (выделено мной. - В. К.)". Впоследствии аналогичная формулировка была воспроизведена во многих международных нормативных правовых актах (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др.). С конца 50-х годов XX в. указанное понятие стало широко использоваться в зарубежной и международной теории и практике. Причем высказывались разнообразные точки зрения по поводу понимания данных принципов. Представители естественно-правовой теории (Декамп, Лефюр, Фердросс и др.) полагали, что общепризнанные принципы права (общие принципы права) являются выражением естественного права и находят позитивное закрепление в действующих правовых системах общества, их нужно отличать от общих принципов международного права. Сторонники нормативистской теории права (Гуггенхайм, Руссо и др.) выделяли "принципы, которые общи юридическим системам различных цивилизованных государств", а также общие принципы международного права, которые не совпадают ни с конвенционными, ни с обычными нормами <3>. -------------------------------- <3> См.: Тункин Г. И. Теория международного права. М., 1970. С. 219 и след.; Броунли Я. Указ. соч. С. 41 и след.

Подавляющее большинство советских авторов отрицали самостоятельное значение общепризнанных принципов права и отождествляли их, как правило, с принципами международного права <4>. -------------------------------- <4> См., например: Евинтов В. И. Проблема "общих принципов права" в современных западных концепциях // Идеи мира и сотрудничества в современном международном праве. Киев, 1990. С. 164 и след.; Фельдман Д. И., Лихачев В. М. "Права и обязанности государств" и "общие принципы права" как международно-правовые категории" // Там же. С. 87, 91; Корецкий В. М. Избранные труды. Киев, 1989. Ч. 2. С. 195.

После закрепления указанного выше положения в п. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. природа, место и роль общепризнанных принципов стали широко рассматриваться и в российской юридической науке, проникать в правотворческую, интерпретационную, правореализующую (судебную и т. п.) практику. Российский законодатель, к сожалению, до сих пор легально не определил ни понятия, ни перечня общепризнанных принципов и норм международного права. Соответствующий пробел был восполнен Пленумом Верховного Суда РФ в нескольких его решениях. Так, в Постановлении от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" Пленум выразил свою позицию следующим образом: "Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных, культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы" (выделено мной. - В. К.) <5>. -------------------------------- <5> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 1.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые недостатки в правовых позициях Пленума, изложенных в указанном Постановлении. Во-первых, Пленум Верховного Суда РФ не вправе был давать толкование Конституции РФ, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ и ч. 4 ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" такое толкование является исключительной прерогативой Конституционного Суда РФ. Во-вторых, Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в виде резолюции, не имеет формально обязательного и юридического значения, а в основном носит программно-политический характер. В-третьих, как мы уже подметили, перечень международных актов, указанных в Постановлении N 8, является открытым. Это создает неопределенность для российских судов в выборе той или иной формы международного права, в которой могут закрепляться общепризнанные принципы и нормы. "Иных международных документов" великое множество. Так, только Международная организация труда (МОТ) приняла 185 конвенций (Россия к настоящему времени ратифицировала только 53 из них) и 194 рекомендации (все данные на июнь 2004 г.). Причем и конвенции, и рекомендации МОТ должны быть представлены правительством государства - члена МОТ на рассмотрение компетентных властей для придания им силы путем принятия закона или иным путем. Рекомендации вообще не требуют ратификации и представляют собой обращенные к государствам пожелания, предложения и советы ввести соответствующие принципы и нормы в национальную систему права. Рекомендации содержат материалы для ориентации в мировом опыте, юридические модели, необходимые для совершенствования национального законодательства. Таким образом, высшим судебным инстанциям России следует весьма осторожно обращаться с соответствующими отсылками к тем или иным формам международных документов при установлении общепризнанных принципов и норм международного права. Дефиниции общепризнанных принципов и норм международного права Пленум Верховного Суда РФ формулирует в Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации". В нем отмечается, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом (выделено мной. - В. К.), отклонения от которых недопустимы". "Под общепризнанной нормой (выделено мной. - В. К.) международного права, - указывается в Постановлении, - следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного" <6>. -------------------------------- <6> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.

Правовые позиции Постановления N 5 Пленума по этим вопросам также представляются уязвимыми. Как известно, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., а в особенности Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. многими странами вообще не подписаны и не ратифицированы. Европейская социальная хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.) и большинство других официальных международных документов до сих пор еще не ратифицированы, в том числе и Россией. Немудрено, что в таком массиве (точнее - месиве) актов не разобраться даже опытным ученым-теоретикам и специалистам-международникам, не говоря уже о наших судьях и других участниках судопроизводства. Поэтому словосочетание "принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом" представляется, мягко выражаясь, неудачным. Кроме того, общепризнанные принципы определяются как основополагающие императивные нормы международного права. Их названо два: принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств (?). Для юриста (ученого и практика) не совсем ясна правовая позиция Пленума Верховного Суда РФ по поводу соотношения общепризнанных принципов и общепризнанных норм международного права. Так, приведенный выше принцип добросовестного выполнения международных обязательств - это и есть юридически обязательная норма (следует отметить, что не только на практике, но и в отечественной и зарубежной науке не всегда проводится четкое разграничение между принципами и нормами права, но эта проблема требует отдельного, самостоятельного и обстоятельного исследования. На наш взгляд, нужно все общепризнанные принципы международного права разграничить по крайней мере на три группы: а) регулирующие отношения между государствами (принципы публичного права); б) регулирующие частные (между гражданами/подданными различных стран, их коллективами и частными организациями) отношения (принципы частного права); в) смешанные принципы (опосредующие связи государство - гражданин/подданный, государственный орган - субъект трудовых, имущественных, семейных и иных правоотношений). Первая группа общепризнанных принципов права закрепляется, например, в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., и других учредительных международных актах, имеющих универсальное для подавляющих стран мира значение. К подобным принципам относятся: принцип суверенного равенства государств; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства; принцип разрешения государствами своих международных споров мирными средствами; принцип территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства; принцип запрещения применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и др. Они регулируют отношения между государствами как субъектами международного права. Общепризнанные принципы международного права, регулирующие (скажем условно) частную и смешанную сферы жизнедеятельности людей, их коллективов и организаций, - это фундаментальные, универсальные и общеобязательные начала, которые свойственны подавляющему большинству национальных правовых систем и которые путем согласования волеизъявлений разнообразных государств и международных (государственных и негосударственных) организаций получают, как правило, закрепление в международных уставах, договорах, конвенциях и пактах. В данном случае, с одной стороны, международные организации и государства должны своевременно разрабатывать оптимальные международные документы, которые бы носили юридически обязательный и всеобщий характер, связанный с охраной прав человека, а с другой - каждое национальное государство на базе уже установленных международных стандартов обязано сформировать нормативно-правовую базу для защиты прав, свобод и законных интересов людей, их коллективов и частных организаций, способствовать реальному осуществлению общепризнанных принципов и норм внутри страны. К подобного рода принципам можно отнести принципы законности (господства права), гуманизма, демократизма, справедливости, юридического равенства, гласности, неприкосновенности личности и сфер ее жизнедеятельности, невиновности, права на юридическую защиту и др. Все они в той или иной степени закреплены в конституциях и иных законах демократических государств цивилизованных наций и их сообществ, в подавляющем большинстве международных договоров (двусторонних и многосторонних) и конвенций (пактов и т. п.) о правах человека (например, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г., Конвенции о защите трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. и т. д.). Общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащиеся в международных пактах, конвенциях и других международных актах о правах человека, должны применяться судами в качестве инкорпорированных в российскую правовую систему общества. На этот аспект проблемы (правда, применительно к деятельности Конституционного Суда РФ) указывали И. И. Лукашук, О. И. Тиунов, В. А. Толстик и многие другие отечественные авторы. Однако указанные и иные юристы (ученые и практики) явно сужают сферу реализации общепризнанных принципов и норм международного права. Кроме того, подавляющее большинство российских и зарубежных авторов правильно подчеркивают, что наиболее цивилизованным способом внедрения принципов и норм международного права в национальные правовые системы является международный договор.

Название документа