Применение судами Международной конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года

(Кадникова А. Н.)

("Международное публичное и частное право", 2010, N 1)

Текст документа

ПРИМЕНЕНИЕ СУДАМИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О ВРУЧЕНИИ

ЗА ГРАНИЦЕЙ СУДЕБНЫХ И ВНЕСУДЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ПО ГРАЖДАНСКИМ И ТОРГОВЫМ ДЕЛАМ 1965 ГОДА

А. Н. КАДНИКОВА

Кадникова А. Н., главный специалист-эксперт отдела по вопросам правовой помощи и международного сотрудничества Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Гаагской конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам установлен общий для государств - участников Конвенции порядок оказания международной правовой помощи. В статье приведен перечень и дается анализ полномочий центральных органов России, в компетенцию которых входит обязанность по приему запросов с территорий иностранных государств и организации исполнения на своей территории.

С 1 декабря 2001 г. Российская Федерация является участником Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 1965 г.) (далее - Конвенция).

Цель Конвенции - организовать общий для государств - участников Конвенции порядок оказания международной правовой помощи.

Конвенция применяется судами Российской Федерации в случаях, при которых судебный документ необходимо направить для вручения в страны дальнего зарубежья.

Согласно Конвенции договаривающиеся государства назначают свои центральные органы, в компетенцию которых входит обязанность по приему запросов с территорий иностранных государств и организации исполнения на своей территории, о чем государства уведомляют других участников Конвенции посредством заявления.

В соответствии с Конвенцией компетентные органы иностранных государств направляют на территорию Российской Федерации судебные поручения о вручении документов российским гражданам.

Судебные поручения иностранных судов поступают в Министерство юстиции Российской Федерации, назначенное центральным государственным органом для исполнения Конвенции (Указ Президента РФ от 24 августа 2004 г. N 1101), которое проверяет их на соответствие нормам Конвенции и, при надлежащем оформлении поручений, направляет их в одно из главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации, на которые Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 146 возложены полномочия по получению через Министерство юстиции Российской Федерации от компетентных органов иностранных государств запросов о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и направлению их для организации исполнения в иные органы государственной власти в пределах федерального округа.

В Российской Федерации создано семь главных управлений (по количеству федеральных округов), места размещения которых представлены в нижеследующей таблице.

Перечень Главных управлений Министерства

юстиции Российской Федерации

N Полное наименование главного Место размещения

п/п управления Министерства юстиции

Российской Федерации

1. Главное управление Министерства юстиции г. Хабаровск

Российской Федерации по Хабаровскому краю и

Еврейской автономной области

2. Главное управление Министерства юстиции г. Нижний Новгород

Российской Федерации по Нижегородской области

3. Главное управление Министерства юстиции г. Новосибирск

Российской Федерации по Новосибирской области

4. Главное управление Министерства юстиции г. Ростов-на-Дону

Российской Федерации по Ростовской области

5. Главное управление Министерства юстиции г. Екатеринбург

Российской Федерации по Свердловской области

6. Главное управление Министерства юстиции г. Москва

Российской Федерации по Москве

7. Главное управление Министерства юстиции г. Санкт-Петербург

Российской Федерации по Санкт-Петербургу и

Ленинградской области

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации для организации исполнения направляет судебное поручение в компетентный судебный орган.

Порядок направления иностранных судебных поручений

на территорию Российской Федерации в соответствии

с Конвенцией 1965 года

Суд иностранного государства

направляет судебное поручение в центральный орган Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации

проверяет иностранное судебное поручение, направляет его в

соответствующее главное управление Министерства юстиции Российской

Федерации

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации

направляет иностранное судебное поручение для организации исполнения в

соответствующий российский суд

Российский суд

исполняет иностранное судебное поручение в соответствии с

законодательством Российской Федерации

При получении из главного управления Министерства юстиции Российской Федерации поручений иностранных судов российские суды производят вручение документов.

Согласно заявлению Российской Федерации к Конвенции документы, подлежащие вручению на территории России, должны сопровождаться переводом на русский язык. Если такой перевод отсутствует - российские суды вправе отказать в исполнении судебного поручения.

Иностранные судебные поручения исполняются судами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 113 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации получатель извещается или вызывается в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Практика показывает, что основной причиной неисполнения иностранных судебных поручений является неявка адресата по вызовам в судебное заседание для получения документов.

Имеются также проблемы в установлении места жительства или нахождения лица в случае отсутствия его по указанному в судебном поручении адресу или в случае, если адрес указывается неточно. Кроме того, в иностранных судебных поручениях, как правило, не указываются полные анкетные данные лица. В связи с этим российским судам рекомендуется обращаться в органы Федеральной миграционной службы для установления точного адреса лица, которому надлежит вручить документы.

Иностранные судебные поручения поступают в российский суд в двух экземплярах, поэтому при исполнении поручения необходимо, чтобы получатель расписался на каждом листе одного экземпляра документов в получении второго экземпляра с указанием даты вручения документов. При этом каждая его подпись должна быть заверена подписью судьи и скреплена гербовой печатью суда.

Судье, непосредственно рассматривающему поручение, в соответствии со ст. 6 Конвенции следует заполнить прилагаемые к поручению сертификаты в двух экземплярах с указанием даты и места вручения, которые также подписываются судьей и скрепляются гербовой печатью.

В случае невозможности исполнения поручения судье также следует заполнить два экземпляра сертификата с указанием причин, препятствующих исполнению, которые подписываются судьей и скрепляются гербовой печатью суда. Заполненные сертификаты и два пакета документов возвращаются в адрес главного управления Министерства юстиции Российской Федерации.

Порядок возвращения исполненных иностранных судебных

поручений в соответствии с Конвенцией 1965 года

Российский суд

направляет исполненное судебное поручение в соответствующее главное

управление Министерства юстиции Российской Федерации

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации

направляет исполненное судебное поручение в Министерство юстиции

Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации

направляет исполненное судебное поручение в компетентный орган

иностранного государства

В большинстве иностранных государств для взаимодействия с компетентными органами договаривающихся государств в рамках Конвенции центральным компетентным органом назначены министерства юстиции. Но есть и исключения. Так, например, в Федеративной Республике Германия каждая федеральная земля имеет собственный компетентный орган по исполнению Конвенции, а в Канаде компетентными органами назначены центральные органы провинции или соответствующей территории.

При подготовке поручений необходимо обращать внимание на заявления стран о назначении центрального органа. Вручение документов возможно только при условии, что известен точный адрес получателя, так как установление места нахождения лица данной Конвенцией не предусмотрено.

Согласно ст. 3 Конвенции направление российскими судами документов для вручения осуществляется непосредственно в центральный орган запрашиваемого государства, минуя Минюст и МИД России.

Порядок направления российских судебных поручений

на территорию иностранного государства в соответствии

с Конвенцией 1965 года

Российский суд

направляет судебное поручение в центральный компетентный орган

иностранного государства, минуя Министерство юстиции Российской

Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации

Центральный компетентный орган иностранного государства,

получая российское судебное поручение, направляет его в компетентный

суд (иной орган) своего государства для исполнения с учетом

подсудности и подведомственности

Компетентный суд или иной орган иностранного государства

исполняет российское судебное поручение

Важно отметить, что при оформлении судебного поручения обязательно точное следование образцу формы запроса о вручении за границей судебных и внесудебных документов.

Кроме запроса следует направлять подтверждение о вручении документов, заполненный бланк основного содержания подлежащих вручению документов и документы, предназначенные для вручения. Все документы должны быть составлены в двух экземплярах на английском или французском языке либо на языке запрашиваемого государства (т. е. той страны, куда направляется запрос). В случае несоответствия оформлению судебного поручения или нарушения установленного порядка Конвенции направления в исполнении запроса может быть отказано. Образцы запроса и подтверждения о вручении судебных и внесудебных документов в форме свидетельства, а также основного содержания подлежащих вручению документов, в том числе на английском языке, внесены в информационно-правовую систему "КонсультантПлюс" в раздел "Международные правовые акты".

Исполняется российское судебное поручение компетентным иностранным судом в соответствии с национальным законодательством запрашиваемого государства.

После исполнения российского судебного поручения иностранный суд через центральный компетентный орган своего государства направляет его в центральный орган Российской Федерации (Министерство юстиции Российской Федерации). Министерство юстиции Российской Федерации препровождает документы в соответствующее главное управление Министерства юстиции Российской Федерации, которое, в свою очередь, направляет документы в суд, инициирующий судебное поручение.

Порядок возвращения исполненных российских судебных

поручений в соответствии с Конвенцией 1965 года

Компетентный суд иностранного государства

направляет исполненное судебное поручение в центральный компетентный

орган своего государства

Центральный компетентный орган иностранного государства,

получая исполненное российское судебное поручение, направляет его в

Министерство юстиции Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации,

получая исполненное российское судебное поручение, направляет его в

соответствующее главное управление Министерства юстиции Российской

Федерации

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации,

получая исполненное российское судебное поручение, препровождает

в направивший его российский суд

Продолжительность срока исполнения судебного поручения во многом зависит от географической удаленности адресата от места нахождения центрального органа. Российским судам в соответствии с Конвенцией при направлении судебных поручений необходимо учитывать, что средний срок исполнения иностранными судами российских судебных поручений с учетом пересылки документов составляет восемь и более месяцев.

Название документа