Обеспечение доступа к правосудию военнослужащих, проходящих военную службу за пределами территории Российской Федерации

(Булаковский С. В.)

("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 11)

Текст документа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ

ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. В. БУЛАКОВСКИЙ

Булаковский С. В., действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса.

Рассмотрено содержание принципа свободного доступа к правосудию граждан, в том числе проходящих военную службу, на судебную защиту своих законных прав.

Ключевые слова: военнослужащий, правосудие, свободный доступ, заграница.

Access to justice soldiers performing military service outside the territory of the Russian Federation

S. V. Bulakovsky

Examined the content of the principle of free access to justice for citizens, including military service, on the legal protection of their legal rights.

Key words: soldier, justice, free access, abroad.

Доступ граждан к правосудию - это довольно широкое понятие, основные элементы которого определяются нормами Конституции Российской Федерации и общепринятыми нормами международного права.

Право гражданина на доступ к суду было признано международным сообществом в качестве одного из фундаментальных еще в 1948 г., когда Генеральная Ассамблея ООН одобрила Всеобщую декларацию прав и свобод человека. Статья 10 этого документа содержит основные элементы права на доступ к правосудию, а именно: "Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом".

В настоящее время принцип свободного доступа к правосудию наиболее полно сформулирован в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека: каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (ч. 1 ст. 6).

Таким образом, главным содержанием принципа свободного доступа к правосудию является право граждан, в том числе проходящих военную службу, на судебную защиту своих законных прав (ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Данный принцип включает в себя и гарантии того, что военнослужащий может получить доступ к легитимному, компетентному, независимому и беспристрастному суду, и возможность самого суда на проведение соответствующего судебного разбирательства в рамках гражданского, административного или уголовного судопроизводства. Доступ к правосудию включает в себя также реальную возможность получения квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции Российской Федерации), право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ст. 50 Конституции Российской Федерации) и на исполнение решения суда в предусмотренные законом сроки.

Федеральный закон "О статусе военнослужащих" предусматривает право военнослужащих на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 21). Каких-либо ограничений в реализации данного права для военнослужащих законом не предусмотрено.

Таким образом, право на доступ к правосудию является одной из важнейших правовых гарантий статуса военнослужащих.

Реализация указанного права на территории России для военнослужащих обеспечена в полном объеме, и каких-либо проблем при этом не возникает.

Однако в связи с тем, что воинские формирования Российской Федерации дислоцируются не только на ее территории, но и на территориях других государств, военнослужащим приходится проходить военную службу и за пределами Российской Федерации.

Правовой основой присутствия российских военнослужащих в других государствах являются международные договоры, федеральное законодательство Российской Федерации, а также национальное законодательство государств, на территориях которых находятся российские военные базы (воинские части).

Исходя из изложенного весь комплекс вопросов, связанных с обеспечением доступа к правосудию военнослужащих, проходящих военную службу в других государствах, должен быть урегулирован в соответствующих международных договорах с учетом норм международного права и положений законодательства Российской Федерации.

Основной целью такого регулирования должно являться обеспечение военнослужащим Российской Федерации свободного доступа к правосудию и недопустимость установления каких-либо необоснованных правовых и практических препятствий для реализации этого права.

При этом необходимо исходить из того, что военнослужащие, будучи направлены для прохождения военной службы на территорию иностранного государства в силу служебной необходимости, при выполнении возложенных на них задач находятся под полной юрисдикцией Российской Федерации и вправе рассчитывать на гарантированное обеспечение государством их законных прав, предусмотренных национальным законодательством.

Следует также отметить необходимость реализации и еще одного предусмотренного Конституцией Российской Федерации права, тесно связанного с правом на доступ к правосудию, - права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции Российской Федерации).

Для военнослужащих такими судами являются военные суды, на которые в соответствии с Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" и возложено рассмотрение дел данной категории. В связи с этим главным фактором, позволяющим обеспечить вышеуказанные права военнослужащих, проходящих службу за границей, является наличие по месту дислокации войск действующего российского военного суда.

В соответствии с Законом в случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором.

Таким образом, в настоящее время, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации о судоустройстве, наличие военного суда в местах дислокации российских воинских частей за границей не является чем-то само собой разумеющимся. Важнейшим условием, необходимым для деятельности военного суда на территории другого государства, является международный договор, который предусматривает такую возможность.

Вопросы юрисдикции Российской Федерации в отношении своих воинских формирований и деятельность ее компетентных органов, к которым относятся и военные суды, по-разному урегулированы в договорах, заключенных Российской Федерацией с государствами, в которых дислоцированы российские военные базы (воинские части).

В ряде соглашений прямо предусматривается, что компетентные органы Российской Федерации, в том числе и военные суды, осуществляют свою деятельность в местах дислокации войск на территориях соответствующих государств.

В Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Молдова по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Молдова (заключено в Москве 21 октября 1994 г.), предусмотрено, что дела, подпадающие под юрисдикцию Российской Федерации, рассматриваются компетентными органами Российской Федерации в местах дислокации ее войск на территории Республики Молдова, а также на территории Российской Федерации.

По делам, подпадающим под юрисдикцию Республики Молдова, процессуальные действия в местах дислокации воинских формирований Российской Федерации также производятся компетентными органами Российской Федерации на основании постановления компетентных органов Республики Молдова.

При совершении лицом, входящим в состав воинских формирований Российской Федерации, или членом его семьи преступления, подпадающего под юрисдикцию Республики Молдова, арест указанных лиц в местах дислокации производится компетентными органами Российской Федерации на основании постановления компетентных органов Республики Молдова (ст. 13 вышеназванного Соглашения).

Аналогичным образом регулируются вопросы юрисдикции в соответствующих международных договорах с республиками Армения, Казахстан и Таджикистан.

В ст. 11 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан (заключено в Москве 20 января 1995 г.), закреплено, что меры по поддержанию правопорядка в местах дислокации осуществляются компетентными органами Российской Федерации.

Органы прокуратуры, Министерства внутренних дел и других компетентных органов Российской Федерации размещаются в местах дислокации; их численность и штатная структура определяются Российской Стороной.

В ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (заключено в Москве 21 января 1997 г.), закреплено, что Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан.

В ст. 5 вышеназванного Соглашения закреплено, что правонарушения, подпадающие под юрисдикцию Российской Стороны, рассматриваются ее компетентными органами в местах дислокации воинских формирований или на территории Российской Федерации. Для этого в составе воинских формирований создаются и действуют компетентные органы Российской Стороны.

В Договоре между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения (заключен в Москве 21 августа 1992 г.), вопросы юрисдикции, связанные с пребыванием российских войск на территории Республики Армения, регулируются следующим образом:

- по делам о преступлениях и проступках, совершенных лицами, входящими в состав войск (сил), или членами их семей вне пределов дислокации, применяется законодательство Республики Армения, действуют ее суды, прокуратуры и другие компетентные органы;

- по делам о преступлениях и проступках лиц, входящих в состав войск, и членов их семей, совершенных в местах дислокации либо при исполнении служебных обязанностей, а также по делам о воинских преступлениях применяется законодательство Российской Федерации и действуют ее прокурорские, судебные и другие компетентные органы;

- компетентные органы Республики Армения обеспечат по постановлениям и судебным решениям компетентных органов Российской Федерации содержание лиц, находящихся под стражей, и их конвоирование;

- исполнение приговоров в виде лишения свободы, обязательного привлечения к труду, направления в дисциплинарный батальон в отношении лиц, указанных выше, производится на территории Российской Федерации (ст. 19).

При этом в заключенном в последующем Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения (заключено в Москве 29 августа 1997 г.), закреплено, что дела, подпадающие под юрисдикцию Российской Федерации, рассматриваются компетентными органами Российской Федерации в пунктах размещения российской военной базы на территории Республики Армения или на территории Российской Федерации (ст. 12).

В то же время анализ международных договоров, которые регулируют пребывание российских воинских контингентов в других государствах, свидетельствует о том, что в них не всегда с достаточной определенностью сформулированы положения о деятельности российских военных судов в местах дислокации войск на иностранной территории.

Так, в ст. 19 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (заключено в Киеве 28 мая 1997 г.), регулирующей вопросы юрисдикции, прямо не предусмотрено, что российский военный суд осуществляет свою деятельность в местах дислокации Черноморского флота.

Данные вопросы в вышеназванном Соглашении регулируются следующим образом:

- по делам о преступлениях, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований, или членами их семей на территории Украины, применяется законодательство Украины и действуют суды, прокуратура и другие компетентные органы Украины;

- пункт 1 названной статьи не применяется:

а) в случае совершения лицами, входящими в состав воинских формирований, или членами их семей - гражданами Российской Федерации - преступлений против Российской Федерации, а также против лиц, входящих в состав воинских формирований, или членов их семей - граждан Российской Федерации;

б) в случае совершения лицами, входящими в состав воинских формирований, преступлений при исполнении служебных обязанностей в местах дислокации воинских формирований.

В случаях, предусмотренных вышеназванным пунктом, применяется законодательство Российской Федерации и действуют суды, прокуратура и другие компетентные органы Российской Федерации.

Сложившаяся практика международно-правового регулирования вопросов юрисдикции Российской Федерации в отношении ее воинских формирований на территориях других государств, где действуют российские военные суды, предполагает их нахождение в местах дислокации соответствующих воинских формирований.

Несмотря на очевидность такого положения, военный суд на Черноморском флоте не создан, поскольку украинская сторона против этого возражает, в связи с чем данный вопрос обсуждается на межгосударственных переговорах с Украиной уже несколько лет. Одной из причин этого является отсутствие в Соглашении о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины соответствующей нормы, предусматривающей деятельность военного суда в местах дислокации Черноморского флота.

В настоящее время для обеспечения доступа к правосудию военнослужащих Черноморского флота на него распространяется юрисдикция Новороссийского гарнизонного военного суда, который дислоцируется на территории России.

Разумеется, вопросы, связанные с деятельностью военных судов и других компетентных органов Российской Федерации в местах дислокации ее воинских формирований за границей, могут быть в последующем урегулированы и в дополнительных межгосударственных соглашениях. Однако такая практика может привести к временному ограничению прав военнослужащих, проходящих военную службу за пределами России, на доступ к правосудию.

Представляется, что все важнейшие вопросы, связанные с осуществлением юрисдикции Российской Федерации в отношении ее военнослужащих и воинских формирований за границей, должны сразу быть урегулированы в соглашениях, предусматривающих пребывание российских воинских формирований в соответствующем государстве.

Вместе с тем анализ заключенных в последнее время соглашений о пребывании российских военных баз за границей свидетельствует о том, что в них отсутствуют нормы, которые прямо предусматривают деятельность военных судов Российской Федерации по месту дислокации ее воинских формирований.

Так, в Соглашении между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизской Республики (заключено в Бишкеке 20 сентября 2012 г.), в Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об объединенной российской военной базе на территории Республики Абхазия (заключено в Москве 17 февраля 2010 г.) и Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об объединенной российской военной базе на территории Республики Южная Осетия (заключено в Москве 7 апреля 2010 г.) не регулируются вопросы о деятельности военного суда в местах дислокации военных баз.

В настоящее время за пределами России дислоцируются пять военных судов: 5-й гарнизонный военный суд (Армения, г. Ереван), 26-й гарнизонный военный суд (Казахстан, г. Байконур), 40-й гарнизонный военный суд (Казахстан, г. Приозерск-4), 80-й гарнизонный военный суд (г. Тирасполь) и 109-й гарнизонный военный суд (Таджикистан, г. Душанбе).

Указанные суды рассматривают значительное количество гражданских, административных и уголовных дел.

Так, в 2012 г. военными судами, дислоцированными за пределами Российской Федерации, всего было рассмотрено 12064 дела различных категорий.

В тех случаях, когда по месту дислокации российских воинских контингентов за границей отсутствует военный суд, юрисдикция в отношении их принадлежит соответствующему военному суду на территории Российской Федерации. Поэтому все дела военнослужащих, проходящих службу в этих воинских контингентах, подлежат рассмотрению в военном суде на территории Российской Федерации.

В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения военнослужащего российской военной базы к какому-либо виду юридической ответственности, применяемой судом (дисциплинарной, административной или уголовной), он должен доставляться на территорию Российской Федерации.

В тех случаях, когда такой военнослужащий захочет реализовать свое право на судебную защиту в предусмотренных законом случаях (например, обжаловать неправомерные действия воинского должностного лица), ему необходимо будет выезжать в Россию по месту расположения соответствующего военного суда. Это неизбежно повлечет необходимость пересекать государственную границу участникам процесса при производстве по уголовным, гражданским и другим категориям дел, дополнительные затраты служебного времени и материальные расходы.

Все указанные обстоятельства в ряде случаев будут создавать существенные затруднения в реализации права на доступ к правосудию военнослужащими, проходящими службу за пределами территории Российской Федерации.

Разные подходы к определению способа реализации юрисдикции Российской Федерации в отношении военнослужащих на территориях различных иностранных государств в определенной мере противоречат принципу справедливости и равенства всех перед законом.

Таким образом, препятствием для реализации конституционных прав на доступ к правосудию могут служить такие факторы, как правовая неурегулированность вопросов, связанных с осуществлением Российской Федерацией своей юрисдикции в отношении военнослужащих, проходящих службу за границей.

В соответствии с принципами современного международного права иностранные войска, находящиеся на основании международного договора на территориях суверенных стран в мирное время, выступают как органы своего государства и поэтому пользуются иммунитетом от юрисдикции государства пребывания.

Это обусловлено прежде всего тем, что размещение войск преследует вполне определенные цели и задачи, в решении которых по политическим или экономическим причинам заинтересовано принимающее государство, и, соответственно, именно для надлежащего выполнения таких функций военнослужащие должны обладать юрисдикционным иммунитетом.

Договорная природа размещения войск на территории иностранного государства (в тех случаях, когда речь не идет о военных действиях) сама по себе подразумевает необходимость предоставления таким военнослужащим иммунитета от юрисдикции страны пребывания.

Такой иммунитет военнослужащих из состава войск, дислоцированных за границей, с правовой точки зрения самый неординарный из международно-правовых иммунитетов, но он является правилом.

Очевидно, что реализация такого иммунитета в полном объеме возможна лишь при наличии по месту расположения соответствующих воинских контингентов на территории иностранного государства постоянно функционирующих судов и других компетентных органов.

В настоящее время государства - участники Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) работают над проектом соглашения по вопросам юрисдикции и правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов ОДКБ.

В данном соглашении должны быть закреплены важнейшие принципы функционирования, взаимодействия и деятельности компетентных органов, в том числе военных судов, государств-участников. Один из этих принципов предусматривает, что компетентные органы государства-участника располагаются и осуществляют свою деятельность в местах дислокации своих воинских формирований на территории другого государства, выступающего в качестве принимающей стороны.

Представляется, что приведенные выше общие принципы деятельности военных судов на территориях государств, где находятся российские воинские контингенты, должны быть положены в основу соответствующих норм, регулирующих юрисдикцию Российской Федерации в отношении указанных воинских контингентов, при заключении не только многосторонних, но и двусторонних договоров Российской Федерации с другими государствами.

Название документа