Особенности подготовки к действиям по локализации и пресечению вооруженных конфликтов с учетом норм международного гуманитарного права

(Самохин М. М.)

("Военно-юридический журнал", 2010, N 1)

Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ

И ПРЕСЕЧЕНИЮ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ С УЧЕТОМ НОРМ

МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

М. М. САМОХИН

Самохин М. М., преподаватель кафедры тактики Казанского ВВКУ, майор.

Подготовка батальона (роты) к действиям по локализации и пресечению вооруженных конфликтов включает: организацию действий, подготовку подразделений, практическую работу командиров подразделений, заместителей и штаба в подчиненных подразделениях, выдвижение (переброска) в район конфликта и другие мероприятия. Нормы международного гуманитарного права не изменяют установленный уставными документами порядок подготовки боевых действий, однако при принятии решения и планировании боевых действий командиром и штабом должна приниматься во внимание необходимость соблюдения норм международного гуманитарного права (ст. 17).

При уяснении задачи командир батальона (роты), кроме обычных вопросов, должен понять: в каком правовом режиме, во взаимодействии с какими подразделениями и частями и органами государственной власти предстоит выполнять поставленную задачу; роль и место батальона (роты); важнейшие объекты и рубежи, овладение которыми обеспечивает изоляцию района действий; допустимые пределы района действий, возможный характер действий батальона (роты), виды и порядок применения вооружения; время начала действий, а также понять сущность и порядок проведения мероприятий по выполнению норм международного гуманитарного права, предусмотренных вышестоящим командиром (ст. 18).

В ходе оценки противника командир батальона (роты) дополнительно должен изучить: районы сосредоточения иррегулярных вооруженных формирований, их состав, вооружение, возможное усиление в ходе действий и возможный характер их действий в зоне ответственности батальона (роты); сильные и слабые стороны противника, его возможности по ведению диверсионных действий и предполагаемые места организации засад, возможность нарушения им норм международного гуманитарного права, а также вероятность и степень использования противником в военных целях объектов, находящихся под международной правовой защитой, взаимное расположение военных объектов противника и объектов (лиц, районов), находящихся под защитой международного гуманитарного права (п. 2 ст. 19); возможности противника по ведению длительных автономных боевых действий, в том числе партизанских; социально-политическую обстановку в районе конфликта, национальный состав населения и его настроения; систему заграждений, охраны и обороны районов расположения и иррегулярных вооруженных формирований на направлении действий батальона (роты), а также важнейшие рубежи и объекты в боевом порядке противника, от захвата которых зависит устойчивость его обороны; наличие путей маневра, возможность выхода из боя или уклонения от него.

На основе оценки противника командир батальона (роты) делает выводы: что необходимо доразведать, как использовать их слабые места и нейтрализовать сильные стороны, какие объекты требуется подавить в первую очередь; какие меры следует предпринять по упреждению и недопущению захвата вооруженными формированиями жизненно важных объектов, мероприятия, проведение которых обеспечит захват и удержание инициативы; какие способы действий избрать, чтобы локализовать и вынудить вооруженные формирования сложить оружие; мероприятия по недопущению гибели местного населения и его защите; мероприятия по работе с местным населением; гражданские, промышленные, административные, экологические и другие объекты, разрушение которых недопустимо или ограничено.

При оценке своих подразделений командир батальона (роты) должен учесть: наличие у личного состава, особенно у офицеров и сержантов, боевого опыта, знание личным составом норм международного гуманитарного права; обеспеченность необходимыми документами и имуществом (например, средствами идентификации личности, международными отличительными эмблемами, знаками) (п. 1 ст. 19); слаженность подразделений применительно к предстоящим действиям, боевую напряженность предыдущих действий, какие силы и средства органов государственной власти, на какой правовой основе, в каком объеме обеспечивают выполнение поставленных задач и порядок поддержания связи и взаимодействия с ними.

При оценке местности необходимо: уточнить место расположения экологически опасных объектов и важнейших объектов жизнеобеспечения, не подлежащих разрушению (уничтожению), вероятные последствия от действий своих войск и войск противника (п. 3 ст. 19); местоположение важнейших объектов в зоне ответственности, овладение которыми снижает боевые возможности противника и его способность к ведению длительных боевых действий; наличие барьерных рубежей, возможных районов завалов, разрушений, затоплений и путей обхода в случае блокирования маршрутов движения местным населением.

При контроле готовности подразделений к боевым действиям анализируется соответствие принятых решений принципам международного гуманитарного права; проверяется знание личным составом норм международного гуманитарного права, в частности Кодекса поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации - участника боевых действий; осуществляется проверка своевременности и качества выполнения мероприятий, спланированных с целью избежать или свести к минимуму ущерб лицам и объектам, находящимся под защитой международного гуманитарного права.

Название документа