Главные документы для практического функционирования Таможенного союза Белоруссии, России

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Таможенное право / Валютное регулирование)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Текст документа

ГЛАВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА БЕЛОРУССИИ, РОССИИ

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП",

Таможенное право / Валютное регулирование)

Информационное письмо N 93

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 7 декабря 2009 года

Юридическая фирма "Гольцблат БЛП" сообщает, что в рамках Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и основанных на нем Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года и Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года Межгосударственный Совет ЕврАзЭС и Комиссия Таможенного союза 27 ноября 2009 года приняли решения о вступлении в силу либо об утверждении основополагающих документов для практического функционирования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, России.

С 1 января 2010 года вступают в силу:

- Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

- Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;

- Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 года;

- Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;

- Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12 декабря 2008 года;

- Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года;

- Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года;

- Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года;

- единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС);

- Единый таможенный тариф Таможенного союза;

- Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств - участников Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза;

- Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом;

- Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Белоруссии, Казахстана, России;

- Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и Положения о применении ограничений;

- Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;

- Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;

- Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Кроме того, принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, неотъемлемой частью которого является Таможенный кодекс Таможенного союза. Для подготовки этого Договора к ратификации специальная рабочая группа готовит проект Протокола об изменениях Договора, который должен быть подписан до 1 марта 2010 г., с тем чтобы процедуры ратификации завершились до 1 июня 2010 г. и с 1 июля 2010 года Договор вступил в силу. Принят также план мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, содержащий, в частности, разработку и принятие предусмотренного этим Кодексом значительного числа международных договоров.

Перечисленные документы регулируют правоотношения стран - участниц Таможенного союза - Белоруссии, Казахстана, России между собой и с другими странами.

С началом функционирования Таможенного союза товары, выпущенные в свободное обращение на территории одной из его стран, автоматически получают статус находящихся в свободном обращении на всей территории Союза. При этом будут применяться единый таможенный тариф и меры регулирования внешней торговли. Территории стран будут являться единой таможенной территорией, внутренние таможенные границы будут упразднены.

Вместе с тем оговорены некоторые изъятия в отношении товаров, ввозимых на территории стран Таможенного союза и перемещаемых между ними. Например, в период 2010 - 2019 гг. ввоз на территорию Казахстана сахара-сырца тростникового для промышленной переработки освобожден от взимания ввозных таможенных пошлин. При этом переработанный сахар не может быть ввезен в Белоруссию или Россию для свободного обращения на территориях этих стран.

Определено также, что таможенное оформление товаров "для промышленной сборки" будет осуществляться только в стране Таможенного союза, выдавшей разрешение на проведение данных операций. При этом моторные транспортные средства, произведенные в рамках "промышленной сборки", будут освобождаться от ввозной таможенной пошлины при условии выполнения установленных критериев. Если критерии не соблюдены, то ввозная таможенная пошлина будет уплачиваться при ввозе таких транспортных средств в другие государства Таможенного союза.

Ввоз технологического оборудования в рамках инвестиционного проекта будет освобожден от уплаты таможенных пошлин. Список инвестиционных проектов, составляемый Комиссией Таможенного союза, предполагается сформировать. Тарифные льготы могут быть предоставлены также в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал из третьих стран. Делается это в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств Союза.

Сложной проблемой был размер ставок таможенных пошлин, подлежащих применению к ввозимым товарам, систематизированным согласно единой ТН ВЭД Таможенного союза. Часть этих ставок будет отличаться от ставок, действующих на территории России в настоящее время. Например, заметно увеличится таможенная пошлина на некоторые виды обуви. С 30% до 50% будет увеличен тариф на говядину, закупаемую сверх квот, а пошлина на самолеты вместимостью более 50 мест снизится с 20% до 15%. Однако в целом представляется, что для России изменения ставок не окажутся существенными, поскольку ставки пошлин применительно к ТН ВЭД Таможенного союза на 92% сформированы на основе российских ставок.

Ближайшее время покажет, как практически начнут выполняться все указанные радикальные договоренности по функционированию Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, России.

Название документа