Особенности юрисдикции Российской Федерации при расследовании правонарушений, совершенных российскими военнослужащими, направленными в состав сил ООН по поддержанию мира

(Григорьев В. Н., Антонов А. Н.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2009, N 4) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ЮРИСДИКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ РОССИЙСКИМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, НАПРАВЛЕННЫМИ В СОСТАВ СИЛ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА

В. Н. ГРИГОРЬЕВ, А. Н. АНТОНОВ

Григорьев В. Н., доктор юридических наук, профессор.

Антонов А. Н., кандидат юридических наук.

Как государство - член Организации Объединенных Наций Россия, являясь правопреемником СССР, направляет своих военнослужащих для участия в операциях по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН. С 1948 по 1987 г. СССР принимал участие в наблюдательной миссии ООН в Палестине (UNTSO, с 1973 г.), а также в переброске транспортными самолетами участников и снаряжения миссии в Конго в 1960 г. (ONUC). Советские наблюдатели также участвовали в наблюдательной миссии на Синайском полуострове в октябре 1973 г. (UNEF II) для наблюдения за прекращением огня между египетскими и израильскими вооруженными силами. В апреле 1991 г. после окончания войны в Персидском заливе группа российских военных наблюдателей была направлена в район ирако-кувейтской границы, а в сентябре того же года - в Западную Сахару. С начала 1992 г. сфера деятельности наших военных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а с января 1994 г. - на Руанду. В октябре 1994 г. была направлена группа наших военных наблюдателей в Грузию, в феврале 1995 г. - в Анголу, в марте 1997 г. - в Гватемалу, в мае 1998 г. - в Сьерра-Леоне, в июле 1999 г. - в Восточный Тимор, в ноябре 1999 г. - в Демократическую Республику Конго <1>. -------------------------------- <1> См.: Брынкина Я. А. Участие России в миротворческих операциях ООН (конец XX - начало XXI в.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2007. С. 17 - 20.

Помимо военных наблюдателей в зоны конфликтов направлялись отдельные российские военные подразделения, различной численности и характера, как, например, в Сьерра-Леоне (вертолетный авиаотряд), Боснию и Герцеговину (отдельная бригада ВДВ), Косово <2>, Судан (авиационная группа - в настоящее время). -------------------------------- <2> Kosovo Forces (KFOR/КФОР) являлись не войсками ООН, а находились под командованием НАТО.

К сожалению, как показывает практика, помимо оказания помощи в поддержании мира, иногда миротворцы совершают дисциплинарные правонарушения, а порой и преступления, расследование которых необходимо проводить в полевых условиях для привлечения виновных к ответственности. Для разрешения таких проблемных ситуаций существует специальный механизм, уже опробованный на практике и доказавший свою действенность. В каждом случае все вопросы, связанные с предоставлением российских Вооруженных Сил в распоряжение Департамента ООН по миротворческим операциям, оговариваются в специальном Меморандуме о взаимопонимании <3> (далее - Меморандум). Текст типового Меморандума содержится в разделе 9 "Руководства по вопросам политики и процедур, касающихся возмещения расходов и контроля за имуществом, принадлежащим контингентам стран, предоставляющих войска/полицейские силы для участия в миссиях по поддержанию мира" <4>. -------------------------------- <3> Англ.: Memorandum of Understanding (MOU). <4> См.: Решение Генеральной Ассамблеи ООН N A/C.5/60/26. См. официальный текст на русском языке. URL: http://www. un. org/russian/Docs/journal/asp/ws. asp? m=A/C.5/60/26.

Данный документ является образцом для всех последующих двухсторонних соглашений такого рода. Однако он может модифицироваться в зависимости от требований, предъявляемых конкретными ситуациями, особенностей предоставляемых подразделений, особых пожеланий сторон и других обстоятельств. В нем оговариваются вопросы материально-технического снабжения, служебных отношений, подчинения и другие сугубо служебные моменты. По просьбе Генеральной Ассамблеи ООН (далее - ГА) Специальной рабочей группой экспертов открытого состава Специального комитета по операциям по поддержанию мира <5> был разработан ряд дополнений к типовому Меморандуму. Они были представлены в виде Доклада на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН <6>, где его пересмотренный проект и был утвержден. -------------------------------- <5> Англ.: Ad Hoc Working Group of Experts of the Special Committee on Peacekeeping Operations. <6> См.: Доклад Специального комитета по операциям по поддержанию мира и его Рабочей группы о работе возобновленной сессии 2007 г. A/61/19 (Part III) от 12 июня 2007 г.

Основной упор дополнений был сделан на обязательность исполнения стандартов поведения ООН персоналом, предоставляемым правительствами, особенности юрисдикции и процедур, применимых при расследовании дисциплинарных проступков и преступлений, совершенных членами национальных контингентов. Причина этого кроется в особом правовом положении "голубых касок". Несмотря на то что члены таких подразделений находятся на службе ООН, а не правительств стран, направляющих воинские формирования <7>, государства сохраняют общий контроль и ответственность за свои войска, а также за их материально-техническое обеспечение (расходы, возмещаемые ООН). -------------------------------- <7> Англ.: Troop Contributing Countries (TCC).

На практике иногда возникают недопонимания и конфликты, связанные с необходимостью расследования дисциплинарных проступков и преступлений, совершенных членами национальных контингентов. Все проблемы, как вокруг оси, вращаются вокруг одного вопроса: кто должен расследовать такие проступки: ООН или представители направляющих государств? Добавленные в Меморандум статьи 7 bis - 7 sexiens расставляют все точки над "i" путем четкой регламентации юрисдикции и процедур действий органов ООН и национальных структур в подобных ситуациях. В качестве превентивной меры направляющее правительство обязано обеспечить знание всеми членами предоставляемого национального контингента стандартов поведения персонала ООН. С этой целью все российские миротворцы до выезда за рубеж в места дислокации проходят учебный курс подготовки по этим стандартам. ООН, в свою очередь, предоставляет учебные материалы по каждой конкретной миссии, касающиеся стандартов поведения Организации Объединенных Наций, правил и положений по данной конкретной миссии и соответствующих местных законов и нормативных актов. Кроме того, соответствующие подразделения ООН (в частности, Управление служб внутреннего надзора ООН <8> и Отделы внутренней дисциплины <9>) проводят надлежащий инструктаж подразделений по прибытии в миссию. -------------------------------- <8> Англ.: Office of Internal Oversight Services (OIOS). <9> Англ.: Conduct and Discipline Units (CDU).

Меморандумом признается, что ответственность за поддержание дисциплины и порядка среди всех членов его национального контингента в период прохождения службы в миссии лежит на командующем этим контингентом. Для этого правительство наделяет его необходимыми полномочиями для поддержания дисциплины и порядка, обеспечения соблюдения ими стандартов поведения ООН, правил и положений по данной конкретной миссии, а также национальных и местных законов и нормативных актов в соответствии с соглашением о статусе сил <10>. -------------------------------- <10> Англ.: Status of Forces Agreement (SOFA).

В Меморандуме подчеркивается, что "военнослужащие и любые гражданские служащие предоставленного правительством национального контингента, на которых распространяются нормы национального военного законодательства, находятся под исключительной юрисдикцией данного правительства в отношении любых преступлений или правонарушений, которые они могут совершить во время службы в составе военного компонента [миссии ООН по поддержанию мира]" <11>. -------------------------------- <11> См.: Меморандум, ч. 1 ст. 7 quinquiens.

Статья 7 quater Меморандума устанавливает, что обязанность расследования любых случаев нарушения правил поведения или совершения серьезных проступков членами его национального контингента лежит в первую очередь на направляющем правительстве. Когда у правительства есть достаточные основания полагать, что кто-то из членов его национального контингента совершил серьезный проступок, оно незамедлительно информирует об этом ООН и передает материалы дела соответствующим национальным органам для проведения расследования. В свою очередь, если у ООН имеется такая информация, она обязана незамедлительно проинформировать об этом правительство. При необходимости закрепления и сохранения доказательств и в тех случаях, когда правительство не осуществляет неотложные действия по сбору фактов, ООН может начать предварительное расследование в целях установления фактов по данному делу до того, как правительство организует собственное расследование. Однако речь идет только об административном расследовании и только при условии, что Организация надлежащим образом проинформировала соответствующее правительство об имеющихся подозрениях. Любое такое расследование будет проводиться надлежащим следственным органом ООН, включая OIOS; кроме того, в следственную группу должен быть включен представитель правительства. По просьбе правительства ООН незамедлительно представляет ему полный отчет о ходе и итогах расследования. Правительство обязано как можно быстрее, но не позднее 10 рабочих дней с момента получения от ООН уведомления о происшествии, принять решение о начале собственного расследования и сообщить об этом Организации. В противном случае считается, что правительство не желает или не имеет возможности провести такое расследование, что дает ООН право незамедлительно начать административное расследование. В том случае, если правительство принимает решение начать собственное расследование, ООН незамедлительно предоставляет ему все имеющиеся к тому моменту материалы, относящиеся к делу. В случаях, когда административное расследование ООН уже завершено, Организация передает правительству информацию о результатах расследования и собранных в ходе его доказательствах <12>. -------------------------------- <12> См.: Меморандум, ч. 3(a) ст. 7 quarter.

Бросается в глаза фраза, что гарантируется передача информации о собранных в ходе его доказательствах, а не самих доказательств. Когда мы говорим о протоколах допросов, результатах медицинского освидетельствования, различных документах - то это не принципиально, можно довольствоваться и официально заверенными копиями. Однако если вместо вещественных доказательств будет передаваться только информация о них (например, не орудие преступления, а его фотография или описание), то вероятное судебное разбирательство на территории России может быть поставлено под угрозу. В данной ситуации налицо еще один пример того, как "трудности перевода" могут породить достаточно веское разночтение и потенциальные проблемы между сторонами договора. Дело в том, что для облегчения работы мы отталкиваемся от официального русского перевода документа, доступного на официальном сайте ООН <13>. Простая сверка русского текста с оригинальным английским устраняет это опасение, поскольку в последнем говорится о передаче "выводов расследования и собранных доказательств", а не только "информации о них" <14>, как в официальном переводе. -------------------------------- <13> URL: www. un. org <14> Англ. текст: "...shall provide the Government with the findings of, and the evidence gathered in the course of, the investigation".

Если ООН проводит свое расследование в вышеуказанных случаях, правительство обязывает командующего своим контингентом сотрудничать со следственными органами и представлять им документацию и информацию, а также обеспечить сотрудничество своих подчиненных. При этом должно быть обеспечено соблюдение соответствующих национальных законов, включая нормы национального военного права. В то же время любые следственные действия в отношении миротворца - члена национального контингента проводятся исключительно с согласия командования. Данное положение также закреплено в ст. 2.2.8 Руководства к проведению расследований подразделениями OIOS, утвержденного руководителем Управления служб внутреннего надзора ООН - Помощником Генерального секретаря ООН <15>. -------------------------------- <15> Англ.: OIOS Investigation Manual. См. официальный английский текст. URL: www. un. org/depts/oios/id_manual_eng. pdf.

Если правительство принимает решение начать собственное расследование и назначить или направить одно или более должностных лиц для проведения расследования по данному делу (далее - национальных следователей), оно немедленно информирует об этом ООН. Соответствующие органы ООН обязаны всесторонне сотрудничать и обмениваться документацией и информацией с национальными следователями и другими органами правительства. Направленные в район миссии национальные следователи принимают на себя руководство следствием. Следователи ООН, в свою очередь, оказывают им необходимую помощь, например в выявлении и опросе свидетелей, записи свидетельских показаний, сборе вещественных доказательств. Кроме того, следователи ООН обязаны предоставить в распоряжение национальных следователей имеющиеся у них материально-технические средства. Помимо этого, Организация Объединенных Наций может по просьбе Правительства оказывать помощь национальным следователям в следующих областях: - в налаживании взаимодействия с правительствами других стран, направляющих войсковые формирования в миссию; - в получении согласия от компетентных органов принимающей страны на работу национальных следователей; - в организации взаимодействия с компетентными органами в районе миссии в целях содействия проведению этих расследований; - в предоставлении им правового статуса члена национального контингента в период их пребывания в районе миссии или на территории принимающей страны; - административная и материально-техническая поддержка; - финансовая поддержка (с разрешения Генерального секретаря ООН, в случаях, когда национальные следователи участвуют в расследовании по просьбе ООН и когда правительство просит о предоставлении финансовой поддержки) <16>. -------------------------------- <16> Пункт 4 "g" ст. 7 quater: ООН будет обращаться к правительствам с просьбой о направлении национальных следователей для расследования опасных и сложных дел и в случаях серьезных проступков. Этот пункт не ущемляет суверенного права правительства на проведение расследования любых нарушений правил поведения.

Обязанность получения санкции от компетентных органов принимающей страны на доступ к потерпевшим или свидетелям, не являющимся членами национального контингента, а также на сбор доказательств, находящихся вне контроля национального контингента, лежит на правительстве. Это необходимо помнить в случаях, когда совершено преступление, по факту которого местными правоохранительными органами уже возбуждено уголовное дело. По окончании расследования и с соблюдением возможных ограничений, налагаемых национальным законодательством, правительство обязано представить ООН выводы расследования. Статья 7 sexiens Меморандума посвящена ответственности за совершение правонарушений. Так, если в ходе расследования будет установлено, что подозрения являются обоснованными, то правительство обязано направить дело соответствующим органам для принятия надлежащих мер. Эти органы принимают решение согласно внутреннему законодательству в том же порядке, как и в отношении любого другого преступления или дисциплинарного проступка аналогичного характера. Правительство обязано проинформировать Генерального секретаря ООН о результатах рассмотрения дела. Меморандумом предусматривается процедура применения дисциплинарных мер к командующему контингентом, если расследованием будет установлено, что он ненадлежащим образом сотрудничал со следственными органами ООН, неэффективно выполнял обязанности, связанные с командованием и контролем, или не выполнил требование о немедленном сообщении соответствующим органам об известных ему правонарушениях или не принял по ним надлежащие меры. В таких случаях правительство обязано передать эти материалы для рассмотрения в соответствующие дисциплинарные органы. Претензии по установлению отцовства, связанные с проступками и преступлениями и затрагивающие членов национальных контингентов, оговорены в Меморандуме отдельно. Правительство в рамках своих национальных законов обязано содействовать рассмотрению таких претензий в соответствии с национальными законами. Такие претензии могут передаваться Правительству как органами ООН, так и напрямую органами власти принимающей страны с соблюдением действующих процедур. ООН обеспечивает сбор необходимых доказательств, таких как образцы ДНК. Необходимо еще раз оговориться, что, во-первых, все вышесказанное применимо только к российским военнослужащим, направленным в миссии ООН в составе российского контингента (административные расследования в отношении российских военных наблюдателей, военных офицеров по связям, а также офицеров гражданской полиции ООН проводятся по правилам Организации); и во-вторых, расследования собственно преступлений находятся вне юрисдикции ООН и проводятся по иным правилам (рассмотренный выше порядок расследования касается только дисциплинарной части любого правонарушения). Подытожим все вышесказанное: Итак, основным документом, регулирующим деятельность персонала российских военных контингентов, направленных для поддержания миротворческих операций ООН, является Меморандум о взаимопонимании, который подписывается в каждом случае привлечения российских войск и имеет в своей основе Типовой меморандум. Все военнослужащие российских контингентов в составе миссий ООН находятся под исключительной юрисдикцией России. ООН обязана уведомить Россию о любых обвинениях в отношении членов российских контингентов. Российская Федерация имеет право направить на территорию миссии специальную следственную группу, которая будет проводить расследование. ООН обязана передать такой группе все собранные материалы и оказывать ей всяческое содействие. При любом административном расследовании, проводимом ООН в отношении российского миротворца, в следственную группу должен входить представитель Правительства. Любому члену российского контингента обеспечивается соблюдение его прав, а также применение процедур, в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права. Процедура расследования начинается, как правило, в административно-правовом режиме, установленном нормативными актами ООН для внутренних расследований, а затем, в зависимости от характера устанавливаемого происшествия, действий направившей военнослужащих Стороны и других конкретных обстоятельств, может перейти в режим с элементами преимущественно уголовно-процессуального характера. По окончании расследования Российская Федерация обязана ознакомить ООН с его результатами. Представляется, что изучение данного вопроса является весьма актуальным, поскольку уже высказываются мнения о необходимости выработки единой стратегии миротворческой деятельности России, политики России в отношении миротворческих операций и других форм урегулирования конфликтов и разработки соответствующей концепции и доктрины <17>. Включение такого раздела в курс обучения представителей Министерства обороны РФ (особенно - Правового управления), направляемых в миссии ООН в составе миротворческих контингентов, несомненно улучшит понимание сотрудниками прав и обязанностей сторон в случаях совершения военнослужащими правонарушений, чем привнесет положительный вклад в части сотрудничества России и ООН по вопросам, связанным с действиями миротворцев. Кроме того, это будет интересно узнать практическим работникам военных прокуратур, а также студентам специальных юридических вузов. -------------------------------- <17> См.: Лавров С. Инициативная записка "О необходимости создания в Администрации Президента специального органа на постоянной основе, координирующего и курирующего все государственные структуры и общественные организации, принимающие участие в миротворческой деятельности России как под эгидой СНГ, ООН, ОБСЕ и др. международных организаций, так и самостоятельно". URL: http://mdiplomat. ru/index. php? option=com_content&task=view&id=7&Itemid=30.

Название документа