Правовой статус Европейского центрального банка

(Касаткина А. С.) ("Банковское право", 2009, N 6) Текст документа

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

А. С. КАСАТКИНА

Касаткина А. С., факультет права Государственного университета - Высшей школы экономики.

Вопрос о правовом статусе Европейского центрального банка (далее - ЕЦБ) <1> с момента возникновения этого уникального органа Европейского союза на сегодняшний день является одним из самых острых и дискуссионных в науке международного и европейского права. В соответствии с § 1 ст. 282 Договора о функционировании Европейского союза ЕЦБ и национальные центральные банки (далее - НЦБ) образуют Европейскую систему центральных банков (далее - ЕСЦБ). ЕЦБ и национальные центральные банки государств-членов, денежной единицей которых является евро, образуют Евросистему. Лиссабонский договор <2>, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 г., призванный внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС, также затронул и правовой статус ЕЦБ <3>. В соответствии с ним ЕЦБ приобрел статус института Союза, т. е. официально признан в качестве одного из ключевых элементов механизма управления Европейским союзом. -------------------------------- <1> ЕЦБ был создан в 1998 г. в соответствии со ст. 8 Договора, учреждающего Европейское сообщество. Предшественником ЕЦБ был Европейский валютный институт, проделавший подготовительную работу для создания ЕЦБ на втором этапе ЭВС. <2> Официальное название - "Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества", англ. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community. <3> Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка, принят в 1992 г. вместе с Договором о Европейском союзе. Новая редакция установлена Протоколом N 1 к Лиссабонскому договору 2007 г. Протокол вступает в силу 1 января 2009 г. при условии ратификации к этому дню Лиссабонского договора, изменяющего Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.) всеми участниками ЕС, если этого не произойдет, то в первый день месяца, следующего за сдачей ратификационной грамоты тем подписавшим Договор государством, которое последним выполнит данную формальность.

ЕЦБ наделяется главным полномочием, свойственным любому центральному банку любой страны, - определять и проводить единую валютную политику. Как подчеркивает И. Г. Пашковская, "учреждение ЕЦБ, имеющего статус квазинационального банка, завершает процесс создания структуры главных органов власти, присущей государственному образованию, и подготавливает основу для конституционного оформления Европейского союза как общеевропейского надгосударственного образования" <4>. -------------------------------- <4> Пашковская И. Г. Европейская экономическая и валютная интеграция. Аспекты права Европейского союза. М., 2003. С. 4.

Специфика и особенность правового статуса ЕЦБ состоят в том, что на практике он является не административным органом, а банковским учреждением, обладающим собственным капиталом (он определен в 5 миллиардов евро) <5> и собственными ресурсами. Таким образом, ЕЦБ - это прежде всего центральный банк, осуществляющий все свойственные банковскому учреждению функции, и одновременно это институт, наделенный распорядительной властью и правом издания нормативных предписаний. В то же время ЕЦБ - это не обычное "банковское учреждение", поэтому на ЕЦБ нельзя распространить классическое для понимания континентальной Европы понятие банка как организации, которая постоянно, в виде бизнес-деятельности, занимается принятием вкладов и выдачей кредитов, в том числе за счет чужих средств, средств вкладчиков. -------------------------------- <5> Капитал ЕЦБ составляет 5 миллиардов евро. В случае необходимости капитал может быть увеличен решением Совета управляющих, принятым квалифицированным большинством. Подписчиками и держателями капитала ЕЦБ имеют право выступать только НЦБ.

По мнению многих исследователей европейского права, даже такое достаточно широкое определение кредитной организации, данное Первой банковской директивой, не охватывало всю совокупность организаций и предприятий, вовлеченных в сферу банковского бизнеса в Западной Европе <6>. В силу этих причин в сферу действия Первой банковской директивы не входят центральные банки западноевропейских стран - членов ЕС, почтовые и ряд других специализированных институтов, перечень которых дан в самом тексте Первой директивы (ст. 2 ч. 2), поэтому деятельность ЕСЦБ, ЕЦБ и Европейского инвестиционного банка регулируется не нормами банковского права ЕС, а нормами о статусе органов ЕС. ЕЦБ обладает статусом юридического лица. ЕЦБ, который в соответствии с § 3 ст. 282 Договора о функционировании Европейского союза наделен правосубъектностью, пользуется в каждом из государств-членов максимально широкой правоспособностью, признаваемой национальными законодательствами за юридическими лицами; ЕЦБ может, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество, выступать стороной в суде. -------------------------------- <6> См.: Вишневский А. А. Банковское право Европейского союза: Учебное пособие. М.: Статут, 2000. С. 131.

Устав ЕЦБ закрепляет главенствующую роль ЕЦБ над НЦБ в международных отношениях. Именно ЕЦБ принимает решение о том, каким образом будет представлена ЕСЦБ на международной арене; НЦБ могут участвовать в международных валютных организациях только с согласия ЕЦБ (ст. 6 Устава ЕСЦБ И ЕЦБ в редакции Лиссабонского договора (далее - Устав ЕСЦБ)). Если, по мнению ЕЦБ, НЦБ не выполнил какую-либо из обязанностей, возложенных на него, то ЕЦБ выносит мотивированное заключение по этому делу, предварительно дав возможность заинтересованному НЦБ представить свои замечания. В том случае, если заинтересованный НЦБ не приведет свою деятельность в соответствие с упомянутым заключением в пределах срока, установленного ЕЦБ, то последний может обратиться в Суд Европейского союза (п. 35.6 ст. 35 Устава ЕСЦБ). Таким образом, главенствующая роль ЕЦБ в отношениях, складывающихся в рамках ЕСЦБ, приводит к тому, что НЦБ государств-членов играют в ЕСЦБ достаточно подчиненную роль. Как правильно отмечает С. Ю. Кашкин, доминирование ЕЦБ в правоотношениях, складывающихся в рамках ЕСЦБ, сказывается и в том, что для вхождения в зону евро государствам-членам пришлось изменить правовое положение своих центральных банков таким образом, чтобы гарантировать им достаточную степень независимости, а также для того, чтобы они могли выполнять свои обязанности в рамках ЕСЦБ <7>. -------------------------------- <7> Кашкин С. Ю. Право Европейского союза. М.: Юрист, 2009. С. 551.

1. Принцип независимости в деятельности Европейского центрального банка

На ЕЦБ, как ранее на его предшественника ЕВИ, распространяется принцип независимости. Согласно Договору о функционировании Европейского союза ни НЦБ, ни члены руководящих органов ЕЦБ не должны испрашивать или получать указания ни от институтов ЕС, ни от национальных властей государств-членов. В свою очередь, институты Союза и национальные власти обязаны воздерживаться от любых действий, направленных на то, чтобы повлиять на руководителей ЕЦБ или национальных центральных банков при выполнении ими своих задач. П. Крейг и Г. де Бурка <8> пишут, что при формулировании положений Маастрихтского договора, касающихся ЕСЦБ, "считалось особенно важным сделать так, чтобы ЕЦБ не мог оказаться подчиненным краткосрочным интересам каких-либо государств - членов ЕС или даже самих институтов Сообщества", и что в итоге был создан "Европейский центральный банк, обладающий высокой степенью независимости". Л. Гормли и Я. де Хаан выражают общее мнение о том, что "независимый национальный центральный банк не подвержен... стимулам, которые побуждают непредсказуемую инфляцию", что "в свете будущей валютной политики и управления новым центральным банком независимость является самым важным положением, регулирующим деятельность ЕСЦБ". -------------------------------- <8> Craig P., de Burca G. EU Law: Text, Cases, and Materials. Oxford, 2002. P. 658 - 659.

При анализе независимости ЕЦБ предлагается подробно рассмотреть пять видов независимости центральных банков: 1) целевую; 2) функциональную; 3) институционально-финансовую; 4) личную (персональная); 5) юридическую независимость. Целевая независимость заключается в том, что перед ЕЦБ ставится основная цель ЕСЦБ - поддержание стабильности цен <9>, а также поддержание осуществления основных экономических политик ЕС, если это не противоречит его основной цели. Совет управляющих ЕЦБ установил, что стабильность цен "должна быть определена как ежегодное увеличение гармонизированного индекса потребительских цен в зоне евро на сумму менее 2%" <10>. Точного определения термина "стабильность цен" не дается ни в Договоре ЕС, ни в Уставе ЕСЦБ, хотя обычно под ним понимается удержание инфляции на самом низком уровне. При этом аналитики говорят именно о внутренней стабильности цен, а не о защите единой валюты евро от валют третьих стран. Однако поддержание стабильности цен не является единственной целью ЕЦБ, так как по Уставу ЕСЦБ другой основной целью этого органа является обеспечение выполнения и всех других задач ЕСЦБ (ст. 9, п. 2 Устава ЕСЦБ). -------------------------------- <9> Кашкин С. Ю. Право Европейского союза. М.: Юрист, 2009. С. 560. "Целевая автономия заключается в том, что перед ним как составной частью ЕСЦБ ставится основная цель ЕСЦБ - поддержание стабильности цен, определенная в п. 1 ст. 105 Договора о функционировании Европейского союза". <10> ECB Monthly Bulletin, January, 1999. P. 46.

Четкий перечень задач ЕСЦБ, выполнение которых должно обеспечиваться ЕЦБ, содержит Протокол N 1 об Уставе европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка (к Лиссабонскому договору). К ним относятся прежде всего определение и осуществление денежной политики Союза; проведение валютных операций в соответствии со ст. 219 упомянутого Договора; хранение официальных валютных резервов государств-членов и управление ими; содействие нормальному функционированию платежных систем (ст. 3 Устава ЕСЦБ). Учредительные документы ЕС и Устав ЕСЦБ устанавливают, что ЕЦБ может выполнять эти задачи как самостоятельно, так и при помощи центральных банков государств-членов, которые должны действовать в соответствии с ориентирами и указаниями и под контролем ЕЦБ (п. 35.6 ст. 35 Устава ЕСЦБ). Функциональная независимость ЕЦБ проявляется в двух аспектах: наличие у ЕЦБ определенных функций для выполнения его целей; наличие соответствующих механизмов, инструментов и методов для их осуществления. Основной функциональной задачей ЕСЦБ в соответствии со ст. 111 Договора ЕС является осуществление единой кредитно-денежной политики ЕС, для выполнения которой ЕЦБ может использовать целый ряд финансовых механизмов: осуществлять операции на открытом рынке, включая предоставление займов; осуществлять куплю-продажу ценных бумаг и драгоценных металлов; проводить кредитные операции с любыми участниками рыночных отношений, включая кредитные организации; самостоятельно устанавливать основные процентные ставки, включая ставку рефинансирования; устанавливать требования в отношении минимальных резервов кредитных организаций, учрежденных в государствах - членах ЕС. Функциональная независимость ЕЦБ выражается также в наличии у него и других функций, таких, как нормотворческая функция, эмиссионная функция, консультативная, функция сбора статистической информации, контрольная функция, функция международного сотрудничества, о которых речь пойдет ниже. Функциональная независимость любого центрального банка тесно связана с его подотчетностью. Договор ЕС и Устав достаточно подробно описывают различные процедуры, составляющие подотчетность ЕЦБ, в которую входят следующие обязанности: публиковать еженедельный сводный финансовый отчет ЕСЦБ; готовить и публиковать ежеквартальный доклад о деятельности ЕСЦБ за этот период; готовить ежегодный отчет о деятельности ЕСЦБ и ее денежной политике за отчетный год и год, предшествующий отчетному, и представлять его Европейскому Парламенту, Совету ЕС, Комиссии ЕС и Европейскому совету (ст. 113, п. 3, Договора ЕС; п. 15.1 - 15.3 ст. 15 Устава ЕСЦБ). Кроме того, Европейский Парламент вправе обсуждать ежегодный отчет ЕСЦБ, а комитеты Европейского Парламента имеют право потребовать у Президента ЕЦБ либо члена Исполнительной дирекции ЕЦБ выступить перед ними (п. 3 ст. 113 Договора ЕС). Институционально-финансовая независимость ЕЦБ вытекает из его статуса как юридического лица, обладающего максимальной правоспособностью во всех государствах - членах ЕС. Именно специфика статуса ЕЦБ делает институциональную независимость одним из важных компонентов независимости ЕЦБ и ЕСЦБ. Никакие органы ЕС и национальные властные органы не имеют полномочий давать им инструкции, одобрять, приостанавливать, аннулировать или отклонять решения ЕЦБ и национальных центральных банков, участвовать в руководящих органах ЕЦБ и национальных центральных банков с правом голоса, консультировать их перед принятием ими решений или оказывать какое-либо другое влияние на исполнение ими своих функций. Фактически согласно букве Договора ЕС только Суд ЕС вправе осуществлять контроль за деятельностью ЕЦБ (ст. 107 Договора ЕС; ст. 7 Устава ЕСЦБ). Все это вызывает определенную озабоченность некоторых ученых и деятелей ЕС по поводу отсутствия демократического контроля над ЕЦБ и НЦБ. В соответствии с Уставом ЕЦСБ ЕЦБ может владеть в любом из государств-членов как движимым, так и недвижимым имуществом, а также имеет право приобретать такое имущество. Кроме того, ЕЦБ может являться стороной в судебном процессе в национальных судах любого из государств - членов ЕС и в Суде ЕС (ст. 9 Устава ЕСЦБ; ст. 35 Устава ЕСЦБ). Следует отметить, что Договор ЕС содержит запрет на необоснованный льготный доступ к финансам органами ЕС и государств-членов, что делает содержание институционно-финансовой независимости ЕЦБ наиболее полным (ст. 101 и 102 Договора ЕС). Личная независимость ЕЦБ прежде всего выражается в гарантии личной независимости членов руководящих органов ЕЦБ и управляющих НЦБ. Устав ЕСЦБ устанавливает пятилетний минимальный срок службы управляющего НЦБ. Его освобождение от должности возможно в случае несоответствия своим служебным обязанностям или виновности в совершении серьезного проступка (п. 14.2 ст. 14 Устава ЕСЦБ). Уменьшение пятилетнего срока может быть только в двух случаях: если новый член назначается на оставшуюся часть срока предшественника или если на меньший срок назначаются один или несколько членов в целях соблюдения принципа непрерывности управления национальным центральным банком. Некоторые нерешенные вопросы возникают при применении повторного назначения и продолжительности срока полномочий управляющих НЦБ, так как в этом вопросе национальные правительства имеют возможность повлиять на эти процедуры. Наряду с другими аспектами независимости ЕЦБ в центре исследований всегда будет вопрос о личной независимости членов Совета управляющих ЕЦБ. Этот вопрос чрезвычайно важен в силу возможного давления, шантажа, подкупа. Правительства государств - членов ЕС со своей стороны могут стремиться назначить на должность управляющего центрального банка таких лиц, которые бы отстаивали выгодные для национального правительства позиции. Юридическая независимость подробно закреплена в Договоре ЕС, а также в Уставе ЕСЦБ. Российские исследователи правового положения ЕЦБ говорят о "наивысшей степени юридической автономии - конституционной автономии" применительно к большей части статей Устава ЕСЦБ, поскольку для их пересмотра требуется такая же строгая процедура, что и для внесения изменений в сам Договор ЕС. Юридическая независимость вытекает из общего независимого статуса ЕЦБ и ЕСЦБ. Этот уникальный юридический статус ЕЦБ обусловлен несколькими факторами: во-первых, ЕСЦБ и ЕЦБ были учреждены Маастрихтским договором, т. е. актом международно-правового уровня, а не каким-либо актом вторичного права ЕС; во-вторых, в Договоре ЕС предусматриваются положения о гарантии независимости ЕЦБ и ЕСЦБ, в том числе и по процедуре внесения любых изменений в эти положения; в-третьих, для решения вопросов об изменении статей Устава ЕСЦБ, касающихся независимости ЕСЦБ, предусмотрена сложная процедура, требующая проведения переговоров о пересмотре текстов соответствующих документов, а затем заключения новых договоров и их ратификации всеми государствами - членами ЕС (ст. 107 Договора ЕС; ст. 41 Устава ЕСЦБ); в-четвертых, ЕЦБ не несет ответственности за принятые им акты, какие бы негативные экономические и финансовые последствия они ни имели. Суд ЕС вправе рассмотреть лишь те акты ЕЦБ, которые могут нарушать право ЕС, во всех остальных случаях акты ЕЦБ не могут быть обжалованы ни со стороны органов ЕС, ни со стороны государств - членов ЕС. Кроме того, нелишне будет повторить, что Договор ЕС предусматривает запрет для институтов и органов ЕС и правительств государств - членов ЕС давать какие-либо указания ЕЦБ и руководству НЦБ. Все это подтверждает высокий уровень юридической независимости ЕЦБ и ЕСЦБ при осуществлении ими своих полномочий.

2. Структура и полномочия руководящих органов Европейского центрального банка

А. Структура и полномочия Совета управляющих. Руководящими органами ЕЦБ согласно Договору о Европейском союзе и Уставу ЕСЦБ являются Совет управляющих и Дирекция. Совет управляющих (Governing Council) является высшим руководящим органом ЕЦБ. Совет управляющих состоит из членов Дирекции <11> и из управляющих НЦБ государств-членов, денежной единицей которых является евро. Каждый член Совета управляющих располагает одним голосом. Со дня, когда количество членов Совета управляющих превысит двадцать один, каждый член Дирекции располагает одним голосом, а число управляющих НЦБ, располагающих правом голоса, составляет пятнадцать <12>. -------------------------------- <11> Всего 6 человек. <12> Согласно первоначальной редакции Устава Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка, принятой в 1992 г., каждый из членов Совета управляющих по общему правилу располагал одним голосом. В 2003 г. с целью обеспечить баланс между самыми крупными в хозяйственном отношении государствами-членами, с одной стороны, и другими странами ЕС, входящими в "зону евро", с другой стороны, был введен новый комплексный механизм распределения прав голоса между "группами" управляющих национальными центральными банками.

Говоря о структуре ЕЦБ, постоянный секретарь Казначейства Великобритании Н. Вике особо подчеркнул: "Если мы рассмотрим институциональную структуру Европейского центрального банка вблизи, мы увидим, что Совет управляющих является наиболее важным руководящим органом международного характера" <13>. Он является единственным высшим органом ЕЦБ, имеющим право принимать юридически обязательные решения, в который входят не только высшие должностные лица собственно ЕЦБ, но и управляющие центральных банков государств-членов. -------------------------------- <13> Цит. по: Lords Hansard text for 13 October 1998. L., 1998. Column 796.

Следует специально отметить, что управляющие национальными центральными банками в качестве членов Совета управляющих, по крайней мере теоретически, должны представлять в нем лишь себя лично, а не свои банки. В свою очередь, de jure национальные центральные банки могут оказывать влияние на решения Совета управляющих только косвенным путем - предоставляя соответствующую информацию и аналитические материалы своим управляющим. Исходя из своих обширных полномочий, Совет управляющих определяет основные ориентиры и принимает решения, обеспечивающие выполнение задач, поставленных перед ЕСЦБ Договором ЕС и Уставом; определяет валютную политику ЕС, включая соответственно решения, относящиеся к промежуточным валютным задачам, ключевым процентным ставкам и резервным запасам в ЕСЦБ, и основные ориентиры для их осуществления; принимает правила процедуры, определяющие структуру ЕЦБ и его руководящих органов; выполняет консультативные функции. Совет управляющих консультирует по любому предлагаемому акту ЕС, входящему в сферу компетенции ЕЦБ. Устав говорит о том, что Совет управляющих принимает решения, необходимые для выполнения задач ЕСЦБ, и определяет основные ориентиры для осуществления таких решений. Ни Договор, ни Устав не содержат исчерпывающего перечня вопросов, по которым может принимать решения Совет управляющих. В соответствии с § 1 ст. 128 Договора о функционировании Европейского союза только Совет управляющих уполномочен в Союзе санкционировать эмиссию банковских билетов в евро. ЕЦБ и НЦБ могут выпускать подобные билеты. Только банковские билеты, выпущенные ЕЦБ и национальными центральными банками, являются законными средствами платежа в Союзе. Насколько возможно, ЕЦБ уважает существующую практику в отношении эмиссии и внешнего вида банковских билетов. Право голоса осуществляется лично. В отступление от этого правила внутренний регламент может предусмотреть допустимость голосования членов Совета управляющих посредством телеконференции. Этот регламент также предусматривает право члена Совета управляющих, который не может участвовать в заседаниях последнего в течение длительного срока, назначать своего заместителя для его замены в качестве члена Совета управляющих. Решения Совета управляющих принимаются простым большинством членов, имеющих право голоса. В случае равенства голосов голос Председателя является решающим. Для того чтобы Совет управляющих имел возможность проводить голосование, устанавливается кворум в две трети членов, имеющих право голоса. Если кворум не достигнут, то Председатель вправе созвать внеочередное заседание, на котором решения могут приниматься при отсутствии данного кворума. Для всех решений, подлежащих принятию, голоса членов Совета управляющих взвешиваются в соответствии с долями НЦБ в подписном капитале ЕЦБ. Вес голосов членов Дирекции равен нулю. Решение, требующее квалифицированного большинства, принимается, если голоса "за" представляют не менее двух третей подписного капитала ЕЦБ и не менее половины держателей долей. Если управляющий не может присутствовать, то он вправе назначить заместителя для подачи его взвешенных голосов. Заседания Совета управляющих являются конфиденциальными. Совет управляющих может принимать решение об обнародовании результата своих обсуждений. Совет управляющих собирается на заседания не реже десяти раз в год. Б. Структура и полномочия Дирекции. Вторым руководящим органом управления ЕЦБ, призванным заниматься воплощением принятых Советом управляющих решений, является Дирекция (Executive Board). Лиссабонский договор изменил порядок формирования Дирекции ЕЦБ, являющейся его внутренним органом текущего управления. Весь состав Дирекции (Председатель ЕЦБ, Вице-председатель ЕЦБ и четыре других члена) отныне должен назначаться не правительствами государств-членов по общему согласию, а Европейским советом на основе квалифицированного большинства (§ 2 ст. 283 Договора о функционировании ЕС). В принятии соответствующих решений, как и ранее, вправе будут участвовать только представители государств-членов, входящих в "зону евро". При этом все члены Дирекции являются штатными работниками ЕЦБ и не могут занимать никакие другие должности, как оплачиваемые, так и не оплачиваемые, если только в силу конкретных причин такое право не предоставлено члену Дирекции в ограниченных пределах непосредственно Советом управляющих. Все члены Дирекции назначаются с общего согласия правительств государств-членов на уровне глав государств и/или правительств по рекомендации Совета ЕС и после консультаций с Европейским парламентом и Управляющим советом. Председателя, Вице-председателя и других членов Дирекции назначает Европейский совет, принимая решение квалифицированным большинством по рекомендации Совета <14>. -------------------------------- <14> Под "Советом" во всех случаях имеется в виду институт Европейского союза в значении ст. 16 Договора о Европейском союзе.

Кандидаты в члены Дирекции должны отвечать высоким профессиональным требованиям, закрепленным в ст. 112 Договора ЕС и ст. 11 Устава, обладать широко признанным авторитетом, опытом и репутацией в финансовых и банковских делах. Срок полномочий членов Дирекции - 8 лет и продлению не подлежит. Членами Дирекции могут быть только граждане государств-членов. Сроки и условия найма членов Дирекции, в частности их оклады, пенсии и другие социальные гарантии, являются предметом контрактов с ЕЦБ и фиксируются Советом управляющих по предложению комитета, состоящего из трех членов, назначенных Советом. Досрочное освобождение члена Дирекции от своего поста может иметь место только по решению Суда ЕС в случае совершения им серьезного проступка и обращения в Суд со стороны Совета управляющих или Дирекции. Каждый член Исполнительной дирекции, присутствующий лично, имеет право голосовать и наделяется с этой целью одним голосом. Если не предусмотрено иное, Дирекция принимает решение простым большинством поданных голосов. В случае равенства Председатель имеет решающий голос. Процедура голосования определяется Правилами процедуры. Дирекция несет ответственность за текущие дела ЕЦБ. Исполнительная дирекция наделена полномочиями осуществлять валютную политику в соответствии с основными ориентирами и решениями, принятыми Советом управляющих. Действуя таким образом, Дирекция дает необходимые инструкции национальным центральным банкам; подготавливает заседания Совета управляющих; может иметь и другие полномочия, делегированные ей по решению Совета управляющих. Таким образом, ЕЦБ - это прежде всего центральный банк, осуществляющий все свойственные банковскому учреждению функции, и одновременно это институт, наделенный распорядительной властью и правом издания правовых предписаний. И в то же время ЕЦБ - это не обычное банковское учреждение, поэтому на ЕЦБ нельзя распространить классическое для понимания континентальной Европы понятие банка как организации, которая постоянно занимается принятием вкладов и предоставлением кредитов, в том числе за счет чужих средств, средств вкладчиков.

Название документа