Международные и финансово-правовые предпосылки создания в Москве мирового финансового центра

(Крохина Ю. А.) ("Финансовое право", 2009, N 12) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ В МОСКВЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА

Ю. А. КРОХИНА

Крохина Ю. А., замдиректора Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты РФ, профессор, доктор юридических наук.

В статье обосновывается необходимость создания в Москве мирового финансового центра, для чего автором анализируется влияние международных правовых норм на внутригосударственное регулирование финансовых отношений, тенденции мирового экономического развития, а также те меры, которые были приняты в Российской Федерации для того, чтобы эта идея могла бы быть реализована. В статье уделяется внимание валютным ограничениям и мировым тенденциям регулирования валютных отношений.

Внутри каждой страны и в отношениях между странами действуют две главные объективные тенденции - тенденция столкновения интересов и тенденция согласования, гармонизации интересов. Первая ведет к дезорганизации мирового сообщества, угрожает конфликтами и кризисами; вторая ведет к порядку и приемлемому существованию в мировом сообществе. Под влиянием международных правовых норм внутригосударственное регулирование финансовых отношений дополняется новыми объектами. В финансовом праве Российской Федерации, как, впрочем, и в иных государствах, международно-правовые нормы оказывают наибольшее влияние на правовое регулирование валютных ограничений. Валютные ограничения - это меры финансово-правового регулирования, препятствующие возникновению, изменению или прекращению валютных правоотношений, объектом которых являются национальная валюта и ценные бумаги, удостоверяющие право на получение национальной валюты, а также валютные ценности, в том числе иностранная валюта. Валютные ограничения, как и валютное регулирование, широко применяются во всем мире. Так, по состоянию на конец 2002 г., согласно данным МВФ, в мире не существовало ни одной страны, где не было бы валютных ограничений <1>, а в 2003 г. единственной такой страной стала Панама <2>. -------------------------------- <1> Данные приводятся по: IMF. Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions. 2002. P. 1070 - 1076. <2> Данные приводятся по: IMF. Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions. 2003. P. 12 - 18.

В мировой практике валютные ограничения используются с целью уравновешивания платежных балансов, поддержания курса национальных валют и концентрации валютных ресурсов в руках государства. Согласно экономической теории к валютным ограничениям относят <3>: -------------------------------- <3> Суэтин А. А. Международные валютно-финансовые отношения: Учебник. Изд-е 3-е, доп. и испр. М., 2006. С. 75.

- обязательную продажу экспортерами государству иностранной валюты (в обмен на национальную валюту по официальному курсу); - запрещение свободной продажи и купли иностранной валюты; - регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, золота, денежных знаков и ценных бумаг; - ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой; - регулирование получения внешних займов. Следует отметить, что валютные ограничения в развивающихся странах (в отличие от развитых стран) охватывают более широкий круг внешнеэкономических операций и характеризуются жесткими административными запретами. Используемые в мировой практике валютные ограничения распространяются на операции, связанные с движением капиталов, и текущие операции платежного баланса. К первой группе относятся такие ограничения, как: - государственный контроль над иностранными инвестициями и вывозом капитала и прибылей; - централизованное привлечение внешних займов национальными компаниями (государственными и частными); - обязательное получение разрешения валютных органов для привлечения внешних займов (где это разрешено производить самостоятельно хозяйствующим субъектам); - депонирование определенной части полученных заемщиками иностранных кредитов на специальные счета в центральном банке. Иногда размеры таких депозитов дифференцируются в зависимости от назначения займов, что дает возможность государству воспрепятствовать вложению полученных средств в проекты, которые не соответствуют общему направлению экономической стратегии в стране; - предоставление определенных льгот иностранным инвесторам с целью стимулирования притока в страну иностранного капитала: гарантии перевода за границу всей или части прибыли в течение установленного периода, привлечение внешних займов без специального разрешения валютных органов и т. д. Ко второй группе ограничений (по текущим операциям платежного баланса) следует отнести: - продажу всей (или части) валютной выручки уполномоченным банкам по официальному курсу; - запрет ввоза и вывоза, валютных ценностей без специальных разрешений; - ограничения прав физических лиц владеть и распоряжаться средствами в иностранной валюте, переводить за границу личные доходы и осуществлять платежи; - лимитирование обмена национальной валюты на иностранную при поездках за границу <4>. -------------------------------- <4> Там же.

Наиболее распространенными валютными ограничениями являются следующие: специальные положения о валютных операциях банков (160 стран); контроль за прямыми инвестициями нерезидентов (149 стран); контроль за приобретением недвижимости резидентами за рубежом и/или нерезидентами на территории страны (137 стран); контроль за операциями резидентов со средне - и долгосрочными ценными бумагами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (128 стран); контроль за финансовыми кредитами в иностранной валюте (112 стран); контроль за операциями резидентов с краткосрочными ценными бумагами и платежными документами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (107 стран); контроль за коммерческими кредитами в отношении нерезидентов (104 страны); обязательная репатриация экспортной валютной выручки (101 страна); обязательная продажа экспортной валютной выручки (79 стран). Валютные ограничения обычно предполагают регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг; запрет свободной купли-продажи иностранной валюты; концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. Кроме того, валютные ограничения применяются развивающимися странами в целях регулирования состояния платежных балансов, решения проблем возврата долгов по иностранным кредитам. Мировой опыт свидетельствует, что практически все государства прибегали к использованию валютных ограничений в части международного движения платежей и капиталов. Например, США в период с 1966 по 1974 г. применяли уравнительный налог (interest equalisation tax) на покупку иностранных ценных бумаг гражданами США с целью ограничения таких покупок. Весьма активно валютные ограничения применялись в периоды между двумя мировыми войнами и после Второй мировой войны до конца 50-х годов. Последующие 30 лет характеризуются постепенной отменой валютных ограничений для международного движения платежей и капиталов (в основном в западноевропейских странах, а также в США и Японии), что связано с переходом этих государств к свободной конвертируемости национальных валют, развитием внутреннего финансового рынка, укреплением связей этих стран с международными валютно-финансовыми структурами и осуществлением важнейших реформ денежно-кредитной политики. К настоящему времени в этих странах значительно расширены права резидентов и сняты основные ограничения на операции, осуществляемые нерезидентами. Регулирование движения капитала обеспечивается в основном за счет применения рыночного механизма и инструментов денежно-кредитной политики. Особое значение в промышленно развитых странах приобрел экспортный контроль, в первую очередь за вывозом стратегически важных товаров и товаров двойного назначения, что связано с интернационализацией движения капитала и распространением в мировом масштабе процесса "отмывания" денег <5>. -------------------------------- <5> Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник / Под ред. В. М. Крашенинникова. М.: Экономика, 2003. С. 74 - 78.

Стоит обратить внимание, что валютные отношения в их современном понимании стали складываться относительно недавно, что существенно сказывается на их правовом регулировании. В настоящее время практически все страны испытывают дефицит правовых норм, регламентирующих национальные валютные отношения, с большими трудностями происходит ратификация международных валютно-правовых норм и принципов международного валютного права. Вместе с тем анализ имеющегося валютного законодательства зарубежных стран позволяет вывести следующие основные принципы валютных ограничений <6>: -------------------------------- <6> Там же. С. 74.

- централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; - лицензирование валютных операций, предполагающее получение импортерами или должниками предварительного разрешения органов валютного контроля на приобретение иностранной валюты; - полное или частичное блокирование валютных счетов; - ограничение обратимости валют. Будучи по своей природе национальным институтом, валютные ограничения в рамках МВФ получили гарантию экстерриториальности (ст. VIII разд. 2 (b) Статей Соглашения МВФ 1944 г.), распространяющуюся и на ограничения, установленные российским законодательством. В России введение валютных ограничений обусловлено необходимостью защиты экономической безопасности государства <7>. -------------------------------- <7> Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации".

Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет три цели введения валютных ограничений: предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курсов валюты РФ, а также поддержание устойчивости платежного баланса РФ (ст. 6). Названные цели корреспондируют с принципами валютного регулирования и валютного контроля. Установленные российским законодательством валютные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Указание ст. 6 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" на недискриминационный характер ограничений свидетельствует о выполнении Россией принятых на себя обязательств, предусмотренных статьями Соглашения Международного валютного фонда, в частности обязательства избегать дискриминационной валютной практики. Все вышеуказанное позволяет отметить специфическую юридическую природу валютных ограничений, определяемую использованием в механизме действия финансово-правовых норм средств административно-властного характера. Поэтому валютные ограничения, являясь основным инструментом валютного регулирования, носят характер односторонних юридически властных предписаний, характеризующихся признаками государственного принуждения <8>. -------------------------------- <8> См. подробнее: Саттарова Н. А. Система мер валютно-правового ограничения // Финансовое право. 2005. N 12.

Развитые страны западного цивилизованного типа через валютные ограничения пришли к валютной интеграции. Однако столкновения государственных интересов в финансовой сфере между ними все равно наблюдаются. Следует согласиться с В. М. Шумиловым в том, что создание валютных союзов (юридически оформленных или союзов де-факто, как это происходит в Латинской Америке, где некоторые страны выбрали доллар в качестве своей национальной валюты) станет тенденцией XXI в. Этот вывод подтверждается идеями единой валюты для России и Беларуси в рамках ЕврАзЭС. Таким образом, происходит структурирование международной финансовой системы на региональные валютные союзы, в которых будет преобладать одна - надгосударственная валюта. Уже сейчас в международной финансовой системе имеет место своего рода борьба доллара, евро и иены за наиболее широкий захват в зону своего притяжения валют других стран <9>. -------------------------------- <9> См.: Шумилов В. М. Международное финансовое право: Учебник. М.: Международные отношения, 2005. С. 214.

Специалисты единодушны в том, что сегодня завершается формирование единых мировых финансовых и информационных систем, центров регулирования мировой экономики <10>. В результате действия десятков тысяч транснациональных корпораций (многонациональных предприятий), множества международных финансовых организаций образовалась своего рода надстройка, которая, контролируя более половины всех мировых ресурсов, действует согласно принципам, отличным от традиционных для национальных органов государств. Многолетняя деятельность транснациональных корпораций свидетельствует об отсутствии в ряде случаев формальных демократических процедур: регулирование осуществляется, по сути, административными методами. Например, предоставляя кредиты, МВФ фактически директивно определяет программу действий правительств соответствующих государств. В общем, глобализация во многом стирает границы между внутренней и внешней сферами экономической деятельности, превращая внешние факторы во внутренние <11>. -------------------------------- <10> См.: Фархутдинов И. З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 34. <11> См.: Куликов В. В. Нынешняя модель глобализации и Россия // Российский экономический журнал. 2002. N 10. С. 65.

С другой стороны, действует противоположная тенденция. В условиях экономической регионализации национальные границы и интересы, национальное своеобразие во многих его проявлениях не только сохраняются, но и усиливаются. В результате этого в мировой экономике формируются устойчивые региональные обособленные хозяйственные структуры. Экономическая регионализация - явление не новое, она имеет свои исторические корни. В последние годы соответствующие процессы чрезвычайно усилились, более того - изменили свой характер. Раньше они служили главным образом экономической интеграции в рамках регионального сотрудничества, являясь средством преодоления обособленности отдельных стран или небольшой группы стран. Сейчас региональные экономические организации во все большей мере начинают выполнять координирующие функции, что позволяет им выходить вовне в качестве единых структур и отстаивать объединенными усилиями своих участников общие региональные интересы. Таким образом, развитие современной мировой экономики определяется двумя ключевыми тенденциями, которые находятся в сложном, неоднозначном, противоречивом взаимодействии. С одной стороны, происходит невиданный до сих пор процесс глобализации мирового хозяйства, а с другой - рост региональной и субрегиональной интеграции. Подобное тяготение финансового капитала к центру прослеживается не только на уровне центров мировой экономики, но и на всех других финансово-экономических уровнях (страна, регион страны, район). Это объясняет то, что подавляющая часть российского финансово-банковского капитала сосредоточена в Москве. Следует подчеркнуть, что в данном случае имеется в виду тяготение финансового капитала не к власти, расположенной в центре, а к повышающим конкурентоспособность возможностям, которые предоставляет центр (наличие высококвалифицированных специалистов, высоких технологий, развитых информационных систем, высокого уровня деловой активности и т. п.) <12>. -------------------------------- <12> См.: Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". М.: Дело, 2001. С. 63.

Региональные интеграционные союзы рассматриваются многими развивающимися странами в качестве наиболее эффективного способа улучшения конкурентоспособности как отдельных стран, так и региона в целом на фоне некоторых негативных последствий, связанных с глобализацией. Во многом обозначившееся стремление к расширению регионального сотрудничества на новом витке стало ответом на глобализационные процессы. Укрепление хозяйственных региональных связей, институтов локальной кооперации, а также сотрудничество в других сферах создают, как показывает мировая практика, лучшие перспективы социально-экономического развития отдельных стран, отдельных регионов, а стало быть, в конечном итоге - мирового сообщества в целом. В настоящий момент самый "международный" из всех мировых финансовых центров - Лондон. На лондонские банки приходится 19% международного банковского кредитования (на США - 10%, на Японию - 9%). В Лондоне расположен 501 международный банк и около 170 международных инвестиционных компаний. Общая сумма активов, которые управляются из Лондона, составляет 2,6 трлн. фунтов стерлингов (из Нью-Йорка управляется 2,3 трлн. долл., из Токио - 2,05 трлн. долл.). Акцент лондонского рынка акций смещен в сторону иностранных ценных бумаг: ежедневный объем торгов акций иностранных компаний - более 25 млрд. долл. <13>. В связи с этим большое значение имеет внутринациональное законодательство, позволяющее функционировать мировым финансовым центрам на территории определенного государства. -------------------------------- <13> См.: Гетьман-Павлова И. В., Гущина А. А. Кодекс Сити о слияниях и поглощениях // Банковское право. 2008. N 6. С. 31.

Глобализация предъявляет повышенные требования к компетенции государственного управления, качеству правового регулирования всего комплекса общественных отношений. Не совершив экономического рывка, не выступив в качестве полноправного, сильного партнера в глобализирующемся мире, Россия обречена оказаться в стороне от мирового развития. Важнейшим фактором в этом процессе выступает совершенствование правового регулирования финансовых отношений. В этой связи заслуживает внимания идея Российской Федерации о создании в Москве мирового финансового центра. Об этом было заявлено Президентом РФ Д. А. Медведевым 7 июня 2008 г. в Санкт-Петербурге на открытии XII Международного экономического форума. Кроме того, Д. А. Медведев заявил о стремлении превратить рубль в одну из ведущих региональных резервных валют. Формирование в России мирового финансового центра - стратегическая задача, от решения которой зависит, какое место будет занимать Россия в мировой экономике в течение ближайших лет. Опыт показывает: финансовый центр - привилегия развитой, сильной, конкурентоспособной экономики. Это одно из условий экономического суверенитета государства. Не случайно задачу укрепления своих экономических центров решают США, Великобритания, Германия, Дубай, Китай, Австралия. В силу своей географической расположенности и своего экономического потенциала Россия могла бы стать мостом между глобальными мировыми центрами. Задача, безусловно, сложная, но в сегодняшних условиях глобализации - безальтернативная. В Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации на 2008 г. Президент РФ Д. А. Медведев подчеркнул необходимость принятия до конца года пакета законов, необходимых для создания в России мирового финансового центра. В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти и в Государственной Думе Российской Федерации ведется работа над целым рядом законопроектов о развитии финансового рынка. Так, в Государственной Думе рассматриваются проекты федеральных законов о биржах, о допуске иностранных ценных бумаг на российские биржи, об особенностях банкротства финансовых организаций, об упрощении порядка выпуска ценных бумаг и другие. Названные законопроекты направлены в первую очередь на установление требований нового уровня для финансовых институтов, на внедрение новой системы оценки рисков и современных технологий раскрытия объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях, на повышение требований к капиталу финансовых учреждений. В результате это позволит придать российской финансовой системе существенно более устойчивый характер, предотвратит создание финансовых пирамид, которые послужили причиной нынешнего мирового финансового кризиса. За счет ужесточения системы контроля, в частности, произойдет оздоровление банковского сектора. В современных условиях глобализации и усиления конкуренции между мировыми финансовыми центрами России необходимо включиться в конкурентную борьбу на глобальном рынке капитала. В этой связи разработаны законопроекты, направленные на расширение допуска иностранных ценных бумаг на отечественный рынок. В частности, принят во втором чтении проекта Закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Названные законопроекты направлены на исключение запрета и установление правового регулирования публичного размещения и обращения иностранных ценных бумаг в Российской Федерации. Кроме предпринятых мер следует расширить перечень иностранных эмитентов, чьи ценные бумаги могут быть допущены к публичному размещению или обращению в Российской Федерации, а также уточнить порядок допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и обращению в Российской Федерации. Формирование в России мирового финансового центра требует реализации правовых мер, направленных, в числе прочих, на совершенствование налогового законодательства. Реализации задач оптимизации налогообложения финансовых инструментов срочных сделок должен способствовать внесенный Правительством РФ проект Федерального закона "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Действующее налоговое законодательство не всегда учитывает реалии динамично развивающегося финансового рынка, что не позволяет создать режим налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок, сопоставимый с аналогичными режимами, существующими в странах с развитой финансовой системой, и препятствует совершению операций с финансовыми инструментами. Поправки в главу 21 Налогового кодекса предусматривают возможность совершения операций с расчетными финансовыми инструментами, а также поставочными финансовыми инструментами без взимания НДС до момента поставки. Кроме того, уточняется порядок определения налоговой базы при реализации базисных активов финансовых инструментов срочных сделок. Поправки в главу 25 Налогового кодекса исключают из налоговой базы по налогу на прибыль организаций операции с финансовыми инструментами, совершаемые клиринговыми организациями, обеспечивающими клиринг и расчеты по таким операциям. Рыночную стоимость внебиржевых финансовых инструментов предлагается определять исходя из предельных отклонений цены сделки от расчетной цены, методика расчета которой будет определяться федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Позитивным шагом к развитию финансовых операций является установление названными законопроектами одинакового режима налогообложения для биржевых и внебиржевых финансовых инструментов и обеспечение возможности отнесения на финансовый результат убытков от таких сделок вне зависимости от того, совершены операции в целях хеджирования или нет. В условиях продолжающегося финансового и экономического кризиса предлагаемые меры не только будут способствовать созданию правовой базы для функционирования в России мирового финансового центра, но и позволят существенно облегчить выход из кризиса различных отраслей российской экономики, создадут дополнительные возможности для привлечения капитала, компенсации возможных убытков налогоплательщиков, придадут дополнительный импульс к развитию биржевой торговли товарами, обращающимися на внебиржевом рынке (нефти, нефтепродуктов и др.). Таким образом, в современных условиях существует как необходимость, так и практическая возможность изменения мировой финансовой архитектуры, разрушения монополии на принятие значимых финансовых решений. В результате реализации предполагаемых мер Россия может стать одним из таких центров принятия решений, что, в свою очередь, обеспечит создание самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы.

Название документа