98-я пленарная сессия Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии): краткий обзор

(Курбанов Р. А., Шведкова О. В., Белялова А. М.) ("Журнал российского права", 2014, N 5) Текст документа

98-Я ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ ЗА ДЕМОКРАТИЮ ЧЕРЕЗ ПРАВО (ВЕНЕЦИАНСКОЙ КОМИССИИ): КРАТКИЙ ОБЗОР

Р. А. КУРБАНОВ, О. В. ШВЕДКОВА, А. М. БЕЛЯЛОВА

Курбанов Р. А., заведующий отделом научного обеспечения деятельности секретариата Российской Федерации в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), доктор юридических наук, профессор.

Шведкова О. В., старший научный сотрудник, кандидат юридических наук.

Белялова А. М., младший научный сотрудник.

21 - 22 марта 2014 г. в Венеции состоялась 98-я пленарная сессия Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) <1>. Делегацию Российской Федерации возглавляла член Венецианской комиссии, академик РАН, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Т. Я. Хабриева. -------------------------------- <1> Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) - независимый консультативный орган Совета Европы. Комиссия образована в 1990 г. Ее членами выступают 59 государств (Россия является полноправным членом Комиссии с 2001 г.), 7 государств имеют статус наблюдателя, из них 2 - с особым статусом, Беларусь принимает участие в работе Комиссии в качестве ассоциированного члена. Деятельность Комиссии сосредоточена на оказании юридической помощи, которая реализуется путем проведения правового анализа законодательных актов с позиции их соответствия общепринятым европейским стандартам и принципам в следующих основных сферах: 1) конституционные реформы, отношения между различными ветвями власти, федерализм и регионализм; 2) защита прав и основных свобод человека; 3) избирательная система; 4) уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, судебная система.

В соответствии с утвержденной повесткой сессии были заслушаны доклады Президента Венецианской комиссии Джанни Букиккио и Секретариата Комиссии о проделанной работе за межсессионный период (97-я сессия, состоявшаяся 6 - 7 декабря 2013 г., - 98-я пленарная сессия). Учитывая активное сотрудничество Комиссии с Комитетом министров Совета Европы, состоялся обмен мнениями с Постоянным представителем Кипра в Совете Европы, послом Теодорой Константиниду, Постоянным представителем Словацкой Республики в Совете Европы, послом Драгославом Штефанеком и Постоянным представителем Италии в Совете Европы, послом Мануэлем Джакоанджели. В соответствии с повесткой сессии был также рассмотрен вопрос о дальнейшем сотрудничестве Комиссии с Парламентской Ассамблеей Совета Европы. От имени ПАСЕ выступил член Комиссии по юридическим вопросам и правам человека Кристофер Чоуп. Кроме того, в рамках сотрудничества Комиссии с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы на сессии выступили председатель Комитета по мониторингу Конгресса Ларе О. Молин и бывший председатель Группы независимых экспертов, советник Конгресса по конституционным вопросам Ален Делкамп. В ходе сессии Комиссия была кратко проинформирована о мероприятиях по реализации рекомендаций, содержащихся в принятых ранее заключениях: в заключении о двух проектах поправок к конституционным положениям, касающимся судебной системы Черногории, заключении по проекту закона о судах Боснии и Герцеговины, а также Кратком экспертном заключении по делам Седжич и Финчи против Боснии и Герцеговины <2>. -------------------------------- <2> См.: официальный сайт Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии). URL: http://www. venice. coe. int/webforms/events.

Деятельность Комиссии не ограничивается подготовкой экспертных заключений на законодательство стран-членов, ее экспертами на регулярной основе проводятся научные исследования в сфере ее деятельности, по результатам которых готовятся и принимаются на пленарных сессиях научные доклады и рекомендации. На 98-й сессии были заслушаны и приняты два доклада: доклад об объеме и снятии парламентского иммунитета и доклад на тему "Защита прав детей: международные стандарты и национальные конституции" <3>. -------------------------------- <3> См.: официальный сайт Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. URL: http://www. izak. ru.

В докладе об объеме и снятии парламентского иммунитета исследован термин "парламентский иммунитет", который рассматривается экспертами как сложное понятие, состоящее из двух элементов, имеющих различную природу и которые, как правило, по-разному регламентируются. Первый из элементов - "освобождение от ответственности" - означает иммунитет против судебного преследования, связанного с голосованием, высказыванием мнений и замечаний по любым вопросам в процессе осуществления парламентской деятельности. Данная часть парламентского иммунитета характеризуется как "более широкая свобода слова" по сравнению с аналогичными правами иных граждан. Второй элемент - "неприкосновенность" или иммунитет в узком смысле данного термина - определяет особую правовую защиту парламентариев, обвиняемых в нарушении закона, как правило, защиту от ареста, задержания и судебного преследования. С учетом такого понимания парламентского иммунитета был построен представленный доклад; в нем были сформулированы конкретные рекомендации для стран - членов Комиссии по правовому регулированию отношений, связанных с вопросами снятия парламентского иммунитета. В докладе "Защита прав детей: международные стандарты и национальные конституции" отмечено, что динамичное развитие общества влечет появление новых угроз детскому благополучию. В связи с этим основная задача исследования заключалась в изучении вопроса о том, обеспечивают ли конституционные нормы стран - членов Комиссии эффективную защиту прав детей в современных условиях. В результате текстуального анализа конституций стран - членов Комиссии экспертами были выявлены реализуемые в них подходы к закреплению конституционных прав детей. Констатируя недостаточность провозглашения принципа недискриминации, Комиссия, в целях надлежащей защиты прав детей и основываясь на выводах рабочей группы, рекомендовала государствам - членам Совета Европы обеспечить в соответствии с их конституционным строем конституционные гарантии по признанию и защите прав детей, при этом были определены приоритетные направления такого признания и защиты. Кроме того, экспертами была представлена информация о ходе подготовки Институтом Макса Планка доклада о праве на свободу собраний <4>. -------------------------------- <4> См.: официальный сайт Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии). URL: http://www. venice. coe. int/webforms/events.

На 98-й пленарной сессии Комиссией были приняты следующие заключения: краткое экспертное заключение для Конституционного суда Грузии по вопросу доступа общественных теле - и радиовещателей в Конституционный суд; заключение по законопроекту о внесении изменений в Закон о свободе религии в Косово; краткое экспертное заключение для Европейского суда по правам человека в отношении парламентских комитетов по расследованию (дело "Рывин против Польши"); заключение по законопроекту о высшем судебном и прокурорском совете Боснии и Герцеговины; заключение по законопроекту о пересмотре Конституции Румынии. В ходе сессии был также рассмотрен и принят ряд совместных заключений: совместное заключение Комиссии и ОБСЕ/БДИПЧ по проекту Избирательного кодекса Болгарии; совместное заключение Комиссии и Управления по правам человека Генерального директората по правам человека и соблюдению законности по законопроекту о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Армения. В отношении Молдовы было принято сразу три совместных заключения: совместное заключение Комиссии и ОБСЕ/БДИПЧ по законопроекту о внесении изменений в избирательное законодательство, которое было предварительно одобрено Советом по демократическим выборам 20 марта 2014 г.; совместное заключение Комиссии, Управления по правам человека Генерального директората по правам человека и соблюдению законности и ОБСЕ/БДИПЧ по законопроекту о дисциплинарной ответственности судей Республики Молдовы; совместное заключение Комиссии и Управления по правам человека Генерального директората по правам человека и соблюдению законности по законопроекту о внесении изменений в Закон о разведывательной службе и Закон о специальных следственных действиях Республики Молдова <5>. -------------------------------- <5> См.: официальный сайт Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии). URL: http://www. venice. coe. int/webforms/events.

Во всех заключениях Комиссией были сформулированы конкретные предложения, направленные на приведение национального законодательства в соответствие с европейскими стандартами и демократическими принципами защиты прав и свобод человека. На сессии Комиссия была проинформирована о развитии ее сотрудничества с такими странами, как Казахстан, Ливия, Марокко, Албания (по вопросам реформирования судебной системы), а также о сотрудничестве с Государственной конституционной комиссией Грузии, о конституционных изменениях в Турции и по вопросам принятия новой Конституции Туниса. В целях обсуждения конституционной реформы в Республике Армения в феврале 2014 г. в эту страну была направлена рабочая группа Комиссии, о результатах визита которой на сессии была представлена соответствующая информация. Вместе с тем пристального внимания заслуживают два вопроса, рассмотренных на 98-й пленарной сессии и имеющих особое значение для Российской Федерации. За неделю до проведения 98-й пленарной сессии по инициативе Генерального секретаря Совета Европы в повестку сессии были включены еще два вопроса: рассмотрение проекта заключения Комиссии о соответствии решения Верховного совета Автономной Республики Крым о проведенном 16 марта 2014 г. референдуме конституционным принципам (по итогам которого жители Крыма приняли решение о вхождении в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта), а также рассмотрение проекта Федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Подготовленный проект заключения Комиссии о соответствии решения Верховного совета АРК конституционным принципам был направлен членам Комиссии уже 14 марта 2014 г. Исследование указанного проекта позволяет сделать вывод о том, что он ограничен формальным анализом положений Конституции Украины и Конституции АРК. Членом Комиссии от Российской Федерации, академиком Т. Я. Хабриевой и заместителем члена Комиссии профессором В. И. Лафитским на проект заключения был подготовлен и направлен членам Комиссии 18 марта 2014 г. подробный комментарий, основанный на исторических аспектах воссоединения Крыма с Россией, на современной политической ситуации в Украине, а также на необходимости принятия во внимание международно-правовых гарантий на самоопределение крымского народа. Эта позиция Российской Федерации была представлена на совместном заседании подкомиссии по федеральной власти и региональной власти и подкомиссии по международному праву 20 марта 2014 г. (по результатам его рассмотрения в проект не был внесен ряд поправок, направленных на ужесточение его формулировок). Рассмотрев проект заключения, Комиссия пришла к выводу о неконституционности решения Верховного совета АРК о проведенном 16 марта 2014 г. в Крыму референдуме. Вместе с тем членами Венецианской комиссии было поддержано предложение поручить Председателю Комиссии наблюдать за развитием ситуации вокруг Конституционного суда Украины. Напомним, 24 февраля 2014 г. Верховной Радой Украины на пленарном заседании было принято Постановление "О реагировании на факты нарушения судьями Конституционного суда Украины присяги судьи", которым предусмотрено досрочное прекращение полномочий пяти судей Конституционного суда Украины, назначенных по квоте украинского парламента, иным государственным органам Украины предложено прекратить полномочия еще семи судей Конституционного суда, при этом Генеральному прокурору Украины поручено возбудить уголовное производство относительно всех судей, которые, по мнению народных депутатов Украины, виновны в принятии решения Конституционного суда Украины от 30 сентября 2010 г. N 20-рп/2010 (дело о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины). Это послужило поводом для обращения судей Украины, в отношении которых было принято названное Постановление, в международные инстанции (к Генеральному секретарю Совета Европы, Председателю ПАСЕ, Председателю Венецианской комиссии Совета Европы, Председателю Европейского суда по правам человека, председателям конституционных судов России, Молдовы, Польши, Болгарии, Литвы и т. д.). Заключение в отношении проекта Федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" было рассмотрено на сессии, однако не было принято ввиду отзыва законопроекта его инициатором. Данный факт был подтвержден участвующим в пленарной сессии заместителем председателя Комитета Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, депутатом Д. Ф. Вяткиным. В результате заключение не было принято, но было одобрено как рабочий документ Комиссии, отражающий мнение его авторов.

Название документа