Правовые основы международной системы контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

(Юхман М. А.) ("Наркоконтроль", 2009, N 4) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ПРЕКУРСОРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

М. А. ЮХМАН

Юхман М. А., кандидат юридических наук (г. Москва).

На первых этапах своей деятельности Организация Объединенных Наций (далее - ООН) приняла функции созданной на основе Версальского мирного договора Лиги Наций по обеспечению условий реализации международных соглашений в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Учитывая, что эффективные меры против злоупотребления наркотическими средствами требовали от мирового сообщества скоординированных и универсальных шагов, в феврале 1946 г. в целях формирования основ международного сотрудничества и создания главного директивного органа в указанной сфере ООН была образована Комиссия по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета (далее - КНС ООН). Поиску принципиально новых путей решения задачи противодействия незаконному обороту наркотиков сопутствовали отдельные социальные явления и процессы. Так, развитие химической и медицинской отраслей науки в 50-е годы, сопровождавшееся появлением новых наркотиков, а также изменения в характере злоупотребления ими явились факторами, усугубившими проблему. Это, безусловно, поставило под сомнение эффективность действовавших международных "антинаркотических" соглашений, к числу которых относились решения Шанхайской опиумной комиссии 1909 г. <1>, Международная конвенция по опиуму (Гаага, 23 января 1912 г.) <2>, Международная конвенция по опиуму (Женева, 19 февраля 1925 г.), Международная конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств (Женева, 13 июля 1931 г.), Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими веществами (Женева, 26 июня 1936 г.) <3>, и ускорило решение вопроса разработки и принятия нового международно-правового акта. -------------------------------- <1> Об этом см.: Федоров А. В. К столетию Шанхайской опиумной комиссии 1909 г. // Наркоконтроль. 2008. N 4. С. 38 - 40. <2> Об этой конвенции см.: Федоров А. В., Федулов А. В. Первая Международная Конвенция о контроле над наркотиками // Наркоконтроль. 2007. N 4. С. 37 - 44. <3> См.: Ажакина Т. А. Международно-правовое регулирование отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков // Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Сергеева. М., 2002. С. 151 - 154.

Таким актом явилась принятая 30 марта 1961 г. в г. Нью-Йорке Единая конвенция о наркотических средствах (далее - Конвенция 1961 г.) <4>, которая стала общеприемлемым документом, заменившим существующие договоры о наркотических средствах, ограничивающие их использование медицинскими и научными целями, и предусмотревшим постоянное международное сотрудничество и контроль в данной сфере. -------------------------------- <4> Бюллетень международных договоров. 2000. N 8. С. 15 - 50.

В соответствии с Конвенцией 1961 г. 2 марта 1968 г. учрежден Международный комитет по контролю над наркотиками (далее - МККН), явившийся преемником ряда организаций, образованных в соответствии с прежними договорами о контроле над наркотиками еще во времена Лиги Наций <5>, и ставший независимым "квазисудебным" органом по контролю за выполнением международных договоров о контроле над наркотиками <6>. -------------------------------- <5> МККН создан путем преобразования в единый орган Постоянного центрального комитета по наркотическим средствам, образованного в 1925 г., и Контрольного органа по наркотическим средствам, образованного в 1931 г. <6> Об МККН см.: Федоров А. В. Международный комитет по контролю над наркотиками и его доклады // Наркоконтроль. 2006. N 3. С. 27 - 31; Незаконный оборот наркотиков: глобальные тенденции и проблемы: Сборник докладов Международного комитета по контролю над наркотиками / Сост. и вступ. ст. А. В. Федорова. М., 2007.

Конвенция 1961 г. впервые упоминает о необходимости осуществления контроля за веществами, используемыми для незаконного изготовления наркотических средств. Так, в п. 8 ст. 2 "Вещества, подлежащие контролю" предусмотрено: "Стороны делают все от них зависящее, чтобы применять к веществам, не подпадающим под действие настоящей Конвенции, но которые могут быть использованы для незаконного изготовления наркотических средств, такие меры надзора, какие могут быть практически осуществимы". Позднее, 21 февраля 1971 г., в г. Вене принята Конвенция о психотропных веществах. Конвенция о психотропных веществах 1971 г. (далее - Конвенция 1971 г.) <7> повторяет содержание соответствующих положений Конвенции 1961 г. Пункт 9 ст. 2 "Сфера применения контроля над веществами" гласит: "Стороны делают все от них зависящее, чтобы применять к веществам, не подпадающим под действие настоящей Конвенции, но которые могут быть использованы для незаконного изготовления психотропных веществ, такие меры надзора, какие могут быть практически осуществимы". -------------------------------- <7> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416 - 434.

Таким образом, на данном этапе развития международно-правовой системы в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков мировое сообщество признало необходимость распространения обязательных мер контроля на источники наркотического сырья - прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ. По мере накопления и анализа информации о способах и масштабах изготовления наркотиков с использованием тех или иных легкодоступных веществ, а также осознания роли международной системы контроля за их оборотом в процессе формирования механизма противодействия незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ вопрос принятия международно-правовых норм, регламентирующих порядок осуществления контроля за оборотом веществ, лишь упомянутых в Конвенциях 1961 г. и 1971 г., потребовал своего детального решения. Назревшая необходимость создания правовых основ осуществления контроля за оборотом веществ, которые могут быть часто использованы для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ, была реализована с принятием 20 декабря 1988 г. Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (далее - Конвенция ООН 1988 г.) <8>. -------------------------------- <8> Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 - 157.

Началу разработки Конвенции ООН 1988 г. предшествовала Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1984 г. N 39/141. Указанный документ содержал просьбу, адресованную Экономическому и Социальному Совету ООН, с предложением КНС ООН в соответствии с п. 3 ст. 62 и п. 1 ст. 66 Устава ООН <9> и Резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 16 февраля 1946 г. N 9 (1) в первоочередном порядке начать подготовку проекта конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств, охватывающего все аспекты данной проблемы в целом, и в частности те из них, которые не предусмотрены существующими международными документами. -------------------------------- <9> Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 47.

Вместе с просьбой, направленной Экономическому и Социальному Совету ООН, Генеральным секретарем ООН был подготовлен исходный текст проекта конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. С учетом замечаний правительств, а также результатов обсуждения проекта КНС ООН на ее тридцать второй сессии в 1987 г. подготовленный проект переработан и в апреле 1987 г. представлен в виде сводного рабочего документа на рассмотрение межправительственной группы экспертов открытого состава. Очередным этапом разработки конвенции явилась Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 7 декабря 1987 г. N 42/111, в которой содержались дальнейшие указания относительно активизации работы в указанном направлении. Поскольку время, которым располагала группа экспертов, не позволяло ей подробно рассмотреть все статьи, Генеральная Ассамблея ООН инициировала созыв дополнительного двухнедельного совещания межправительственной группы экспертов непосредственно перед началом десятой специальной сессии КНС ООН в феврале 1988 г., с тем чтобы продолжить рассмотрение рабочего документа по проекту конвенции и, по возможности, достичь договоренности в отношении конвенции. На своей десятой специальной сессии, проходившей в г. Вене с 8 по 19 февраля 1988 г., КНС ООН пересмотрела текст проекта конвенции и приняла решение о том, что некоторые статьи следует передать на рассмотрение специально созываемой Конференции полномочных представителей стран - членов ООН. Созыв указанной Конференции и явился завершающим этапом столь длительной работы по подготовке конвенции. В соответствии с Резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 25 мая 1988 г. N 1988/120 Конференция полномочных представителей стран - членов ООН состоялась в г. Вене в период с 25 ноября по 20 декабря 1988 г. Участие в ней приняли делегации 106 государств, в том числе СССР. Конвенция ООН 1988 г. была открыта для подписания в отделении ООН в г. Вене с 20 декабря 1988 года до 28 февраля 1989 г., а после этой даты - в центральных учреждениях ООН в г. Нью-Йорке до 20 декабря 1989 г. Она вступила в силу 11 ноября 1990 г., и в настоящее время сторонами Конвенции ООН 1988 г. являются 182 государства. При этом участниками Конвенции не являются 12 государств: в Африке - Намибия, Сомали и Экваториальная Гвинея; в Азии - Тимор-Лешти; в Европе - Святой Престол; в Океании - Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Палау, Папуа - Новая Гвинея, Соломоновы Острова и Тувалу <10>. -------------------------------- <10> См.: Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2007 г. о выполнении ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (E/INCB/2007/4). Нью-Йорк: ООН, 2008.

Принятие Конвенции ООН 1988 г. явилось важнейшим этапом формирования правовых основ международного контроля за оборотом веществ, которые могут быть часто использованы для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Введя понятие "веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ", Конвенция ООН 1988 г. выделила контроль за их оборотом в отдельный важнейший компонент механизма противодействия наркоугрозе. В указанную категорию веществ вошли как вещества, формирующие молекулу самого наркотического средства или психотропного вещества, так и вещества, используемые в процессе их изготовления в качестве растворителей или реагентов. При этом вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, были разделены на две категории и включены в Таблицу I и Таблицу II Конвенции ООН 1988 г. (далее - Таблицы I и II) <11>. В Таблицу I вошли вещества, которые при синтезе наркотических средств или психотропных веществ составляют большую часть их химической формулы (прекурсоры <12>, или исходные вещества), а часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ растворители и реагенты сформировали Таблицу II. -------------------------------- <11> В документах международных организаций указанные вещества могут именоваться как "Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ". В специализированной литературе для обозначения веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, используется термин "Красный список". <12> В переводе с английского языка означает "предшественник".

В период принятия Конвенции ООН 1988 г. в Таблицу I были включены шесть веществ: лизергиновая кислота, эргометрин, эрготамин, эфедрин, псевдоэфедрин, 1-фенил-2-пропанон. Таблица II в этот период насчитывала также шесть веществ, к числу которых были отнесены ангидрид уксусной кислоты, фенилуксусная кислота, ацетон, этиловый эфир, антраниловая кислота и пиперидин. На основании рекомендаций МККН в ноябре 1992 г. КНС ООН увеличила количество веществ, включенных в таблицы, до 22. При этом в Таблицу I были включены такие вещества, как пиперональ, сафрол, изосафрол, 3, 4-метилендиоксифенил-2-пропанон, а в Таблицу II - перманганат калия, толуол, метилэтилкетон, серная и соляная кислоты <13>. -------------------------------- <13> См.: Комментарий к Конвенции Организации Объединенных наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Нью-Йорк: ООН, 1999. С. 411.

В 2001 г. в Таблицы I и II КНС ООН внесены поправки, вступившие в силу с 8 декабря 2001 г. В соответствии с указанными поправками ангидрид уксусной кислоты и перманганат калия - реагенты, часто используемые при незаконном изготовлении героина и кокаина, были переведены из Таблицы II в Таблицу I. Современные таблицы Конвенции ООН 1988 г. выглядят следующим образом.

Таблицы I и II Конвенции ООН 1988 г. <14>

Таблица I Таблица II

1. Ангидрид уксусной кислоты 1. Антраниловая кислота

2. N-ацетилантраниловая кислота 2. Ацетон

3. Изосафрол 3. Метилэтилкетон

4. Лизергиновая кислота 4. Пиперидин

5. 3, 4-метилендиоксифенил-2-пропанон 5. Серная кислота

6. Норэфедрин 6. Соляная кислота

7. Перманганат калия 7. Толуол

8. Пиперональ 8. Этиловый эфир

9. Псевдоэфедрин 9. Фенилуксусная кислота

10. Сафрол

11. 1-фенил-2-пропанол

12. Эргометрин

13. Эрготамин

14. Эфедрин

Соли всех веществ, перечисленных в Соли всех веществ, перечисленных этой Таблице, в тех случаях, когда в этой Таблице, в тех случаях, образование таких солей возможно когда образование таких солей возможно, за исключением солей серной и соляной кислот

Такому решению сопутствовало Лакхнауское соглашение о принятии единообразных мер по контролю международной торговли прекурсорами и другими химическими веществами, используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, принятое Подкомиссией по незаконному обороту наркотиков на Ближнем и Среднем Востоке и связанным с этим вопросам на ее тридцать четвертой сессии, прошедшей с 1 по 5 февраля 1999 г. в г. Лакхнау, Индия. Указанным Соглашением государства - члены Подкомиссии по незаконному обороту наркотиков на Ближнем и Среднем Востоке и связанным с этим вопросам "настоятельно предложили КНС ООН безотлагательно принять необходимые меры для переноса ангидрида уксусной кислоты и перманганата калия из Таблицы II в Таблицу I" <15>. В свою очередь, Экономический и Социальный Совет ООН на сорок третьем пленарном заседании Резолюцией от 28 июля 1999 г. N 1999/31, приняв к сведению Лакхнауское соглашение, обратился с соответствующей просьбой к МККН. -------------------------------- <15> Пункт 3 Лакхнауского соглашения о принятии единообразных мер по контролю международной торговли прекурсорами и другими химическими веществами, используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, 1 - 5 февраля 1999 г., г. Лакхнау // Учебный материал, касающийся контроля над прекурсорами и химических веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ (E/INCB/PRE/TRAIN/2003). Вена: МККН, 2003.

Конвенция закрепила общие меры контроля за оборотом веществ, включенных в Таблицы I и II, предполагая, что страны, присоединившиеся к ней, для претворения в жизнь этих общих положений должны разработать собственные конкретные меры контроля, в том числе как организационного, так и законодательного характера. Непосредственной правовой основой формирования как международных, так и внутригосударственных мер контроля за оборотом веществ, включенных в Таблицы I и II, явилась ст. 12 Конвенции ООН 1988 г. К основополагающим началам построения международной системы контроля за оборотом веществ, включенных в Таблицы I и II, относятся следующие положения указанной статьи. 1. Общая обязанность сторон Конвенции ООН 1988 г. (далее - стороны) принимать меры для предотвращения утечки веществ, включенных в Таблицы I и II, и с этой целью сотрудничать друг с другом. 2. Механизм внесения изменений в сферу применения контроля. В соответствии с п. 2 ст. 12 Конвенции ООН 1988 г., если сторона или МККН располагают информацией, которая, по их мнению, может потребовать включения какого-либо вещества в Таблицу I или Таблицу II, они уведомляют об этом Генерального секретаря ООН и предоставляют ему информацию в подтверждение указанного уведомления. Процедура, изложенная в п. п. 2 - 7 ст. 12 Конвенции ООН 1988 г., применяется также, если сторона или МККН располагают информацией, оправдывающей исключение какого-либо вещества из Таблицы I или Таблицы II или перенос вещества из одного перечня в другой. 3. Требование принять необходимые меры для контроля за изготовлением и распространением веществ, включенных в Таблицы I и II, для чего стороны могут: а) осуществлять контроль за деятельностью лиц и предприятий, связанной с изготовлением и распространением таких веществ; б) контролировать при помощи лицензий предприятия и помещения, в которых изготовление или распространение веществ, включенных в Таблицы I и II, может иметь место; в) требовать получения разрешений на осуществление указанных операций; г) не допускать сосредоточения в распоряжении изготовителей и распространителей таких количеств веществ, включенных в Таблицы I и II, которые превышают количества, необходимые для их нормальной деятельности. 4. Обязанность принять в отношении веществ, включенных в Таблицы I и II, такие меры контроля, как: а) осуществление мониторинга международной торговли веществами, включенными в Таблицы I и II, для выявления подозрительных сделок; б) обеспечение изъятий веществ, включенных в Таблицы I и II, в случае, если они предназначены для использования в целях незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ; в) уведомление национальных органов заинтересованных сторон в случае совершения подозрительных сделок; г) требование наличия при осуществлении экспертных (импортных) операций с веществами, включенными в Таблицы I и II, надлежащей маркировки товара и соответствующей документации на него, а также обеспечение хранения таких документов в течение не менее двух лет. 5. Механизм направления предварительного уведомления компетентных органов страны-импортера об экспорте веществ, включенных в Таблицы I и II. Так называемые предэкспортные уведомления "позволяют компетентным органам стран-импортеров оперативно проверять законность отдельных сделок и выявлять подозрительные поставки" <16>. При этом пп. "а" п. 10 ст. 12 Конвенции ООН 1988 г. определяет, что каждая ее сторона, выражая заинтересованность в предэкспортных уведомлениях, адресует Генеральному секретарю ООН просьбу об их направлении. В соответствии с пп. "b" п. 10 ст. 12 Конвенции ООН 1988 г. сторона может применять более строгие или жесткие меры контроля по сравнению с теми, которые предусмотрены п. 10 ст. 12, если, по ее мнению, такие меры целесообразны или необходимы. Руководствуясь указанным положением, стороны представляют Генеральному секретарю ООН просьбу о направлении предварительных уведомлений об экспорте веществ, включенных не только в Таблицу I, но и в Таблицу II. Согласно положениям п. 10 ст. 12 в предэкспортном уведомлении должны быть указаны: -------------------------------- <16> См.: Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2006 г. о выполнении ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (E/INCB/2006/4). Нью-Йорк: ООН, 2007. С. 9.

а) наименование и адрес экспортера и импортера, а также, в случае наличия, грузополучателя; б) обозначение и количество вещества, подлежащего экспорту; в) предполагаемый пункт ввоза и предполагаемая дата отправления; г) иная информация, в отношении которой сторонами Конвенции достигнута взаимная договоренность. Следует отметить, что по состоянию на 1 ноября 2006 г. представления таких уведомлений требуют 44 страны и две территории. Кроме того, Европейская комиссия начала применять эту статью от имени всех государств - членов Европейского Союза, доведя тем самым общее количество правительств, использующих это положение, до 71. Из них правительства 25 стран и одной территории просят направлять предварительные уведомления об экспорте всех веществ, включенных в Таблицы I и II <17>. Заинтересованность сторон в предэкспортных уведомлениях свидетельствует в первую очередь о высокой эффективности указанного механизма. Являясь одной из форм международного сотрудничества, система предэкспортных уведомлений обеспечивает эффективный контроль за законной внешней торговлей веществами, включенными в Таблицы I и II, и имеет строго превентивную направленность. Данная система позволяет компетентным органам стран-импортеров своевременно осуществлять проверочные мероприятия законности поставок контролируемых веществ, в том числе путем установления их конечного потребителя, и предотвращать поступление веществ, включенных в Таблицы I и II, в незаконный оборот. -------------------------------- <17> См.: Приложение VI "Правительства, которые обратились с просьбой направлять им предварительные уведомления об экспорте в соответствии с пунктом 10 (а) статьи 12 Конвенции 1988 года" // Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2006 г. о выполнении ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (E/INCB/2006/4). Нью-Йорк: ООН, 2007.

6. Обязанность сторон представления информации в МККН. Следует отметить, что МККН играет значительную роль в сфере международного контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ. Как было отмечено выше, он является преемником ряда организаций, учрежденных во времена Лиги Наций в соответствии с прежними договорами о контроле над наркотиками. Реализуя функции, возложенные Конвенцией 1961 г., Конвенцией 1971 г. и Конвенцией ООН 1988 г., МККН: а) следит за принимаемыми правительствами мерами по предотвращению поступления веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, в незаконный оборот и оказывает им содействие, а также осуществляет оценку таких веществ с точки зрения возможного их включения в Таблицу I или Таблицу II Конвенции ООН 1988 г. либо переноса из одной таблицы в другую; б) анализирует информацию, представляемую правительствами, органами системы ООН, специализированными учреждениями или другими компетентными международными организациями, с целью обеспечения надлежащего выполнения государствами положений международных договоров о контроле над наркотиками и дает необходимые рекомендации. МККН обращает внимание стран на пробелы и недостатки в национальных системах контроля и в соблюдении договоров. Он также вносит предложения и делает рекомендации в целях улучшения положения как на национальном, так и на международном уровне. В соответствии с п. 12 ст. 12 Конвенции ООН 1988 г. каждая сторона обязана ежегодно представлять МККН следующую информацию: а) об объеме изъятых веществ, включенных в Таблицы I и II, и, когда это известно, об их происхождении; б) о любом веществе, не включенном в Таблицы I или II, которое, по имеющимся данным, использовалось при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ; в) о видах "утечки" веществ, включенных в Таблицы I и II, из законного в незаконный оборот. Пункт 12 ст. 12 Конвенции ООН 1988 г. определяет, что форма и порядок представления указанной информации устанавливаются МККН. В настоящее время она направляется на предоставляемых МККН бланках путем заполнения так называемой формы D, озаглавленной как "Ежегодная информация о веществах, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ". Необходимо указать, что начиная с 1995 г. МККН требует представления по форме D данных о законной торговле веществами, включенными в Таблицы I и II, их использовании и потребностях в них. Указанные сведения предоставляются добровольно и необходимы как сторонам для осуществления предусмотренного пп. "а" п. 9 ст. 12 Конвенции ООН 1988 г. мониторинга перемещения контролируемых химических веществ, так и МККН для определения общих тенденций в мировой торговле такими веществами и оказания помощи правительствам в выявлении необычных схем торговли и подозрительных сделок <18>. -------------------------------- <18> См.: Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2006 г. о выполнении ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (E/INCB/2006/4). Нью-Йорк: ООН, 2007. С. 4 - 5.

7. Неприменимость положений ст. 12 Конвенции ООН 1988 г. к определенным препаратам. В соответствии с п. 14 данной статьи ее положения не применяются ни в отношении фармацевтических препаратов, ни в отношении других препаратов, которые содержат вещества, включенные в Таблицу I или Таблицу II, но имеют такой состав, что эти вещества не могут быть легко использованы или извлечены с помощью имеющихся средств. Вместе с тем контроль должен распространяться в отношении: а) соединений, в состав которых входят дополнительные (неконтролируемые) ингредиенты, выполняющие лишь роль добавок (например, консервантов, антиоксидантов или стабилизаторов); б) простых растворов контролируемых веществ; в) соединений, сознательно разработанных с целью обойти существующие меры контроля. Приведенный анализ положений ст. 12 Конвенции ООН 1988 г. свидетельствуют о наличии в ней правовых предписаний как императивного, так и диспозитивного характера. Наряду с изложенным следует отметить, что ст. 3 Конвенции ООН 1988 г. содержит положения, посвященные формированию внутригосударственных мер противодействия незаконному обороту веществ, включенных в Таблицы I и II. Согласно п. 1 указанной статьи каждая сторона Конвенции принимает такие меры, которые могут потребоваться, с тем, чтобы признать уголовными преступлениями согласно своему законодательству следующие действия, когда они совершаются преднамеренно: 1) изготовление, транспортировку или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в Таблице I и Таблице II, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ; 2) владение оборудованием, или материалами, или веществами, указанными в Таблице I и Таблице II, если известно, что они используются или предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления каких-либо наркотических средств или психотропных веществ. В соответствии с п. 3 данной статьи осознание, намерение или цель как составные элементы правонарушения, указанного в п. 1, могут быть установлены из объективных фактических обстоятельств дела. Согласно п. 4 каждая сторона Конвенции за совершение правонарушений, признанных таковыми в соответствии с п. 1 настоящей статьи, предусматривает применение таких санкций, учитывающих серьезный характер этих правонарушений, как тюремное заключение или другие виды лишения свободы, штрафные санкции и конфискация. Вместе с тем статья подчеркивает, что ею не затрагивается тот принцип, согласно которому описание самих правонарушений входит в компетенцию национального законодательства каждой страны и что преследование или наказание за такие правонарушения осуществляются в соответствии именно с данным законодательством. Статья 11 Конвенции ООН 1988 г. "Контролируемые поставки" определяет общие положения, касающиеся вопросов организации и проведения международных контролируемых поставок, являющихся "наиболее эффективным способом выявления всего круга лиц, причастных к нелегальному обороту прекурсоров или подпольному изготовлению наркотиков, и доказательного изобличения их преступной деятельности" <19>. -------------------------------- <19> См.: Кочетова Л. А., Мореев В. Б., Шендерей А. Е. и др. Борьба с незаконным изготовлением наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие. Домодедово, 2004. С. 10.

Таким образом, Конвенция ООН 1988 г. посредством вышеуказанных общих правовых предписаний установила основы для формирования национальных мер контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Определяющее значение в этом смысле имеет ст. 24 Конвенции ООН 1988 г., в соответствии с которой сторона Конвенции может принимать более строгие или суровые меры, чем те, которые предусмотрены Конвенцией, если, по ее мнению, такие меры являются целесообразными или необходимыми для предотвращения или пресечения незаконного оборота контролируемых веществ. Дальнейшее развитие международной системы контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, сопряжено с принятием ряда Резолюций КНС ООН, Экономического и Социального Совета ООН, а также Генеральной Ассамблеи ООН. Представляется необходимым выделить наиболее значимые международные документы, отражающие волю и решимость мирового сообщества в вопросе правовой регламентации осуществляемого контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Так, в своей Резолюции от 24 июля 1996 г. N 1996/29 Экономический и Социальный Совет ООН просил МККН "составить ограниченный перечень подлежащих особому международному надзору не включенных в таблицы веществ, которые, согласно имеющейся обширной информации, используются в сфере незаконного оборота наркотиков, с тем, чтобы с учетом характера каждого из продуктов и структуры торговли ими можно было принять соответствующие меры для предотвращения использования этих веществ" <20>. -------------------------------- <20> См.: Комплект информации, касающейся контроля над прекурсорами и химическими веществами, часто используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Часть С: Резолюции Комиссии по наркотическим средствам, Экономического и Социального Совета, а также Генеральной Ассамблеи, касающиеся выполнения правительствами ст. 12 Конвенции 1988 г. (E/INCB/2006/WP.5). Вена: МККН, 2007. Департамент ФСКН России. Инв. N 518 от 4 марта 2008 г.

Во исполнение данной Резолюции ограниченный перечень веществ, подлежащих особому международному надзору, был подготовлен. Составление указанного перечня осуществлялось с учетом информации о фактах использования конкретных веществ при незаконном изготовлении наркотиков, особенностях их физико-химических свойств, масштабов и объемов оборота в сфере международной торговли, а также использования в промышленности и быту. В него вошли 26 веществ, не включенных в Таблицы I и II Конвенции ООН 1988 г., включая соли, изомеры и соли изомеров во всех случаях, когда существование таких солей, изомеров и солей изомеров возможно. Следует отметить, что перечень веществ, подлежащих особому международному надзору, формировался МККН на основе анализа порядка 500 веществ, в отношении которых имелась информация об их фактическом или возможном использовании при незаконном изготовлении наркотиков <21>. -------------------------------- <21> Подробнее об этом см.: Федоров А. В. О необходимости дифференциации контроля за оборотом отдельных видов прекурсоров // Наркоконтроль. 2007. N 2. С. 7 - 13.

В октябре 2006 г. МККН организована работа по пересмотру перечня на предмет его актуальности. Так, консультативной группой экспертов МККН проанализированы данные об изъятии наркотиков за период с 2000 по 2004 г. В течение этого периода 44 страны сообщили об изъятии в общей сложности 165 неконтролируемых веществ, 23 из которых уже были включены в перечень веществ, подлежащих особому международному надзору, 35 находились в "резервном" перечне и 29 отвечали критериям, установленным МККН для отбора веществ, подлежащих включению в перечень. В результате анализа указанных 87 веществ подготовленный во исполнение Резолюции от 24 июля 1996 г. N 1996/29 перечень был переработан, и в него вошли 36 веществ <22>. -------------------------------- <22> См.: Комплект информации, касающейся контроля над прекурсорами и химическими веществами, часто используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Часть В: Ограниченный перечень не включенных в таблицы веществ, подлежащих особому международному надзору (E/INCB/2006/WP.5). Вена: МККН, 2007.

До настоящего времени составленный в этот период ограниченный перечень веществ, подлежащих особому международному надзору, не изменялся. В этой связи с учетом негативного развития ситуации, связанной с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ во всем мире, можно предположить о проведении подобного анализа данного перечня и в ближайшее время. Следует подчеркнуть, что перечень веществ, подлежащих особому международному надзору, рассматривается отдельно от Таблиц I и II Конвенции ООН 1988 г. и не является Таблицей III этой Конвенции. При этом согласно разъяснениям МККН меры контроля, применяемые национальными органами к вошедшим в указанный перечень веществам, должны "дополнять, а не просто расширять более строгие меры контроля, применяемые в отношении веществ, включенных в Таблицы I и II Конвенции ООН 1988 г." <23>. -------------------------------- <23> См.: Комплект информации, касающейся контроля над прекурсорами и химическими веществами, часто используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Часть С: Резолюции Комиссии по наркотическим средствам, Экономического и Социального Совета, а также Генеральной Ассамблеи, касающиеся выполнения правительствами ст. 12 Конвенции 1988 г. (E/INCB/2006/WP.5). Вена: МККН, 2007.

Достаточно важной в процессе развития международной системы контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, явилась Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН N S-20/4B о контроле над прекурсорами, принятая 10 июня 1998 г. на двадцатой специальной сессии, которая была посвящена подведению итогов десятилетнего применения Конвенции ООН 1988 г. В разделе I "Меры по укреплению международного сотрудничества в борьбе с мировой проблемой наркотиков" данной Резолюции Генеральная Ассамблея ООН рекомендует государствам, действующим в сотрудничестве с компетентными международными и региональными органами, реализовать следующие меры: 1) принять, в случае отсутствия, и соблюдать необходимые национальные законы и нормы для обеспечения строгого выполнения положений и предложений, содержащихся в ст. 12 Конвенции ООН 1988 г., и соответствующих резолюций Комиссии Экономического и Социального Совета ООН, включая, в частности, предложения о создании системы контроля и лицензирования предприятий и лиц, занимающихся изготовлением и распространением веществ, включенных в Таблицы I и II, а также системы мониторинга международной торговли такими веществами с целью содействия выявлению подозрительных поставок; 2) в соответствии с положениями национальных законодательных актов предусмотреть уголовные, гражданские или административные меры наказания за неправомерное поведение лиц или компаний в связи с утечкой прекурсоров из законной торговли в сферу незаконного изготовления наркотиков как за уголовное преступление по смыслу ст. 3 Конвенции ООН 1988 г.; 3) совершенствовать свои механизмы и процедуры мониторинга торговли химическими веществами, в том числе принимать такие меры, как: - обеспечение регулярного обмена информацией между государствами-экспортерами, государствами-импортерами, государствами транзита и МККН об экспортных поставках прекурсоров до начала их осуществления, в том числе предоставление государствами-экспортерами предварительного уведомления об экспорте компетентным органам стран-импортеров в случае любой сделки, касающейся веществ, включенных в Таблицы I и II; - содействие применению компетентными национальными органами механизмов проверки законности сделок до их начала, в том числе путем осуществления обмена информацией о законных внутренних потребностях в данном химическом веществе; обеспечения своевременного направления государствам-экспортерам ответов государствами, получившими предварительные уведомления об экспорте; а также обеспечение предоставления государствами-экспортерами по просьбе государства-импортера достаточного времени, по возможности до 15 дней, для проверки законности их конечного использования; - обеспечение обмена информацией между государствами-экспортерами, государствами-импортерами, государствами транзита и МККН о подозрительных сделках, касающихся веществ, включенных в Таблицы I и II, и, в соответствующих случаях, о произведенных изъятиях и отказах в предоставлении разрешений <24>. -------------------------------- <24> См.: Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на двадцатой специальной сессии 8 - 10 июня 1998 г. // Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты: двадцатая специальная сессия. Нью-Йорк: ООН, 1999.

В Разделе III "Химические вещества-заменители" Резолюции специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН о контроле над прекурсорами от 10 июня 1998 г. N S-20/4B, посвященном вопросам осуществления контроля за оборотом веществ, подлежащих особому международному надзору, государствам рекомендовано применять меры контроля на добровольной административной или законодательной основе в сотрудничестве с представителями химической промышленности с тем, чтобы предотвратить поступление данных веществ в сферу незаконного их применения. Для достижения указанной цели государствам предложено ввести в отношении таких веществ как гражданские и административные, так и уголовные санкции. Таким образом, Резолюция специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 июня 1998 г. N S-20/4B, подведя итог десятилетнего применения Конвенции ООН 1988 г. и отметив ее роль в борьбе с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ, и в том числе в становлении такого важного элемента механизма противодействия их незаконному обороту, как контроль за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотиков, сформулировала базовые предпосылки для разработки и совершенствования национальных законодательных актов в этой сфере. Приведенный анализ положений Конвенции ООН 1988 г., а также отдельных наиболее значимых международных документов дает характеристику правовых основ международной системы контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, с учетом наиболее важных этапов ее формирования и развития. С принятием Конвенции ООН 1988 г. контроль за оборотом веществ, включенных в Таблицы I и II, и в первую очередь за использованием данных веществ в законных целях, превратился в важнейший компонент системы мер противодействия наркоугрозе, нацеленный на ограничение сырьевой базы наркопроизводителей, а также отслеживание маршрутов движения указанных веществ от их законных производителей до нелегальных производственных объектов (подпольных лабораторий) <25>. -------------------------------- <25> См.: Кочетова Л. А., Мореев В. Б., Шендерей А. Е. и др. Борьба с незаконным изготовлением наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие. Домодедово, 2004. С. 3.

При этом в период становления международной системы контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, контроль за оборотом веществ, используемых при незаконном производстве героина, кокаина, а также синтетических наркотиков, выделился в отдельный ее элемент. Повышенное внимание мирового сообщества к таким веществам, несомненно, было обусловлено темпами роста незаконного распространения наркотиков, в процессе синтеза которых они используются. Необходимо отметить, что решению указанного вопроса сопутствовали такие Резолюции <26>, как: -------------------------------- <26> См.: Документы ООН. URL: http://www. un. org/russian.

- Резолюция Экономического и Социального Совета ООН от 30 июля 1992 г. N 1992/29, настоятельно призывающая государства, экспортирующие химические вещества, которые необходимы для незаконного производства героина и кокаина, а именно ангидрида уксусной кислоты и перманганата калия, создать соответствующие механизмы для предотвращения их поступления в незаконный оборот, обеспечив разрешительный порядок экспорта этих основных веществ, а также исполнение экспортерами обязанности ведения и предоставления подробных регистрационных записей всех экспортных операций с указанием подробных сведений о конечных грузополучателях; - Резолюция Экономического и Социального Совета ООН от 21 июля 1997 г. N 1997/41, один из разделов которой посвящен мерам по борьбе с незаконным изготовлением, оборотом и злоупотреблением стимуляторами амфетаминового ряда; - Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 июня 1998 г. N S-20/4B, в соответствии с положениями которой правительствам настоятельно предложено принять необходимые меры по усилению мониторинга и контроля над перманганатом калия, включая уголовно-правовые, гражданско-правовые и административные санкции, в целях предупреждения незаконного оборота данного вещества; - Резолюция Экономического и Социального Совета ООН от 28 июля 1999 г. N 1999/41, посвященная вопросу переноса ангидрида уксусной кислоты и перманганата калия из Таблицы II в Таблицу I в соответствии с п. 3 Лакхнауского соглашения о принятии единообразных мер по контролю международной торговли веществами, используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ <27>. -------------------------------- <27> См.: Комплект информации, касающейся контроля над прекурсорами и химическими веществами, часто используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Часть С: Резолюции Комиссии по наркотическим средствам, Экономического и Социального Совета, а также Генеральной Ассамблеи, касающиеся выполнения правительствами ст. 12 Конвенции 1988 г. (E/INCB/2006/WP.5). Вена: МККН, 2007.

Положения данных Резолюций получили свое развитие в рамках таких осуществляемых под эгидой ООН международных программ, как операции "Топаз" и "Пурпур", а также проект "Призма". Международная операция "Пурпур", проводимая с 1999 г., была направлена на отслеживание международных поставок перманганата калия, используемого для незаконного производства кокаина. Операция "Топаз", решение о проведении которой принято в 2001 г., предназначалась для отслеживания поставок ангидрида уксусной кислоты, который используется для незаконного производства героина. Организованные ООН совместно с компетентными органами различных государств операции имели ключевое значение в противодействии незаконному производству кокаина и героина. Так, к примеру, за время проведения операции "Пурпур" объем торговли перманганатом калия сократился почти в два раза. Вместе с тем за годы осуществления операции "Пурпур" и операции "Топаз" изменились структура и формы оборота химических веществ. Наркоторговцы изменили свой образ действий, отчасти из-за успехов, достигнутых в области мониторинга химических веществ. В этой связи на совместном совещании руководящих комитетов операций "Пурпур" и "Топаз", состоявшемся в Мексике в октябре 2005 г., дана высокая оценка результатов, полученных в ходе проведения указанных операций, и принято решение о начале нового этапа этих операций, объединенных под общим названием проекта "Сплоченность" <28>. -------------------------------- <28> См.: Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2005 г. о выполнении ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (E/INCB/2005/4). Нью-Йорк: ООН, 2006. С. 24 - 25.

Отметим, что на сегодняшний день в проекте "Сплоченность" участвуют компетентные органы 82 стран и регионов. Международный проект "Призма", проводимый с 2002 г., нацелен на предотвращение утечки прекурсоров, используемых для производства наркотических средств амфетаминового ряда: эфедрин и псевдоэфедрин; сафрол и изосафрол; 1-фенил-2-пропанон и 3, 4-метилендиоксифенил-2-пропанон; фенилуксусная кислота. Кроме того, в рамках проекта "Призма" уделяется внимание лекарственным препаратам и концентрированным эфирным маслам, содержащим в своем составе сафрол и изосафрол. В настоящее время насчитывается 126 стран, которые определили свои центральные национальные органы для координации мероприятий, осуществляемых проектом "Призма". Благодаря мероприятиям, проводимым в рамках международных операций "Сплоченность" и "Призма", удается получать информацию о структуре, разнообразных формах и масштабах законной международной торговли контролируемыми химическими веществами, устанавливать "недостающие звенья", связывающие случаи их "утечки" из законных каналов международной и внутренней торговли со случаями контрабанды этих веществ в районы незаконного изготовления наркотических средств. Создаваемые сети обмена информацией содействуют раскрытию и пресечению попыток организации поступления контролируемых веществ в сферу незаконного оборота. Достижение эффективных результатов сопряжено с реализацией стоящих перед международными операциями целей, к которым относятся: - установление легитимности сделок и поставок веществ, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, а также выявление причин и условий поступления таких веществ в сферу незаконного оборота; - установление и привлечение к ответственности компаний или лиц, причастных к организации утечки и контрабанде химических веществ; - сбор и обработка внутренней информации, касающейся законных и незаконных сделок с химическими веществами; - обмен в режиме реального времени с компетентными национальными и иностранными органами оперативной и иной информацией относительно совершаемых торговых сделок с химическими веществами <29>. -------------------------------- <29> См.: Юхман М. А., Шендерей А. Е. Отдельные аспекты нормативно-правового регулирования оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2006. N 2. С. 13 - 16.

Характерно, что одним из основных элементов международных операций "Сплоченность" и "Призма" является рассмотренный выше механизм обмена предэкспортными уведомлениями. Данная система представления предварительных уведомлений об экспорте, являясь основой для мониторинга торговли контролируемыми веществами, обеспечивает возможность проверки в режиме реального времени законности совершенных внешнеторговых сделок, а также выявления и приостановления подозрительных поставок. Например, начиная с 1999 г., в рамках проводимой операции "Пурпур" направлено 4380 предварительных уведомлений об экспорте в отношении более 136560 тонн перманганата калия, в результате чего 233 поставки перманганата калия общим объемом свыше 14316 тонн были приостановлены. При этом выявлены случаи и каналы "утечки" контролируемого вещества в незаконный оборот, а также осуществлены его изъятия. Больших успехов добились власти Колумбии, изъявшие более 170 т перманганата калия <30>. Начиная с 2001 г. в ходе проведения операции "Топаз" компетентными органами стран - участниц Конвенции ООН 1988 г. в общей сложности направлено 7684 предварительных уведомления об экспорте ангидрида уксусной кислоты общим объемом 1350000 т. Результатом такой работы явились полученные МККН сообщения о 149 случаях, касающихся 3857 т ангидрида уксусной кислоты, из которых было выявлено четыре попытки его незаконного использования в объеме 52 т. Кроме того, 16 стран приостановили в общей сложности 51 поставку ангидрида уксусной кислоты общим объемом 3186 тонн в 23 страны, а в 94 случаях осуществлено изъятие ангидрида уксусной кислоты в объеме 615 т <31>. В период с 1 ноября 2004 г. по 31 октября 2005 г. в рамках проекта "Призма" МККН проинформирован о 1893 отдельных поставках в сфере законной международной торговли эфедрином и псевдоэфедрином, что позволило расширить представления о ее масштабах и структуре <32>. -------------------------------- <30> См.: Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2005 г. о выполнении ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (E/INCB/2005/4). Нью-Йорк: ООН, 2006. С. 22. <31> См.: Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2005 г. о выполнении ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (E/INCB/2005/4). Нью-Йорк: ООН, 2006. С. 22 - 23. <32> Там же. С. 2.

Приведенные результаты международных операций интенсивного отслеживания поставок веществ, включенных в Таблицы I и II, доказывают необходимость активного в них участия всех стран, ратифицировавших Конвенцию ООН 1988 г. В этой связи, учитывая значение проводимых в рамках рассмотренных международных операций мероприятий, в том числе связанных с представлением предэкспортных уведомлений, чрезвычайно важным аспектом функционирования системы контроля за оборотом веществ, включенных в Таблицы I и II, представляется создание правовых основ организации и проведения таких мероприятий на национальном уровне. В настоящее время Российская Федерация является полноправным участником международных операций "Сплоченность" и "Призма", что, безусловно, определяет актуальность вопроса правового регулирования возникающих в указанной сфере общественных отношений. Итак, изложенное подтверждает целостность существующей системы международно-правового регулирования оборота веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотиков, которая в первую очередь призвана обеспечить формирование мер контроля, применяемых на национальном уровне. Приведенная характеристика правовых основ международной системы контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотиков, позволяет выделить ее наиболее значимые для построения национальных правовых систем взаимосвязанные элементы. К числу таких элементов, по мнению автора, относятся положения как императивного, так и диспозитивного характера, согласно которым целесообразно: 1) осуществлять контроль при помощи лицензий за деятельностью лиц и предприятий, связанной с изготовлением и распространением веществ, включенных в Таблицы I и II; 2) не допускать сосредоточения в распоряжении изготовителей и распространителей такого количества веществ, включенных в Таблицы I и II, которое превышает объемы, необходимые для нормальной хозяйственной деятельности; 3) осуществлять мониторинг международной торговли веществами, включенными в Таблицы I и II, для выявления подозрительных сделок; 4) обеспечивать изъятие веществ, включенных в Таблицы I и II, в случае если они предназначены для использования в целях незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ; 5) требовать наличия при осуществлении экспертных (импортных) операций с веществами, включенными в Таблицы I и II, надлежащей маркировки товара и соответствующей документации на него; 6) обеспечивать предварительное уведомление компетентных органов страны-импортера об экспорте веществ, включенных в Таблицы I и II. Автор полагает, что реализация всех вышеуказанных положений в национальных законодательных актах государств, ратифицировавших Конвенцию ООН 1988 г., свидетельствует о высоком уровне развития законодательства о веществах, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ.

Название документа