Проблемы реализации прав детей, лишенных родительского попечения, в России

(Паршукова К. Ю.) ("Юрист", 2007, N 10) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ, В РОССИИ

К. Ю. ПАРШУКОВА

Паршукова К. Ю., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Российского государственного торгово-экономического университета.

Численность детского населения России в последние десятилетия продолжает убывать катастрофическими темпами. За полтора последних десятилетия в нашей стране детей стало меньше на 12 млн.: численность детей в возрасте до 16 лет с 36 млн. человек в 1989 г. снизилась до 24 млн. человек в 2005 г. <1>. -------------------------------- <1> Петренко В. Для меня все дети - родные // Российская Федерация сегодня. 2006. N 12. С. 15.

Положение детей в современной России напрямую зависит от социальной поддержки семей с детьми, защищенности государством прав и интересов детей. Нестабильность в обществе губительно действует на семейные устои. Несовершеннолетние дети в силу своей физической и умственной незрелости должны попасть под усиленное внимание, контроль и помощь не только со стороны государства, но и попасть в сферу заботы общества. Сегодня в Российской Федерации более 40 млн. семей, из них 15% имеют двух детей, 34% российских семей имеют одного ребенка, многодетных семей менее 3%, количество бездетных семей - свыше 48% <2>. -------------------------------- <2> Платошкин А., Черняк А. Общество начинается с семьи. Парламентские слушания // Российская Федерация сегодня. 2006. N 11. С. 18 - 20.

Столь большой процент бездетных семей свидетельствует не только о росте количества семей, в которых родители лишены родительских прав, но и о нежелании россиян обременять себя дополнительными проблемами и расходами, связанными с воспитанием и содержанием ребенка. Бездетные семьи, которые по ряду причин медицинского характера не могут иметь свое потомство, не проявляют активности в усыновлении чужих детей. Актуальность усыновления российских детей российскими гражданами снижается по ряду причин: бедность семей с детьми продолжает оставаться острой проблемой. Источники материального неблагополучия малообеспеченной семьи, основу которой составляет супружеская пара в трудоспособном возрасте с 1 - 2 детьми, на протяжении последних десятилетий остаются все те же: отсутствие заработка у взрослых или мизерные ее размеры, не обеспечивающие удовлетворение элементарных потребностей ее членов, особенно детей. Постоянный страх потерять работу или, наоборот, чрезвычайная загруженность родителей на работе, наличие в семье больных детей, детей-инвалидов - все это лишает даже самых добросовестных родителей возможности защитить своего ребенка, обеспечить ему достойное существование <3>. -------------------------------- <3> Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: Институт государства и права РАН, 2000. С. 168.

Резкое имущественное расслоение российских семей, отбросившее подавляющее большинство населения даже не за черту бедности, а за грань ее, привело к крайне отрицательным морально-психологическим последствиям в длительной перспективе <4>. Экономические проблемы, которые являются самыми насущными и каждодневными для большинства населения России, привели к резкому росту алкоголизма, наркомании, что, в свою очередь, привело к увеличению численности социального сиротства. -------------------------------- <4> Семьеведение: Учебное пособие / Н. Ф. Дивицына. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. С. 87.

Характерным показателем нынешнего бессилия государства является рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. После Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) во всем Советском Союзе насчитывалось 678 тысяч детей-сирот. По истечении полувека на начало XXI столетия в России оказалось 622 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам социологического исследования, проведенного в апреле 2005 г. редакцией журнала "Беспризорник" (г. Москва), в котором приняло участие 799 респондентов, в качестве одной из основных причин назвали сложную финансовую ситуацию в своей семье даже для временного приглашения ребенка-сироты на праздники или на каникулы 66% опрошенных<5>. -------------------------------- <5> Промежуточные шаги к устройству в семью на постоянной основе: факторы, способствующие и препятствующие посещению ребенком семьи, наставничеству и патронатному воспитанию. Социологическое исследование // Беспризорник. 2005. N 4. С. 49 - 57.

Отношения между родителями и детьми, точно так же как и отношения между супругами, более подлежат определениям закона физиологического и закона нравственного, нежели определениям права <6>. -------------------------------- <6> Мейер Д. И. Русское гражданское право. Ч. 2. По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. М.: Статут (в серии "Классика российской цивилистики"), 1997. С. 375.

Государство, издавая соответствующие законы, стремится по возможности не вмешиваться в сугубо личные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных норм, которые необходимы для осуществления защиты прав и законных интересов членов семьи, и в первую очередь ребенка, как более уязвимого ее звена. Специфика правосубъектности несовершеннолетних, небольшой жизненный опыт, зависимость от родителей или иных законных представителей приводят к тому, что несовершеннолетний не имеет реальной возможности защищать свои права столь же эффективно, как это может делать взрослый человек. Отсюда необходимость повышенной правовой защиты законных интересов несовершеннолетних. Ребенок при любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает социальную защиту и помощь <7>. -------------------------------- <7> Борисова Н. Е. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации. 2-е изд. М.: Издательство РГСУ, 2006. С. 6.

Правоприменитель, защищая ребенка, вынужден использовать либо нормы международного права, либо общие нормы права, не отражающие особенности правового положения несовершеннолетнего. Причиной этого является отчасти специфика развития законодательства, посвященного правовому статусу ребенка, поскольку до определенного времени этот статус рассматривался исключительно в контексте семейных отношений, где он частично поглощен правовым статусом родителей ребенка <8>. -------------------------------- <8> Борисова Н. Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка. Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. д. ю.н., профессор А. М. Нечаева. М.: Институт государства и права РАН, 2004. С. 16.

Ребенок, лишенный родительского попечения, не может рассматриваться вкупе с материнством, семьей, родителями, как это закреплено в положениях Конституции РФ, устанавливающих, что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). В подавляющем большинстве положений Конституции РФ статус несовершеннолетнего является подразумевающей частью, составляющим элементом общечеловеческого статуса любого гражданина России. Конституционные нормы имеют целью общую, универсальную регламентацию статуса личности, в обобщенном виде выражающую самые существенные черты ее правового положения. С одной стороны, это гарантирует обеспечение естественно равной защиты прав любого человека независимо от каких бы то ни было признаков, в том числе и возрастных. С другой стороны, в силу специфических возрастных особенностей, характеризующих статус ребенка, данное обстоятельство можно расценивать как упущение, правовой пробел, свидетельствующий о низкой гарантированности и слабой защищенности прав и интересов российских детей <9>, а детей, лишенных попечения родителей, - особенно. -------------------------------- <9> Борисова Н. Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка. Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. д. ю.н., профессор А. М. Нечаева. М.: Институт государства и права РАН, 2004. С. 18.

В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Это получило свое выражение прежде всего в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория "права человека". В действующей Конституции РФ получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека <10>. -------------------------------- <10> Овадюк Г. Т. Конституционное право на личную неприкосновенность человека и гражданина в РФ: Автореф. на соискание степени к. ю.н. М., 2006. С. 22.

Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего не закреплен в Конституции РФ отдельной статьей. При этом конституционно-правовой статус несовершеннолетнего, лишенного родительского попечения, - понятие более широкое по сравнению со статусом просто личности или просто несовершеннолетнего. Такой статус, более разносторонний и богатый по содержанию, учитывает родовые признаки субъекта, и поэтому ему не свойственны однотипность и унификация <11>. Он теоретически складывается из положений Конвенции о правах ребенка (согласно ст. 15 Конституции РФ), норм Конституции РФ и конкретизирующего их отраслевого законодательства, прежде всего семейного <12>. -------------------------------- <11> Богданова Н. А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 56. <12> Борисова Н. Е. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации. 2-е изд. М.: Издательство РГСУ, 2006. С. 104.

Основанием для признания, соблюдения, защиты прав ребенка для России и других стран мира служат стандарты ООН, Совета Европы, предусматривающие правовую охрану детей от дискриминации, насилия, вовлечения в вооруженные конфликты. Окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации, сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН <13>. -------------------------------- <13> Всеобщая декларация прав человека. Основные международные документы. М.: Издательство "Международные отношения", 1989.

Устав ООН создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, который включает в себя разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением. Впервые дети как объект особой защиты и заботы были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г. Позже Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. была принята специальная декларация, нацеленная на социальную защиту детей, - Декларация прав ребенка. Международные стандарты защиты прав детей, лишенных родительского окружения, включают в себя следующие положения: - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении, на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 г. <14>: право ребенка на обеспеченность и постоянную заботу; право ребенка на имя, гражданство и законного представителя; право ребенка на учет его мнения при передаче в другую семью; -------------------------------- <14> Принята 3 декабря 1986 г. Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН // Правовая информационно-справочная система "КонсультантПлюс".

- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. <15>: право на жизнь; право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи; право свободного выражения своих взглядов, мнений, мысли, совести и религии; право на личную семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции; право на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников; право неполноценного в умственном и физическом отношении ребенка на полноценную и достойную жизнь; право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; необходимость законодательных, административных, социальных и просветительных мер с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; право на образование; право пользования всеми благами социального обеспечения, включая социальное страхование; право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка; право на отдых и досуг; право ребенка на защиту от всех форм эксплуатации; запрет пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; -------------------------------- <15> Принята 20 ноября 1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН. СССР ратифицировал Конвенцию, и она вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. // Правовая информационно-справочная система "КонсультантПлюс".

- Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. <16>: иностранное усыновление осуществляется в наилучших интересах ребенка и при соблюдении его основных прав, признанных международным правом; -------------------------------- <16> Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления. Принята в Гааге 29 мая 1993 г. Россией была подписана Конвенция 7 сентября 2000 г., но до настоящего времени не ратифицирована // Правовая информационно-справочная система "КонсультантПлюс".

- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 г. <17>: соизмеримость любых мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей с особенностями личности правонарушителя и с обстоятельствами правонарушения; содействие благополучию несовершеннолетнего как одна из главных целей отправления правосудия в отношении несовершеннолетних; гарантированность на всех этапах судебного разбирательства следующих основных процессуальных гарантий: презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос, право на апелляцию в вышестоящую инстанцию; право на бесплатную правовую помощь; -------------------------------- <17> Приняты 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Правовая информационно-справочная система "КонсультантПлюс".

- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 г. <18>: необходимость гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрения ее развития с раннего детства; важность прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних; обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей; осознание того, что определение молодого человека как правонарушителя во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения; обеспечение доступа к государственной системе образования; необходимость информирования молодых людей и их семьи о законодательстве и их правах и обязанностях в соответствии с законом; выполнение школами функций базовых и справочных центров для предоставления медицинской, консультативной и другой помощи молодым людям; право представителей учащихся в выработке школьных порядков, включая вопросы дисциплины и принятия решений; сведение к минимуму показа материалов, связанных с насилием, порнографией и наркотиками; запрет грубых или унижающих достоинство наказаний ребенка или молодого человека в семье, в школе или в других учреждениях; -------------------------------- <18> Приняты 14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/112 на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Правовая информационно-справочная система "КонсультантПлюс".

- Европейская конвенция об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы) <19>: права ребенка в процессе судопроизводства на получение необходимой информации, выражение своего мнения, консультирование; право обращения с ходатайством о назначении специального представителя; необходимость учета мнения ребенка органом судебной власти в процессе судопроизводства. -------------------------------- <19> Заключена в г. Страсбурге 25 января 1996 г. Россия подписала 10 мая 2001 г. // Правовая информационно-справочная система "КонсультантПлюс".

Для контроля за выполнением прав ребенка, закрепленных в международных стандартах по правам человека, созданы специальные комитеты: Комитет по правам ребенка (ООН), учрежденный Конвенцией о правах ребенка 1989 г., и Постоянный комитет Совета Европы, учрежденный Европейской конвенцией об осуществлении прав детей 1996 г. После ратификации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка законодателем были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией <20>. -------------------------------- <20> Кравчук Н. В. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России // Государство и право. 2006. N 4. С. 49.

К базовым законам, закрепляющим права детей, следует отнести Семейный кодекс РФ. Включение в него отдельной гл. 11, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Закрепленный в Кодексе подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка <21>. -------------------------------- <21> Зубарева О. Законодательство об обеспечении прав детей // Законность. 2005. N 6.

Обеспечению правового статуса ребенка, помимо Конституции РФ и Семейного кодекса РФ, в современном российском обществе способствуют Трудовой, Гражданский и Уголовный кодексы РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ, законодательство о детях-сиротах, президентские программы, касающиеся проблем детства, соответствующие постановления Правительства. В этой части нормативные акты в основе своей разрозненны и бессистемны, что порой приводит к коллизиям, неопределенностям в нормативно-правовом регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних <22>. -------------------------------- <22> Борисова Н. Е. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации. 2-е изд. М.: Издательство РГСУ, 2006. С. 6.

Стратегическое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей имело принятие Федерального закона от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Закон (ст. 4) определил цель государственной политики в интересах детей как осуществление их прав, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение дискриминации, а также восстановление этих прав в случаях их нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Законом (ст. 1) впервые определены такие важнейшие практически используемые понятия, как "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации"; "социальная адаптация ребенка" и "социальная реабилитация ребенка"; "социальные службы для детей". К сожалению, изменения, внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 г., не только сократили предыдущую редакцию названного Закона, но и существенно изменили ее смысл. Нормы, возлагающие конкретные обязанности по их осуществлению на органы государственной власти, заменены нормами, декларирующими и провозглашающими, лишенными практического смысла <23>. -------------------------------- <23> Зубарева О. Законодательство об обеспечении прав детей // Законность. 2005. N 6.

Основу правового статуса ребенка составляют его личные права и свободы. К ним относятся право на: жизнь и здоровье, свободу, охрану чести и достоинства личности, частной жизни; тайну переписки, свободу передвижения, свободу совести и вероисповедания, мысли, слова и информации и другие. Основным естественным правом каждого человека является право на жизнь. Для несовершеннолетних оно имеет особый смысл. В соответствии со ст. 6 Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства - участники Конвенции должны обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Несовершеннолетние дети подвергаются жестокому отношению не только со стороны своих родителей или родственников, но и со стороны своих приятелей и знакомых, причем зачастую такое знакомство бывает случайным, в силу того что ребенок не живет дома, бродяжничает, ведет аморальный образ жизни. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ вынесла кассационное Определение от 17 августа 2006 г. по делу N 88-о06-29 <24> об оставлении приговора Томского областного суда в отношении С., П., и С. В. без изменения, а кассационные жалобы осужденных - без удовлетворения, считая справедливым назначенное всем осужденным наказание за совершение умышленного убийства 14-летней Ш. -------------------------------- <24> Судебная практика. Правовая информационно-справочная система "КонсультантПлюс".

Группа девятнадцатилетних молодых людей (из троих осужденных - две девушки) совершила зверскую расправу над 14-летним подростком из мести за украденный мобильный телефон. В заключении судебно-медицинской экспертизы указывалось, что смерть Ш. наступила в результате 16 рубленых ранений головы от многократных воздействий лезвия рубящего орудия, каким мог быть топор. На теле Ш. были обнаружены и многочисленные прижизненные ранения, а также посмертные повреждения. Возможно, этой трагедии удалось бы избежать, если бы 14-летняя Ш. жила дома со своей матерью, не бродяжничала, добывая средства к существованию случайными заработками. Кража мобильного телефона у своих новых знакомых привела к трагической гибели подростка. Мать 14-летней Ш. не была лишена родительских прав, а потому органы опеки и попечительства не особо заботились о судьбе ребенка, так как согласно семейному законодательству защищать права своего ребенка - не только нравственный долг, но и предусмотренная законом обязанность для родителей заботиться о здоровье своего ребенка, его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (п. 1 ст. 63 СК РФ). Право ребенка на жизнь обеспечено в Российской Федерации рядом конституционных гарантий общего характера: запретом пыток и насилия, социальной поддержкой, обеспечением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и т. д. Однако ряд этих прав на сегодняшний день носит, скорее, декларативный характер. Свидетельством тому могут служить события в Чеченской Республике, где в результате возникшего социального конфликта пострадало в основном мирное население, в первую очередь дети. Именно они больше всех нуждаются в спокойной и стабильной жизни и нормальной семейной обстановке <25>. -------------------------------- <25> Борисова Н. Е. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации. 2-е изд. М.: Издательство РГСУ, 2006. С. 168.

Содержание права на жизнь широко и всесторонне обсуждается в юридической литературе. Наше национальное законодательство практически не предусматривает специальную защиту детей, оказавшихся в ситуациях вооруженных конфликтов. Вероятно, в данном случае государство исходит из того, что такая защита предусмотрена нормами международного права, которые в силу положений п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. Однако и в нормах международного права этим вопросам уделено недостаточно внимания. Так, Конвенция по правам ребенка содержит всего две статьи, посвященные этому вопросу. Статья 38 предусматривает обязанность государств-участников уважать нормы международного гуманитарного права, которые применяются в вооруженных конфликтах и относятся к детям. Согласно ч. 2 той же статьи государства должны принимать все меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15 лет, не принимали прямого участия в военных действиях. Государства также должны искать различные пути для обеспечения защиты детей, ставших жертвами вооруженных конфликтов <26>. -------------------------------- <26> Борисова Н. Е. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации. 2-е изд. М.: Издательство РГСУ, 2006. С. 168.

К числу личных прав относится также право ребенка на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ). Конвенция о правах ребенка устанавливает обязательство для государств-участников, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство видам обращения или наказания. Формы жестокого обращения не сводятся к избиению: не менее травмирующими могут быть такие проявления эмоционально-психической жестокости, как насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Одна из наиболее разрушающих, хотя и трудно диагностируемых форм жестокости (в первую очередь по отношению к детям), - эмоциональное отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки. Если оставление без попечения, дефицит заботы и ухода могут стать поводом для вмешательства в судьбу лиц, уполномоченных следить за их благополучием (представителей органов опеки и попечительства, внутренних дел и т. д.), то дефицит эмоционального тепла не оставляет следов внешних повреждений, но отпечатывает глубокий и неизгладимый след на характере и судьбе развивающегося человека <27>. -------------------------------- <27> Дивицына Н. Ф. Семьеведение: Учебное пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. С. 88.

В большей степени личные права ребенка нарушаются в местах лишения свободы, а также в государственных учреждениях, куда попадают дети, лишенные родительского попечения. И нарушения эти связаны с жестоким обращением со стороны педагогов и воспитателей, превышающих свои полномочия, что делает невыносимым существование таких детей в современных учреждениях для детей, лишенных родительского попечения. В 2004 г. было зарегистрировано 22 случая жестокого обращения с детьми, находящимися в интернатных учреждениях. По одному такому случаю было зафиксировано в учреждениях Камчатской, Омской, Ростовской, Тульской, Челябинской, Ярославской областей, по 2 случая - в Мурманской и Курганской областях. Четыре случая произошло в Новосибирской области. Количество самовольных уходов воспитанников из образовательных учреждений в 2004 г. достигло 870 случаев. По сравнению с предыдущими годами в 2004 г. выросло число воспитанников, совершивших побеги, - 4713 детей <28>. -------------------------------- <28> В детском доме ребенок должен обрести семью // Детский дом. 2006. N 1(18). С. 11.

Данные факты насилия над детьми в последнее десятилетие вызывают особую тревогу общества и государства. Как бы в ответ на это ряд субъектов Российской Федерации закрепили положения, устанавливающие запрет на посягательство на честь и достоинство ребенка, жестокое обращение с детьми, физическое или психическое насилие (например, ст. 9 Закона о правах ребенка Республики Саха; ст. 14 Закона о правах ребенка Псковской области; ст. 14 Закона о защите прав детей Республики Карелия) <29>. -------------------------------- <29> Борисова Н. Е. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации. 2-е изд. М.: Издательство РГСУ, 2006. С. 180.

Используемое в законодательстве понятие "личные права ребенка" относится к числу собирательных, так как в перечень личных прав включаются права, имеющие разное содержание, преследующие разные цели. Семейный кодекс РФ в отдельной главе 11 в качестве приоритетных и самостоятельных прав выделил следующие личные права несовершеннолетних: право жить и воспитываться в семье (ст. 54); право на общение с родителями и родственниками (ст. 55); право на свою защиту (ст. 56); право выражать свое мнение (ст. 57); право на имя, отчество и фамилию (ст. 58). Закрепив эти права в семейном законодательстве, государство тем самым подчеркивает их значение и создает гарантии их реализации. До введения в действие Семейного кодекса Российской Федерации имущественные права ребенка как таковые прежде не имели собственной правовой основы. Теперь им посвящена ст. 60 СК РФ. Помещение имущественных прав ребенка в отдельную статью свидетельствует об отношении к ребенку как к самостоятельному субъекту принадлежащих ему прав. В данной статье прописано, что суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Конституция РФ (ст. 38, 39) гарантирует право несовершеннолетнего на социальную поддержку со стороны государства в виде выплат ежемесячных пособий. Размер пособий, выплачиваемых ежемесячно малообеспеченным семьям, имеющим детей, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Размер ежемесячного пособия на ребенка старше 3 лет в г. Москве в III квартале 2006 г. составлял 150 рублей <30>, в то время как величина прожиточного минимума по г. Москве на ребенка составляла 4381 рубль <31>. -------------------------------- <30> Закон г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" // Правовая информационно-справочная система "КонсультантПлюс". <31> Постановление Правительства Москвы от 5 декабря 2006 г. N 931-III // Правовая информационно-справочная система "КонсультантПлюс".

Семья, имеющая ребенка, получает пособие, которого едва хватает на 5 литров молока. При этом начисление коммунальных платежей идет независимо от возраста проживающих, в результате чего получается, что ставки платежей одинаковы как за новорожденного ребенка, так и за взрослого работающего человека. Действующие тарифы оплаты коммунальных услуг значительно превышают величину детского пособия. Вместе с тем, если сравнить размеры пособий на российских детей с аналогичными пособиями в некоторых европейских государствах, то результат будет удручающим. Например, в Швеции пособие, выплачиваемое при рождении ребенка, составляет 45 тыс. долл. В Бельгии при выплате ежемесячных пособий на детей устанавливается индивидуальный подход. Размер пособий зависит, в частности, от профессионального статуса родителей и численности детей в семье. Так, в 1991 г. ежемесячное пособие на первого ребенка работника по найму составляло 2451, а самозанятого - 714 бельгийских франков. На второго и последующих детей сумма пособия была равной для всех семей - 4535 и 6799 бельгийских франков соответственно <32>. -------------------------------- <32> Беседкина Н. И. Правовое регулирование статуса ребенка в Российской Федерации // Государство и право. 2006. N 11. С. 49; см.: Галкина Н. Н. Государственное управление в области реализации семейной политики. М., 1997. С. 46.

На содержание одного ребенка в детском доме в таком регионе России, как Приморский край, выделяется из бюджета 6500 рублей в месяц. Непосредственно до ребенка в детском доме доходит менее 20% средств, тем более если учесть, что в регионах очень часто средства, направленные на содержание детей в детском доме, используются не по целевому назначению. Об этих нарушениях говорит и Генеральная прокуратура России. В семье же практически все средства уходят на ребенка, и в семье ребенок получает, конечно, лучшее развитие <33>. -------------------------------- <33> Бочарова С. Необходимо создать гарантии права ребенка на семью // Беспризорник. 2005. N 4. С. 5.

Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью составляет 8000 рублей <34>. -------------------------------- <34> ФЗ от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (ред. от 05.12.2006) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // Информационно-справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Представляется целесообразным гражданам, взявшим ребенка, лишенного родительского попечения, на воспитание, независимо от формы устройства таких детей, оказывать материальную поддержку путем адресного перечисления средств на содержание этого ребенка, в том размере, в котором шло перечисление на каждого ребенка в государственное учреждение, из которого его забрали. Особую группу в составе конституционного статуса ребенка составляют социально-экономические права и свободы ребенка. Сюда входят: право на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на образование, на свободу творчества, на свободу труда, на отдых, на социальное обеспечение, на свободу предпринимательской деятельности. Жилищный кодекс Российской Федерации <35> гарантирует вне очереди предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ст. 57 ЖК РФ). Анализ статистических данных о состоянии законности и нарушениях норм ЖК РФ в правоприменительной практике свидетельствует, что общее количество выявляемых органами прокуратуры нарушений жилищного законодательства за последние шесть лет постоянно растет. -------------------------------- <35> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ред. от 29.12.2006) // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.

Обобщение актов прокурорского реагирования за 2005 г. и первое полугодие 2006 г. показало, что зачастую нарушения связаны с предоставлением жилья по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей <36>. -------------------------------- <36> Викторов И. С., Макашова А. Ж. О состоянии законности и типичных нарушениях норм Жилищного кодекса Российской Федерации в правоприменительной практике // Жилищное право. 2006. N 11.

Администрацией муниципального района нарушаются требования законодательства (ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ст. 57 ЖК РФ) о внеочередном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательном учреждении жилым помещением по договору социального найма. Прокурором района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах граждан было предъявлено в суд исковое заявление к администрации района о предоставлении жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Данное нарушение носит распространенный характер. Несовершеннолетней Протасовой Л. А., родители которой по решению суда признаны безвестно отсутствующими, по окончании профессионального лицея не было предоставлено жилое помещение. Прокурором Алтайского района предъявлены исковые требования к администрации района. Иск удовлетворен <37>. -------------------------------- <37> Там же.

Подобный пример не единичен. Случаев, когда дети остаются без жилья, даже не десятки и сотни, а тысячи и десятки тысяч. И задача государства - обеспечить недопущение подобных сделок, а в случаях, когда отдельные незаконные сделки все-таки совершены, - приложить усилия, чтобы вернуть ребенку то, чего его незаконно лишили. Но судебная практика и даже постановления Пленума Верховного Суда РФ - это не закон, Россия - не страна судебного прецедента. Поэтому ссылки на судебную практику допустимы при рассмотрении дела в суде, т. е. когда право ребенка нарушено и настало время для его восстановления. Требовать от органов опеки и попечительства исполнения закона, нормы которого не сформулированы, весьма непросто <38>. -------------------------------- <38> Королева Г. О бедном ребенке замолвите слово... // Законность. 2004. N 6.

Государственная функция по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Семейному кодексу Российской Федерации возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121), являющиеся органами местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются на основании уставов муниципальных образований. Представляется необходимым создать единые правовые гарантии реализации прав детей, лишенных родительского попечения, поскольку изначально, имея равные права, они фактически обладают разными возможностями их реализации в зависимости от финансового состояния региона и действия устава муниципального образования. Например, такая обязанность органов опеки и попечительства, как принять меры по охране жилищных и имущественных прав детей, федеральным законом четко не регламентирована. Учитывая международный опыт, а также опыт ряда законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, автором предлагается возложить функции по координации работы органов опеки и попечительства на Уполномоченного по правам ребенка. Учреждение в Российской Федерации института Уполномоченного по правам ребенка позволит усилить механизм защиты прав несовершеннолетних, в том числе и детей, лишенных родительского попечения. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, выступая на X Всемирном Русском Народном Соборе, отметил, что "сегодня, к сожалению, на смену абсолютизации государства, характерной для нового времени, приходит абсолютизация суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности... Вне нравственного контекста человечество жить не может. Никакими законами мы не сохраним общество жизнеспособным, не остановим коррупцию, злоупотребление властью, распад семей, появление одиноких детей, сокращение рождаемости, разрушение природы, проявление воинствующего национализма, ксенофобии и оскорбления религиозных чувств..." <39>. Автор не совсем разделяет мнение митрополита Кирилла, считая, что правовое обеспечение защиты чести и достоинства детей, и в первую очередь детей, лишенных родительского попечения, возможно при законодательном закреплении контрольного механизма за соблюдением прав таких детей, а также обеспечении неукоснительного исполнения принятых законов и применения санкций за их нарушение. -------------------------------- <39> Права человека и нравственная ответственность // Современное право. 2006. N 3. С. 16.

------------------------------------------------------------------

Название документа