Легализация денежных средств и финансовый кризис

(Бирюков Ю. С.)

("Российская юстиция", 2009, N 11)

Текст документа

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС

Ю. С. БИРЮКОВ

Бирюков Ю. С., заместитель председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам.

Обычно, объясняя природу финансового кризиса, выделяют макроэкономические причины, на первый взгляд лежащие на поверхности. Это кредитные бумы, развивающиеся на стадии "перегрева" экономики, снижения банковских активов и капиталов. Это возникновение "мыльных пузырей" на рынке ценных бумаг и недвижимости, падение цен на активы и т. п.

Однако возникновение этих внешних макроэкономических причин вырастает в подавляющем большинстве из теневой экономики, проще говоря, они связаны с преступлениями в сфере экономической деятельности.

Финансовый кризис обнажил проблемы, так как отмывание (легализация) денежных средств, добытых преступным путем, превысило все возможные пределы.

Например, в 2008 - 2009 гг. правительство США подало массу исков в суды против Швейцарского банка UBS, требуя раскрыть имена 52 тысяч американских клиентов банка, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов. Банку пришлось раскрыть информацию по примерно 300 вкладам и выплатить США гигантский штраф. Пока это мало повлияло на сложившуюся систему отмывания денег через офшоры. Из 52 тысяч банковских вкладов раскрыта тайна только 300. Это ничтожное количество от общего числа подозрительных вкладов только в одном Швейцарском банке UBS.

Активно выступают за отмену тайны банковских вкладов в офшорах во Франции, Германии, так как они наиболее страдают от отмывания преступных денег, добытых в результате совершения налоговых преступлений.

В Швейцарии уклонение от уплаты налогов не считается уголовным преступлением, так как все деньги от налоговых преступлений, совершенных во Франции, Германии и других странах, переводятся на хранение в банки Швейцарии. Поэтому швейцарские банки не предоставляют никакой информации о вкладах, в отношении которых имеются подозрения, что они добыты в результате налоговых преступлений.

Еще в апреле 1998 г. в Швейцарии вступил в силу федеральный закон о борьбе с отмыванием денег в финансовом секторе. Прошло более 10 лет с начала его действия, однако мало что изменилось за это время.

По данным Министерства иностранных дел Великобритании, в швейцарских банках до сих пор хранится золото нацистов на сумму 4 миллиарда долларов.

В Европе неконтролируемый отток национальных капиталов уже давно вызывает раздражение.

Так, в 2000 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) опубликовала список 35 государств-офшоров. Юридической силы этот документ не имел, но создал определенные сложности при проведении банковских операций со странами из "черного списка". Поэтому большинство стран изменило законодательство, ужесточив контроль за регистрацией иностранных компаний на своих территориях.

В результате в списке осталось три государства - Андорра, Лихтенштейн и Монако.

Однако кризис заставил Европу вновь пересмотреть списки офшорных стран.

На парижской конференции ОСЭР в октябре 2008 г. министр финансов Германии П. Штейнбрюк предложил приравнять к офшорам Австрию, Люксембург и Швейцарию.

В частности, Штейнбрюк обрушился с критикой на швейцарское правительство, которое является виновником того, что состоятельные налогоплательщики предпочитают направлять деньги напрямую в Швейцарию (без уплаты налогов на родине).

Правительство Великобритании также объявило о планах произвести "фундаментальную ревизию" офшорных центров, находящихся под британской юрисдикцией.

Даже Католическая церковь предложила свой план по спасению мировой экономики от последствий финансового кризиса.

Корень зла, по мнению папы Бенедикта XVI, кроется в офшорных зонах. Ватикан, как сообщает "Observer", предлагает избавиться от "этих центров, которые поддерживают безрассудные экономические и финансовые модели". Неприсоединившихся угрожают вывести на чистую воду.

Не последнюю опасность для общества представляет и то, что отмытые имущественные ценности организованная преступность часто реинвестирует для совершения дальнейших преступлений и тем самым создает условия для причинения материального ущерба. Тут речь идет не обязательно о преступлениях, связанных с теневым капиталом или о терроризме, который также обслуживает отмывание денег.

Полученные денежные средства могут в любом случае быть использованы на финансирование организованной экономической преступности, что очень убыточно для любой экономической системы.

Так или иначе, дело идет к тому, что в скором времени раскрытие тайны банковских вкладов, находящихся в офшорных зонах, не будет составлять никаких проблем.

Раскрытие банковской тайны по офшорным счетам неизбежно повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и совершение других преступлений.

Сложившаяся в результате кризиса ситуация может повлечь за собой возвращение "беглого" капитала в Россию при условии объявления амнистии. Более или менее удачные примеры налоговой амнистии уже встречались в мировой практике, правда, это происходило в отсутствие кризиса.

Следует различать две категории амнистии: с одной стороны, амнистия на капитал (легальное происхождение, но не уплачен налог), с другой стороны, личная амнистия (нелегальное происхождение средств, но не уплачен налог).

Амнистия на капитал - т. е. в пределах обусловленного периода времени обратный приток капитала в страну или декларирование тайно принятого имущества и до сих пор не обложенного налогом капитала (например, вложенного в офшорных центрах). Тем самым совершившие уклонение от уплаты налогов амнистируются, имеющийся капитал декларируется. И в будущем в установленном режиме платится налог.

Личная амнистия означает, что личные проступки сверке с полученным капиталом не подлежат и далее не расследуются. Эта форма амнистии организует расширенную защиту тех, кого она касается, поскольку амнистируются не только вложенные доходы от незаконной деятельности и уклонение от уплаты налогов, но и возможные сверхдоходы. Сомнительные приобретения - амнистируются. Амнистию на приобретение необходимо принимать ограниченно, чтобы предотвратить амнистию тяжких и особо опасных преступлений.

Амнистия на капитал происходит или с целью обратного получения задекларированных за границей "беглых денег", которые впоследствии вольются в отечественный денежный рынок, с целью задекларировать хранимое за границей имущество и присовокупить к налоговой базе или подвергнуть будущему обложению налогом скрытый внутри капитал.

В последнее время были проведены две крупные амнистии за рубежом в Италии в 2002 - 2003 гг., в Германии в 2004 - 2005 гг. Результаты амнистии получились разные.

Италия надеялась на обратный приток капитала из соседней Швейцарии, в Германии амнистия распространилась только на налоговые правонарушения.

В результате Италия в значительной мере пополнила бюджет, в Германии амнистия не достигла ожидаемых результатов.

В Германии закон об амнистии освободил от наказания всех, кто уплатит налоги. Дополнительно поощрялось использование амнистии путем ужесточения контроля по истечении срока, предусмотренного для добровольного декларирования. Банкам давалось указание после истечения срока амнистии усилить контроль за счетами, в отношении которых имелись подозрения о поступлении незаконных доходов.

Закон об амнистии требовал не только декларировать денежные суммы, но и объяснять происхождение денег.

С задекларированных доходов увеличивались налоговые ставки, которые колебались от 25 до 35%.

Первоначально рассчитывали получить налоговых поступлений от амнистии до 25 млрд. евро. Фактически в бюджет поступило налогов в размере 1,4 млрд. евро. Итог амнистии оказался весьма далек от предполагаемых результатов. Причина такой ситуации объясняется многими факторами.

С одной стороны, немецкие злостные неплательщики налогов, поместившие свой капитал на депозиты в соседних странах, чувствуют себя в безопасности, как и прежде, от возможного уголовного преследования.

В первую очередь это капиталы, находящиеся в финансово благополучных Лихтенштейне и Швейцарии, которые не входят в Европейское сообщество.

Швейцарская банковская тайна не обязывает давать сведения при подозрении на уклонение от уплаты налогов, а также и налог на источники дохода для зарубежных банковских активов, что по сравнению с более высоким немецким тарифом на подоходный налог не является убедительным поводом для возвращения в легальность. Потенциальный возврат в налоговую легальность сталкивается с неизменной проблемой, существующей первоначальной причины бегства капитала - высокого налогообложения доходов. Преимуществом амнистии остается более мягкое обложение налогом в год амнистии, а не искомое более низкое обложение налогом в будущем.

Итальянский закон об амнистии предусматривает освобождение от всех административных, налоговых уголовно-правовых санкций, если имущество, нелегально доставленное за границу или находящееся за границей в период срока подачи заявления с 1 ноября 2001 г. по 28 февраля 2002 г. было задекларировано в Италии или возвращено обратно в страну.

В случае наличия недвижимого имущества достаточно декларации, деньги и акции необходимо было перевести в Италию. Стимулировали перевод капиталов очень маленькие ставки налога - 2,5%. Реальному переводу денежных средств через кредитные учреждения способствовало то, что он был анонимным, так как одновременно была введена банковская тайна, отражающая эту анонимность. В результате амнистия принесла общую сумму 60 млрд. евро заново задекларированного или возвращенного в Италию капитала, большая часть которого была возвращена из соседней Швейцарии.

Благодаря низкой налоговой ставке на декларируемые доходы в 2,5% в государственную казну поступило 1,5 млрд. евро.

Большой успех налоговой амнистии побудил итальянских законодателей увеличить и усовершенствовать существующую модель амнистии. Амнистия распространялась не только на физических лиц, но и на предприятия. Срок декларации был продлен с 1 января 2003 г. до 30 июля 2003 г., а затем и до 16 октября 2003 г.

Это принесло в казну еще 8,85 млрд. евро. Однако несмотря на внушительный обратный поток, размер возвращенного капитала по разным оценкам составил чуть более 10% от предполагаемых объемов капитала, вывезенного за границу. Как бы там ни было, видно, что 2,5% налоговой ставки на заявленные доходы действуют значительно эффективней, чем 25% в Германии. Благодаря низкому обложению налогом задекларированных сумм в казну поступила довольно значительная сумма, на основании того, что уже в первый год амнистия принесла 60 млрд. евро облагаемого налогом объема капитала.

С 1 марта 2007 г. в России вступил в силу Закон о налоговой амнистии для граждан страны. В результате россияне получили возможность легализовать незадекларированные доходы, полученные до 1 января 2006 г.

Согласно Закону размер декларируемых сумм не ограничен, указывать виды и источники дохода не требуется. Оплатить требуется 13-процентный подоходный налог в любом банке, для чего нужно отправить платеж на специальный счет Федерального казначейства. Под налоговую амнистию не подпадают граждане, которые совершили иные, кроме сокрытия доходов, правонарушения. Так, закон не распространяется на доходы, полученные преступным путем или с нарушением финансового, таможенного или иного законодательства.

Результаты амнистии оказались не совсем удачными. Объем платежей, поступивших от граждан, оказался минимальным, чуть более 611 миллионов рублей, что позволило легализовать теневые доходы в размере около 4,7 млрд. рублей.

Как видно по результатам, таким образом многого выиграть нельзя, причина в том, что граждане опасаются декларировать незаконные доходы, так как боятся возможного разбирательства с правоохранительными органами.

Максимальный результат могла бы дать амнистия на капитал, долю иностранного и "беглого" капитала, который благодаря амнистии опять был бы перечислен в Россию. Потенциальный обратный приток капиталов в Россию по различным оценкам может составить от 10 до 20 миллиардов долларов США.

Данная сумма капитала приближена к действительности, так как с начала 90-х годов ежегодно миллиардные суммы переходят за границу.

До 1996 года борьбой с легализацией (отмыванием) денег, а тем более средств, полученных от сокрытия доходов, неуплаты налогов, практически никто не занимался.

"Черный" капитал за границей мог бы опять свободно стать прибыльным вложением денег и в России. Сами зарубежные инвесторы были бы заинтересованы в том, чтобы присоединиться к амнистированным предприятиям.

Одновременно возникает вопрос, который может явиться проблемой, предшествующей амнистии, в какой мере может быть морально оправдано официальное "забвение" преступлений.

Законопослушные налогоплательщики будут сильно обделены по сравнению с правонарушителями, особенно если это касается неуплаты налогов по некогда высоким налоговым ставкам.

В соответствии с этим подрывается налоговая мораль законопослушных налогоплательщиков, и в выигрыше остаются правонарушители.

Чтобы борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма была успешной, необходимо международное сотрудничество, применение тщательно продуманных предупредительных мер. Здесь принципиальное значение имеют общепринятые стандарты, базирующиеся на индивидуальном опыте каждой страны по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Название документа