Освобождение от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности по законодательству Республики Молдова

(Боршевский А., Мыца О.) ("Административное право и процесс", 2009, N 6) Текст документа

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

А. БОРШЕВСКИЙ, О. МЫЦА

Боршевский А., старший научный сотрудник Института культурного наследия Академии наук Молдовы, доктор юридических наук.

Мыца О., докторант Института истории, государства и права Академии наук Молдовы.

Законодательством Республики Молдова предусмотрен институт освобождения от уголовной ответственности с привлечением лица к административной ответственности по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности. Ключевые слова: уголовная ответственность, освобождение от уголовной ответственности, преступления средней тяжести, административная ответственность, общественная опасность, общественное воздействие.

Legislation of the Republic of Moldova provides for the institute of release from criminal responsibility with bringing the person to administrative responsibility on the cases which are not of high public danger. Key words: criminal responsibility, release from criminal responsibility, crimes of average gravity, administrative responsibility, public danger, public influence <*>. -------------------------------- <*> Borshevskii A., Mytsa O. Release from criminal responsibility with bringing to administrative responsibility under legislation of the Republic of Moldova.

В ст. 55 УК Республики Молдова говорится, что лицо, впервые совершившее незначительное преступление или преступление средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности судебной инстанцией, если установлено, что его исправление возможно без привлечения к уголовной ответственности. Одной из проблем, возникающих в связи с принятием решения о замене уголовной ответственности административными мерами, является неоднозначность понимания юридической природы освобождения от уголовной ответственности с привлечением к административной <1>. -------------------------------- <1> Радыно Т. В. Юридическая природа освобождения от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности // Эффективность уголовной юстиции в контексте верховенства права. Минск, 2003. С. 78 - 79.

Сущность данного вида освобождения от уголовной ответственности заключается в том, что вредное деяние, совершенное виновным лицом, подпадает под признаки деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 14 УК, т. е. является преступлением, однако судебная инстанция считает возможным заменить уголовную ответственность иной формой юридической ответственности, а именно административной. Наличие данного вида освобождения от уголовной ответственности позволяет увеличить возможность общественного воздействия на лиц, виновных в совершении незначительных преступлений или преступлений средней тяжести. Освобождение от уголовной ответственности с привлечением к административной обеспечивает дифференцированный подход к гражданам, совершившим преступление, не представляющее большой общественной опасности, и имеющим возможность исправиться без применения мер уголовного наказания <2>. -------------------------------- <2> Песлякас В. Ч. Освобождение от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности: Автореф. канд. дис. Харьков, 1980. С. 3 - 12.

К лицам, освобожденным от уголовной ответственности, в соответствии с ч. 1 ст. 55 УК могут быть применены следующие административные взыскания: - штраф в размере до 150 условных единиц; - административный арест на срок до 90 дней. Представляется, что в данном случае имеет место правовая коллизия между отдельными нормами уголовного и административного права, суть которых заключается в следующем: - при наложении административно-правовых санкций суд должен руководствоваться и нормами Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающими производство по делам об административных правонарушениях; - пункт "a" ч. 2 ст. 55 УК предусматривает максимальный размер штрафа - 150 условных единиц. Согласно ч. 3 ст. 64 УК данный размер штрафа как мера уголовного наказания является минимальным. Исходя из содержания ст. 26 Кодекса об административных правонарушениях, если в санкции статьи не указан нижний предел штрафа, то он не может составлять меньше одной минимальной заработной платы. Кроме того, в УК размер штрафа согласно ч. 2 ст. 64 УК определяется в условных единицах (20 леев), а в Кодексе об административных правонарушениях (ст. 26) - в минимальных заработных платах; - пункт "b" ст. 55 УК предусматривает срок административного ареста до 90 дней, в то время как согласно ст. 31 Кодекса об административных правонарушениях максимальный срок административного ареста - 30 дней <3>. -------------------------------- <3> Комментарий к Уголовному кодексу Республики Молдова. Кишинев, 2005. С. 210 - 211.

Все это демонстрирует необходимость внесения необходимых изменений в Кодекс РМ об административных правонарушениях. Перечисленные выше меры административного взыскания могут применяться лишь в том случае, если, во-первых, лицо совершило деяние, содержащее признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности (т. е. при совершении незначительного преступления или преступления средней тяжести), во-вторых, такое освобождение от уголовной ответственности возможно лишь в отношении лиц, исправление и перевоспитание которых может быть осуществлено без привлечения к уголовной ответственности, в-третьих, преступление совершено впервые. Необходимо подчеркнуть, что вывод суда о возможности исправления и перевоспитания подсудимого, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности, без применения уголовной ответственности должен быть основан на всестороннем, полном, объективном исследовании данных о его личности. Препятствием к освобождению от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности может быть непогашенная или не снятая в установленном законом порядке судимость. Освобождение от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности может быть осуществлено, согласно ч. 1 ст. 55 УК Республики Молдова, только судебной инстанцией, которая прекращает поступившее уголовное дело. Основания к прекращению уголовного дела с привлечением лица к административной ответственности должны найти свое четкое выражение в приговоре суда, который судьи обязаны мотивировать <4>. Потому, принимая решение о прекращении уголовного дела с привлечением подсудимого к административной ответственности, судьи в приговоре должны указать и привести соответствующие доказательства в отношении выводов о том, что лицо совершило незначительное преступление или преступление средней тяжести, исправление лица возможно без привлечения к уголовной ответственности. Приговор также должен содержать мотивы квалификации преступления по закону, санкция которого предусматривает наказание в виде лишения свободы. В приговоре должен быть мотивирован вывод суда о доказанности совершения преступления обвиняемым. В резолютивной части определения следует указать, в частности, на освобождение данного лица от уголовной ответственности с прекращением производства по делу в связи с привлечением лица к административной ответственности и применения меры административного взыскания, а также сроки и порядок обжалования этого приговора. -------------------------------- <4> Мацнев Н. И. Освобождение от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ленинград, 1981. С. 3 - 16.

Названные в ч. 2 ст. 55 УК санкции не являются мерами уголовного наказания, а значит, их применение не влечет судимости со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. Вместе с тем их применение может оказаться более эффективной мерой воздействия на лицо, совершившее впервые незначительное преступление или преступление средней тяжести, в целях его перевоспитания и недопущения совершения им новых преступлений, чем привлечение к уголовной ответственности <5>. -------------------------------- <5> Комментарий к Уголовному кодексу Республики Молдова. Кишинев, 2005. С. 211.

Отметим, что стремление декриминализировать часть деяний, считающихся преступлениями, и ввести более простое и скорое процессуальное производство по таким делам не может вызывать возражений, но сделать это можно переводом упомянутых деяний из числа преступлений в разряд административных проступков и введением производства по таким делам на основе административно-процессуальных норм <6>. -------------------------------- <6> Лазарев Б. М., Лунев А. Е. Основы законодательства об административных правонарушениях // Советское государство и право. 1981. N 4. С. 20.

Название документа