Международно-правовые основы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
(Конин Н. М., Соколов А. Ю.) ("Административное право и процесс", 2013, N 11) Текст документаМЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Н. М. КОНИН, А. Ю. СОКОЛОВ
Конин Николай Михайлович, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор.
Соколов Александр Юрьевич, профессор кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, доктор юридических наук, доцент.
В статье анализируются различные принципы международного права и их влияние на правовую природу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. По мнению авторов статьи, основополагающие общеправовые принципы международного права проявляют себя в законодательном установлении мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении, определяя пределы, размеры и направление их принудительного воздействия на права и свободы личности.
Ключевые слова: принципы международного права, административное принуждение, производство по делам об административных правонарушениях.
International legal bases of application of provision procedure measures of administrative offences cases N. M. Konin, A. Y. Sokolov
Konin Nikolay Mikhailovich, Honored science worker of the Russian Federation, head of the Chair of Administrative and Municipal Law of Saratov State Law Academy, doctor of juridical sciences, professor.
Sokolov Alexander Yurievich, professor of the Chair of Administrative and Municipal Law of Saratov State Law Academy, doctor of juridical sciences, assistant professor.
In the article the various principles of international law and their influence on the legal nature of provision procedure measures of administrative offences cases are analyzed. According to the author of article, fundamental all-legal principles of international law prove in legislative establishment of provision procedure measures of administrative offences cases, defining limits, the sizes and the direction of their compulsory impact on the rights and personal freedoms.
Key words: principles of international law, administrative compulsion, consideration of case in administrative cases.
Институт мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях выступает средством охраны правопорядка. Являясь частью российской правовой системы, он имеет в качестве основы законодательного регулирования конституционно-правовые принципы, выступающие незыблемым фундаментом для правовых институтов всех отраслей права. Конституционные основы административного права наиболее полно и детально были исследованы в работе заслуженного деятеля науки РСФСР, виднейшего представителя основателей науки административного права, доктора юридических наук, профессора В. М. Манохина <1>. В своих трудах В. М. Манохин дает конституционную характеристику основным институтам административного права, отмечая Конституцию в качестве его главного источника. В. М. Манохин полагает, что "Конституция требует не только добиваться правильного сочетания убеждения и принуждения, но и обеспечивать соблюдение всех правил нашей жизни каждой государственной и общественной организацией, каждым должностным лицом и каждым гражданином" <2>. -------------------------------- <1> См.: Манохин В. М. Конституционные основы советского административного права. Саратов, 1983. <2> Манохин В. М. Указ. соч. С. 207.
Вместе с тем наряду с конституционно-правовыми нормами непосредственное воздействие на параметры мер административного принуждения оказывают общецивилизационные принципы международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ <3> общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ имеют приоритет над законодательством РФ. Выполнение Россией международно-правовых обязательств обязывает ее обеспечить соблюдение и всемерную защиту прав, свобод и законных интересов граждан в соответствии с международными стандартами. Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <4> (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации <5>. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445. <4> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757. <5> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 2.
Нормы административно-деликтного законодательства должны в полной мере учитывать положения важнейших международно-правовых актов, закрепляющих общечеловеческие ценности, необходимые для защиты прав и интересов каждого человека, к числу которых относятся: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. <6>, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.) <7>, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. <8>, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. <9> (далее - Международные пакты о правах), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г. N 3452 (XXX) "Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" <10>, Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания <11>, Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. <12>, Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают <13>, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме <14>, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/113 "Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы" <15>, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 от 4 ноября 1950 г. <16>, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ETS N 126 от 26 ноября 1987 г. <17> и др. -------------------------------- <6> Российская газета. 1998. 10 декабря. <7> Советская юстиция. 1992. N 8. С. 19. <8> Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII // Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291. <9> Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII. Вступил в силу для СССР с 3 января 1976 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII. С. 36. <10> Генеральная Ассамблея ООН: [сайт]. URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/torture. slitml (дата обращения: 30.08.2013). <11> Приняты Резолюцией 37/194 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1982 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 181 - 182. <12> Конвенция подписана от имени Правительства СССР 10 декабря 1985 г. и ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 21 января 1987 г. N 6416-XI // Ведомости ВС СССР. 1987. N 45. Ст. 747. <13> Утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г. // Генеральная Ассамблея ООН: [сайт]. URT: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/not_nationals_rights. sntml (дата обращения: 30.08.2013). <14> Утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г. // Советская юстиция. 1992. N 6. С. 20. <15> Генеральная Ассамблея ООН: [сайт]. URT: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/juveniles_liberty. shtml (дата обращения: 30.08.2013). <16> Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163. <17> Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 44-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 36. Ст. 4465.
Наряду с нормами основополагающих международно-правовых актов значительное влияние на правовую природу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях оказывают также решения Европейского суда по правам человека, имеющие силу прецедента и являющиеся обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации. Международное право закрепляет ряд норм и принципов, призванных обеспечить соблюдение государствами обязательств по защите прав и свобод человека. Среди таких принципов можно выделить те, которые непосредственно затрагивают правовую природу и процедуру реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: принцип наибольшего благоприятствования индивиду, принцип непонижаемости защиты прав человека по международному праву, принцип неотъемлемости прав и свобод человека, принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации, принцип неделимости гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод человека, принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы человека должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. Содержание принципа наибольшего благоприятствования индивиду раскрывается во Всеобщей декларации прав человека и Международных пактах о правах, где в качестве основы свободы, справедливости и всеобщего мира называется "признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и равных и неотъемлемых прав их...". Понятие "достоинства" дано данными международно-правовыми актами через комплекс всех прав и свобод, приведенный перечень которых не является исчерпывающим. Гарантией данного положения служит ч. 2 ст. 5 Международных пактов о правах, закрепляющая, что "никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующем в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме". Наряду с указанными положениями ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" <18>. -------------------------------- <18> В соответствии с решением Европейского суда по делу "Мелоун против Великобритании" (1984 г.) объем и порядок осуществления исполнительной властью полномочий по ограничению прав и свобод должны быть достаточно ясно определены в законе // Гомиен Д. Путеводитель по Европейской конвенции о защите прав человека. Страсбург, 1994. С. 47.
С данным принципом неразрывно сочетается принцип непонижаемости защиты прав человека по международному праву, истоки которого находятся в ст. 30 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что "ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации". Юридическим содержанием принципа неотъемлемости прав и свобод человека является запрет действий, направленных на уничтожение прав и свобод, изложенных в Декларации, включая недопущение правового признания отказа от них индивидов (ст. 30 Всеобщей декларации прав человека, ст. 5 Международных пактов о правах). Основные права и свободы личности являются неотъемлемыми и не могут быть отчуждены. Принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации провозглашен п. 1 преамбулы Всеобщей декларации прав человека, согласно которому "признание равных прав всех членов человеческой семьи является основой свободы, справедливости и всеобщего мира". Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 2 Международных пактов о правах). Равноправие не подразумевает равенство без какого-либо различия. Однако государство вправе издавать законы, которые отличаются неодинаковым подходом к различным лицам, только если они направлены к общей пользе <19>. Равенство означает единое применение нормы права в отношении находящихся в равных условиях субъектов. -------------------------------- <19> В соответствии с решением Европейского суда по правам человека дифференцированное обращение оправданно, если оно имеет объективную и законную цель, а также при наличии разумной взаимосвязи пропорциональности между используемыми средствами и преследуемой целью. См.: Постановление Европейского суда по правам человека от 23 июля 1968 г. по делу "Дело относительно некоторых аспектов законодательства об использовании языков в образовании в Бельгии" // Защита личности от дискриминации: Хрестоматия: В 3-х т. М.: Новая юстиция, 2009. Т. 2. С. 202 - 247.
В развитие данного принципа принята Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепляющая ряд основополагающих прав иностранных граждан, признанных в соответствующих международных документах. Международный принцип неделимости гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод человека выражается в том, что права человека неделимы, взаимозависимы, взаимосвязаны и не должны противопоставляться друг другу, поскольку образуют единый комплекс <20>. -------------------------------- <20> См.: Черниченко С. В. ООН и права человека: итоги и проблемы полувекового пути // Российский ежегодник международного права. 1996 - 1997. СПб., 1998. С. 288.
Понимание всех прав как единого целого, в котором для осуществления одних прав необходимо осуществление всех других, можно наблюдать во многих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН <21>. В соответствии с их положениями поощрение и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от поощрения и защиты других прав. -------------------------------- <21> См.: преамбула и п. 1(a) Резолюции 32/130 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1977 г. "Альтернативные подходы и пути и средства содействия в рамках системы Организации Объединенных Наций эффективному осуществлению прав человека и основных свобод" // Генеральная Ассамблея ООН: [сайт]. URL: http://www. un. org/ru/ga/32/docs/32res. shtml (дата обращения: 30.05.2013); Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 41/117 от 4 декабря 1986 г. "Неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав" // Законы Украины: Информационно-правовой портал. URL: http://www. uazakon. com/documents/date_5e/pg_ifwnsp. htm (дата обращения: 30.08.2013).
Принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы человека должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты, является широко признаваемым. В соответствии со ст. 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод государство "в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, может принимать меры в отступление от ее обязательств только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву". Статья 4 Международного пакта о гражданских и политических правах допускает применение таких мер "только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения". Рассмотренные принципы, имеющие особое значение для правоприменительной практики, нашли свое отражение в административно-деликтном законе. В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ его приоритетной задачей выступает защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, что предопределяет правовое содержание института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Наряду с основополагающими принципами, определяющими основы законодательного установления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, международным правом закреплен также ряд стандартов в области прав человека, оказывающих доминирующее влияние на процессуальную сторону указанных мер административного принуждения. Отдельные принципы установлены международным правом относительно применения задержания, в т. ч. в административном порядке. Так, в соответствии со Сводом принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, задержанные лица <22> имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (принцип 1); их задержание осуществляется только в строгом соответствии с положениями закона и компетентными должностными лицами или лицами, уполномоченными законом для этой цели (принцип 2); должно осуществляться в силу постановления или подлежать эффективному контролю судебного или другого органа (принцип 4); лицо не может находиться в задержании без предоставления эффективной возможности быть в срочном порядке заслушанным судебным или иным органом (ч. 1 принципа 11); до сведения задержанного лица или его адвоката, если таковой имеется, без промедлений доводится полная информация о любом постановлении о задержании, а также о причинах задержания (ч. 2 принципа 11); любому лицу в момент ареста и в начале задержания или заключения или вскоре после этого органом, ответственным за арест, задержание или заключение, соответственно, доводятся до сведения и разъясняются его права и как оно может осуществить эти права (принцип 13); запрещается злоупотреблять положением задержанного или находящегося в заключении лица с целью принуждения его к признанию, какому-либо иному изобличению самого себя или даче показаний против любого другого лица (ч. 1 принципа 21) и др. -------------------------------- <22> Под задержанными лицами рассматриваемый нормативный акт понимает любых лиц, лишенных личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения.
Пункт 95 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными распространяет все принципы защиты также на лиц, арестованных или помещенных в тюрьму без предъявления обвинения, включая категорию административно задержанных. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, именуя данные действия грубыми, вопиющими и массовыми нарушениями прав человека, требует от государств-участников обеспечения достойного обращения с лицами, подвергнутыми любой форме задержания <23>. -------------------------------- <23> Бремя представления убедительных доводов о том, что применение силы не являлось избыточным, возлагается на государство, чьи должностные лица применили физическую силу. См., напр.: Постановление Европейского суда от 24 мая 2007 г. по делу "Зелилоф против Греции" (Zelilof v. Greece) // The Kurdish Human Rights Project. 2007. N 12. P. 228 - 233.
Дополнительные принципы распространены международным правом в отношении несовершеннолетних Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г. <24> и от 14 декабря 1990 г. N 45/113 <25>, в соответствии с которыми несовершеннолетние должны лишаться своей свободы только в исключительных случаях, а в случае их задержания должны быть немедленно или в кратчайшие возможные сроки поставлены в известность их родители или опекун. Подобные гарантии обусловлены крайней уязвимостью несовершеннолетних для злоупотреблений, виктимизации и нарушения их прав. В этой связи несовершеннолетние, лишенные свободы, нуждаются в особом внимании и защите, а их права и благополучие должны гарантироваться в течение и после периода лишения свободы. -------------------------------- <24> Советская юстиция. 1991. N 12 - 14. <25> Генеральная Ассамблея ООН: [сайт]. URL: http://www. un. org/russian/documents/instruments/docs_ru. asp? year=1990 (дата обращения: 30.08.2013).
Таким образом, отраженные в Конституции РФ основополагающие общеправовые принципы международного права проявляют себя в законодательном установлении мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении, определяя пределы, размеры и направление их принудительного воздействия на права и свободы личности.
Литература
1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445. 2. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757. 3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 2. 4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря. 5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: утв. ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г. // Советская юстиция. 1992. N 8. С. 19. 6. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.: ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII // Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291. 7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.: ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII. Вступил в силу для СССР с 3 января 1976 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII. 8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г. N 3452 (XXX) "Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" // Генеральная Ассамблея ООН: [сайт]. URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/torture. shtml (дата обращения: 30.08.2013). 9. Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: приняты Резолюцией 37/194 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1982 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 181 - 182. 10. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.: подписана от имени Правительства СССР 10 декабря 1985 г. и ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 21 января 1987 г. N 6416-XI // Ведомости ВС СССР. 1987. N 45. Ст. 747. 11. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают: утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г. // Генеральная Ассамблея ООН: [сайт]. URL: http://wwwun. org/ru/documents/decl_conv/declarations/not_nationals_rights. shtml (дата обращения: 30.08.2013). 12. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме: утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г. // Советская юстиция. 1992. N 6. С. 20. 13. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы // Генеральная Ассамблея ООН: [сайт]. URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/juveniles_liberty. shtml (дата обращения: 30.08.2013). 14. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 от 4 ноября 1950 г.: ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163. 15. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ETS N 126 от 26 ноября 1987 г.: ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 44-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 36. Ст. 4465. 16. Постановление Европейского суда по правам человека от 23 июля 1968 г. по делу "Дело относительно некоторых аспектов законодательства об использовании языков в образовании в Бельгии" // Защита личности от дискриминации: Хрестоматия: В 3-х т. М.: Новая юстиция, 2009. Т. 2. 17. Альтернативные подходы и пути и средства содействия в рамках системы Организации Объединенных Наций эффективному осуществлению прав человека и основных свобод: преамбула и Резолюции 32/130 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1977 г. // Генеральная Ассамблея ООН: [сайт]. URL: http://www. un. org/ru/ga/32/docs/32res. shtml (дата обращения: 30.05.2013). 18. Неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 41/117 от 4 декабря 1986 г. URL: http://www. uazakon. com/documents/date_5e/pg_ifwnsp. htm (дата обращения: 30.08.2013). 19. Постановление Европейского суда от 24 мая 2007 г. по делу "Зелилоф против Греции" (Zelilof v. Greece) // The Kurdish Human Rights Project. 2007. N 12. 20. Манохин В. М. Конституционные основы советского административного права. Саратов, 1983. 21. Черниченко С. В. ООН и права человека: итоги и проблемы полувекового пути // Российский ежегодник международного права. 1996 - 1997. СПб., 1998.
Название документа