Передача лица для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является

(Т. С. Эфендиев)

("Российский следователь", 2009, N 22)

Текст документа

ПЕРЕДАЧА ЛИЦА ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ,

ГРАЖДАНИНОМ КОТОРОГО ОНО ЯВЛЯЕТСЯ

Т. С. ЭФЕНДИЕВ

Эфендиев Т. С., преподаватель кафедры уголовного процесса Военного университета подполковник юстиции, кандидат юридических наук.

Автором статьи рассмотрены основные проблемные вопросы, возникающие при рассмотрении вопроса о передаче лица для отбывания наказания, а также вопросы определения вида наказания при совершении лицом нового преступления, которые недостаточно урегулированы действующим уголовно-процессуальным законодательством.

Многосторонним международным договором, на основе которого решаются вопросы передачи, является Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (1978 г.). Конвенция не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются ратифицировавшие ее государства.

Нормами международного права и УПК РФ передача осужденного для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, допускается в случаях, когда назначенное наказание в виде лишения свободы еще не отбыто осужденным. На лиц, осужденных не к лишению свободы, а к иным наказаниям, нормы гл. 55 УПК не распространяются.

Основанием передачи лица, осужденного судом РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина России, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в РФ является решение суда.

Суд принимает решение о передаче осужденного по результатам рассмотрения: а) представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний; б) обращения осужденного; в) обращения представителя осужденного; г) обращения компетентных органов иностранного государства.

Компетентными органами иностранного государства признаются органы, имеющие право принимать решение о передаче осужденного. К ним относятся, как правило, министерства юстиции и прокуратура.

В Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области исполнения наказаний, является Министерство юстиции РФ. Непосредственно исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, подведомственная Министерству юстиции РФ.

Если просьба о передаче исходит не от самого осужденного или его представителя (например, родственника, адвоката), а содержится в представлении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, то она обязательно сопровождается письменным согласием осужденного на передачу.

Закрепление в законе этого требования призвано гарантировать соблюдение интересов осужденного и не допускать принудительного перемещения в страну лица, которое по каким-либо причинам не хочет возвращаться в государство, гражданином которого является (например, из-за опасения возможности причинения вреда его здоровью, жизни или ввиду других обстоятельств).

Компетентные органы государства вынесения приговора должны информировать осужденных о возможности обратиться с просьбой о передаче для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются или где имеют постоянное место жительства. При этом также необходимо сообщать им о юридических последствиях такой передачи. В частности, в Российской Федерации осужденное к лишению свободы по приговору суда другого государства лицо, которое в связи с последующей передачей его в Россию для дальнейшего отбывания наказания отбывало лишение свободы в исправительном учреждении РФ, считается ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы. Это обстоятельство в случае совершения таким лицом нового преступления повлияет на определение вида исправительного учреждения, в котором ему будет назначено отбывание наказания в виде лишения свободы. Конвенцией о передаче 1978 г. предусматривается также наступление для переданного лица правовых последствий, идентичных наступающим для лиц, осужденных в этом государстве за совершение такого деяния.

Иностранному государству может быть передано только лицо, в отношении которого обвинительный приговор вступил в законную силу.

Передача осужденного к лишению свободы для отбывания наказания является правом, а не обязанностью Российской Федерации. Российская Федерация передает осужденного только при наличии уверенности в том, что вынесенный ею приговор будет исполнен в иностранном государстве. УПК закрепляет перечень оснований, при наличии которых в передаче может быть отказано. Большинство из них указывается в международных договорах (например, ст. 4 Конвенции о передаче 1978 г.), которые им также не придают обязательного характера.

Передача может не состояться в случаях:

1) несоблюдения принципа двойной криминальности деяния. Если в иностранном государстве ни одно из деяний, за которые лицо осуждено в РФ, не признается преступлением, переданное лицо придется освободить, чем нарушится принцип неотвратимости наказания;

2) невозможности исполнения наказания в иностранном государстве вследствие:

а) истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства (например, в связи с объявленной амнистией);

б) непризнания судом или компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации. Причинами непризнания могут явиться такие обстоятельства, как отнесение иностранным государством преступления, за которое осуждено лицо в Российской Федерации, к политическим или военным преступлениям; наличие достаточных оснований полагать, что приговор был вызван или отягчен из-за расовой принадлежности лица, его вероисповедания, национальности или политических убеждений; непризнание осужденного субъектом преступления ввиду его возраста, если во время совершения преступления его возраст был таковым, что лицо не могло быть объектом уголовного преследования в иностранном государстве, и др.;

в) признания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации, но без установления порядка и условий отбывания осужденным наказания на территории иностранного государства, в результате чего осужденный, хотя формально и будет рассматриваться как отбывающий наказание, в действительности не будет нести никаких тягот и обременений, связанных с назначенным ему наказанием;

г) несопоставимости условий и порядка отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенного осужденному судом Российской Федерации, с определенными судом или иным компетентным органом иностранного государства, гражданином которого он является (независимо от того, ухудшают они или улучшают положение осужденного);

3) отсутствия гарантии со стороны осужденного или государства соблюдения имущественных прав лиц, признанных в установленном законом порядке гражданскими истцами;

4) отсутствия между государствами согласия о передаче на условиях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

5) наличия у передаваемого лица постоянного места жительства в Российской Федерации.

В некоторых двусторонних договорах предусматривается такое дополнительное основание для отказа в передаче осужденного, как величина оставшегося неотбытого срока наказания. Как указывается в Договоре между Российской Федерацией и Туркменистаном 1995 г., на момент получения запроса о передаче срок лишения свободы, который осужденному еще предстоит отбыть, должен составлять не менее шести месяцев. Договориться о передаче, если неотбытый срок наказания составляет менее шести месяцев, стороны могут в исключительных случаях (ст. 3).

Федеральная служба исполнения наказаний при принятии решения о передаче учитывает социально-демографические данные о личности осужденного (пол, возраст, состояние здоровья, наличие детей и др.), а также обстоятельства и квалификацию совершенного им деяния, наличие судимостей, поведение во время отбывания наказания и др.

При рассмотрении ходатайства или просьбы прокуратура запрашивает необходимые данные о личности осужденного (о наличии родственников, имевшихся в прошлом судимостях и другую информацию), а также материалы, перечисленные в ст. 7 Конвенции о передаче 1978 г., к которым относятся: удостоверенные копии приговора и имеющихся по делу решений вышестоящих судебных инстанций, документы о вступлении приговора в законную силу; документ о части наказания, отбытой осужденным, и той части наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию в соответствии с законодательством государства, судом которого вынесен приговор; документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено; тексты статей уголовного закона, на основании которого лицо осуждено; документ, свидетельствующий о гражданстве осужденного; другие документы, если это сочтут необходимым органы государства, судом которого вынесен приговор; заверенный перевод обращения и прилагаемых к нему документов.

В случае необходимости органы государства, гражданином которого является осужденный, могут запросить дополнительные документы или сведения.

При наличии достаточных оснований для заключения о том, что ходатайство может быть удовлетворено, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний, вносит представление в суд.

Решение о передаче гражданина иностранного государства, приговоренного к наказанию в виде лишения свободы судом Российской Федерации, для отбывания наказания в государство, гражданином которого осужденный является, принимается судом, постановившим приговор (ч. 1 ст. 396 УПК РФ). Если приговор в отношении гражданина иностранного государства приводится в исполнение в месте, на которое не распространяется юрисдикция суда, постановившего приговор, то вопрос о передаче такого лица разрешается судом того же уровня, а при его отсутствии в месте исполнения приговора - вышестоящим судом (ч. 2 ст. 396 УПК РФ). Копия постановления суда по месту исполнения приговора о принятом им положительном решении о передаче осужденного гражданина иностранного государства направляется в суд, постановивший приговор (ч. 2 ст. 396 УПК РФ).

Вопрос о признании, порядке и об условиях исполнения приговора суда иностранного государства, которым осужден гражданин России, передаваемый в РФ для отбывания наказания, рассматривается судом, к подсудности которого относится совершенное осужденным преступление с учетом квалификации по УК РФ деяния, за которое лицо было осуждено. При избрании конкретного суда принимается во внимание место последнего проживания осужденного в Российской Федерации (ч. 5 ст. 396 УПК РФ). Разрешается этот вопрос судьей единолично в судебном заседании (ч. 6 ст. 396 УПК РФ).

На судебном заседании должен присутствовать представитель учреждения, исполняющего наказание, или компетентного органа, по представлению которого разрешается вопрос о передаче осужденного.

Участвующий в судебном заседании осужденный имеет право знакомиться с представленными в суд материалами, участвовать в их рассмотрении, заявлять ходатайства и отводы, давать объяснения, представлять документы. Осужденный может осуществлять свои права с помощью адвоката. Решение об участии осужденного в судебном заседании принимает суд. В судебном заседании имеет право участвовать прокурор.

К составленному в письменной форме обращению компетентного органа государства, где вынесен приговор, к компетентному органу государства, гражданином которого является осужденный, прилагаются следующие документы:

а) удостоверенные копии приговора и имеющихся по делу решений вышестоящих судебных инстанций, документы о вступлении приговора в законную силу;

б) документ о части наказания, отбытой осужденным, и той части наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию в соответствии с законодательством государства, судом которого вынесен приговор;

в) документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено;

г) тексты статей уголовного закона, на основании которого лицо осуждено;

д) документ, свидетельствующий о гражданстве осужденного;

е) другие документы, если это сочтут необходимым органы государства, судом которого вынесен приговор;

ж) заверенный перевод обращения и прилагаемых к нему документов (ст. 7 Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (1978 г.)).

Государство, в котором вынесен приговор, может также направить в государство, гражданином которого является осужденный, сведения медицинского характера о состоянии здоровья осужденного, данные о режиме его содержания в пенитенциарном учреждении, рекомендации по его дальнейшему отбыванию наказания.

Последствием отсутствия или неполноты представленных сведений может стать отложение судом рассмотрения вопроса о передаче осужденного. Суд также вправе либо запросить недостающие материалы, либо, не рассматривая обращение осужденного, направить его в компетентный орган Российской Федерации для сбора необходимой информации.

В Российской Федерации лицо может отбывать наказание только в соответствии с российским законодательством. В связи с этим при удовлетворении представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства приговор иностранного государства должен быть легализован.

Название документа