Проблемы государственно-правового обеспечения культурных прав и свобод граждан на Украине

(Мяловицкая Н. А.) ("Культура: управление, экономика, право", 2009, N 4) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН НА УКРАИНЕ

Н. А. МЯЛОВИЦКАЯ

Мяловицкая Н. А., доцент юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, кандидат юридических наук.

Одной из отличительных черт общественного развития во второй половине XX в. является активное декларирование прав и свобод человека, что нашло свое отражение как в ряде международных актов, так и в законодательстве большинства стран мира. Однако эта гуманистическая идея оказалась не только одной из наиболее значимых, но и довольно сложной и болезненной для ее реализации на практике. Осуществление или нарушение прав и свобод человека в той или иной стране существенным образом влияет на духовное развитие как общества в целом, так и каждой личности в отдельности. Поэтому реализация прав и свобод человека требует не только их провозглашения, но и обеспечения условий для их реализации, а также правовой и общественной защиты. Важную роль в этом играют государство и законы, которые оно принимает. Конституционное закрепление прав и свобод человека в разных странах мира имеет свои особенности, обусловленные национальными традициями в развитии политико-правовой теории и практики. Из этого следует, что и соответствующие конституционные положения разных стран по своему объему, характеру, содержанию и способам формирования очень отличаются между собой. Вот почему для исследования правовых проблем, осуществления прав и свобод человека так важна их классификация и систематизация. Однако в юридической литературе в этом вопросе нет единого мнения. При его решении разные авторы руководствуются разными подходами. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой все права и свободы можно разделить на две группы: 1) права и свободы человека; 2) права и свободы гражданина. А в зависимости от сферы применения права и свободы делятся на: 1) личные; 2) политические; 3) экономические; 4) социальные; 5) культурные. Именно так, в частности, классифицирует права и свободы большинство специалистов по конституционному праву на Украине. Культурные права и свободы получили свое конституционное закрепление сравнительно недавно, поскольку свой отсчет ведут с 1948 г., когда они были зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека <1>. В основных законах большинства западноевропейских стран комплексная регламентация всей совокупности группы культурных прав и свобод отсутствует. Они обозначены лишь фрагментарно или излагаются вперемежку с социальными правами и свободами. -------------------------------- <1> Права человека. Основные международные документы: Сб. документов. М.: Междунар. отношения, 1989. С. 134 - 142.

Значительно полнее культурные права и свободы, а также гарантии их защиты закреплены в конституциях государств Центральной и Восточной Европы, в частности тех, что были образованы на постсоциалистическом пространстве. В целом же необходимо подчеркнуть, что полнота конституционного закрепления культурных прав и свобод в современном мире обусловлена не только особенностями исторического развития каждой страны, но и взаимоотношениями между государством и культурой. Интересы государства как политической формы организации общества, его возможности распространения своего влияния на общественное развитие могут совпадать или не совпадать с процессами развития культуры в данной стране, отражающими социально-прогрессивную творческую деятельность ее населения во всех сферах бытия и сознания. Культура, по мнению известного культуролога профессора Ю. М. Лотмана, "есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются" <2>. Кроме коммуникационной, культура имеет также и символическую природу. Поэтому искусственная идеология, которая навязывается культуре государством, может привести к ликвидации источников саморазвития культуры, к потере внутренних ее потенций. -------------------------------- <2> Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство, 2002. С. 6.

Именно эти обстоятельства способствовали тому, что страны, пережившие господство тоталитарных режимов, закрепили в конституциях положения о защите культурных прав и свобод гражданина. Вместе с тем следует обратить внимание на проблему равенства культур, их диалог. Некоторые государства, сложившиеся в современном мире, стремятся быть национальными государствами, игнорируя тот факт, что любое государство фактически является поликультурным. Как справедливо отмечает профессор Йельского университета (США) И. Валлерштайн, главный вопрос взаимоотношений культуры и государства заключается в том, осуществляет ли государство по отношению к культурным меньшинствам политику их насильственного обращения в лоно доминирующей культуры или создает условия для существования и развития соответствующей поликультурной реальности <3>. -------------------------------- <3> См.: Мироненко И. Международные Лихачевские чтения // Международная жизнь. 2008. N 7. С. 93, 97.

Примером такого насильственного утверждения господства "титульной" нации во всех сферах общественной жизни, прежде всего в области культуры, может служить деятельность органов государственной власти современной Украины. В ныне действующей Конституции Украины провозглашены следующие культурные права и свободы граждан: 1) право на образование; 2) свобода литературного, художественного, научного и технического творчества; 3) право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности <4>. -------------------------------- <4> Ведомости Верховного Совета Украины. 1996. N 9. Ст. 141; 2005. N 2. Ст. 44.

Право на образование, предусмотренное ст. 53 Конституции Украины, является своеобразным ядром этой группы прав. В соответствии со ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Конституция Украины признает право на образование за каждым человеком, независимо от его пола, расы, национальности, социального и имущественного состояния, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, принадлежности к партиям, отношения к религии, состояния здоровья и других обстоятельств. В Конституции отражены также положения демократических законодательных актов 90-х годов XX столетия: Декларации прав национальностей Украины от 1 ноября 1991 г. и Закона "О национальных меньшинствах в Украине" от 25 июня 1992 г., в которых предусмотрены гарантии гражданам-представителям национальных меньшинств осуществлять "право обучения на родном языке либо на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества" <5>. -------------------------------- <5> Там же.

Провозглашение свободы литературного, художественного, научного и технического творчества имеет общий характер и сводится к тому, что эту свободу имеют все граждане, а не только лица творческих профессий. Хотя творческие начала свойственны всем видам труда, но шире всего они воплощаются в сфере интеллектуальной деятельности. Поэтому в ст. 54 Конституции Украины провозглашается, что государство гарантирует защиту интеллектуальной собственности граждан, их авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с различными видами интеллектуальной деятельности. Права граждан Украины на развитие и результаты интеллектуальной деятельности декларируются также в положениях о заботе государства относительно сохранения исторических памятников и других объектов, имеющих культурную ценность, в охране культурного наследия. Как видим из изложенного, положения законодательных актов о гарантиях культурных прав и свобод граждан в Украине сформулированы нечетко и не отражают полноты и разнообразия этих прав. Кроме того, Конституция Украины, а также большинство соответствующих законов, касающихся культурных процессов в стране, были приняты более десяти лет тому назад и не отвечают современным требованиям общества. Подготовленные в последние годы научными учреждениями совместно с общественными организациями Украины проекты Законов "О концепции государственной этнонациональной политики", "О внесении изменений в Закон "О национальных меньшинствах в Украине" и ряда других так и не были приняты парламентом страны. Вместе с тем за это время приняты десятки нормативно-правовых актов, ведомственных инструкций и распоряжений, которые ограничивают закрепленные в Конституции Украины культурные права граждан. Украина принадлежит к многонациональным государствам, в котором из 46 млн. населения 13,5 млн. являются русскоязычными гражданами, в том числе 6,5 млн. - этническими русскими. Именно эта часть граждан подвергается ограничениям их культурных прав, особенно в отношении свободного использования родного языка. Ежегодно в стране закрываются 130 - 140 русских школ, всего их осталось менее 1300, а в западных областях Украины их вообще нет. Министерство образования и науки Украины фактически свело на нет изучение русского языка и русской литературы в школах. В стране полностью украинизировано кино, больше чем на 93% - радиовещание, на 87% - телевидение <6>. Таким образом, нарушается ст. 10 Конституции Украины, которая предусматривает гарантии свободного развития, использования и защиты русского, других языков национальных меньшинств <7>. -------------------------------- <6> Лошкарев М. Страна социального насилия // Киевский вестник. 25 ноября 2008 г. N 118. <7> Ведомости Верховного Совета Украины. 1996. N 9. Ст. 141; 2005. N 2. Ст. 44.

По распоряжению Министерства культуры Украины из библиотек изымается литература советского периода, в том числе произведения классиков русской литературы. Планомерно разрушаются исторические памятники, сооруженные в годы советской власти, в том числе в честь воинов Советской Армии и партизан, погибших в Великой Отечественной войне. Вот так, поощряя своеволие чиновников, государство на Украине "обеспечивает" защиту закрепленных в Конституции культурных прав и свобод граждан. Такая политика властных структур Украины свидетельствует о непонимании места и роли культуры в общественном развитии, его взаимосвязи с социальной и экономической сферами жизни. Как говорил академик Д. С. Лихачев, "культура является главным смыслом и ценностью человеческого существования, условием продолжения осмысленной жизни. Вне культуры бытие народов и государств лишается смысла" <8>. -------------------------------- <8> См.: Мироненко И. Международные Лихачевские чтения // Международная жизнь. 2008. N 7. С. 93, 97.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о назревшей необходимости коренного совершенствования и расширения законодательной базы для группы культурных прав и свобод граждан Украины. При этом следует обратить внимание на такие важные, на наш взгляд, аспекты проблемы: 1) создание условий для всемерного содействия демократическому развитию в Украине гражданского общества и его институтов; 2) законодательное закрепление норм, которые предусматривают придание национальным меньшинствам и этническим группам, проживающим на территории Украины, права выбора образа жизни, сохранения и защиты их этнических традиций и обычаев, заботясь о сохранении уникальности каждой из них и об их взаимообогащении.

Название документа