Международно-правовые источники о преступлениях против мира и безопасности человечества
(Арутюнян М. А.) ("Юридическое образование и наука", 2009, N 4) Текст документаМЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
М. А. АРУТЮНЯН
Арутюнян М. А., аспирант Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина (МГЮА).
В статье автор рассматривает этапы формирования нормативной базы, необходимой для борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества. Такая необходимость была вызвана двумя крупными войнами, ставшими причинами безжалостного уничтожения миллионов жизней ни в чем не повинных людей.
Законодательное закрепление мира и безопасности человечества в качестве объектов международной уголовно-правовой охраны обусловило две мировые войны, ставшие причиной безжалостного уничтожения миллионов жизней ни в чем не повинных людей. Мир и безопасность человечества как объекты международной уголовно-правовой охраны впервые были закреплены в Уставе Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси. Статья 6 этого Устава признала преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала и влекущими за собой индивидуальную ответственность, следующие действия: - планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий (преступления против мира); - нарушения законов или обычаев войны, к коим относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления (военные преступления); - убийства, истребление, порабощение, ссылку и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет (преступления против человечности) <1>. -------------------------------- <1> См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XI. Москва, 1955. С. 165 - 172.
В представленных международно-правовых актах преступления против мира и безопасности человечества рассматриваются в качестве международных преступлений, под которыми следует понимать особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом <2>. -------------------------------- <2> См.: Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 407.
После Нюрнбергского и Токийского процессов и создания Организации Объединенных Наций работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества, продолжилась. 21 ноября 1947 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Резолюция 177 об образовании Комиссии международного права. Данной Комиссии были даны два поручения: во-первых, сформулировать принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в его приговоре; во-вторых, составить проект Кодекса законов о преступлениях против мира и безопасности человечества, ясно указав место, которое должно быть отведено этим принципам <3>. Однако только в 1991 г. на своей 43-й сессии Комиссия международного права в предварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса, который через Генерального секретаря ООН был направлен правительствам стран на предмет обсуждения. -------------------------------- <3> См.: Трайнин А. Н. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества: Избранные труды. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
Кодекс состоял из двух своеобразных Общей и Особенной частей. Часть вторая включала нормы о двенадцати видах преступлений, как о собственно международных преступлениях против мира и безопасности человечества, так и о преступлениях международного характера (например, о незаконном обороте наркотических средств, об экологических преступлениях и так далее). После учета замечаний, поступивших от 22 государств, проект был существенно обновлен и принят во втором чтении в 1994 г. Особенная часть включала теперь пять видов преступлений: агрессию; геноцид; преступления против человечности; военные преступления; преступления против персонала ООН и дипломатических лиц <4>. -------------------------------- <4> См.: Лукашук И. И., Наумов А. В. Международное уголовное право. М., 1999. С. 320.
По справедливому мнению А. В. Наумова, одни составы преступлений, включенные в Кодекс, носили неконкретизированный характер (например, вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства), другие же - заметно утратили свою актуальность (например, колониальное господство и апартеид) <5>. -------------------------------- <5> См.: Российское уголовное право: В 2 т. / Под ред. А. И. Рарога. Т. 2. Особенная часть. М.: Проспект, 2009. С. 874.
Основные преступления против мира и безопасности человечества вошли в юрисдикцию международных трибуналов, учрежденных Резолюциями Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения гуманитарного международного уголовного права на территории бывшей Югославии (от 22 февраля 1993 г.) и за аналогичные преступления на территории Руанды и соседних с ней государств (от 8 ноября 1994 г.) <6>. -------------------------------- <6> См.: Там же. С. 879.
17 июля 1998 г. в Риме состоялась Дипломатическая конференция с участием представителей 160 государств - членов Организации Объединенных Наций. Итогом данной Конференции стало принятие Римского статута об учреждении Международного уголовного суда, уполномоченного в качестве постоянно действующего судебного органа отправлять правосудие в отношении лиц, ответственных за совершение преступлений против мира и безопасности человечества. За принятие Статута проголосовало, включая Россию, 120 государств, голосовали против лишь США, Китай, Индия, Израиль и Ирак. Статут вступил в силу 1 июля 2002 г., через 60 дней после того, как 60 государств стали его участниками посредством ратификации <7>. -------------------------------- <7> См.: Блищенко И. П., Фисенко М. В. Международный уголовный суд. М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2004. С. 157.
Основной целью учреждения Международного уголовного суда Римский статут назвал пресечение преступлений, угрожающих всеобщему миру, безопасности и благополучию человечества, а также создание прочных гарантий обеспечения международного правосудия и уважения к нему <8>. В соответствии с указанной целью к юрисдикции Международного уголовного суда отнесено преследование лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества <9>. -------------------------------- <8> См.: Бекяшев К. А., Бекяшев Д. К. Международное публичное право: Сб. документов. Т. 2. Преамбула к Римскому статуту Международного уголовного суда. М.: Проспект, 2009. С. 750. <9> Цит. по: Римский статут Международного уголовного суда. Международное публичное право: Сб. документов. Т. 2. М.: Проспект, 2009. С. 750.
В ст. 1 Статута подчеркнут дополняющий характер Суда по отношению к национальным органам уголовной юстиции стран - участниц Статута, что является отражением так называемой системы дополнительности <10>, оставляющей за соответствующими органами государства-участника первичную роль в осуществлении уголовного преследования и отправлении правосудия в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений против мира и безопасности человечества <11>. -------------------------------- <10> См.: Даниель Префонтен, Уоррен Оллманд. Международный уголовный суд: Пособие для ратификации и имплементации Римского статута. Ванкувер: Международный центр по реформе уголовного права и политике уголовного судопроизводства, 2003. С. 76 - 79. <11> См.: Бекяшев К. А., Бекяшев Д. К. Указ. соч. С. 751.
Вместе с тем Римский статут предусматривает ряд обстоятельств, наступление которых дает право Международному уголовному суду принять дело к производству без предусмотренного Статутом добровольного обращения государства-участника. В соответствии со ст. 17 Статута к подобным обстоятельствам относятся случаи: - когда государство-участник не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом; - когда государство-участник решает не возбуждать уголовное дело в отношении лица, подозреваемого в совершении рассматриваемых преступлений, в связи с нежеланием или неспособностью возбудить уголовное преследование надлежащим образом; - когда государством-участником не проводилось или не проводится независимое и беспристрастное судебное разбирательство или порядок, в котором оно проводилось (проводится), в сложившихся обстоятельствах является несовместимым с намерением предать соответствующее лицо правосудию; - когда следственная и прокурорская деятельность, предпринятая государством-участником, не соответствует международно-процессуальным стандартам или имеет целью защиту связанного с преступлением лица от юрисдикции Международного уголовного суда <12>. -------------------------------- <12> См.: Там же. С. 761.
Наличие подобных норм в Римском статуте вызвало резкую критику данного международно-правового акта со стороны США, Израиля, Китая, Ирана и ряда других государств, усмотревших в предписаниях Статута ограничение государственного суверенитета стран-участниц, а также возможность привлечения к ответственности граждан упомянутых государств, в связи с участием последних в международных военных кампаниях <13>. -------------------------------- <13> См.: Даниель Префонтен, Уоррен Оллманд. Указ. соч. С. 82.
В соответствии со ст. 5 Статута юрисдикция Международного уголовного суда распространяется на следующие преступления: геноцид, преступления против человечности, военные преступления, преступление агрессии. В ст. 6 Статута дается следующее определение преступлению геноцид: геноцида означает любое из следующих деяний, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: a) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую" <14>. -------------------------------- <14> Бекяшев К. А., Бекяшев Д. К. Международное публичное право: Сб. документов. Т. 2. Римский статут Международного уголовного суда. М.: Проспект, 2009. С. 761 - 762.
Следует отметить, что проект Статута, подготовленный Комиссией международного права и переданный Генеральной Ассамблее в 1994 г., перечисляя геноцид среди других преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, не содержал его определения. Лишь на более поздних этапах разработки Римского статута было решено воспользоваться определением, данным в Конвенции 1948 г., и это решение не встретило возражений. Таким образом, Римский статут полностью воспроизвел определение геноцида, данное в ст. 2 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. Согласно п. 1 ст. 7 Статута преступлениями против человечности признаются следующие деяния, сознательно совершенные в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданских лиц: a) убийство; b) истребление; c) порабощение; d) депортация или насильственное перемещение населения; e) заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права; f) пытки; g) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести; h) преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями, указанными в рассматриваемой статье Статута, или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда; i) насильственное исчезновение людей; j) преступление апартеида; k) другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью <15>. -------------------------------- <15> См.: Кибальник А. Г., Соломоненко И. Г. Преступления против мира и безопасности человечества. Основополагающие документы международного права о преступлениях против мира и безопасности человечества. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 277 - 278.
Нормативно-правовое закрепление большинства деяний, указанных в п. 1 анализируемой статьи в качестве преступлений против человечности, не относится к числу нововведений Римского статута, а опирается на развитие международного гуманитарного права в "постнюрнбергский" период <16>. Исключение составляет ряд составов, впервые получивших законодательную регламентацию в связи со вступлением в силу Римского статута. В частности, пп. "d" п. 1 ст. 7 Статута в качестве альтернативы депортации предусмотрел новый состав преступления против человечества - насильственное перемещение населения. В пп. "e" п. 1 рассматриваемой статьи под преступлением против человечности понимается не только заключение в тюрьму, но и "другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права". В отношении сексуальных преступлений наряду с изнасилованием пп. "g" п. 1 ст. 7 дополнен "обращением в сексуальное рабство, принуждением к проституции, принудительной беременностью, принудительной стерилизацией или любыми другими формами сексуального насилия сопоставимой тяжести" <17>. -------------------------------- <16> См.: Сафаров Н. О юрисдикции международного уголовного суда. Электронный информационно-юридический портал Азербайджана: URL: http://www. legal. az/content/view/270/77/. <17> Кибальник А. Г., Соломоненко И. Г. Указ. соч. С. 277 - 278.
Обратим внимание и на то, что авторы Римского статута объединили в п. 1 ст. 7 все деяния, признаваемые Статутом преступлениями против человечности, за исключением геноцида, выделенного ими в самостоятельную ст. 6 данного международно-правового акта. Полагаем, этим авторы Статута пытались подчеркнуть особую опасность и тяжесть геноцида по сравнению с иными преступлениями против мира и безопасности человечества. В п. 2 анализируемой статьи раскрывается содержание деяний, отнесенных авторами Римского статута к преступлениям против человечности. Так, в соответствии с пп. "a" п. 2 ст. 7 Статута нападение на любых гражданских лиц означает устойчивое поведение, связанное с многократным совершением деяний, указанных в п. 1 рассматриваемой статьи, против любых гражданских лиц, предпринимаемых в целях проведения политики государства или организации, направленной на совершение подобного нападения, или в целях содействия подобной политике <18>. -------------------------------- <18> См.: Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. // Электронный журнал "Индекс". URL: http://index. org. ru/othproj/crimcrt/statut. html#p2__7.
Таким образом, Римский статут отличает преступления против человечности, которые входят в его юрисдикцию, от "обычных" преступлений по трем следующим признакам: 1) действие должно быть совершено как "составная часть широко применяемых и методичных атак". Причем в данном контексте термин "атака" означает не только действия военного характера, но может включать и такие меры, как депортацию. или насильственное переселение, возможность реализации которых не зависит от военного или мирного времени; 2) действие должно быть направлено против гражданского населения. Наличие среди такой группы населения небольшого количества солдат не лишает ее статуса гражданской <19>; -------------------------------- <19> См.: Трикоз Е. Н. Начало деятельности Международного уголовного суда: состояние и перспективы // Журнал российского права. 2005. N 3.
3) действие должно быть совершено в соответствии с политикой государства или организации. Несистематические и случайные действия, которые не достигают уровня преступлений против человечности, как таковые Судом не преследуются. Согласно пп. "b" п. 2 ст. 7 Статута истребление выражается в умышленном создании условий жизни, в частности лишении доступа к продуктам питания и лекарствам, рассчитанных на то, чтобы уничтожить часть населения <20>. -------------------------------- <20> См.: Кибальник А. Г., Соломоненко И. Г. Указ. соч. С. 279 - 280.
Указанная дефиниция имеет некоторую схожесть с определением преступления геноцида, закрепленным в ст. 6 Римского статута. Как и истребление, геноцид предусматривает возможность сознательного уничтожения определенной части населения, в том числе путем создания условий, не совместимых с жизнью. Полагаем, что основное различие анализируемых преступлений заключается в том, что если целью геноцида является полное или частичное уничтожение населения по его национальному, расовому, этническому или религиозному признаку, то истреблением признается уничтожение части населения как совокупности людей, живущих на определенной территории континента, страны, города, района или поселения вне зависимости от ее национальной, религиозной или иной принадлежности. Подпункт "c" п. 2 анализируемой статьи рассматривает порабощение как осуществление любого или всех правомочий, связанных с правом собственности в отношении личности, и включает осуществление таких правомочий в ходе торговли людьми, в частности женщинами и детьми <21>. -------------------------------- <21> См.: Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г.
Под депортацией или насильственным перемещением населения (пп. "d" п. 2 ст. 7) авторы Статута понимают принудительное перемещение лиц, ставших объектом выселения или других принудительных действий из района, в котором они законно проживают, без каких бы то ни было оснований, допускаемых международным правом <22>. -------------------------------- <22> См.: Там же.
В соответствии с пп. "e" п. 2 ст. 7 Статута пыткой считается умышленное причинение сильной боли или страданий, физических или психических, лицу, находящемуся под стражей или под контролем обвиняемого; но пыткой не считаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно <23>. -------------------------------- <23> См.: Там же.
В пп. "f" п. 2 ст. 7 Римского статута раскрывается понятие принудительной беременности, заключающейся в незаконном лишении свободы какой-либо женщины, которая стала беременной в принудительном порядке, с целью изменения этнического состава какого-либо населения или совершения иных серьезных нарушений международного права. Это определение ни в коем случае не истолковывается как затрагивающее национальное законодательство, касающееся беременности <24>. -------------------------------- <24> См.: Кибальник А. Г., Соломоненко И. Г. Указ. соч. С. 279.
Принудительная беременность является единственным преступлением против человечности, выраженным в "форме сексуального насилия" <25>, определение которого нашло отражение в рассматриваемой норме. Содержание иных деяний, отнесенных авторами Статута к преступлениям сексуального характера, в том числе изнасилования, обращения в сексуальное рабство, принудительной стерилизации, в п. 2 ст. 7 Римского статута не раскрывается. -------------------------------- <25> См.: Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г.
Вместе с тем представляется неверным включение авторами Статута принудительной беременности и принудительной стерилизации в группу преступлений сексуального характера, поскольку объективная сторона принудительной беременности, при возможности оплодотворения и развития плода путем медицинского вмешательства, не всегда характеризуется насильственными действиями сексуального характера, а принудительная стерилизация, как процесс лишения человека способности к деторождению путем хирургической операции при одновременном сохранении гормональной регуляции половой функции, подобного рода действия исключает в принципе. Согласно пп. "g" п. 2 анализируемой статьи преследование означает умышленное и серьезное лишение основных прав вопреки международному праву по признаку принадлежности к какой-либо группе или общности <26>. -------------------------------- <26> См.: Кибальник А. Г., Соломоненко И. Г. Указ. соч. С. 279 - 280.
В пп. "h" п. 2 ст. 7 Статута раскрывается суть преступления апартеида, заключающегося в бесчеловечных действиях, совершаемых в контексте институционализированного режима систематического угнетения и господства одной расовой группы над другой расовой группой или группами и совершаемых с целью сохранения такого режима <27>. -------------------------------- <27> См.: Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г.
Под насильственным исчезновением людей пп. "i" п. 2 рассматриваемой нормы понимает арест, задержание или похищение людей государством или политической организацией или с их разрешения, при их поддержке или с их согласия, при последующем отказе признать такое лишение свободы или сообщить о судьбе или местонахождении этих людей с целью лишения их защиты со стороны закона в течение длительного периода времени <28>. -------------------------------- <28> См.: Там же.
В ст. 8 Статута дается определение военным преступлениям, под которыми понимаются противоправные деяния, совершенные в рамках реализации соответствующего плана или политики либо при крупномасштабном совершении таких преступлений <29>. Все военные преступления авторы Римского статута делят на две группы. Первую составляют преступления, перечисленные в Женевских конвенциях 1949 г., при условии, что они совершены в отношении тех, кто находится под защитой этих Конвенций, включая раненых солдат, лиц, потерпевших кораблекрушение, моряков, военнопленных, гражданское население на оккупированных территориях. Вторая группа содержит широкий спектр нарушений международно-правовых норм, включая признанные таковыми Гаагским правом, I Протоколом к Женевским конвенциям и обычным международным правом <30>. -------------------------------- <29> См.: Кибальник А. Г., Соломоненко И. Г. Указ. соч. С. 278. <30> См.: Трикоз Е. Н. Указ. соч.
Понятие преступления агрессии в Римском статуте не раскрывается. Согласно п. 2 ст. 5 Статута осуществление Международным уголовным судом юрисдикции в отношении данного преступления будет иметь место после принятия в соответствии со ст. 121 и ст. 123 Статута положения, содержащего определение этого преступления и излагающего условия, в которых Суд осуществляет юрисдикцию касательно агрессии. Такое положение сообразуется с соответствующими положениями Устава Организации Объединенных Наций <31>. -------------------------------- <31> См.: Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г.
В п. 3 ст. 25 Римского статута предусмотрена возможность привлечения к ответственности за совершение геноцида и других преступлений против мира и безопасности человечества, регламентированных Статутом, не только непосредственных исполнителей рассматриваемых деяний, но и тех, кто приказывает, призывает или принуждает кого-либо к их совершению, а также помогает, поощряет или другим образом содействует реализации или попытке реализации этих преступлений. Римский статут стал первым всеобъемлющим международно-правовым актом, предусмотревшим детальную регламентацию ответственности за совершение геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности, а также учредившим Международный уголовный суд в качестве первого постоянного международно-правового института, в компетенцию которого вошло преследование лиц, ответственных за преступления против мира и безопасности человечества <32>. -------------------------------- <32> Цит. по: Панов В. П. Международное уголовное право: Учеб. пособие. М., 1997. С. 8.
Название документа