Проблемы применения универсальной юрисдикции in absentia

(Королев Г. А.) ("Журнал российского права", 2009, N 10) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ IN ABSENTIA

Г. А. КОРОЛЕВ

Королев Георгий Александрович - аспирант сектора международно-правовых исследований ИГП РАН.

После окончания Второй мировой войны около 170 млн. человек (без учета военных) стали жертвами преступлений, включающих геноцид, преступления против человечности, и других видов тяжких преступлений <1>. Однако зачастую преступники избегали наказания, поскольку национальные правительства не предпринимали в их отношении уголовно-правовых мер. -------------------------------- <1> White J. G. Nowhere to Run, Nowhere to Hide: Augusto Pinochet, Universal Jurisdiction, the ICC, and a Wake-Up Call for Former Heads of State, 50 Case W. Res. L. Rev. 127, 128. 1999.

В этой связи особую актуальность приобретает такой вид уголовной юрисдикции, применяемый в международном праве, как принцип универсальности (универсальная юрисдикция). Универсальная юрисдикция является видом уголовной юрисдикции, который основан исключительно на характере совершенного преступления безотносительно места совершения преступного деяния, гражданства лица, совершившего преступление, гражданства жертвы преступного деяния или другой связи с государством, применяющим подобный вид юрисдикции. Таким образом, с позиции международного права важна не только фактическая или правовая связь государства с преступлением, но и характер самих преступных деяний, затрагивающих интересы всего мирового сообщества. Эти интересы связаны с фундаментальными правами человека, которые должны защищаться независимо от национальных юрисдикций. Способы защиты прав человека дифференцированы и могут заключаться в учреждении международных судов и трибуналов, а также в содействии правоохранительных систем конкретных государств. В последнем случае при осуществлении универсальной юрисдикции государство выступает в роли "агента мирового сообщества", поскольку лица, совершившие серьезные преступления, определенные международным правом, не должны оставаться безнаказанными. Однако при осуществлении универсальной юрисдикции могут возникнуть проблемы процессуального характера, и одной из таких проблем является применение универсальной юрисдикции в отсутствие подозреваемого на территории государства, осуществляющего такой вид юрисдикции (так называемая универсальная юрисдикция in absentia). Применение универсальной юрисдикции in absentia заключается в проведении расследования, следственных действий, но не всегда затрагивает судебное заседание как таковое, поэтому, согласно мнению некоторых авторов, оно относится к другому процессуальному институту - заочному производству и, следовательно, не может быть включено в понятие принципа универсальности in absentia. Подобная дифференциация была осуществлена доктринально в объединенном Особом мнении судей Международного суда в Деле, касающемся ордера на арест от 11 апреля 2000 г. (Демократическая Республика Конго против Бельгии; далее - дело "Об ордере на арест"): "Некоторые юрисдикции предусматривают судопроизводство in absentia, другие - нет. Если утверждается, что лицо должно быть в пределах юрисдикции в момент судопроизводства, то это может быть разумной гарантией справедливого суда, но это мало относится к основаниям юрисдикции согласно международному праву" <2>. -------------------------------- <2> Cf. Concerning the Arrest Warrant of 11 April 2000 (Dem. Rep. of the Congo v. Belg.), 2002 I. C.J. 121 (Feb. 14) (joint separate opinion of Judges Higgins, Kooijmans & Buergenthal), 57, 59, http://www. icj-cij. org/icjwww/idocket/iCOBE/icobejudgment/icobe_ijudgment_20020214_higginskooijmansbuergenthal. PDF.

В настоящее время самый известный пример осуществления принципа универсальности in absentia касается издания ордера на арест на территории Бельгии в отношении гражданина Республики Конго (ДРК) Йеродия Ндомбази, который занимал пост министра иностранных дел этого государства. Обвинения, которые были положены в основу ордера на арест, стали следствием предположительно совершенных преступлений геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности. Власти Бельгии выдали ордер на арест, несмотря на отсутствие фактических и правовых связей Бельгии с вышеуказанными преступными деяниями, а также в отсутствие подозреваемого на территории Бельгии в момент издания ордера. В результате Республика Конго в 2000 г. инициировала производство в Международном суде, и суд вынес решение по данному делу 14 февраля 2002 г. Однако судьи вместо юрисдикционных вопросов решили рассмотреть проблему иммунитетов, поскольку гражданин Конго Ндомбази в момент выдачи ордера на арест занимал пост министра иностранных дел. В результате Международный суд признал, что министры иностранных дел пользуются иммунитетом, и было принято решение в пользу Республики Конго. Однако выданный Бельгией ордер на арест in absentia привел к концептуальной дискуссии, и судьи в особых мнениях высказали свою позицию по существу этого вида юрисдикции. В частности, судьи Гийом и Резек выступили против осуществления универсальной юрисдикции in absentia, поскольку, по их мнению, это приведет к злоупотреблениям со стороны сильных государств по отношению к менее развитым и ослабит международное сотрудничество <3>. Судья Корома, напротив, поддержал идею универсальной юрисдикции in absentia, но без каких-либо аргументов в этом отношении <4>. В объединенном Особом мнении судей Хиггинс, Койманс и Бюргенталь высказались за применение универсальной юрисдикции in absentia. Они утверждали, что хотя международное обычное право не содержит правил относительно этого вида принципа универсальности, но оно также и не содержит элементов, препятствующих государствам в применении универсальной юрисдикции in absentia. Вместе с тем необходимо "предотвратить злоупотребления [при осуществлении универсальной юрисдикции in absentia. - Г. К.] и обеспечить устранение безнаказанности как угрозу стабильным отношениям между государствами" <5>. Кроме того, судьи выразили мнение, что согласно концепции принципа универсальности можно сделать вывод, что государства могут устанавливать подобный вид юрисдикции, но есть неопределенность в вопросах: как и когда универсальная юрисдикция может применяться, т. е. при каких обстоятельствах применяется универсальная юрисдикция in absentia? -------------------------------- <3> Concerning the Arrest Warrant of 11 April 2000, 2002 I. C.J. 121 (separate opinion of President Guillaume), 15, (separate opinion of Judge Rezek) 9. <4> Concerning the Arrest Warrant of 11 April 2000, 2002 I. C.J. 121 (separate opinion of Judge Koroma), 8 http://www. icj-cij. org/icjwww/idocket/iCOBE/icobejudgment/icobe_ijudgment_20020214_koroma. PDF. <5> Concerning the Arrest Warrant of 11 April 2000, 2002 I. C.J. 121 (joint separate opinion of Judges Higgins, Kooijmans & Buergenthal) 59.

Для ответа на эти вопросы обратимся к опыту стран, применяющих универсальную юрисдикцию. В Австрии универсальная юрисдикция устанавливается над "наказуемыми деяниями, которые Австрия должна криминализировать согласно взятым на себя обязательствам" <6>. При совершении некоторых преступлений для инициирования уголовного судопроизводства требуется присутствие подозреваемых на территории Австрии. К ним, в частности, относятся угон самолета и преступления, совершенные иностранными гражданами, подпадающими под действие ст. 6 (1) (2) Уголовного кодекса Австрии. Однако в случаях, когда Австрия взяла на себя обязательства согласно международным договорам судить и наказывать преступников, присутствие подозреваемых на ее территории в момент возбуждения уголовного дела не требуется (ст. 64 (1) (6) Уголовного кодекса Австрии). -------------------------------- <6> Penal Code (Strafgesetzbuch), Art. 64 (1) (6). Translation found in Austria's initial State party report to the Committee against Torture (CAT/C/5/Add.10), para. 23.

Вместе с тем согласно законодательству Австрии обвиняемый может не присутствовать в момент соответствующих процессуальных действий, если преступление, в совершении которого он обвиняется, предполагает тюремное заключение сроком не более трех лет и обвиняемый уже прошел процедуру допроса в суде <7>. -------------------------------- <7> Criminal Procedure Code (StrafprozeBordnung (stop)), Art. 427, in conjunction with Penal Code, Art. 17.

В Бельгии применение универсальной юрисдикции было подвержено изменениям в связи с политическими обстоятельствами. Парламент Бельгии 16 июня 1993 г. принял Закон, одной из главных целей которого была имплементация положений Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола к ним 1977 г. Согласно данному Закону судам Бельгии было предоставлено право судить лиц, виновных в совершении международных преступлений, независимо от места их совершения <8>. В июне 2001 г. 23 человека, выжившие после массового убийства палестинских беженцев в Сабре и Шатиле в 1982 г., подали жалобу в бельгийский суд на Ариэля Шарона (в 1982 г. занимал пост министра обороны Израиля) и Амоса Ярона (во время событий 1982 г. Ярон был генералом). Кроме того, 33 израильтяна и бельгийца добились возбуждения уголовного дела против Ясира Арафата. Суды Бельгии также рассматривали жалобы против Фиделя Кастро, Саддама Хусейна и других высших должностных лиц иностранных государств <9>. В отношении Ариэля Шарона кассационная инстанция бельгийского суда (Cour de Cassation) 12 февраля 2003 г. постановила, что его иммунитет как главы государства препятствует дальнейшему производству. Таким образом, дело Шарона было приостановлено до окончания срока действия его полномочий, в то время как дело Ярона продолжало рассматриваться. Израиль выразил ноту протеста Бельгии и отозвал своего посла <10>. -------------------------------- <8> См.: Damien Vandermeersch Prosecuting International Crimes in Belgium // Journal of International Criminal Justice. May 2005. P. 401. <9> См.: Steven Ratner (2003) 97 A. J.I. L. 888. <10> Harris D. J. Cases and Materials on International Law. Sweet and Maxwell, The Sixth Edition, 2004. P. 297.

В марте 2003 г. семь иракских семей подали жалобы против бывшего президента США Джорджа Буша, вице-президента Дика Чейни, государственного секретаря Колина Пауэла и генерала в отставке Норманна Шварцкопфа за предположительно совершенные военные преступления во время войны в Заливе. В связи с этим Колин Пауэл предупредил правительство Бельгии, что Королевство рискует своим статусом столицы НАТО. В результате председатель правительства Бельгии Гай Верховштадт предложил внести поправки в Закон от 16 июня 1993 г., призванные сократить юрисдикционные полномочия судов. В апреле 2003 г. соответствующие поправки были приняты, предоставив только генеральному прокурору Королевства право инициировать судебные разбирательства. После принятия поправок Израиль вернул своего посла в Бельгию. Вместе с тем данные поправки показались недостаточными для США. 12 июня 2003 г. министр обороны США Дональд Рамсфелд объявил, что США отказывается финансировать штаб-квартиру НАТО в Бельгии и планирует запретить официальным лицам США приезжать в Бельгию, пока Закон от 16 июня 1993 г. не будет существенно изменен. Премьер-министр Бельгии согласился представить в парламент новый законопроект. В настоящее время предусматривается юрисдикция Бельгии над преступлениями геноцида, преступлениями против человечности и военными преступлениями и другими видами "менее значительных преступлений" в случаях, если подозреваемый является гражданином Бельгии или имеет постоянное место жительство на ее территории, а также если жертва преступлений имеет гражданство Бельгии либо проживает на территории Бельгии не менее трех лет на момент совершения преступления или международные обязательства Бельгии требуют установить юрисдикцию в соответствующих случаях <11>. -------------------------------- <11> Harris D. J. Op. cit. P. 298.

Таким образом, законодательство Бельгии не определяет требование присутствия подозреваемого на ее территории, но вышеуказанные обстоятельства являются необходимым условием осуществления юрисдикции Бельгии. Согласно законодательству Дании универсальная юрисдикция устанавливается над преступлениями, которые Дания обязуется расследовать согласно международному позитивному праву <12>. Заочное судопроизводство запрещено, однако на стадии возбуждения уголовного дела подозреваемый может отсутствовать на территории Дании, поскольку ст. 8 (5) Уголовного кодекса Дании не устанавливает подобного условия. Следовательно, такое правило будет применяться к серьезным нарушениям Женевских конвенций 1949 г., так как их положения интерпретируются как создающие обязательство судить либо экстрадировать лицо, виновное в совершении указанных преступлений, независимо от его местонахождения. Кроме того, в судебной практике Дании сложилось правило, согласно которому в случае, если уголовное дело возбуждается в отношении обвиняемого, присутствующего в этот момент на территории Дании, но впоследствии сумевшего покинуть страну, то проводятся все необходимые следственные действия, вплоть до стадии судопроизводства. В частности, генерал иракской армии Нижар Аль-Кажраджи, который проживал на территории Дании в качестве беженца, был обвинен в серьезных нарушениях четвертой Женевской конвенции в отношении курдских мирных жителей во время ирано-иракской войны 1980 - 1988 гг. Несмотря на домашний арест, ему удалось покинуть страну в марте 2003 г. В результате органы власти Дании выдали ордер на арест Нижара Аль-Кажраджи и выразили намерение экстрадировать его с территории других стран <13>. -------------------------------- <12> Penal Code (Straffeloven) Section 8 (5) // Legal Remedies for Victims of "International Crimes": Fostering an EU Approach to Extraterritorial Jurisdiction. Final Report. March 2004. P. 47 - 48. <13> Legal Remedies for Victims of "International Crimes": Fostering an EU Approach to Extra territorial Jurisdiction. Final Report. P. 48.

Однако есть международные преступления, при совершении которых Дания не применяет универсальную юрисдикцию in absentia. В частности, это правило относится к пыткам, согласно Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Например, органы власти Дании отказались от возбуждения уголовного дела в отношении бывшего президента Чили Августо Пиночета, который находился в Великобритании в момент соответствующего заявления. Во Франции в соответствии с Уголовным процессуальном кодексом (ст. 689-1) преступления, которые подпадают под юрисдикцию Франции согласно международным обязательствам, влекут возбуждение уголовного дела только в случае присутствия подозреваемого на территории Франции <14>. Подобное правило применяется к уголовным делам, возбужденным согласно Закону N 95-1 от 2 января 1995 г. и Закону N 96-432 от 22 мая 1996 г., касающимся преступлений, совершенных в бывшей Югославии и Руанде. Однако требование присутствия подозреваемого на территории Франции для инициирования уголовного судопроизводства вызвало вопрос в процессе правоприменения: возможно ли возбудить уголовное дело, если местонахождение подозреваемого неизвестно? Так, в деле Яво (Javor case) суд первой инстанции постановил, что ст. 1 Уголовного процессуального кодекса управомочивает жертв и прокуроров инициировать возбуждение уголовного дела и правило ст. 689-1 не препятствует этому <15>. -------------------------------- <14> Criminal Procedure Code, Article 689 to 689-10 // Reydams L. Universal Jurisdiction: International and Municipal Legal Perspectives. Oxford University Press. Reprinted 2006. P. 132. <15> Legal Remedies for Victims of "International Crimes": Fostering an EU Approach to Extraterritorial Jurisdiction. Final Report. P. 52.

Однако кассационный суд отменил решение суда первой инстанции и постановил, что присутствие подозреваемого на территории Франции должно быть доказано перед возбуждением уголовного дела той стороной, которая подает соответствующее заявление. Вместе с тем жертва преступления может подать заявление in rem - по факту преступления, когда преступник не известен ("plainte contre X"). В этом случае обязанность установить личность преступника возлагается на следственные органы Франции. В Германии основным нормативным актом, устанавливающим универсальную юрисдикцию, является Кодекс преступлений против международного права, включающих геноцид, преступления против человечности, военные преступления <16>. До принятия этого документа возможность осуществления юрисдикции немецкой правоохранительной системой над экстратерриториальными преступлениями ограничивалась требованием присутствия подозреваемого или постоянного местожительства в отсутствие какой-либо правовой или фактической связи с совершенными преступлениями. С принятием Кодекса преступлений против международного права присутствие подозреваемого на территории Германии не требуется. Однако прокурор может решить не инициировать уголовное судопроизводство, если подозреваемый не находится на территории страны либо возможность его нахождения в будущем на территории Германии не предполагается. -------------------------------- <16> См.: Сафаров Н. А. Проблемы имплементации Римского статута Международного уголовного суда: опыт Германии // Журнал российского права. 2006. N 12. С. 120 - 133.

Вместе с тем некоторые преступления, не закрепленные в Кодексе преступлений международного права, могут требовать наличия "территориальной связи". В частности, согласно § 6 Уголовного кодекса Германии для инициирования уголовного судопроизводства требуется присутствие подозреваемого на территории Германии или факт его постоянного местожительства <17>. -------------------------------- <17> См.: Reydams L. Universal Jurisdiction: International and Municipal Legal Perspectives. Oxford University Press. Reprinted 2006. P. 141 - 144.

В соответствии с законодательством Испании о судебной власти предусматривается осуществление универсальной юрисдикции над преступлениями геноцида, терроризмом, пиратством, фальшивомонетничеством, торговлей наркотиками и другими видами преступлений, над которыми Испания обязуется установить юрисдикцию согласно ратифицированным международным договорам. Вместе с тем судебная практика Испании привнесла ясность в процедуру применения принципа универсальности. В частности, в деле Риос Монт (Rios Montt) Верховный суд Испании определил, что положения законодательства слишком абстрактны, чтобы инициировать уголовное судопроизводство на основе принципа универсальности и согласно принципу суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела других государств суды Испании могут применять универсальную юрисдикцию только при наличии "элемента связи" с испанским государством <18>. Таким элементом может выступать присутствие подозреваемого на территории Испании в момент судебной стадии уголовного процесса. Следовательно, при возбуждении уголовного дела и проведении следственных действий присутствия подозреваемого на территории Испании не требуется. -------------------------------- <18> Legal Remedies for Victims of "International Crimes": Fostering an EU Approach to Extraterritorial Jurisdiction. Final Report. P. 67.

В соответствии с правом Великобритании универсальная юрисдикция может осуществляться над пиратством, взятием заложников, военными преступлениями, участием в работорговле, пытками, преступлениями против персонала ООН и другими видами международных преступлений <19>. Полиция Великобритании вправе проводить следственные действия в отсутствие подозреваемого, но судебная стадия уголовного процесса должна проводиться с участием обвиняемого. Для применения универсальной юрисдикции существуют несколько условий. Во-первых, подозреваемый должен быть подданным Великобритании или иметь постоянное местожительство во время совершения преступления либо в момент инициирования уголовного судопроизводства. Во-вторых, согласно Акту "О военных преступлениях" 1991 г. предусматривается ограниченная экстратерриториальная юрисдикция над преступлениями, совершенными во время Второй мировой войны <20>. -------------------------------- <19> Legal Remedies for Victims of "International Crimes": Fostering an EU Approach to Extraterritorial Jurisdiction. Final Report. P. 72. <20> Reydams L. Op. cit. P. 204 - 205.

В Швеции компетенция судов в области применения универсальной юрисдикции устанавливается в гл. 2 Уголовного кодекса. Шведские суды могут осуществлять универсальную юрисдикцию над "преступлениями, направленными против международного права", включающими преступления против гражданской авиации, подрыв подводных кабелей и трубопроводов, ложные показания, предоставленные международным юрисдикционным органам, и другие преступления, предусматривающие наказание не менее четырех лет лишения свободы. При совершении некоторых преступлений для осуществления универсальной юрисдикции требуется присутствие подозреваемого на территории Швеции, но это правило распространяется не на все составы. Как постановил Верховный суд Швеции, "формулировку "присутствовать в государстве" следует толковать следующим образом: лицо должно присутствовать на территории Швеции добровольно; эта формулировка не применяется, если лицо было передано на территорию Швеции с помощью правоохранительных органов" <21>. -------------------------------- <21> Legal Remedies for Victims of "International Crimes": Fostering an EU Approach to Extraterritorial Jurisdiction. Final Report. P. 69 - 71.

Таким образом, законодательство и судебная практика государств, применяющих универсальную юрисдикцию, различаются в категории преступлений, подпадающих под принцип универсальности, а также в отношении осуществления универсальной юрисдикции in absentia. В последнем случае могут быть различные варианты: недопустимость осуществления универсальной юрисдикции in absentia (Франция); возможность применения универсальной юрисдикции в отсутствие подозреваемого, но до судебной стадии уголовного процесса (Дания, Испания, Великобритания); осуществление универсальной юрисдикции in absentia при наличии элементов правовой или фактической связи с совершенным преступлением (Бельгия, Германия); применение принципа универсальности in absentia к определенным составам преступлений (Австрия, Швеция). Однако здесь важно отметить, что в законодательстве государств нет четкой дифференциации между заочным производством и универсальной юрисдикцией in absentia, и этот факт международных отношений не вполне соответствует доктринальному разделению указанных понятий, которое было предложено судьями Международного суда в деле "Об ордере на арест". Поэтому мы полагаем, что понятие универсальной юрисдикции in absentia относится как к возбуждению уголовного дела, следственным действиям, так и к судебной стадии уголовного процесса. В конечном итоге один из принципов уголовного процесса заключается в справедливом и беспристрастном судопроизводстве на любой из стадий. Исходя из подобных соображений, нет необходимости искусственно разделять универсальную юрисдикцию in absentia на упомянутые стадии, поскольку целое не может быть заменено своей частью. В настоящее время в российском уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве (наряду с другими видами юрисдикции) не содержится принципа универсальности. В частности, согласно ч. 3 ст. 12 УК РФ "иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации". В соответствии с этой статьей Российская Федерация применяет экстратерриториальную юрисдикцию на основе принципа защиты и пассивного персонального принципа. В части формулировки "в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации" нельзя усмотреть законодательное установление принципа универсальности, поскольку соответствующие положения международных договоров должны быть трансформированы в правовую систему Российской Федерации, а сам принцип универсальности ясно выражен наряду с процессуальными условиями осуществления. В настоящее время Российская Федерация, будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, ведет активную внешнюю политику, в том числе в области защиты прав и свобод человека. Как представляется, универсальная юрисдикция представляет собой эффективное правовое средство, помогающее устранять безнаказанность, а тем самым защитить личность и народы от серьезных преступлений, включающих геноцид, преступления против человечности, военные преступления и агрессию. Кроме того, универсальная юрисдикция in absentia предоставляет государству, которое собирается судить лиц, виновных в международных преступлениях, надежную основу для осуществления правосудия, когда подозреваемые скрываются от правоохранительных органов либо не желают предстать перед судом соответствующих государств.

Название документа