Теория и практика рассмотрения и решения спорных вопросов в сфере таможенного дела в Союзном государстве Беларуси и России
(Гармонников С. Н.) ("Журнал российского права", 2009, N 10) Текст документаТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ И РЕШЕНИЯ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ БЕЛАРУСИ И РОССИИ
С. Н. ГАРМОННИКОВ
Гармонников Сергей Николаевич - руководитель Представительства ФТС России в Республике Беларусь, соискатель Российской таможенной академии.
В целях реализации задач союзного строительства в сфере таможенного дела Советом Министров Союзного государства 16 июля 2001 г. было утверждено Положение о Таможенном комитете Союзного государства <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Совета Министров Союзного государства от 16 июля 2001 г. N 18 "О Положении о Таможенном комитете Союзного государства".
В соответствии с указанным Положением Таможенный комитет Союзного государства (далее - Таможенный комитет; ТКСГ) является отраслевым органом Союзного государства, осуществляющим унификацию таможенного законодательства в пределах, отнесенных к ведению Союзного государства, по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов государств-участников, а также совместную организацию и руководство таможенным делом в Союзном государстве в части обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств в Союзном государстве, вывоза товаров и их транзита. В пределах компетенции Таможенного комитета голосованием принимаются постановления коллегии ТКСГ, при этом национальная таможенная служба каждого из государств - участников Союзного государства имеет один решающий голос и решение считается принятым, если ни одна из них не проголосовала против этого решения. Постановления коллегии в семидневный срок с момента принятия объявляются для исполнения приказами руководителей центральных таможенных органов государств-участников. Постановления коллегии по вопросам, отнесенным к ведению высших органов Союзного государства, направляются председателем Таможенного комитета в соответствующие органы. Приказы, распоряжения и поручения организационного характера, издаваемые председателем Таможенного комитета, подлежат исполнению на основании соответствующих поручений руководителей центральных таможенных органов государств - участников Союзного государства, издаваемых в трехдневный срок с даты издания поручения председателя Таможенного комитета <2>. -------------------------------- <2> См.: п. 1, 11.5, 13 Положения о Таможенном комитете Союзного государства от 16 июля 2001 г.
В случае наличия разногласий таможенных служб государств-участников при рассмотрении Таможенным комитетом вопроса, находящегося в его компетенции, председатель ТКСГ передает соответствующий вопрос на рассмотрение Постоянного Комитета Союзного государства (далее - Постоянный Комитет), на который возложена координация работы отраслевых органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников <3>. -------------------------------- <3> См.: Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. N 13 "О Положении о Постоянном Комитете Союзного государства".
Представленные Таможенным комитетом в Постоянный Комитет документы и материалы проходят экспертную оценку в течение не более одного месяца. В случае если направленное в Постоянный Комитет обращение Таможенного комитета оформлено в установленном порядке и содержит в том числе проект акта Совета Министров Союзного государства (далее - Совет Министров) по данному вопросу, то такое обращение рассматривается как предложение для включения в план деятельности Совета Министров. Проекты актов Совета Министров, внесенные с разногласиями, докладываются членами Постоянного Комитета в соответствии с распределением обязанностей между ними Государственному секретарю с предложением о порядке дальнейшей работы по урегулированию имеющихся разногласий. В случае если компромиссное решение не найдено, представленный Таможенным комитетом проект акта Совета Министров может быть направлен в Совет Министров с приложением к нему протокола согласительного совещания, подписанного руководителями таможенных служб государств - участников Союзного государства и завизированного Государственным секретарем. Совет Министров, являющийся коллегиальным исполнительным органом Союзного государства и осуществляющий руководство системой подчиненных ему союзных отраслевых и функциональных органов, рассмотрение вопросов, относящихся к его компетенции, проводит, как правило, на заседаниях Совета Министров. Акты Совета Министров подписываются председателем Совета Министров после визирования главой правительства другого государства-участника и вступают в силу с даты их подписания <4>. -------------------------------- <4> См.: п. 4, 12, 19, 21, 22 Регламента Совета Министров Союзного государства от 25 апреля 2000 г.
В соответствии с положениями Регламента Совета Министров каждая из таможенных служб государств - участников Союзного государства вправе также и самостоятельно представить в Постоянный Комитет предложения по установленной форме для включения в план деятельности Совета Министров. Получив подобное обращение, Постоянный Комитет направляет проект акта Совета Министров, представленный руководителем таможенной службы одного из государств-участников, для рассмотрения и согласования руководителю таможенной службы другого государства-участника. В случае наличия разногласий таможенных служб государств-участников по рассматриваемому проекту акта Совета Министров указанный вопрос докладывается Государственному секретарю. В случае принятия им решения о дальнейшей работе по данному вопросу Постоянный Комитет организует проведение согласительного совещания руководителей таможенных служб государств - участников Союзного государства в целях выработки компромиссного решения. Если такое решение не найдено, то согласно сложившейся практике Постоянный Комитет может направить несогласованный центральными таможенными органами государств-участников проект акта Совета Министров в Совет Министров с приложением протокола согласительного совещания. Таким образом, в настоящее время Постоянный Комитет может передать на рассмотрение Совета Министров несогласованные центральными таможенными органами государств-участников проекты актов Совета Министров по вопросам совместного ведения таможенного дела, внесенные как отраслевым органом Союзного государства - Таможенным комитетом после соблюдения установленной процедуры рассмотрения вопроса коллегией ТКСГ, так и самостоятельно таможенными службами каждого из государств-участников с проведением согласительного совещания только Постоянным Комитетом. Однако здесь возникает вопрос: вправе ли Постоянный Комитет направлять в Совет Министров несогласованные центральными таможенными органами государств - участников Союзного государства проекты актов Совета Министров, минуя процедуру обсуждения спорного вопроса на заседании коллегии Таможенного комитета? По мнению автора, ответ на этот вопрос содержится в Договоре о создании Союзного государства, согласно которому одной из основных функций Постоянного Комитета как союзного учреждения является координация работы отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников, т. е. установление целесообразных взаимоотношений между Таможенным комитетом и национальными таможенными службами <5>. -------------------------------- <5> См.: ст. 48 Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова, под общ. ред. д. ф.н. проф. Л. И. Скворцова (26-е изд. М., 2008), слово "координация" означает согласование, установление целесообразного соотношения между какими-нибудь действиями, явлениями (с. 247); слово "взаимодействие" раскрыто как: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка (с. 76). Поэтому изложенное в п. 3 ст. 48 Договора словосочетание "Постоянный Комитет координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников..." для сферы таможенного дела означает, по мнению автора, установление целесообразного соотношения взаимной связи между Таможенным комитетом Союзного государства и национальными таможенными службами государств-участников.
Поэтому в целях обеспечения эффективного функционирования Таможенного комитета, созданного в качестве отраслевого органа управления таможенным делом в Союзном государстве Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства <6> (далее - Высший Государственный Совет), Постоянный Комитет при получении от национальной таможенной службы одного из государств-участников проекта акта Совета Министров обязан направить его как в национальную таможенную службу другого государства-участника для рассмотрения, так и председателю Таможенного комитета Союзного государства для обсуждения на очередном или внеочередном заседании коллегии Таможенного комитета в целях достижения взаимоприемлемого решения. И до рассмотрения этого вопроса на заседании коллегии Таможенного комитета Постоянный Комитет не должен выносить его при наличии неурегулированных разногласий на заседание Совета Министров. -------------------------------- <6> См.: Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. N 15 "Об обеспечении правопреемственности в деятельности органов Союза Беларуси и России и Союзного государства".
После выполнения всех указанных выше процедурных мероприятий, не приведших к разрешению спорной ситуации в сфере совместного ведения таможенного дела, Постоянный Комитет формирует проект повестки заседания Совета Министров с включением в нее несогласованного вопроса, который представляется Государственным секретарем председателю Совета Министров. Одобренный им проект повестки заседания и соответствующие материалы не позднее чем за 15 дней до даты заседания рассылаются его участникам. При этом повестка и регламент заседания Совета Министров утверждаются непосредственно на заседании. При принятии на заседании Совета Министров главами правительств государств - участников Союзного государства решения по спорному вопросу оно оформляется либо актом Совета Министров, либо записью в протоколе заседания, который оформляется Постоянным Комитетом в течение трех дней, визируется Государственным секретарем и подписывается председательствующим на заседании. Акты Совета Министров и протоколы заседания Совета Министров рассылаются Постоянным Комитетом членам Совета Министров, а также органам, организациям и должностным лицам по списку, утвержденному Государственным секретарем. Принятые на заседаниях решения доводятся до исполнителей в виде выписок из протоколов <7>. -------------------------------- <7> См.: п. 29, 38 Регламента Совета Министров Союзного государства от 25 апреля 2000 г.
Акты Совета Министров, принятые в пределах его компетенции, а именно: постановления, директивы, резолюции, рекомендации и заключения, подлежат непосредственному исполнению отраслевыми и функциональными органами Союзного государства и с соблюдением положений Договора о создании Союзного государства должны исполняться органами исполнительной власти государств-участников, физическими или юридическими лицами, которым они адресованы. При непринятии Советом Министров решения по спорному вопросу указанный вопрос может быть передан на рассмотрение Высшего Государственного Совета Советом Министров <8>. Для этого в соответствии с п. 9 Регламента Высшего Государственного Совета Таможенный комитет Союзного государства и каждая из таможенных служб государств-участников вправе представить в Постоянный Комитет предложения по установленной форме для включения нерешенного вопроса в план деятельности Высшего Государственного Совета. -------------------------------- <8> См.: п. 17 Регламента Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2001 г.
Получив подобное обращение от руководителя таможенной службы одного из государств-участников, Постоянный Комитет обязан направить представленный проект акта Высшего Государственного Совета для рассмотрения и согласования руководителю таможенной службы другого государства-участника. В случае наличия разногласий таможенных служб государств-участников по рассматриваемому проекту акта Высшего Государственного Совета он докладывается Государственному секретарю с предложениями о дальнейшей работе с ним. В случае если компромиссное решение не найдено, проект акта Высшего Государственного Совета может быть направлен в Высший Государственный Совет Советом Министров. Однако вправе ли Постоянный Комитет направлять в Совет Министров для дальнейшей переадресации в Высший Государственный Совет несогласованные проекты актов Высшего Государственного Совета без предварительного обсуждения этого вопроса сначала в рамках работы коллегии Таможенного комитета, а затем на заседании Совета Министров? По мнению автора, ответ на этот вопрос содержится, во-первых, в действующем Положении о Постоянном Комитете Союзного государства, согласно которому одной из основных функций этого союзного учреждения является координация работы отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников, и, во-вторых, в ст. 17 и 18 Регламента Высшего Государственного Совета, нормами которых на Постоянный Комитет возложено осуществление процедуры поиска компромиссного решения спорного вопроса до направления проекта акта Высшего Государственного Совета в Совет Министров, а на Совет Министров - рассмотрение при необходимости несогласованных проектов актов Высшего Государственного Совета на своем заседании до их направления в Высший Государственный Совет. Очевидно, что наличие устойчивых разногласий государств-участников однозначно порождает такую необходимость. Таким образом, Постоянный Комитет при получении от национальной таможенной службы одного из государств - участников Союзного государства проекта акта Высшего Государственного Совета обязан направить его как в национальную таможенную службу другого государства-участника для рассмотрения, так и председателю Таможенного комитета для обсуждения на очередном или внеочередном заседании коллегии Таможенного комитета. Если на заседании коллегии Таможенного комитета взаимоприемлемое для обеих сторон решение не найдено, то этот вопрос после проведения Постоянным Комитетом согласительного совещания должен быть вынесен на заседание Совета Министров. В случае если Совет Министров не примет соответствующего решения, вопрос может быть вынесен Советом Министров на заседание Высшего Государственного Совета после выполнения всех предписанных процедурных мероприятий. При принятии на заседании Высшего Государственного Совета главами государств - участников Союзного государства решения по спорному вопросу оно оформляется либо актом Высшего Государственного Совета, который подписывается Председателем Высшего Государственного Совета после визирования главой другого государства-участника, либо протокольной записью при наличии поручения Высшего Государственного Совета, которая визируется Государственным секретарем и подписывается Председателем Высшего Государственного Совета. Акты Высшего Государственного Совета, принятые в пределах его компетенции, а именно: декреты, постановления, директивы, резолюции, поручения, рекомендации и заключения, подлежат непосредственному исполнению отраслевыми и функциональными органами Союзного государства с соблюдением положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. и требований государств-участников, их органами исполнительной власти, физическими или юридическими лицами, которым они адресованы <9>. -------------------------------- <9> См.: раздел V "Порядок принятия актов Высшего Государственного Совета" Статута Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г.
Таким образом, процедура разрешения спорных вопросов в сфере таможенного дела, находящихся в компетенции Таможенного комитета Союзного государства, подробно регламентирована вышеприведенным законодательством Союзного государства. В то же время в нормативных актах Союзного государства практически не отражен механизм приостановления или прекращения действия постановлений коллегии Таможенного комитета в случаях: изменения законодательства одного из государств-участников, вследствие чего ранее урегулированные Таможенным комитетом правоотношения в сфере совместного ведения таможенного дела впоследствии одним из государств-участников выведены из компетенции национальной таможенной службы и включены в сферу ведения либо вышестоящего органа государственной власти, либо иного национального министерства или ведомства этого государства-участника; при намерении одной из сторон прекратить действие ранее принятого решения Таможенного комитета при несогласии с этим центрального таможенного органа другого государства - участника Союзного государства. Следует отметить, что в практике взаимоотношений таможенных служб России и Белоруссии в первой половине 2007 г. имели место спорные вопросы, касающиеся обязательности исполнения решений союзного Таможенного комитета национальными таможенными службами государств - участников Союзного государства. Так, в период с 8 января по 7 марта 2007 г. белорусские таможенные органы не исполняли совместную таможенную технологию, принятую Постановлением коллегии ТКСГ от 23 декабря 2003 г. <10>. -------------------------------- <10> См.: п. 2 Постановления коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 23 декабря 2003 г. "О применении нормативных правовых актов, регламентирующих порядок перемещения товаров, перевозимых под таможенным контролем между российскими и белорусскими таможенными органами". С 8 марта 2007 г. в соответствии с решением коллегии Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 7 марта 2007 г. применение данного Постановления коллегии ТКСГ на территории Белоруссии было возобновлено.
На территории Белоруссии применение вышеуказанного Постановления коллегии Таможенного комитета было приостановлено письмом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 6 января 2007 г. N 62-ОД "О перевозке под таможенным контролем в таможни назначения Российской Федерации" <11>, во исполнение которого белорусские пограничные таможни прекратили принимать российские гарантийные сертификаты в качестве меры обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, следующих с белорусского участка внешней границы Союзного государства под таможенным контролем транзитом через территорию Республики Беларусь в адрес российских получателей - как физических, так и юридических лиц. В связи с этим физические лица - граждане России - при следовании через белорусский участок внешней границы вынуждены были помещать приобретенные ими за границей легковые автотранспортные средства под обеспечение доставки до российско-белорусской границы в форме сопровождения (200 - 300 долл.) или под внесенный на счет пограничной белорусской таможни валютный депозит (500 евро). -------------------------------- <11> Официально не публиковалось.
То есть центральный таможенный орган Республики Беларусь, в одностороннем порядке приостановив свой ведомственный акт, которым во исполнение п. 14 Положения о Таможенном комитете Союзного государства было объявлено белорусским таможенным органам для исполнения согласованно принятое постановление коллегии ТКСГ, сделал невозможным функционирование совместной российско-белорусской таможенной технологии. Учитывая, что завершение процесса формирования единой таможенной территории государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС <12> предполагает отмену, в том числе на внутренней границе государств - участников Союзного государства, таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещающихся в рамках взаимной торговли, необходимо более подробно разработать процедуру рассмотрения и решения вышеуказанных вопросов в интересах обеспечения стабильной работы таможенных органов государств - участников Союзного государства и таможенного союза ЕврАзЭС в целом на внешних границах. -------------------------------- <12> См.: ст. 1, 2 Договора между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г.
Конституцией Российской Федерации <13> и Таможенным кодексом Российской Федерации <14> провозглашен приоритет и прямое действие норм, установленных международными договорами Российской Федерации, над национальным законодательством, включая таможенное, а именно: -------------------------------- <13> См.: ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). <14> См.: ч. 2 ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ.
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом (Таможенным кодексом), применяются правила международного договора Российской Федерации. Конституцией Республики Беларусь <15> и Таможенным кодексом Республики Беларусь <16> также определено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. -------------------------------- <15> См.: ст. 8 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. N 2875-XII. <16> См.: ч. 1 ст. 5 Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 г. N 204-З.
При этом ч. 2 ст. 5 Таможенного кодекса Республики Беларусь установлено, что если нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем содержащиеся в Таможенном кодексе или иных актах таможенного законодательства, то применяются нормы международного договора, если иное не установлено в соответствии с нормами международного права, действующими для Республики Беларусь. Таким образом, в Республике Беларусь также признается приоритет норм, установленных международными договорами, над национальным законодательством, в том числе таможенным. В соответствии с положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. каждый действующий международный договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. При этом участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора <17>. -------------------------------- <17> См.: ст. 26, 27 Венской конвенции "О праве международных договоров" от 23 мая 1969 г. Вступила в силу для СССР 29 мая 1986 г., для Республики Беларусь 31 мая 1986 г.
Указанный общепризнанный принцип международного права нашел свое отражение, к примеру, в ст. 33 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. N 421-З "О международных договорах Республики Беларусь", которой установлено, что международные договоры Республики Беларусь подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом. При этом нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на ее территории законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора <18>. -------------------------------- <18> Аналогичная правовая норма изложена в ст. 20 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь".
Заключенный 8 декабря 1999 г. Российской Федерацией и Республикой Беларусь межгосударственный Договор о создании Союзного государства (далее - Договор) вступил в силу 26 января 2000 г. после его ратификации Республикой Беларусь <19> и Российской Федерацией <20>, которые тем самым выразили согласие на обязательность для них положений Договора и обязанность соблюдать их. -------------------------------- <19> Ратифицирован Законом Республики Беларусь от 24 декабря 1999 г. N 343-З. <20> Ратифицирован Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 25-ФЗ.
Высший Государственный Совет, являющийся высшим органом Союзного государства, уполномоченным в пределах своей компетенции образовывать органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера <21>, в соответствии со своим Статутом также руководствуется как принципами суверенного равенства государств-участников, так и общепризнанными принципами и нормами международного права <22>. -------------------------------- <21> См.: п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 35 Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. <22> См.: ст. 3 Статута Высшего Государственного Совета Союзного государства, утвержденного Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. N 7.
В целях обеспечения правопреемственности органов Союза Беларуси и России и Союзного государства Высший Государственный Совет переименовал Таможенный комитет Союза Беларуси и России в Таможенный комитет Союзного государства посредством принятия Постановления от 27 июня 2000 г. N 15, в соответствии с которым было утверждено Положение о Таможенном комитете Союзного государства. Согласно положениям раздела VI договоры, принятые по предметам исключительного ведения Союзного государства, постановления Совета Министров являются обязательными во всех своих частях для отраслевых и функциональных органов Союзного государства, того государства, физического или юридического лица, которому они адресованы <23>. -------------------------------- <23> См.: раздел VI "Акты Союзного государства" Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. (ст. 58 - 60); п. 18 Положения о Совете Министров Союзного государства от 27 июня 2000 г.
Принятые по предметам исключительного ведения Союзного государства в пределах компетенции Таможенного комитета постановления коллегии ТКСГ также не требуют принятия национальных нормативных правовых актов государств-участников по соответствующим вопросам, являются обязательными для того государства, физического или юридического лица, которому они адресованы, и в семидневный срок с момента принятия объявляются для исполнения приказами руководителей центральных таможенных органов государств - участников Союзного государства <24>. -------------------------------- <24> См.: ст. 59, 60 Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.; раздел VII "Постановления коллегии Таможенного комитета Союзного государства" Положения о Таможенном комитете Союзного государства от 16 июля 2001 г.
Из вышеизложенного следует, что процедуру приостановления или прекращения применения по инициативе одного из государств-участников вступивших в законную силу постановлений коллегии Таможенного комитета Союзного государства целесообразно выстраивать по аналогии с процедурой принятия указанных постановлений коллегии Таможенного комитета и изложенной выше процедурой рассмотрения спорных вопросов в сфере совместного ведения таможенного дела, а именно при возникновении обстоятельств, побуждающих одно из государств-участников приостановить или прекратить действие нормативных правовых актов Таможенного комитета, указанное государство-участник в лице его центрального таможенного органа должно направить письменное уведомление в центральный таможенный орган другого государства-участника о намерении приостановить или прекратить действие соответствующего нормативно-правового акта Таможенного комитета (постановления коллегии или приказа председателя Таможенного комитета <25>) с приложением проектов соответствующих документов в соответствии с требованиями, изложенными в Регламенте коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 4 октября 2002 г. В этом же уведомлении должно быть изложено предложение о механизме принятия решения по подлежащему рассмотрению вопросу: на очередном или внеочередном заседании коллегии либо опросным порядком. -------------------------------- <25> См.: п. 11.5 Положения о Таможенном комитете Союзного государства от 16 июля 2001 г.; п. 1.4 Регламента коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 4 октября 2002 г.
При отсутствии возражений у центрального таможенного органа другого государства-участника по поводу приостановления или прекращения действия нормативного правового акта Таможенного комитета решение по данному вопросу принимается в соответствии с действующим Регламентом коллегии ТКСГ. В случае если центральный таможенный орган одного государства-участника возражает против внесенного центральным таможенным органом другого государства-участника предложения о приостановлении или прекращении действия вступившего в силу нормативного правового акта Таможенного комитета, то по аналогии с рассмотренной выше процедурой разрешения находящихся в компетенции Таможенного комитета вопросов при наличии разногласий таможенных служб государств-участников целесообразно руководствоваться следующим порядком: спорный вопрос рассматривается на заседании коллегии Таможенного комитета Союзного государства в срок не позднее трех месяцев с даты поступления соответствующего обращения (для внеочередного заседания - не позднее чем в десятидневный срок со дня получения обращения <26>); -------------------------------- <26> См.: п. 2.4 Регламента коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 4 октября 2002 г.
в случае если на заседании коллегии Таможенного комитета центральным таможенным органам государств - участников Союзного государства не удастся урегулировать разногласия по обсуждаемому вопросу, то председатель Таможенного комитета передает соответствующий вопрос на рассмотрение Постоянного Комитета; в случае если в ходе проведенного по решению Государственного секретаря согласительного совещания руководителей таможенных служб государств-участников компромиссное решение по спорному вопросу не будет найдено, то Постоянный Комитет может направить соответствующие материалы в Совет Министров, который вправе принять решение об отмене актов Таможенного комитета как отраслевого органа Союзного государства в случае их противоречия нормативным правовым актам Союзного государства <27>; -------------------------------- <27> См.: п. 8 Положения о Совете Министров Союзного государства от 27 июня 2000 г.
в свою очередь, Совет Министров вправе передать спорный вопрос на рассмотрение Высшего Государственного Совета, который в соответствии со своим Статутом может приостановить или отменить решения отраслевых и функциональных органов Союзного государства <28>. -------------------------------- <28> См.: п. 10 Статута Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г.
Строгое выполнение органами Союзного государства и центральными таможенными органами государств-участников изложенной процедуры рассмотрения и разрешения разногласий, возникающих в ходе применения нормативных правовых актов союзного Таможенного комитета, позволит и в этом вопросе обеспечить приоритет принятых по предметам исключительного ведения Союзного государства нормативно-правовых актов Таможенного комитета над национальным таможенным законодательством государств-участников и тем самым укрепить позиции союзного таможенного законодательства на внешних границах. Кроме того, изложенная процедура принятия решения о приостановлении или прекращении действия нормативных правовых актов Таможенного комитета вышестоящими органами Союзного государства позволит избежать негативных последствий, которые могут возникнуть по причине несанкционированного одностороннего прекращения таможенной службой одного из государств-участников применяемых в общих интересах таможенной службой другого государства-участника решений Таможенного комитета Союзного государства, и предоставит Таможенному комитету необходимое время для возможной разработки и принятия нового механизма обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств в Союзное государство, вывоза товаров и транспортных средств и их транзита.
Название документа