Некоторые аспекты развития судопроизводства в рамках ЕврАзЭС в связи с формированием Таможенного союза

(Слюсарь Н. Б.)

("Таможенное дело", 2009, N 4)

Текст документа

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА В РАМКАХ

ЕВРАЗЭС В СВЯЗИ С ФОРМИРОВАНИЕМ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Н. Б. СЛЮСАРЬ

Слюсарь Н. Б., директор Правового департамента Комиссии Таможенного союза, кандидат юридических наук.

В настоящее время Суда ЕврАзЭС не существует как самостоятельного судебного органа. Его функции выполняет Экономический Суд СНГ (Суд СНГ), который образован в соответствии с Соглашением о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участниц СНГ от 15 мая 1992 г. для разрешения межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции высших хозяйственных (арбитражных) судов государств Содружества.

Статус Суда СНГ определен Соглашением от 6 июля 1992 г., которым утверждено Положение о Суде СНГ, определяющее компетенцию, порядок организации и деятельности Суда.

Правовой основой выполнения Судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС являются:

- решение Совета глав государств СНГ о возложении на Суд СНГ функций Суда ЕврАзЭС от 19 сентября 2003 г.;

- Соглашение между СНГ и ЕврАзЭС о выполнении Судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС от 3 марта 2004 г. (далее - Соглашение);

- Статут Суда Евразийского сообщества;

- решение Межгоссовета ЕврАзЭС об организации функционирования Суда ЕврАзЭС (от 27 апреля 2007 г. N 123).

Юрисдикция Суда СНГ временно, до формирования Суда ЕврАзЭС, распространяется на межгосударственные споры экономического характера, возникающие:

- при применении Договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г. и других действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и принятых органами ЕврАзЭС решений;

- при исполнении обязательств, предусмотренных действующими международными договорами в рамках ЕврАзЭС и решениями органов ЕврАзЭС.

К ведению Суда СНГ могут быть отнесены иные споры, предусмотренные действующими международными договорами в рамках ЕврАзЭС.

Споры в Суде СНГ рассматриваются по заявлению заинтересованных государств - членов ЕврАзЭС в лице их правительств.

Суд СНГ осуществляет толкование положений действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и решений органов ЕврАзЭС, а также при принятии решений по конкретным делам. Толкование осуществляется по запросам государств - членов ЕврАзЭС, Межгоссовета, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.

В ЕврАзЭС действует ряд договоров, содержащих оговорки, предусматривающие юрисдикцию Суда ЕврАзЭС. Это касается вопросов гармонизации технических регламентов государств - членов ЕврАзЭС, совместной разработки топливно-энергетического баланса Сообщества, взаимного признания и установления эквивалентности документов об ученых степенях и ряда других.

Принятые за последние несколько лет постановления Пленума Суда СНГ по вопросам ЕврАзЭС касались предоставления Суду СНГ права рассмотрения споров экономического характера, возникающих в ЕврАзЭС (22 ноября 2002 г.), о расширении компетенции Суда СНГ (21 октября 2005 г.), об основных направлениях реформирования Суда СНГ, выполняющего функции Суда ЕврАзЭС (22 июня 2007 г.), о временном осуществлении функций Суда ЕврАзЭС и разрешении межгосударственных споров экономического характера, возникающих в рамках ЕврАзЭС (4 ноября 2008 г.).

Анализ деятельности Суда СНГ показывает, что действующий Статут Суда ЕврАзЭС устанавливает довольно узкую компетенцию Суда. Суду ЕврАзЭС даются полномочия рассматривать споры только между государствами сообщества, в его полномочия не включены споры ни юридических, ни физических лиц.

В рамках ЕврАзЭС отсутствует механизм защиты интересов хозяйствующих субъектов в случае нарушения их прав, вытекающих из международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, и решений, принятых органами ЕврАзЭС.

Рассматривались возможности и направления расширения полномочий Суда ЕврАзЭС в части:

- придания ему права разрешать споры экономического характера, сторонами которых являются предприниматели, по вопросам, связанным с реализацией действующих в рамках ЕврАзЭС международных договоров и решений органов ЕврАзЭС;

- определения четкой юрисдикционной компетенции Суда ЕврАзЭС в отношении того, что его решения должны иметь обязательную юридическую силу и исполняться в порядке, предусмотренном в отношении исполнения решений судов иностранных государств и международных судов;

- установления упрощенного порядка взаимодействия Суда ЕврАзЭС с компетентными органами Сторон по делу.

14 июня 2005 г. принято Постановление Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС "О предложениях по расширению компетенции Суда ЕврАзЭС", которым поддержано предложение по расширению компетенции Суда ЕврАзЭС в части предоставления хозяйствующим субъектам права обращения в Суд ЕврАзЭС и изменению Статута Суда ЕврАзЭС.

Суд СНГ также поддержал инициативу Интеграционного комитета ЕврАзЭС о внесении изменений в Статут Суда ЕврАзЭС в целях расширения его компетенции.

6 октября 2007 г. на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС подписан Протокол (решение N 346), направленный на формирование правовой базы Таможенного союза. В соответствии с этим Протоколом Суд Сообщества наделяется дополнительными полномочиями по вопросам деятельности Таможенного союза. Протокол определяет порядок рассмотрения Судом ЕврАзЭС дел и споров по вопросам Таможенного союза.

Важной функцией Комиссии Таможенного союза определено оказание содействия сторонам в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд ЕврАзЭС.

В настоящее время в целях стимулирования развития экономического сотрудничества в рамках Таможенного союза необходимо расширить компетенцию Суда ЕврАзЭС и отнести к ведению Суда разрешение споров между Комиссией Таможенного союза и сторонами - участницами Таможенного союза, между государствами - членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза, а также рассматривать дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза.

Необходимо предоставить права хозяйствующим субъектам и отдельным предпринимателям, занимающимся деятельностью в рамках Таможенного союза, обращаться в Суд ЕврАзЭС. Следует заметить, что предоставление Суду ЕврАзЭС указанных правомочий соответствует сложившейся международной практике, в том числе европейских сообществ.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что наделение субъектов хозяйствования правом на обращение в Суд Сообщества было бы оправданным и с материально-правовых позиций, и с точки зрения экономии сил и времени для эффективного обеспечения судебной защиты прав и интересов как субъектов хозяйствования государств - членов ЕврАзЭС, так и самих государств.

Название документа