Правовые особенности защиты интеллектуальной собственности на единой таможенной территории применительно к нормам международного права

(Петров Е. Н.)

("Таможенное дело", 2009, N 4)

Текст документа

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

НА ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО

К НОРМАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Е. Н. ПЕТРОВ

Петров Е. Н., руководитель федерального центра по борьбе с распространением контрафактной продукции Российского государственного института интеллектуальной собственности, кандидат технических наук, доцент.

Формирование современной таможенной политики в каждом конкретном случае разрабатывается на основе намеченной стратегии таможенного дела, исходит из материальных и финансовых возможностей государства.

Защита национальных интересов в таможенной политике, расширение ее влияния на все стороны производственной деятельности через таможенно-тарифный механизм - важное направление обеспечения экономической безопасности страны.

Приоритетными являются развитие нормативно-правовой базы, регулирующей таможенную политику в том числе и такой важной области, как защита прав интеллектуальной собственности.

Предусмотрены четкие международные стандарты, которые требуют наличия эффективных мер по борьбе с пиратством.

Регулирование прав интеллектуальной собственности - суверенная государственная прерогатива, и повсеместно действуют принципы территориальной защиты интеллектуальных прав, т. е. защита предоставляется только на территории того государства, где такая защита предоставляется по закону данного государства.

Литературное произведение, изобретение, охраняемое по закону одного государства, не подпадает в принципе автоматически под защиту в других государствах. Чтобы получить такую защиту, требуются либо предоставление соответствующей защиты по закону другого государства, либо согласование охраны в соответствии с международным соглашением, договоренностями.

Международное интеллектуальное, культурное, торговое сотрудничество сложилось уже в 80-е годы XIX в.

Были заключены многосторонние конвенции:

Парижская конвенция 1883 г. по охране промышленной собственности и Бернская конвенция 1886 г. об охране литературных и художественных произведений, а затем и другие универсальные, региональные и двусторонние международные соглашения в этой области.

Стокгольмская конвенция 1967 г. учредила Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), созданную в 1970 г. (Женева), которая координирует все действия по сотрудничеству в сфере всей совокупности прав интеллектуальной собственности. ВОИС имеет статус специализируемого учреждения ООН.

В рамках Маракешского пакета Уругвайского раунда в 1994 г. было заключено Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), в широкой степени охватывающее все объекты интеллектуальной собственности и являющееся обязательным для всех стран участников ВТО.

Присоединение России к ВТО (Всемирной торговой организации) потребует от нашей страны безусловного выполнения норм ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность).

Вся совокупность соответствующих соглашений в этой сфере образует международно-правовой порядок регулирования прав интеллектуальной собственности, иначе - международное право интеллектуальной собственности.

В современных условиях право интеллектуальной собственности приобретает все возрастающее значение, это связано со все возрастающим объемом торговли не столько самими правами интеллектуальной собственности, сколько долей элементов этой собственности в общем составе стоимости многих товаров, особенно продукции высоких технологий, фармацевтических и химических товаров.

Оценивается, что примерно 15 - 20% всей мировой торговли приходится на объекты, защищенные патентами, торговыми марками и т. п.

Другим важным моментом является стремление государств - производителей высокотехнологичных товаров (США, Германия Великобритания, Франция и др.) сократить свои потери от конкуренции таких же, но контрафактных товаров, которые обходятся их производителям гораздо дешевле, как ввиду бесплатного использования научно-технических достижений, потребовавших вложений крупных капиталов в НИОКР, так и за счет более дешевой рабочей силы.

Дешевле она как раз в странах, где осуществляется и допускается (иногда сознательно в интересах повышения занятости) контрафактное производство (прежде всего это страны Юго-Восточной Азии).

Мероприятия, проведенные правительством Москвы на Черкизовском рынке, показали, насколько глубоко проникла в торговую сеть реализации товаров контрафактного производства, как раз в основном из Юго-Восточной Азии.

Как уже отмечалось, интеллектуальные материальные права регулируются в основном на национальном уровне.

На международном уровне материальные права урегулированы в относительно малой степени, главным образом, определяется порядок применения национального законодательства в отношении пользователей прав из других стран, а также условия международной торговли объектами интеллектуальной собственности.

Развивающиеся страны, в свою очередь, не менее обоснованно обвиняют промышленно развитые страны в монополизации и поддержании завышенных цен на соответствующую продукцию.

Соглашение ТРИПС ориентировано на применение к отношениям, связанным с торговлей интеллектуальной собственностью, оно уникально в том, что отходит от сложившейся правонормативной практики раздельного трактования патентных и авторских прав.

Однако их международно-правовое регулирование, сложившееся за более чем 100 лет, невозможно было бы игнорировать, неверно было бы его просто механически дублировать в ТРИПС.

Был избран иной метод. На ряд международных соглашений в ТРИПС делаются ссылки. Это касается Парижской конвенции по промышленной собственности, Бернской конвенции по защите литературных и художественных произведений, Римской конвенции по охране прав артистов-исполнителей.

Таким образом, государства - участники ТРИПС не являются сторонами указанных договоров, но обязываются соблюдать их материально-правовой нормативный состав в силу участия в ТРИПС.

Формально, конечно, ничто не мешает государствам договариваться между собой соблюдать нормы международных торговых договоров, в которых они не участвуют, интересно и то, что соответствующие нормы этих договоров выходят за рамки регулирования международных торговых отношений и, таким образом, за рамки общей компетенции ВТО.

Принцип национального режима был ранее принят как в Бернской конвенции, так и в Парижской.

ТРИПС дополнительно распространил этот режим и на регулирование международной торговли.

Новшеством ТРИПС явилось распространение на сферу защиты, осуществления в торговле правами интеллектуальной собственностью принципа наибольшего благоприятствования, хотя и с некоторыми исключениями для отдельных видов интеллектуальной собственности, например в отношении исключений, регулируемых международными соглашениями, не включенными в сферу ТРИПС.

В отступление от действия в рамках ВТО режима наибольшего благоприятствования в безусловной форме в ТРИПС предусмотрена взаимность, т. е. действие принципа наибольшего благоприятствования условно, но не автоматично.

Характерным для ТРИПС является, сравнительно с ранее принятыми многосторонними договорами в области интеллектуальной собственности, более широкое включение унификационного значения материально-правовых норм.

Эти нормы иногда обозначаются как (plus element) дополняющие регулирование на основе прежде принятых многосторонних договоров, являются обязательными, естественно, только для стран - участниц ТРИПС и не затрагивают прав и обязанностей стран - участниц многосторонних договоров по интеллектуальной собственности, не участвующих в ТРИПС (например, Россия).

Это:

- авторские и смежные права (права артистов-исполнителей и изготовителей фонограмм).

Дополнительно оговорена защита авторов компьютерных программ и кинематографических произведений, им обеспечено исключительное право проката. Срок защиты смежных прав увеличен с 20 до 50 лет.

Из действия Бернской конвенции исключены в рамках ТРИПС личные неимущественные права, в том числе права на опубликование, на неприкосновенность, поскольку в США они неохраноспособны.

Заметим также, что в США в отличие от других стран не ограничивается "частное копирование", и это также не отражено в соглашениях ТРИПС;

- товарные знаки.

В ТРИПС даются перечни защищаемых знаков, а также сроки их защиты (семь лет) и аннулирования при неиспользовании (пять лет) с момента регистрации;

- указание места происхождения товара.

Впервые в универсальном конвенционном порядке установлено общее правило недопущения любых форм недобросовестной конкуренции с использованием фальшивых географических указаний;

- промышленные образцы и рисунки (чертежи).

Подлежат защите от копирования в коммерческих целях, включая текстильные изделия при условиях оригинальности и новизны, на срок не менее 10 лет;

- патенты.

В ТРИПС детально, сравнительно с Парижской конвенцией, определяются условия патентования, конкретизируются исключительные права правообладателя, действие защиты по патенту ограничиваются 20 годами с даты выдачи;

- топология интегральных микросхем.

Производитель зачастую вкладывает огромные средства в разработку топологии микросхем, создавая на их основе высокотехнологические и дорогостоящие устройства, но его затраты могут быть совершенно необоснованными в связи с неправомерным "контрафактным" использованием технологий производства микросхем. Договор 1989 г., так называемый Вашингтонский договор, не вступил в силу, однако его положения стали предметом регулирования в рамках ВТО.

В ТРИПС дано определение топологии интегральной схемы и критерии ее защиты в качестве объекта интеллектуальной собственности, при этом защита обеспечивается сроком на 10 лет, способ защиты не унифицирован, а оставлен на усмотрение государства;

- секретная информация.

К ней относят секреты производства, в основном защита секретной информации осуществляется практически с помощью законодательства о недобросовестной конкуренции, понятие "ноу-хау" - состав оперативной информации, ценной благодаря возможности ее применения на практике, но не относящейся к публичной сфере и не подпадающей под какую-либо защиту, ноу-хау - торговые секреты, способы коммерческого использования и т. д.

Большое значение придается в ТРИПС вопросам контроля соблюдения его норм и правил.

Соглашения ТРИПС детально регламентируют принятие мер со стороны национальных таможенных и судебных органов, направленных прежде всего на прекращение торговли контрафактной продукцией, при этом обладатели прав на интеллектуальную собственность, терпящие ущерб от контрафактного нарушения их прав, могут потребовать через таможенные органы пресечения перемещения контрафактного товара через границу, однако при этом недобросовестная конкуренция (недобросовестные и протекционистские действия) пресекается внесением определенного залога, являющегося гарантией возмещения убытков импортера, если обвинения окажутся несостоятельными.

Судебным органам предписывается действовать законным и справедливым образом и принимать меры по перемещению контрафактной продукции через таможенную границу в рамках государственной правовой базы.

Специальный Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и Генеральный совет ВТО обеспечивают обычный для ВТО порядок надзора за исполнением соглашений в рамках ВТО.

При возникновении межгосударственного спора может быть задействован и общий механизм, действующий в ВТО в рамках органа по разрешению споров, по решению которого могут быть применены санкции, затрагивающие торговые интересы стран, не соблюдающих обязательств по ТРИПС.

Приведенная выше информация о нормативном составе ТРИПС дает представление об этом. Хотя в ТРИПС как будто бы не должно быть материально-правового регулирования прав интеллектуальной собственности, кроме "торговых аспектов" этих прав, практически грань между торговыми аспектами и общим режимом прав интеллектуальной собственности оказывается весьма условной.

Таким образом, можно отметить, что нормы ТРИПС явно не связаны строго только с торговыми аспектами, а компетенция ВТО, таким образом, переплетается с компетенцией ВОИС, тем не менее многочисленные региональные, универсальные многосторонние конвенционные соглашения по регулированию оборота объектов интеллектуальной собственности не обеспечивают в полной мере эффективной борьбы с контрафактной продукцией.

Этим и обусловлена большая работа, которая проводится в рамках ЕврАзЭС по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности. Ранее в ходе заседаний Межгосударственного совета ЕврАзЭС были согласованы темпы и очередность принятия решений по формированию Таможенного союза.

Государства - участники Таможенного союза согласовали Единый таможенный тариф на таможенной территории Таможенного союза, руководствуясь единым подходом в области правового регулирования при перемещении объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу Союза.

Проблемы, возникающие в связи со вступлением в ВТО, уже были ранее обозначены. Это вступление в ВТО союзом или вступление в ВТО раздельно, но при этом каждое государство согласовывает свою позицию со всеми, сведя при этом возможный вред к минимуму. Как было замечено Генеральным секретарем ЕврАзЭС Т. Мансуровым, в зависимости от выбранного пути будут определены основные положения правового регулирования при перемещении объектов интеллектуальной собственности через границу Таможенного союза.

В Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам была внимательно рассмотрена и изучена предлагаемая редакция проекта гл. 44 Таможенного кодекса Таможенного союза и проведен сравнительный анализ ее соответствия федеральным законам и международным соглашениям.

Проведенный анализ проекта Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) позволяет сделать ряд общих выводов:

1. Структура законопроекта и основные термины понятийного аппарата максимально приведены в соответствие с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Конвенция Киото). Указанное обстоятельство является достаточно важным, так как один из участников Таможенного союза - Республика Казахстан недавно, в феврале 2009 г., присоединилась к названной Конвенции.

При этом как недостаток Кодекса необходимо отметить то, что разработчики законопроекта не использовали термин "очистка", который является одним из основных в понятийном аппарате и содержании стандартов Конвенции Киото.

2. В тексте Кодекса используется термин "таможенное дело", однако его определение в законопроекте не приведено и не раскрыто. В этой связи необходимо отметить, что указанный термин в понятийном аппарате как Конвенции Киото, так и Модельного таможенного кодекса государств - участников Содружества Независимых Государств (принят Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ, Постановление от 25 ноября 2008 г. N 31-22) не содержится и использование в тексте Кодекса указанного термина наряду с термином "таможенное регулирование" нецелесообразно.

Кроме того, представляется целесообразным выделить следующие основные замечания к гл. 44 проекта Кодекса.

1. В разных странах к кругу охраняемых объектов интеллектуальной собственности могут относиться разные виды результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, т. е. может сложиться ситуация, когда в одной из стран объект подлежит охране, а в других - нет. Возникает вопрос, каким образом права на такой объект могут охраняться нормами таможенного законодательства. В связи с этим представляется необходимым определиться с понятийным аппаратом.

2. Как известно, границы полномочий должностных лиц (ex officio) всегда вызывают большое число вопросов. В связи с этим, на наш взгляд, они должны быть максимально детализированы и вследствие этого выделены в отдельную статью.

3. На наш взгляд, к правообладателю не может быть применена установленная ч. 5 ст. 280 проекта ответственность (правообладателя) за вред, вызванный приостановлением по решению таможенных органов выпуска товара, содержащего объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр (ч. 4 ст. 280).

4. Требуется определить ситуации, при которых правообладатель должен обращаться в национальный таможенный орган и в Комиссию Таможенного союза. Предлагаемая правовая регламентация представляется недостаточно четкой, она может привести к дублированию функций, снижению эффективности деятельности таможенных органов (возможно перекладывание ответственности).

5. Использование термина "право интеллектуальной собственности" в Кодексе представляется неудачным, так как общепринято, что в объективном смысле он обозначает подотрасль гражданского права. На наш взгляд, использоваться может только словосочетание "права интеллектуальной собственности", имея в виду совокупность прав на объекты интеллектуальной собственности.

Предлагаемая редакция проекта главы 44 Таможенного кодекса Таможенного союза и сравнительный анализ ее соответствия федеральным законам и международным соглашениям.

Проект Таможенного кодекса Международные соглашения и федеральные

Таможенного союза законы

Контрафактный товар - Соглашения ТРИПС

перемещаемый через таможенную Статья 8

границу товар, этикетки, 1. При формировании или совершенствовании

упаковки товаров, на которых своих национальных законов и правил члены

незаконно размещены товарный могут принимать меры, необходимые для

знак или сходное с ним до охраны общественного здоровья и питания и

степени смешения обозначение содействия общественным интересам в

жизненно важных для их социально -

экономического и технического развития

секторах, при условии, что такие меры

соответствуют положениям настоящего

Соглашения.

2. Надлежащие меры при условии, что они

соответствуют положениям настоящего

Соглашения, могут быть необходимы для

предотвращения злоупотреблений правами

интеллектуальной собственности со стороны

владельцев прав или обращения к практике,

которая необоснованно ограничивает торговлю

или неблагоприятным образом влияет на

международную передачу технологии.

Гражданский кодекс РФ

Статья 1515

1. Товары, этикетки, упаковки товаров, на

которых незаконно размещены товарный знак

или сходное с ним до степени смешения

обозначение, являются контрафактными

Фальсифицированный товар - Закон Российской Федерации "О защите прав

товар, сопровождаемый ложной потребителей"

информацией о составе и/или Статья 7

производителе товара 1. Потребитель имеет право на то, чтобы

товар (работа, услуга) при обычных условиях

его использования, хранения,

транспортировки и утилизации был безопасен

для жизни, здоровья потребителя, окружающей

среды, а также не причинял вред имуществу

потребителя. Требования, которые должны

обеспечивать безопасность товара (работы,

услуги) для жизни и здоровья потребителя,

окружающей среды, а также предотвращение

причинения вреда имуществу потребителя,

являются обязательными и устанавливаются

законом или в установленном им порядке.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан

обеспечивать безопасность товара (работы)

в течение установленного срока службы или

срока годности товара (работы).

Федеральный закон "О лекарственных

средствах"

Статья 4

...фальсифицированное лекарственное

средство - лекарственное средство,

сопровождаемое ложной информацией о составе

и (или) производителе лекарственного

средства

Права интеллектуальной Соглашение ТРИПС

собственности - это права на Статья 2

результаты интеллектуальной 1. В отношении частей II, III и IV

деятельности и приравненные настоящего Соглашения члены соблюдают

к ним средства статьи 1 - 12 и статью 19 Парижской

индивидуализации конвенции (1967 г.).

2. Ничто в частях с I по IV настоящего

Соглашения не должно отличаться от

существующих обязательств, которые члены

могут иметь по отношению друг к другу в

соответствии с Парижской конвенцией,

Бернской конвенцией, Римской конвенцией

и Договором по интеллектуальной

собственности в отношении интегральных

схем.

Гражданский кодекс РФ

Статья 1226. Интеллектуальные права

На результаты интеллектуальной деятельности

и приравненные к ним средства

индивидуализации (результаты

интеллектуальной деятельности и средства

индивидуализации) признаются

интеллектуальные права, которые включают

исключительное право, являющееся

имущественным правом, а в случаях,

предусмотренных настоящим Кодексом, также

личные неимущественные права и иные права

(право следования, право доступа и другие).

Гражданский кодекс РФ

Статья 1227. Интеллектуальные права и

право собственности

1. Интеллектуальные права не зависят от

права собственности на материальный

носитель (вещь), в котором выражены

соответствующие результат

интеллектуальной деятельности или

средство индивидуализации

Единый таможенный реестр - Конвенция ВОИС 1967 г.

реестр прав интеллектуальной Статья 3

собственности, подлежащих Организация имеет цели:

охране на единой таможенной (i) содействовать охране интеллектуальной

территории собственности во всем мире путем

сотрудничества государств и в

соответствующих случаях во взаимодействии

с любой другой международной

организацией.

Статья 4. Функции

...содействует разработке мероприятий,

рассчитанных на улучшение охраны

интеллектуальной собственности во всем

мире и на гармонизацию законодательств в

этой области...

Генеральное соглашение по тарифам и

торговле

Статья XXIV

Для целей настоящего Соглашения под

таможенной территорией понимается любая

территория, на которой действуют свои

тарифы и другие торговые правила для

основной части торговли данной территории

с другими территориями.

Мадридское соглашение о международной

регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.

Статья 5. Отказ в охране национальными

администрациями

1. В тех странах, где это предусматривается

законодательством, Администрации,

уведомленные Международным бюро о

регистрации знака или о требовании

расширения охраны в соответствии со статьей

3ter, имеют право заявить, что охрана

этого знака на их территории не может быть

предоставлена. Такой отказ может быть

основан только на условиях, которые

применяются в соответствии с Парижской

конвенцией по охране промышленной

собственности к знаку, заявленному для

национальной регистрации. Однако в охране

не может быть отказано даже частично на том

лишь основании, что национальное

законодательство предусматривает только

регистрацию ограниченного числа классов или

ограниченного числа товаров или услуг.

Протокол к Мадридскому соглашению о

международной регистрации знаков от 28

июня 1989 г.

Статья 2. Получение охраны путем

международной регистрации

1. Если заявка на регистрацию знака была

подана в ведомство Договаривающейся

Стороны или если знак был зарегистрирован

в реестре ведомства Договаривающейся

Стороны, лицо, являющееся заявителем этой

заявки (далее именуемой "базовая

регистрация"), с учетом положений

настоящего Протокола может обеспечить

охрану своего знака на территории

Договаривающихся Сторон путем регистрации

этого знака в Реестре Международного бюро

Всемирной организации интеллектуальной

собственности (далее именуемые

соответственно "международная

регистрация", "Международный реестр",

"Международное бюро" и "Организация") при

условии, что:

i) если базовая заявка была подана в

ведомство Договаривающегося государства

или если базовая регистрация была

осуществлена таким ведомством, лицо,

являющееся заявителем этой заявки, или

владелец этой регистрации является

гражданином этого Договаривающегося

государства, либо проживает, либо имеет

действительное и нефиктивное промышленное

или торговое предприятие в указанном

Договаривающемся государстве;

ii) если базовая заявка была подана в

ведомство Договаривающейся организации

или если базовая регистрация была

осуществлена таким ведомством, лицо,

являющееся заявителем этой заявки, или

владелец этой регистрации является

гражданином государства - члена этой

Договаривающейся организации, либо

проживает, либо имеет действительное и

нефиктивное промышленное или торговое

предприятие на территории указанной

Договаривающейся организации.

Соглашение ТРИПС

Статья 6

Для целей урегулирования споров по

настоящему Соглашению при условии

соблюдения положений статей 3 и 4, ничто

в настоящем Соглашении не используется

для рассмотрения вопроса об исчерпании

прав интеллектуальной собственности.

Гражданский кодекс РФ

Статья 1487. Исчерпание исключительного

права на товарный знак

Не является нарушением исключительного

права на товарный знак использование

этого товарного знака другими лицами в

отношении товаров, которые были введены в

гражданский оборот на территории

Российской Федерации непосредственно

правообладателем или с его согласия

Глава 44 Всемирная декларация по интеллектуальной

Особенности совершения собственности (текст Декларации был

таможенных операций в окончательно сформулирован и одобрен 26

отношении товаров, в которых июня 2000 г.)

выражены результаты права (i) В настоящей Декларации термин

интеллектуальной "интеллектуальная собственность" означает

собственности любую собственность, признаваемую по

общему согласию в качестве

интеллектуальной по характеру и

заслуживающей охраны, включая, но не

ограничиваясь научными и техническими

изобретениями, литературными или

художественными произведениями, товарными

знаками и указателями деловых

предприятий, промышленными образцами и

географическими указаниями.

(ii) В настоящей Декларации термин "права

интеллектуальной собственности" означает

по существу права, закрепленные в статье

27 Всеобщей декларации прав человека,

принятой Организацией Объединенных Наций

в 1948 г., и, в частности, что:

"Каждый человек имеет право свободно

участвовать в культурной жизни общества,

наслаждаться искусством, участвовать в

научном прогрессе и пользоваться его

благами";

и "Каждый человек имеет право на защиту

его моральных и материальных интересов,

являющихся результатом научных,

литературных или художественных трудов,

автором которых он является".

Соглашение ТРИПС

Статья 7. Цели

Охрана и реализация прав интеллектуальной

собственности должны содействовать

техническому прогрессу и передаче и

распространению технологии.

Статья 16

Владелец зарегистрированного товарного

знака имеет исключительное право не

разрешать третьим лицам без

согласия владельца использовать в ходе

торговли идентичные или подобные знаки

для товаров или услуг...

Мадридское соглашение о международной

регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.

Статья 4. Последствия международной

регистрации

1. С момента регистрации, произведенной

таким образом в Международном бюро в

соответствии с положениями статей 3 и

3ter, в каждой заинтересованной

договаривающейся стране знаку

предоставляется такая же охрана, как если

бы он был заявлен там непосредственно.

Классификация изделий или услуг,

предусмотренная в статье 3,

не связывает договаривающиеся страны в

отношении определения объема охраны

знака.

2. Всякий знак, который был предметом

международной регистрации, пользуется

правом приоритета, установленного статьей 4

Парижской конвенции по охране промышленной

собственности; при этом необязательно

выполнение формальностей, предусмотренных в

пункте D этой статьи

Статья 277. Меры по защите Соглашение ТРИПС

прав интеллектуальной Статья 51. Приостановление выпуска

собственности, принимаемые товаров в обращение таможенными органами

таможенными органами Согласно положениям, изложенным ниже,

1. Таможенные органы вправе члены принимают процедуры (13),

в соответствии с данной позволяющие правообладателю, который

главой настоящего Кодекса имеет веские основания подозревать, что

приостановить проведение может осуществляться ввоз товаров с

таможенных операций с фальсифицированными товарными знаками или

товарами в целях защиты прав товаров, созданных с нарушением авторских

интеллектуальной прав (14), подать в компетентные

собственности, включенных административные или судебные органы

(внесенных) в Единый письменное заявление на приостановление

таможенный реестр. таможенными органами выпуска в свободное

2. Правообладатель или иное обращение таких товаров... Члены могут

лицо, представляющее его предоставить возможность сделать такое

интересы (далее в настоящей заявление в отношении товаров, которые

главе - заявитель), имеющие содержат в себе иные нарушения прав

основания полагать, что при интеллектуальной собственности, при

перемещении товаров через условии соблюдения требований настоящего

таможенную границу нарушены раздела. Члены могут также предусмотреть

или могут быть нарушены права соответствующие процедуры, касающиеся

интеллектуальной приостановления таможенными органами

собственности, вправе подать выпуска с их территорий контрафактных

в таможенную службу Стороны товаров, предназначенных для экспорта.

союза заявление об Статья 52. Заявка

осуществлении таможенными Любой правообладатель, начинающий

органами мер по защите прав процедуры в соответствии со статьей 51,

интеллектуальной должен представить соответствующие

собственности на единой доказательства, убеждающие компетентные

таможенной территории. власти, что согласно законодательству

3. Меры по защите прав импортирующей страны при отсутствии

интеллектуальной доказательств в пользу противного имеет

собственности на единой место нарушение прав владельца

таможенной территории интеллектуальной собственности, и

осуществляются с момента достаточно подробное описание товаров для

подачи правообладателем в их легкого опознания таможенными

Комиссию таможенного союза органами. Компетентные власти в течение

заявления о включении разумного периода времени сообщают

(внесении) права заявителю, приняли ли они заявку, и в

интеллектуальной случаях, если это определяют компетентные

собственности в Единый власти, сообщают о периоде, в который

таможенный реестр, в таможенные органы будут принимать меры.

порядке установленном

настоящим Кодексом. Соглашение ТРИПС

4. Меры по защите прав Статья 60. Ввоз незначительного

интеллектуальной количества товаров

собственности, Члены могут не применять вышеизложенные

осуществляемые таможенными положения к незначительным количествам

органами в соответствии с товаров некоммерческого характера,

данной главой настоящего содержащимся в личном багаже пассажиров

Кодекса, не препятствуют или пересылаемых малыми партиями.

заявителю использовать иные

способы защиты своих прав Мадридское Соглашение о международной

в соответствии с регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.

законодательством Стороны Статья 5bis. Документальное

союза. подтверждение законности использования

5. Меры по защите прав отдельных элементов знаков.

интеллектуальной Если документы, удостоверяющие законность

собственности, использования отдельных элементов,

предусмотренные настоящей содержащихся в знаках, таких, как гербы,

главой, не применяются гербовые щиты, портреты, знаки отличия,

таможенными органами в звания, торговые наименования или имена

отношении незначительного лиц, отличающиеся от имени заявителя, а

количества товаров для также другие аналогичные указания

личного пользования, затребованы Администрациями

перемещаемых через таможенную договаривающихся стран, то они

границу физическими лицами, освобождаются от всякой легализации и

пересылаемых малыми партиями всякого удостоверения, кроме

в международных почтовых удостоверения Администрации страны

отправлениях или перемещаемых происхождения.

малыми партиями иным способом

в адрес физических лиц. Соглашение ТРИПС

Статья 278. Заявление об Статья 16. Предоставленные права

осуществлении таможенными 1. Владелец зарегистрированного товарного

органами мер по защите прав знака имеет исключительное право не

интеллектуальной разрешать третьим лицам без согласия

собственности владельца использовать в ходе торговли

1. Заявление об осуществлении идентичные или подобные знаки для товаров

таможенными органами мер по или услуг, которые идентичны или подобны

защите прав интеллектуальной тем, в отношении которых зарегистрирован

собственности, подаваемое товарный знак, когда существует

заявителем в таможенную вероятность возникновения путаницы в

службу Стороны Союза, должно результате такого использования. В случае

содержать: использования идентичного знака для

1) информацию о товаре, идентичных товаров или услуг должна

правообладателе, правах учитываться вероятность возникновения

интеллектуальной недоразумений. Права, описанные выше, не

собственности, которые при наносят ущерба прежде приобретенным

перемещении товаров через правам и не оказывают воздействия на

таможенную границу или при возможность членов ставить осуществление

совершении таможенных прав в зависимость от их использования.

операций в отношении Статья 50

товаров, находящихся под 3. Судебные органы имеют право

таможенным контролем, могут потребовать от заявителя предоставить

быть нарушены, о сроке, в любые разумно доступные доказательства,

течение которого таможенные чтобы с достаточной степенью уверенности

органы будут обязаны в том, что заявитель является

осуществлять меры по защите правообладателем и что его право

прав интеллектуальной нарушается или что такое нарушение

собственности; неизбежно, и распорядиться о том, чтобы

2) подробное описание заявитель предоставил залог или

товаров, в которых выражены равноценную гарантию, достаточную для

результаты права защиты ответчика и предотвращения

интеллектуальной злоупотреблений.

собственности, а также 4. В случаях если временные меры были

имеющуюся информацию о месте приняты без заслушивания другой стороны,

изготовления таких товаров, затронутая сторона должна быть поставлена

их производителях и лицах, об этом в известность безотлагательно,

имеющих право распоряжаться самое позднее после выполнения

такими товарами в мероприятия. По запросу ответчика

соответствии с лицензионным осуществляется пересмотр, включая право

договором или договором об быть выслушанным, с целью принятия в

отчуждении исключительного течение разумного периода времени после

права, иную имеющуюся в получения уведомления о мерах решения по

распоряжении заявителя вопросу о том, должны ли эти меры быть

информацию; изменены, отменены или подтверждены.

3) описание товара, в 5. От заявителя могут потребовать

отношении которого предоставления другой информации,

предполагается, что этот необходимой для идентификации товаров,

товар является контрафактным рассматриваемых властями, которые

и (или) фальсифицированным осуществляют предварительные меры.

товаром; Статья 51. Приостановление выпуска

4) иную информацию, товаров в обращение таможенными органами

позволяющую выявить Согласно положениям, изложенным ниже,

контрафактные и (или) члены принимают процедуры (13),

фальсифицированные товары; позволяющие правообладателю, который

5) заявитель незамедлительно имеет веские основания подозревать, что

информирует таможенную службу может осуществляться ввоз товаров с

Стороны Союза о всех фальсифицированными товарными знаками или

изменениях, произошедших в товаров, созданных с нарушением авторских

предоставленной информации. прав (14), подать в компетентные

2. К заявлению об административные или судебные органы

осуществлении таможенными письменное заявление на приостановление

органами мер по защите прав таможенными органами выпуска в свободное

интеллектуальной обращение таких товаров... Члены могут

собственности прилагаются: предоставить возможность сделать такое

1) документы, подтверждающие заявление в отношении товаров, которые

права интеллектуальной содержат в себе иные нарушения прав

собственности (свидетельство, интеллектуальной собственности, при

лицензионный договор, договор условии соблюдения требований настоящего

об отчуждении исключительного раздела. Члены могут также предусмотреть

права, другие документы), при соответствующие процедуры, касающиеся

необходимости - документ, приостановления таможенными органами

подтверждающий полномочия выпуска с их территорий контрафактных

лица представлять интересы товаров, предназначенных для экспорта.

заявителя; Статья 52. Заявка

2) обязательство заявителя Любой правообладатель, начинающий

в письменной форме, процедуры в соответствии со статьей 51,

установленной Комиссией должен представить соответствующие

Таможенного союза, о доказательства, убеждающие компетентные

возмещении имущественного власти, что согласно законодательству

вреда, который может быть импортирующей страны при отсутствии

причинен декларанту или доказательств в пользу противного имеет

иному заинтересованному лицу место нарушение прав владельца

в связи с приостановлением интеллектуальной собственности, и

таможенных операций с достаточно подробное описание товаров для

товарами; их легкого опознания таможенными

3) иные документы, содержащие органами. Компетентные власти в течение

информацию, позволяющую разумного периода времени сообщают

выявить контрафактные и (или) заявителю, приняли ли они заявку, и в

фальсифицированные товары. случаях, если это определяют компетентные

3. Одновременно с подачей власти, сообщают о периоде, в который

заявления об осуществлении таможенные органы будут принимать меры.

таможенными органами мер по Статья 21. Лицензирование и передача прав

защите прав интеллектуальной Члены могут определять условия

собственности заявитель лицензирования и передачи прав на

вправе представить образцы, товарные знаки; при этом понимается, что

фотографии и иное изображение не разрешается принудительное

товаров, в которых выражены лицензирование товарных знаков и что

результаты права владелец зарегистрированного товарного

интеллектуальной знака имеет право передавать права на

собственности, а также товарный знак с передачей предприятия,

товаров, в отношении которых которому принадлежит товарный знак, или

предполагается, что указанные без такой передачи.

товары являются

контрафактными (или) Гражданский кодекс РФ

фальсифицированными. Статья 1234. Договор об отчуждении

4. Таможенная служба Стороны исключительного права

Союза рассматривает заявление 1. По договору об отчуждении

об осуществлении таможенными исключительного права одна сторона

органами мер по защите прав (правообладатель) передает или обязуется

интеллектуальной передать принадлежащее ей исключительное

собственности в течение право на результат интеллектуальной

одного месяца со дня, деятельности или на средство

следующего за днем индивидуализации в полном объеме другой

регистрации указанного стороне (приобретателю).

заявления. В целях проверки 2. Договор об отчуждении исключительного

достоверности представленной права заключается в письменной форме и

заявителем информации подлежит государственной регистрации в

таможенная служба Стороны случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи

Союза вправе запрашивать у 1232 настоящего Кодекса. Несоблюдение

третьих лиц, а также у письменной формы или требования о

государственных органов государственной регистрации влечет

документы, подтверждающие недействительность договора.

информацию, предоставленную

правообладателем. Указанные Статья 1235. Лицензионный договор

лица и государственные 1. По лицензионному договору одна сторона

органы обязаны в течение - обладатель исключительного права на

десяти рабочих дней со дня результат интеллектуальной деятельности

получения запроса представить или на средство индивидуализации

запрашиваемые документы. При (лицензиар) предоставляет или обязуется

этом таможенная служба предоставить другой стороне (лицензиату)

Стороны Союза при наличии право использования такого результата или

достаточных оснований вправе такого средства в предусмотренных

продлить срок рассмотрения договором пределах.

заявления, но не более чем до Статья 1236. Виды лицензионных договоров

двух месяцев. 1. Лицензионный договор может

5. Заявление об осуществлении предусматривать:

таможенными органами мер по 1) предоставление лицензиату права

защите прав интеллектуальной использования результата интеллектуальной

собственности и прилагаемые деятельности или средства

к нему необходимые документы индивидуализации с сохранением за

могут быть поданы заявителем лицензиаром права выдачи лицензий другим

в таможенную службу Стороны лицам (простая (неисключительная)

Союза в форме электронного лицензия);

документа в порядке, 2) предоставление лицензиату права

установленном главой 4 использования результата интеллектуальной

настоящего Кодекса. деятельности или средства

индивидуализации без сохранения за

лицензиаром права выдачи лицензий другим

лицам (исключительная лицензия).

Соглашение ТРИПС

Статья 56. Возмещение ущерба импортеру и

владельцу товаров

Соответствующие органы имеют право издать

судебный приказ, предписывающий заявителю

оплатить импортеру, грузополучателю и

владельцу товаров надлежащую компенсацию

за любой ущерб, причиненный им при

незаконном задержании товаров или при

задержании товаров, выпущенных в

свободное обращение согласно статье 55.

Статья 55. Продолжительность

приостановления

Если в течение периода, не превышающего

10 рабочих дней после передачи заявителю

уведомления о приостановлении выпуска

товаров в свободное обращение, таможенные

органы не будут информированы, что

судебное разбирательство, ведущее к

решению по существу дела, начато какой -

либо стороной, помимо ответчика, или что

надлежащим образом уполномоченные органы

приняли временные меры, продлевающие

приостановление выпуска товаров, товары

должны быть выпущены в том случае, если

выполнены все другие условия для импорта

или экспорта; в надлежащих случаях этот

предельный срок может быть продлен еще на

10 рабочих дней.

Европейская экономическая комиссия

Формуляр-образец Организации Объединенных

Наций для внешнеторговых документов

Руководящие принципы для применения

Информационное приложение к рекомендации

N 1, принятое Центром по упрощению

процедур торговли и электронным деловым

операциям Организации Объединенных Наций

(СЕФАКТ ООН)

VII. Применение в электронных документах

ФОООН является одним из предварительных

условий разработки унифицированных серий

внешнеторговых документов. Он позволяет

применять новые методы обработки

документов, таких, как система одного

прохода, что позволяет сэкономить

операционные расходы и время. Даже если

бумага является по-прежнему наиболее

широко используемым носителем для

торговых документов, электронные торговые

документы в настоящее время находят все

более широкое применение. В связи с этим

возникает вопрос о том, какова связь

между бумажными и электронными

документами

Статья 279. Решение об Конвенция Киото

осуществлении таможенными Глава 3. Очистка и другие таможенные

органами мер по защите прав формальности

интеллектуальной

собственности 3.2. Стандарт

1. По результатам Содержание декларации на товары

рассмотрения заявления об определяется таможенной службой. Бумажный

осуществлении таможенными формат декларации на товары должен

органами мер по защите прав соответствовать формуляру-образцу ООН.

интеллектуальной При автоматизированной очистке формат

собственности таможенная декларации на товары, подаваемой в

служба Стороны Союза электронном виде, основывается на

принимает решение об международных стандартах электронного

осуществлении таможенными обмена информацией, определенных

органами мер по защите прав Рекомендациями по информационным

интеллектуальной технологиям Совета таможенного

собственности либо об сотрудничества

отказе в принятии таких

мер. За осуществление Соглашение ТРИПС

таможенными органами мер по Статья 52. Заявка

защите прав интеллектуальной Любой правообладатель, начинающий

собственности взимается процедуры в соответствии со статьей 51,

таможенный сбор, размеры должен представить соответствующие

которого устанавливаются доказательства, убеждающие компетентные

Комиссией Таможенного союза. власти, что согласно законодательству

2. Форма и порядок оформления импортирующей страны при отсутствии

решение об осуществлении доказательств в пользу противного имеет

таможенными органами мер по место нарушение прав владельца

защите прав интеллектуальной интеллектуальной собственности, и

собственности достаточно подробное описание товаров для

устанавливаются Комиссией их легкого опознания таможенными

Таможенного союза. Указанное органами. Компетентные власти в течение

решение должно содержать разумного периода времени сообщают

информацию о сроке, в течение заявителю, приняли ли они заявку, и в

которого таможенные органы случаях, если это определяют компетентные

будут осуществлять меры по власти, сообщают о периоде, в который

защите прав интеллектуальной таможенные органы будут принимать меры.

собственности в отношении Статья 12. Срок действия охраны

товаров, указанных в При исчислении срока охраны произведения,

заявлении. Срок, в течение за исключением фотографических

которого таможенные органы произведений или произведений прикладного

будут осуществлять меры по искусства на иной основе, чем

защите прав интеллектуальной человеческая жизнь, такой срок составляет

собственности, не менее 50 лет от конца календарного

устанавливается на основании года, в котором с согласия автора была

срока, указанного заявителем осуществлена публикация, или при

в заявлении, но не более двух отсутствии такой публикации в течение 50

лет со дня включения в Единый лет от создания произведения, 50 лет

таможенный реестр. Срок, в считая с конца календарного года создания

течение которого таможенные произведения.

органы будут осуществлять Статья 18. Срок охраны

меры по защите прав Первоначальная регистрация и каждое

интеллектуальной продление срока действия регистрации

собственности, не может товарного знака осуществляются на срок

быть более срока действия не менее семи лет. Регистрация товарного

прав правообладателя. знака может продлеваться неограниченное

3. Решение об отказе в число раз.

осуществлении таможенными

органами мер по защите прав Гражданский кодекс РФ

интеллектуальной Статья 1230. Срок действия исключительных

собственности принимается прав

на основании представления 1. Исключительные права на результаты

заявителем недостоверной интеллектуальной деятельности и на

информации или несоблюдения средства индивидуализации действуют в

им требований, установленных течение определенного срока, за

настоящей главой, а также, исключением случаев, предусмотренных

если таможенной службой настоящим Кодексом.

Стороны Союза будет принято 2. Продолжительность срока действия

решение о том, что таможенные исключительного права на результат

органы не могут обеспечить интеллектуальной деятельности или на

осуществление ими мер по средство индивидуализации, порядок

защите прав интеллектуальной исчисления этого срока, основания и

собственности. порядок его продления, а также основания

4. О решении, принятом по и порядок прекращения исключительного

результатам рассмотрения права до истечения срока устанавливаются

заявления, таможенная служба настоящим Кодексом.

Стороны Союза обязана в

течение десяти календарных Соглашение ТРИПС

дней в письменной форме Статья 52. Заявка

уведомить заявителя. Любой правообладатель, начинающий

5. В случае изменения процедуры в соответствии со статьей 51,

информации, указанной в должен представить соответствующие

заявлении либо в прилагаемых доказательства, убеждающие компетентные

к нему документах, власти, что согласно законодательству

заявитель обязан импортирующей страны при отсутствии

незамедлительно сообщить доказательств в пользу противного имеет

об этом в таможенную службу место нарушение прав владельца

Стороны Союза. интеллектуальной собственности, и

6. Решение об осуществлении достаточно подробное описание товаров для

таможенными органами мер по их легкого опознания таможенными

защите прав интеллектуальной органами. Компетентные власти в течение

собственности может быть разумного периода времени сообщают

отменено решением таможенной заявителю, приняли ли они заявку, и в

службы Стороны Союза по случаях, если это определяют компетентные

обращению заявителя либо власти, сообщают о периоде, в который

по решению Комиссии таможенные органы будут принимать меры

таможенного союза в

следующих случаях:

1) при несоблюдении

заявителем положений

настоящей главы;

2) по истечении срока

действия охраны права

интеллектуальной

собственности заявителя;

3) если решение было принято

на основании неполной или

недостоверной информации.

7. Решения таможенной

службы Стороны Союза об

осуществлении таможенными

органами мер по защите прав

интеллектуальной

собственности, а также об

отмене таких решений

доводятся до таможенных

органов в порядке,

установленном Комиссией

Таможенного союза

Статья 280. Единый таможенный Протокол к Мадридскому соглашению о

реестр международной регистрации знаков от 28

1. На основании принятого июня 1989 года

таможенной службой Стороны Статья 5ter. Копии записей в

Союза решения об Международном реестре.

осуществлении таможенными Поиск на новизну. Выписки из

органами мер по защите прав Международного реестра

интеллектуальной 1) Международное бюро предоставляет

собственности, в отношении любому лицу по его просьбе и при условии

которых будут осуществляться уплаты сбора, установленного Инструкцией,

такие меры, они включаются копию внесенных в Международный реестр

в Единый таможенный реестр. записей в отношении определенного знака.

Порядок ведения указанного Статья 11. Международное бюро

Реестра определяется 1) Функции, связанные с международной

Комиссией Таможенного союза. регистрацией в соответствии с настоящим

2. При принятии таможенной Протоколом, а также другие

службой Стороны Союза административные функции, касающиеся

решения об отмене решения настоящего Протокола, осуществляются

об осуществлении таможенными Международным бюро.

органами мер по защите прав

интеллектуальной Мадридское Соглашение о международной

собственности на единой регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.

таможенной территории Статья 5ter. Копии записей в

права интеллектуальной Международном реестре. Экспертиза на

собственности, в отношении новизну. Выписки из Международного реестра

которых осуществлялись 1. Международное бюро выдает любому лицу

указанные меры, подлежат по его просьбе и при условии уплаты

исключению из Единого пошлины, установленной Регламентом по

таможенного реестра, в выполнению Соглашения, копию записи о

порядке, определяемом знаке, произведенной в Реестре.

Комиссией Таможенного союза 2. Международное бюро может также за

вознаграждение производить реестр и по

фонду международных знаков.

3. Выписки из Международного реестра,

запрашиваемые с целью их воспроизведения

в одной из договаривающихся стран,

освобождаются от всякой легализации.

Статья 6. Период действия международной

регистрации. Независимость международной

регистрации.

Прекращение охраны в стране происхождения

1. Регистрация знака в Международном бюро

производится сроком на двадцать лет с

предоставлением возможности возобновления

охраны на условиях, предусмотренных

статьей 7.

2. По истечении пяти лет с даты

международной регистрации знака последний

становится независимым от национального

знака, предварительно зарегистрированного

в стране происхождения, при условии

соблюдения следующих положений.

3. Охрана, возникающая вследствие

международной регистрации знака,

переуступленного или нет, не может быть

прекращена полностью или частично, если

через пять лет с даты международной

регистрации знака национальный знак,

зарегистрированный ранее в стране

происхождения в соответствии со статьей 1,

уже не пользуется полностью или

частично правовой охраной в данной

стране. Это положение касается также

случая, когда такая правовая охрана

прекращается впоследствии в результате

рассмотрения судебного иска, поданного до

истечения пятилетнего срока. В случае

добровольного или обязательного

аннулирования знака Администрация страны

происхождения просит об аннулировании

знака Международное бюро, которое затем

осуществляет эту операцию. В случае

судебного разбирательства упомянутая

Администрация пересылает Международному

бюро по своей инициативе или по заявлению

истца копию искового заявления или любой

другой документ, подтверждающий этот иск,

а также окончательное решение суда; Бюро

делает отметку об этом в Международном

реестре.

Статья 8bis. Отказ от охраны в одной или

нескольких странах

Владелец международной регистрации может

в любое время отказаться от охраны знака

в одной или нескольких договаривающихся

странах путем заявления, направляемого в

Администрацию своей страны для сообщения

Международному бюро, уведомляющему об

этом страны, которых касается этот отказ.

Отказ от охраны не влечет за собой уплаты

пошлины

Статья 281. Приостановление Соглашение ТРИПС

проведения таможенных Статья 55. Продолжительность

операций приостановления

1. Если при осуществлении Если в течение периода, не превышающего

таможенного контроля товаров, 10 рабочих дней после передачи заявителю

обнаружены признаки, уведомления о приостановлении выпуска

свидетельствующие о том, что товаров в свободное обращение, таможенные

указанные товары являются органы не будут информированы, что

контрафактными и (или) судебное разбирательство, ведущее к

фальсифицированными, решению по существу дела, начато какой -

таможенный орган обязан либо стороной, помимо ответчика, или что

приостановить проведение надлежащим образом уполномоченные органы

таможенных операций с такими приняли временные меры, продлевающие

товарами на десять рабочих приостановление выпуска товаров, товары

дней. По ходатайству должны быть выпущены в том случае, если

заявителя указанный срок выполнены все другие условия для импорта

может быть продлен, но не или экспорта; в надлежащих случаях этот

более чем еще на десять предельный срок может быть продлен еще на

рабочих дней, если указанное 10 рабочих дней.

лицо обратилось в Статья 58. Действия по должности

уполномоченные в Если члены требуют от компетентных

соответствии с властей действовать по собственной

законодательством Стороны инициативе и приостанавливать выпуск в

Союза органы за защитой свободное обращение товаров, в отношении

прав правообладателя. которых, судя по имеющимся данным, они

Решения о приостановлении располагают доказательствами, что право

таможенных операций с интеллектуальной собственности

товарами и о продлении срока нарушается:

приостановления указанных (a) компетентные власти могут в любое

операций принимаются время обращаться к правообладателю за

уполномоченным должностным любой информацией, которая может им

лицом таможенного органа в помочь в осуществлении этих полномочий;

порядке, установленном (b) импортер и правообладатель

Комиссией Таможенного союза. незамедлительно уведомляются о

2. Таможенный орган обязан приостановлении выпуска в свободное

уведомить декларанта и обращение. В случаях, если импортер подал

заявителя о приостановлении компетентным органам возражение против

таможенных операций с приостановления выпуска в свободное

товарами в срок не позднее обращение, приостановление с учетом

одного рабочего дня, соответствующих изменений должно

следующего за днем, когда подчиняться условиям, изложенным в статье

было принято решение о таком 55.

приостановлении, а также Статья 50

сообщает декларанту 2. Судебные органы имеют право принимать

наименование (имя) и место временные меры без заслушивания другой

нахождения (адрес) заявителя, стороны, где это уместно, в частности, в

заявителю - наименование случаях, если существует вероятность

(имя) и место нахождения того, что любая задержка причинит

(адрес) декларанта. непоправимый вред правообладателю или же

3. Если до истечения срока существует доказуемый риск того, что

приостановления таможенных улики будут уничтожены.

операций с товарами от 3. Судебные органы имеют право

уполномоченного органа в потребовать от заявителя предоставить

соответствии с любые разумно доступные доказательства,

законодательством Стороны чтобы с достаточной степенью уверенности

Союза, не будет получено в том, что заявитель является

решение об изъятии товаров, правообладателем и что его право

о наложении ареста на них, нарушается или что такое нарушение

либо их конфискации, в день, неизбежно, и распорядиться о том, чтобы

следующий за днем истечения заявитель предоставил залог или

срока приостановления равноценную гарантию, достаточную для

таможенных операций с защиты ответчика и предотвращения

товарами, таможенные операции злоупотреблений.

с указанными товарами 4. В случаях если временные меры были

возобновляются и проводятся приняты без заслушивания другой стороны,

в порядке, установленном затронутая сторона должна быть поставлена

настоящей главой. об этом в известность безотлагательно,

4. Решение о приостановлении самое позднее после выполнения

таможенных операций с мероприятия. По запросу ответчика

товарами отменяется до осуществляется пересмотр, включая право

истечения срока указанного быть выслушанным, с целью принятия в

приостановления на основании: течение разумного периода времени после

1) обращения заявителя в получения уведомления о мерах решения по

таможенный орган с просьбой вопросу о том, должны ли эти меры быть

об отмене такого решения; изменены, отменены или подтверждены

2) решения таможенной

службы Стороны Союза об

отмене решения об

осуществлении таможенными

органами мер по защите прав

интеллектуальной

собственности;

3) неисполнения

обязательства о возмещении

имущественного вреда в связи

с приостановлением таможенных

операций с товарами в сроки,

определенные настоящей

главой;

4) принятого уполномоченным

в соответствии с

законодательством Стороны

Союза органом решения об

изъятии товаров, о наложении

на них ареста либо об их

конфискации.

5. Решение о приостановлении

таможенных операций с

товарами подлежит отмене в

день, когда стало известно о

наличии одного из оснований,

предусмотренных пунктом 4

данной статьи настоящей

главы. Указанное решение

отменяется начальником

таможенного органа,

уполномоченным должностным

лицом которого принято такое

решение, либо лицом,

уполномоченным начальником

таможенного органа на отмену

таких решений, в письменной

форме.

6. Со дня, следующего за

днем отмены решения о

приостановлении таможенных

операций с товарами по

основаниям, предусмотренным

подпунктами 1 - 3 пункта 4

данной статьи настоящей

главы, таможенные операции

с указанными товарами

возобновляются и

производятся в соответствии

с настоящим Кодексом.

Товары, решение о

приостановлении таможенных

операций с которыми

отменено по основанию,

предусмотренному подпунктом

4 пункта 4 данной статьи

настоящей главы, после отмены

такого решения продолжают

находиться под таможенным

контролем до принятия в

отношении их уполномоченным

в соответствии с

законодательством Стороны

Союза органом

соответствующего решения.

После принятия в отношении

таких товаров указанным

уполномоченным органом

соответствующего решения

таможенные операции с

товарами проводятся в

соответствии с настоящим

Кодексом, за исключением

случаев, когда в отношении

таких товаров принято решение

об их конфискации.

При этом лицами, обязанными

декларировать товары, в том

числе помещать под таможенную

процедуру, допускающую вывоз

товаров с единой таможенной

территории, будут лица,

которым согласно решению

указанного уполномоченного

органа передано право

собственности на товары или

право пользования, владения

и (или) распоряжения в

отношении таких товаров.

7. Порядок продления срока

приостановления таможенных

операций с товарами, а

также уведомления заявителя

и декларанта о принятом

решении определяется

Комиссией Таможенного союза.

8. Правообладатель в

соответствии с гражданским

законодательством Стороны

Союза несет ответственность

за имущественный вред,

причиненный декларанту и

другим заинтересованным лицам

в результате приостановления

таможенных операций с

товарами в соответствии с

настоящей главой, если в

порядке, установленном

законодательством Стороны

союза, не будет определено,

что товары (включая их

упаковку и этикетку)

являются контрафактными и

(или) фальсифицированными.

Статья 282. Обеспечение Соглашение ТРИПС

исполнения обязательства о Статья 53. Залог или равноценная гарантия

возмещении имущественного 1. Компетентные власти имеют право

вреда в связи с потребовать от заявителя предоставления

приостановлением таможенных залога или равноценной гарантии,

операций с товарами достаточной для защиты ответчика и

Заявитель в течение пяти компетентных властей и предотвращения

календарных дней со дня злоупотреблений правами. Такой залог или

принятия решения о равноценная гарантия не должны

приостановлении таможенных необоснованно удерживать от обращения к

операций с товарами обязан этим процедурам

обеспечить исполнение

обязательств, указанных в

настоящем Кодексе, способами,

предусмотренными гражданским

законодательством Стороны

Союза

Статья 283. Предоставление Соглашение ТРИПС

информации, пробы и образцы Статья 47. Право на информацию

товаров Члены могут предусмотреть, что судебные

1. Таможенный орган обязан органы имеют право издать судебный

предоставить заявителю и приказ, если только это соразмерно

декларанту информацию, серьезности нарушения прав,

необходимую им для предписывающий нарушителю информировать

определения, являются ли владельца прав о личности третьих лиц,

товары, в отношении которых участвовавших в производстве и

принято решение о распределении контрафактных товаров или

приостановлении таможенных услуг, и каналах их распределения.

операций, контрафактными и Статья 57. Право на инспектирование и

(или) фальсифицированными информацию

товарами. Без ущерба охране конфиденциальной

2. Информация, полученная информации члены предоставляют

заявителем и декларантом в компетентным властям полномочия

соответствии с настоящей предоставить правообладателю достаточную

статьей, является возможность для инспектирования любых

конфиденциальной и не товаров, задержанных таможенными

должна ими разглашаться, органами, с целью обоснования его исков.

передаваться третьим лицам, Компетентные власти также полномочны

в том числе государственным предоставить импортеру равноценную

органам, за исключением возможность для инспектирования любых

случаев, предусмотренных таких товаров. В случаях, если по

законодательством Стороны существу дела принято положительное

Союза. решение, члены могут предоставить

3. С письменного разрешения компетентным властям полномочия

таможенного органа информировать владельца прав об именах и

правообладатель, декларант адресах грузоотправителя, импортера и

или их представители могут грузополучателя и о количестве данных

брать пробы и образцы товаров

товаров, в отношении

которых принято решение о

приостановлении таможенных

операций, проводить их

исследование, а также

осматривать, фотографировать

или иным образом фиксировать

изображение указанных товаров

Название документа