Вопросы организации межпарламентского сотрудничества с учетом формирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

(Москалькова Т. Н.) ("Таможенное дело", 2009, N 4) Текст документа

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т. Н. МОСКАЛЬКОВА

Москалькова Т. Н., заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФСРФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор.

Возникновение международных межпарламентских организаций является закономерным результатом объективных тенденций интеграции сообщества и представляет собой этапы демократизации и непосредственного вовлечения широких масс в международную политику. Эти явления послужили причинами развития в конце XIX в. международного гуманитарного права и, как следствие, в 1889 г. появилась первая международная парламентская организация - Межпарламентский союз. До середины XX в. международное парламентское сотрудничество практически не развивалось, что обоснуется многочисленными интернациональными конфликтами. Но постепенно появляются единичные организации, занимающиеся вопросами развития межпарламентских связей (например, Парламентская ассоциация Британского Содружества, Ассоциация генеральных секретарей парламентов, Международная комиссия по истории представительных и парламентских институтов, Общество Хансарда за парламентское правление). А после Второй мировой войны появляется целый ряд региональных и локальных межпарламентских организаций (Парламентская ассамблея Совета Европы, Европейский парламент, Ассамблея Западноевропейского союза, Североатлантическая ассамблея, Межпарламентский консультативный совет Бенилюкса, Латиноамериканский парламент, Межпарламентская организация АСЕАН, Андский парламент и т. д.). На наш взгляд, успешность функционирования этих организаций предопределило то, что они не являлись столь бюрократизированными, как ООН, и одновременно благодаря своей определенной идеологической направленности всегда имели материальную и политическую поддержку. Новой волной развития международных парламентских организаций стал период с конца 1980-х до конца 1990-х годов, связанный с формированием новых независимых государств бывшего соцлагеря. При этом если новые государства Центральной и Восточной Европы вошли в межпарламентское сотрудничество с европейскими парламентскими организациями (Парламентская ассамблея Совета Европы, Парламентская ассамблея ОБСЕ), то бывшие республики СССР стали создавать свои региональные межпарламентские связи, крупнейшей из которых стала Межпарламентская Ассамблея СНГ. По классификации, предложенной А. Саидовым, с юридической точки зрения существуют два различных типа межпарламентских организаций (МПО): 1) учрежденные на основе международного права; 2) созданные вне рамок международно-правового регулирования. МПО первой группы, как правило, учреждаются на основе положений международных договоров межправительственного характера либо на основании вторичных норм международного права (например, резолюции международных организаций). К этой группе относятся такие МПО, как ЕП, АЕБО, МКСБ, ПАСЕ, СС, СПК, ЕЭП, МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС и некоторые другие. Ко второй группе относятся МПО, которые создаются на основе соглашений, заключаемых непосредственно между парламентами, отдельными парламентариями или их национальными группами. Так, ПАС (ранее - Парламентская ассоциация Британского содружества) зарегистрирована в качестве благотворительной ассоциации в соответствии с правом Великобритании. В настоящее время парламент Российской Федерации сотрудничает, в частности, с парламентами государств (бывших советских республик) в рамках таких МПО, как Межпарламентская Ассамблея СНГ, Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности, а также законодательный орган Союзного государства - Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, МПА ЕврАзЭС, которые имеют много схожих черт (международный и внутриорганизационный статус, состав участников, сферы деятельности, компетенция) <1>. -------------------------------- <1> Ряд бывших республик совместно с Россией и с другими зарубежными государствами осуществляет межпарламентскую деятельность в рамках таких МПО, как Парламентская Ассамблея Черноморского экономического сотрудничества (Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина), ПАСЕ (Азербайджан, Армения, Грузия, Латвия, Литва, Эстония, Молдова, Украина) и др.

Рассмотрим некоторые аспекты правовых механизмов организации деятельности перечисленных выше МПО. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) в настоящее время является наиболее крупной международной парламентской организацией на территории Содружества. В нее входят парламентарии из 11 государств (Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины). Основное внимание в своей деятельности МПА СНГ уделяет не только вопросам, связанным со сближением и гармонизацией законодательств государств - участников СНГ, но и осуществлению межпарламентского сотрудничества. МПА СНГ в пределах своей компетенции принимает рекомендации по сближению законодательств государств-участников; типовые (модельные) законодательные акты и с соответствующими рекомендациями направляет их парламентам государств - участников настоящей Конвенции; занимается вопросами межпарламентского сотрудничества (в этих целях была сформирована постоянная комиссия по международному сотрудничеству). На открытых заседаниях МПА СНГ могут присутствовать в качестве наблюдателей представители государств, не являющихся участниками Содружества, а также представители общественных организаций этих государств и представители международных организаций. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России в отличие от МПА ЕврАзЭС является представительным органом союзного государства (а не международной организации) - Союза Беларуси и России, формируемым из парламентариев РБ и РФ. Основной целью его деятельности является развитие нормативно-правовой базы интеграции России и Белоруссии в политической, правовой, экономической, социальной, экологической, гуманитарной и других областях. Для реализации данной цели Собрание, в частности, принимает законы и Основы законодательства Союзного государства; ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства; заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами стран, не входящих в Союзное государство, и парламентскими организациями. Парламентское Собрание тесно взаимодействует с парламентскими ассамблеями многих международных организаций. Так, Парламентское Собрание имеет статус наблюдателя в Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества и др. Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) является органом межпарламентского сотрудничества государств - членов ОДКБ, формируемым из парламентских делегаций стран-участниц и созданным в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств 30 марта 2007 г. К основным целям организации относятся: обсуждение вопросов сотрудничества государств - членов ОДКБ в международной, военно-политической, правовой и иных областях; выработка соответствующих рекомендаций, направляемых Совету коллективной безопасности, другим органам ОДКБ и национальным парламентам. В соответствии с Положением о Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности ПА ОДКБ принимает типовые (модельные) законодательные акты, направленные на регулирование правовых отношений в сфере компетенции ОДКБ, рекомендации по сближению законодательств государств - членов ОДКБ и приведению их в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках ОДКБ; а также осуществляет взаимодействие и сотрудничество с международными парламентскими и другими организациями в соответствии с целями своей деятельности. ПА ОДКБ тесно взаимодействует с Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств. В частности, 16 апреля 2004 г. между Секретариатом Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств и Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности было заключено Соглашение о сотрудничестве. ОДКБ также строит планы своей межпарламентской деятельности с учетом плана межпарламентской деятельности СНГ, что, безусловно, необходимо и важно, поскольку государства - участники ОДКБ одновременно являются участниками СНГ. Такая практика позволяет осуществлять скоординированную и гармонизированную деятельность Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств и Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. Что касается вопроса создания Межпарламентской Ассамблеи Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, то представляется целесообразным провести этот процесс по аналогии с формированием высшего органа Таможенного союза. А именно Межпарламентская Ассамблея должна определяться как законодательный орган Таможенного союза. Нормотворческая деятельность в рамках Таможенного союза будет осуществляться членами МПА ЕврАзЭС - представителями государств - участников Таможенного союза. В связи с формированием Таможенного союза Евразийскому экономическому сообществу следует учесть опыт сотрудничества ПА ОДКБ и МПА СНГ и при планировании законотворческой деятельности в рамках Таможенного союза учитывать планирование рассматриваемой деятельности МПА ЕврАзЭС. Остается весьма актуальным направление межпарламентской деятельности по развитию двусторонних связей парламентов, так как в настоящее время в рамках Таможенного союза осуществляется процесс разработки и принятия фундаментальных нормативно-правовых актов, в частности Таможенного кодекса. Его реализация потребует взаимных усилий государств по приведению национального законодательства в соответствие с указанным Кодексом. Необходимо унифицировать Законы "О торговле", "О регулировании внешнеэкономической деятельности" и др. Отдельное внимание следует уделить вопросу деятельности Суда ЕврАзЭС. В настоящее время подготовлен новый проект Статута Суда ЕврАзЭС, наделяющий этот орган полномочиями по рассмотрению дел в рамках Таможенного союза. Причем по ряду вопросов решения Суда будут носить обязательный характер. Также следует остановиться на проблеме статуса решений органов Таможенного союза. Договором о Комиссии Таможенного союза установлено, что решения этого органа носят обязательный характер. Комиссия также может принимать рекомендации, не имеющие обязательной силы. В связи с этим на национальном уровне необходимо проработать вопрос о порядке реализации решений Комиссии, в частности, о включении ее решений в систему нормативных правовых актов государств - членов Таможенного союза, порядке их опубликования, вступления в силу на территории государств и применения на единой таможенной территории. В связи с этим следует учитывать, что в Республике Беларусь и Республике Казахстан уже приняты законы о нормативных правовых актах, а в РФ существует лишь проект данного Закона. В связи с этим представляется, что в Беларуси и Казахстане решениям КТС можно придать статус наднационального акта путем внесения соответствующих изменений в вышеупомянутые законы, а в России - путем принятия отдельного законодательного акта, определяющего юридическую силу решений органов Таможенного союза в соответствии со ст. 79 Конституции Российской Федерации. Представляется, что для определения статуса решений законодательного органа Таможенного союза целесообразно рассмотреть опыт иных МПО. Так, по характеру принимаемых решений МПО можно разделить на две группы: во-первых, парламентские организации, постановления которых, за исключением решений по внутриорганизационным и процедурным вопросам, имеют рекомендательный характер. К этой группе относится подавляющее большинство МПО. Изначально большинство МПО создавалось как совещательные, консультативные институции, хотя и при создании целого ряда таковых, в особенности европейских, обсуждались вопросы наделения их в перспективе полномочиями по принятию актов юридически обязательного характера для государств-членов; во-вторых, парламентские организации, принимающие юридически обязательные для государств-членов решения по основополагающим вопросам. К данной группе можно отнести, хотя и с известными оговорками, лишь Европарламент. Европейский парламент и другие МПО развиваются именно в этом направлении, во многом повторяя стадии исторического развития компетенции традиционных национальных парламентов, но применительно к международной жизни. В рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации при формировании правового механизма организации деятельности законодательного органа представляется целесообразным последовать примеру Европейского сообщества и придать законодательным актам данного органа обязательный характер.

Название документа