Единое таможенное законодательство Европы: от Римского договора к модернизированному Таможенному кодексу

(Жамкочьян С.) ("Таможенное дело", 2009, N 4) Текст документа

ЕДИНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕВРОПЫ: ОТ РИМСКОГО ДОГОВОРА К МОДЕРНИЗИРОВАННОМУ ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ

С. ЖАМКОЧЬЯН

Жамкочьян С., кандидат юридических наук.

Уважаемые коллеги, в рамках данной конференции Европейский союз упоминался достаточно часто, в основном как критерий для сравнения. Мое выступление полностью посвящено Европейскому союзу и поэтому несколько выбивается из этого ряда. При подготовке доклада я пытался реализовать свою идею обрисовать, пусть справочно, особенности развития таможенного законодательства Европейского союза как самостоятельной правовой системы в период с создания Таможенного союза Европейского сообщества и до сегодняшнего момента. Не стоит в этой связи ждать значимых открытий, но, смею надеяться, эта информация может оказаться полезной исследователям и работникам в области Таможенного союза ЕврАзЭС. Необходимость обращения к европейскому опыту продиктована рядом соображений следующего характера. Формируя Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, мы естественным образом изучаем опыт наших предшественников. То, что один из них при этом является и основным внешнеторговым партнером, придает проблеме еще большую остроту. Однако изучение европейского опыта, как правило, сводится к изучению лишь ныне действующих правовых актов Таможенного кодекса ЕС в редакциях 1992 и 2008 гг. Признавая значение этих актов и соглашаясь, что отдельные попытки обратиться к предшествующему европейскому опыту предпринимались, можно констатировать, однако, что мы недостаточно знаем о том, как и в каком порядке проходили первые годы становления Таможенного союза ЕС. Мы должны принимать во внимание, что в России, несмотря на значительный интерес к Европе и европейскому опыту, все еще имеет место определенное непонимание понятий, о которых пойдет речь. Неслучайно многие журналисты не улавливают разницу между Европейским сообществом (бывшее ЕЭС), тремя Европейскими сообществами (с 2007 г. - двумя) и Европейским союзом. Необходимо принимать во внимание, что Таможенный кодекс ЕС существует в форме постановления <1> Совета Европейского [экономического] сообщества - сообщества, а не союза. Эта тонкая разница определяет сферу компетенции. Европейский союз представляет собой надстройку над сообществами, классическими международными организациями регионального характера, распространяющую их сферу ответственности на новые области общественных отношений. Эта ошибка, впрочем, касается и родных нам образований. Так, ссылки на некое "Евро-Азиатское сообщество" не так уж редки в отечественной прессе, и лишь считанные журналисты смогут внятно охарактеризовать эту международную организацию. -------------------------------- <1> В данном докладе используется такой перевод английского термина "regulation", тогда как в других русскоязычных источниках по теме используется термин "регламент". Однако если следовать европейскому же подходу, сформулированному в свое время Судом ЕС, о необходимости толкования терминов с учетом их значения на всех официальных языках, термин "постановление" представляется более верным - с учетом немецкого verordnung...

Предпосылки единого таможенного регулирования в Европе

Одним из первых постулатов преамбулы модернизированного Таможенного кодекса ЕС является утверждение: "Сообщество основано на Таможенном союзе". Действительно, именно Таможенный союз, создание которого предусматривалось ст. 9 Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества, позволил этому межгосударственному объединению проявить себя в полной мере. И неслучайно особое внимание уделяется в ЕС вопросам унификации и гармонизации таможенного законодательства. Хочу сразу оговориться: в отечественной правовой науке и практике эти понятия зачастую отождествляются <2>, тогда как в Европе они представляют собой два разных инструмента, направленных на разные цели. Гармонизация законодательства при интеграционных процессах предполагает приведение различных национальных правовых актов к общему знаменателю, установленному наднациональным актом межгосударственного объединения; унификация, в свою очередь, позволяет устранить многообразие таких актов, заменив их единым актом. Применение этих инструментов на межгосударственном уровне может быть взаимосвязано (сначала гармонизация, потом унификация), но также они могут, в зависимости от прочих обстоятельств, применяться и самостоятельно, по отдельности. Так, например, таможенное законодательство ЕС, отнесенное к полномочиям наднациональных органов Европейских сообществ, было сначала гармонизировано, а потом унифицировано <3>. Налоговое же законодательство, остающееся в компетенции государств-членов, в основном гармонизировано, но пока (до существенного расширения полномочий ЕС за счет государств-членов) не унифицировано. -------------------------------- <2> См.: Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 г. <3> В данном случае я намеренно упрощаю, чтобы пояснить наличие разницы между этими понятиями; если быть точным, то гармонизация и унификация в правовом (в том числе таможенном) регулировании применялись параллельно, в зависимости от сопутствующих обстоятельств: какие-то вопросы могли быть сразу унифицированы, какие-то сначала требовали гармонизации. С принятием в 1992 г. Таможенного кодекса ЕС большая часть этих актов была унифицирована и "поглощена" Кодексом.

Вернемся к Таможенному союзу ЕС. Он возник не на пустом месте, европейская история знает ряд международных организаций, так или иначе связанных с тесным сотрудничеством в таможенных вопросах. В первую очередь здесь следует упомянуть германский Таможенный союз XIX в., более известный как Zollverein. Это первое межгосударственное объединение, которое удовлетворяет критериям, определенным для таможенного союза экономической наукой. Кстати, как можно вспомнить из истории, Германия, раздробленная на множество независимых государств по итогам Тридцатилетней войны, долго и тяжело восстанавливала свое единство. В определенной степени здесь можно усмотреть аналогию и с нынешним положением дел на постсоветском пространстве - сколь условной бы подобная аналогия ни была. Известно, что эти попытки не оставляли за собой заметного следа, пока во главу угла не была поставлена экономическая составляющая, что, в свою очередь, стало возможно по мере развития промышленности. Большое значение имел опыт Таможенного (с 1958 г. - Экономического) союза Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, более известного как Бенилюкс. Если вспомнить, что в первоначальный состав ЕЭС входили ФРГ, Франция, Италия и страны Бенилюкса, неудивительно, что многие нормы договора о Бенилюксе перекочевали в Римский договор 1957 г. Этот договор и сегодня сохраняет свое особое значение в системе европейского законодательства. Так, Доминик Ласок в своей книге "Таможенное право ЕС" указывает, что Бенилюкс рассматривается как своего рода полигон для испытания интеграционных технологий. Постановление Комиссии о применении ТК ЕС 1992 г. <4> оговаривает, что в ряде случаев территория Бенилюкса рассматривается как территория одного государства-члена (а не трех фактических). -------------------------------- <4> Commission Regulation N 2454/94.

Нельзя не упомянуть здесь и Европейское сообщество по углю и стали. Хотя это объединение не ставило во главу угла таможенную интеграцию и, по сути, являлось лишь предвестником собственно интеграционных процессов, реализованных Римским договором, оно позволило на практике опробовать основные наметки европейской интеграции, в том числе отработать организационный механизм. Наработки ЕСУС были почти полностью восприняты Римским договором.

Римский договор 1957 г. - создание Таможенного союза ЕС

Хочу сразу обратить Ваше внимание на то, что Таможенный союз изначально замышлялся как один из инструментов интеграции, промежуточный этап на пути формирования единого рынка. Здесь прослеживается очень любопытная терминологическая тенденция, характерная для Европы: заявленный в Договоре единый рынок (ст. 14, single market) сперва был реализован как "общий рынок" (common market) <5>; в 1990-х годах XX в. произошел помимо образования на базе трех сообществ Европейского союза переход к "внутреннему рынку" (internal market). Уже последний в значительной степени можно рассматривать как синоним "единого рынка". Эта постепенная смена понятий позволяет нам увидеть, как сами европейцы воспринимали одно и то же образование с точки зрения поставленных целей: термин "общий" подразумевает общность целей и интересов государств-участников, "единый" - как противопоставление множеству национальных рынков, "внутренний" - подчеркивает целостность и единство создаваемого пространства <6>. В этом смысле европейское целеполагание представляется более адекватным для интеграционных процессов, чем аналогичная терминология, применяемая в договорах ЕврАзЭС. -------------------------------- <5> Для многих это словосочетание стало синонимом европейских сообществ. <6> Гарет Дейвис. Право внутреннего рынка Европейского союза. 2004. 1.2.

Вообще европейское законодательство требует особо тщательного отношения к терминологии. Суд ЕС в своих решениях неоднократно указывал на то, что меры, принимаемые государствами-членами по внедрению в практику требований органов ЕС, включают анализ всех возможных толкований на официальных языках Сообщества и выбор из них наиболее благоприятного для правоприменения. Тем самым Суд стремится устранить возможность неоднородного правового режима в различных государствах ЕС. В основе "внутреннего рынка" лежит свобода перемещения товаров, лиц, услуг и капиталов (т. н. четыре свободы ЕС). Однако сюда же должны относиться положения законодательства, определяющие свободу перемещения лиц, не занимающихся экономической деятельностью, и в отдаленном будущем - устранения границ для всех пребывающих на территории ЕС, включая туристов, иностранных работников или беженцев из третьих стран. В рамках дискуссии о таможенном регулировании мы будем касаться лишь отдельных аспектов внутреннего рынка, но должны отдавать себе отчет о том, что они "прокладывают путь" остальным. Статья 25 Римского договора предусматривает запрет на взимание во внутренней торговле импортных и экспортных таможенных пошлин, а также эквивалентных им сборов ("сборов, имеющих эквивалентное действие"). Термин "сборы, имеющие эквивалентное действие" воспринят разработчиками проекта Кодекса Таможенного союза, однако есть ряд нюансов, которые также следует иметь в виду. Во-первых, возникает вопрос, что следует считать товаром и что будет являться "эквивалентным сбором". Обширная практика Суда Европейских сообществ (European Court of Justice) по этой проблеме <7> лишь указывает на важность практической реализации этого принципа и необходимости авторитетного органа власти, способного дать адекватную трактовку международных договоров. Для нас с вами важно учесть, что европейское законодательство не проводит четкого разграничения между отдельными видами таможенных или налоговых платежей и относит к таможенным сборам (пошлинам, платежам) любые платежи, взимаемые при пересечении товарами таможенной границы. В одном из своих решений Суд ЕС даже указал, что в таковом качестве будет рассматриваться и навязываемая услуга по складированию или оформлению специального документа - достаточным будет соблюдение условия, что это обременение связано с фактом пересечения границы, а не вызвано экономической необходимостью. -------------------------------- <7> В частности, здесь можно упомянуть такие дела, как: Commission v. Italy 7/68, Diamantareiters 2/69, Bresciani 87/75, Schottle 20/76, Commission v. Netherlands 89/76, Co-Frutta 193/85, Commission v. Germany 18/87, Dansk Denkavit 29/87.

Во-вторых, есть аспект, который уже становился предметом внимания наших специалистов в рамках СНГ и ЕврАзЭС (здесь можно упомянуть работы профессора Вельяминова), но так и не был решен, - это конституционно-правовая реформа в государствах - членах Сообщества в связи с реализацией делегированных национальных полномочий в области правотворчества. Это не совсем таможенный вопрос, и к Таможенному союзу он имеет отдаленное отношение - отдаленное, но непосредственное. Именно через эту реформу был решен основополагающий вопрос, который позволил реализовать на практике большинство из целей, поставленных перед Европейским сообществом, - вопрос распределения полномочий между государствами-участниками и наднациональными органами, вопрос правоприменения наднациональных правовых актов в национальном правовом поле.

Формирование системы правовых актов таможенного законодательства ЕЭС (1968 - 2008)

Основная нормотворческая деятельность органов ЕС началась с момента принятия Единого таможенного тарифа, ввиду необходимости создать правовую базу для национальных таможенных органов действовать в новых условиях. Так, уже в 1968 г. были приняты Постановления Совета N 802/68 (об общем определении [страны] происхождения товаров) и 950/68 (о Едином таможенном тарифе). В 1970 - 1971 гг. принимается ряд Постановлений Комиссии по вопросам определения страны происхождения отдельных категорий товаров <8>; в 1973 г. Комиссия принимает Постановление N 3103/73 о сертификатах происхождения и применении таких сертификатов. -------------------------------- <8> В частности, здесь можно упомянуть Постановления N 37/70, N 2632/70, N 315/71 (об определении происхождения основных вин, используемых при производстве вермута) и N 861/71 (об определении происхождения кассетных магнитофонов).

В 1974 г. Совет выносит резолюцию относительно мер, необходимых для упрощения задач национальных таможенных служб в новом правовом поле. В 1976 г. внимание уделяется отдельным процедурам - принимаются постановления Совета и Комиссии, дополняющие друг друга: Постановление Совета N 754/76 о таможенном режиме, применимом к товарам, возвращаемым на таможенную территорию Сообщества, и Постановление Комиссии N 2945/76, уточняющее особенности его применения. В 1978 г. принимается Постановление Совета об использовании в таможенной сфере денежной единицы ЭКЮ - Постановление N 2779/78. Таким образом, первое десятилетие функционирования Таможенного союза характеризуется следующими чертами: формирование практики Суда ЕС по выработке единой интерпретации статей Римского договора и закрепление на уровне Сообщества регулирования отдельных вопросов (прежде всего страны происхождения). 1979 г., в свою очередь, характеризуется принятием большого количества значимых постановлений: о возврате или зачете импортных или экспортных платежей (Постановление Совета N 1430/79, Постановление Комиссии N 1697/79), об установлении особого метода административного сотрудничества по применению внутреннего режима Сообщества к рыболовным судам государств-членов (Постановление Комиссии N 137/79). Также принята Директива Совета 79/695/EEC о гармонизации [национальных] процедур выпуска в свободное обращение. В конце 70-х годов XX в. начинает набирать силу процесс гармонизации законодательства: принимаются как постановления, так и директивы; последние свидетельствуют о том, что некоторые положения продолжают применяться прежде всего на национальном уровне. В этом году Комиссия подвела некоторые итоги деятельности органов ЕС и определила основные направления развития Таможенного союза на том этапе, приняв т. н. Многолетнюю программу построения Таможенного союза; этот документ не носил нормативного, обязывающего характера и преподносился как информация Комиссии для сведения заинтересованных лиц. Вместе с тем включение в него позиций различных органов, мнения общественности и промышленно-торговых кругов, акцент на специфических проблемах позволяют нам обратить особое внимание на этот документ. Комиссия указывает, что, несмотря на проделанную работу, Таможенный союз должен рассматриваться не только сам по себе, но и как одна из ступеней на пути к образованию экономического и валютного союза. Утверждение многолетней программы действий должно сконцентрировать усилия органов ЕС на конкретных направлениях. Одним из таких направлений (B.1) называется "создание полного и единообразного набора правил Сообщества в отношении торговли с третьими странами". Уже тогда Комиссия указывала в программе необходимость учета потенциального расширения Сообщества. Обращается внимание на необходимость правильного восприятия действий органов Сообщества со стороны граждан государств-членов. В частности, говорит Комиссия, "не следует забывать, что европейский гражданин судит об успехах интеграции по тем мерам контроля и формальностям, с которыми ему приходится сталкиваться при перемещении в рамках Сообщества или получении посылок личного, некоммерческого характера". Тем самым Комиссия указывает: мало добиться формальной отмены торговых барьеров, нужно показать это населению. Представляется, что этот аспект в отечественных интеграционных процессах всегда отражался недостаточно. С этого момента законотворческая деятельность ЕС в области таможенного дела приобретает более планомерный характер. В начале 1980-х годов принимается ряд нормативных актов, касающихся вопросов таможенной стоимости, точнее (в терминологии ЕС) "таможенной оценки" товаров. Принимаются Постановление Совета N 1224/80 об оценке товаров для таможенных целей, Постановления Комиссии N 1494/80, N 1495/80, N 1496/80, N 3177/80 и N 3179/80, определявшие детали применения этого акта. Дополняются прочие вопросы - например, было принято Постановление Комиссии N 1574/80 об установлении положений по применению ст. 16 и 17 Постановления Совета N 1430/79 о возврате или зачете импортных или экспортных платежей. В 1981 г. принимается Директива Совета N 81/177/EEC о гармонизации процедур экспорта товаров Сообщества, продолжившая задачу Директивы N 79/695/EEC. Продолжается решение вопросов определения страны происхождения (в частности, принимается Постановление Комиссии N 533/81 о сертификатах страны происхождения) и таможенной стоимости (Постановление N 1577/81 об установлении системы упрощенных процедур для определения таможенной стоимости отдельных perishable товаров). Появляются особые оговорки и исключения: так, здесь можно упомянуть Постановление Совета N 42/81 о разрешении Греческой Республике включать национальные подразделы для отдельных сельскохозяйственных продуктов в номенклатуру Единого таможенного тарифа. В 1982 г. Комиссия издает ряд директив, конкретизирующих особенности применения в государствах - членах ЕС ранее упомянутых директив Совета: по гармонизации процедур выпуска в свободное обращение, экспорта. Затрагиваются вопросы временного ввоза (Постановление Совета N 3599/82) и переработки под таможенным контролем (Постановление N 2763/83). В 1983 г. в центре внимания законодателя вопросы уплаты таможенных платежей (Постановление Комиссии N 3040/83 об установлении положений по применению ст. 2 и 14 Постановления Совета N 1430/79 о возврате или зачете импортных или экспортных платежей, N 3158/83 об учете роялти и лицензионных сборах при таможенной оценке). В 1984 - 1985 гг. продолжается уточнение института таможенной территории (Постановление Совета N 2151/84), решаются вопросы переработки (Постановления N 3548/84 и N 1999/85). В 1986 г. следует отметить продолжение уже определенных направлений деятельности: таможенных платежей (Постановление Комиссии N 3799/86 об установлении положений по применению Постановления Совета N 1430/79 о возврате или зачете импортных или экспортных платежей), переработки за рубежом (Постановление N 2473/86 о внешней переработке), отдельных вопросов, связанных с применением таможенных процедур (Постановление N 3787/86). В 1987 г. принимаются постановления об обязанности уплаты таможенных платежей (Постановление N 2144/87), о тарифной и статистической номенклатуре и о Едином таможенном тарифе (N 2658/87), Постановление Комиссии N 2458/87 об установлении положений по применению Постановления Совета N 2473/86 о переработке за рубежом <9>. -------------------------------- <9> Некоторые постановления, касающиеся применения отдельных тарифных позиций, нами здесь опускаются, например Постановления Комиссии N 4128/87, N 4129/87, N 4130/87, N 4131/87 и др.

В 1988 г. следует отметить Постановление N 1031/88 об определении лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, Постановление N 1970/88 о переработке за рубежом, N 2503/88 о таможенном складировании, N 2504/88 о свободных зонах и свободных складах, Постановление N 4151/88 об установлении положений, применимых к товарам, ввозимым на таможенную территорию Сообщества, Постановление N 693/88 об определении концепции [страны] происхождения товаров для целей применения тарифных преференций, предоставляемых ЕЭС в отношении отдельных товаров из развивающихся стран, Постановление N 809/88 об определении концепции of'originating products' и методов административного сотрудничества, применимых к ввозу в Сообщество продуктов из Occupied Territories, Постановление N 4027/88 об установлении положений для временного ввоза контейнеров. В 1989 г. принимается ряд Постановлений о таможенных платежах (N 1854/89, N 4046/89, Постановление Комиссии N 597/89), о временном ввозе транспортных средств (N 1855/89) и контейнеров (N 3312/89), о тарифной классификации (N 3470/89), о стране происхождения отдельных товаров (N 2071/89, N 850/89). В 1990 г. в свете ранее заключенных договоренностей становится возможным развитие системы транзита Сообщества (Постановление Совета N 2726/90). Принимается Постановление об информации, предоставляемой таможенными органами государств-членов по классификации товаров в таможенной номенклатуре (N 1715/90), о статистической классификации экономической деятельности в Европейском сообществе (N 3037/90). В это время идет активный процесс подкрепления уже существующих постановлений Совета своего рода "подзаконными актами", Постановлениями Комиссии: в области процедуры таможенного склада (N 2561/90) и свободных зон (N 2562/90), обеспечения уплаты таможенных платежей (N 3716/90) и информации, предоставляемой таможенными органами государств-членов относительно классификации товаров по таможенной номенклатуре (N 3796/90). Принимается ряд постановлений Комиссии <10> об определении страны происхождения отдельных товаров. -------------------------------- <10> В частности, об определении происхождения виноградного сока (N 2883/90), отдельных товаров, произведенных из яиц (N 2884/90), отдельных керамических товаров (N 3561/90), мяса и мясных изделий из отдельных домашних животных (N 3620/90).

Несколько особняком в этом ряду стоит Постановление N 1912/90 относительно подтверждения убытия сельскохозяйственной продукции с таможенной территории Сообщества через внутригерманскую границу. Внимание уделяется и организационным вопросам: принимается Декларация представителей правительств государств-членов относительно продолжающейся роли таможенных служб после 1992 г. В 1991 г. предметом внимания законодателя становятся Единый административный документ (Постановление Совета) N 717/91, применение в Сообществе карнетов TIR и ATA в качестве транзитных документов (Постановление Совета N 719/91, Постановление Комиссии N 1593/91) как развитие принятого за год до этого общего "транзитного постановления". Продолжается уточнение условий применения процедуры переработки, принимается Постановление Комиссии N 2228/91 об установлении положений по применению Постановления Совета N 1999/85 о внутренней переработке. Аналогичным образом уточняются некоторые другие направления, уже освещенные постановлениями Совета: о таможенных платежах (N 2164/91), о временном ввозе транспортных средств (N 2249/91), об установлении условий использования карнета ATA для временного ввоза товаров на таможенную территорию Сообщества или их временного вывоза с этой территории (N 2365/91). Решением Комиссии от 30 июля 1991 г. N 91/453/EEC учреждается Консультативный комитет (Advisory Committee) по таможне и косвенному налогообложению. В 1992 г. принимается Таможенный кодекс Сообщества (Постановление Совета N 2913/92). Продолжается конкретизация процедуры транзита (Постановления N 1214/92, N 3689/92, N 3691/92), определения страны происхождения (Постановление N 343/92), устанавливаются подробные правила для применения Постановления Совета N 3925/91 касательно отмены контроля и формальностей, применяемых к сопровождаемому и несопровождаемому багажу лиц, перемещающихся в пределах Сообщества (Постановление Комиссии N 1823/92), особенности применения Единого административного документа (Постановление Комиссии N 2453/92), перемещения товаров между отдельными частями таможенной территории Сообщества (N 2713/92). В 1994 г. принимаются Положения по применению Таможенного кодекса, утвержденные Постановлением Комиссии N 2454/94. С 1994 г. по настоящее время этот документ часто и заметно редактируется. Наконец, Постановлением Совета N 450/2008 утверждается модернизированный Таможенный кодекс Сообщества. Постановление Комиссии, утверждающее особенности его применения, в настоящее время только разрабатывается. Рассмотрим развитие таможенного законодательства ЕС на примере конкретного правового института - единой таможенной территории ЕС. Сама идея наличия единой таможенной территории относится к ключевым признакам таможенного союза наряду с общим таможенным тарифом. Закрепление идеи единой таможенной территории было осуществлено еще в ст. 9 Договора об учреждении ЕЭС, однако необходимость в непосредственной реализации этой идеи на уровне Сообщества возникла в 1968 г., к моменту согласования ставок Единого таможенного тарифа, как одно из необходимых условий введения его в действие. Первое Постановление Совета о таможенной территории N 1496/68 было принято в 1968 г. Этот небольшой документ, состоявший из четырех статей, опирался на ст. 235 Договора об учреждении ЕЭС. Главной задачей этого Постановления было ввести само понятие единой территории с учетом международных обязательств государств-членов, входящих в него. На момент принятия Постановления таможенная территория ЕС включала в себя территорию Бельгии, ФРГ (особо оговаривалось, что это касается территорий, на которые на тот момент распространялось действие Римского договора, т. е. только Западная Германия; на территорию ГДР и Берлина действие норма законодательства ЕС распространилось только с 3 октября 1990 г.), Франции, Италии, Люксембурга и Нидерландов (ст. 1). Ряд территорий исключался из единой таможенной территории; в частности, это касалось острова Гельголанд и территории Бюзинген для ФРГ, заморских территорий Французской Республики и Королевства Нидерландов, итальянских коммун Ливиньо и итальянской Кампьоне, а также национальных вод озера Лугано между побережьем и политической границей области Понте Треса и Порто Черезио. Статья 2 Постановления на основании международных договоров включала в состав единой таможенной территории Сообщества территории, не являвшиеся частью национальных таможенных территорий государств-членов: австрийские территории Юнгхольц и Миттельберг, территория княжества Монако и территория Республики Сан-Марино. Кроме того, Постановление фактически предусматривало три основных исключения. Во-первых, в единую таможенную территорию не включались континентальный шельф, воды и прибрежная полоса, расположенные между побережьем и границей территориальных вод. Таможенный режим в отношении продуктов, происходящих из этих территорий, определялся Постановлением Совета (ЕЭС) N 802/68 от 27 июня 1968 г. об общем определении страны происхождения товаров; на этом основании не было необходимости включать их в единую таможенную территорию. Во-вторых, режим единой таможенной территории не распространялся на свободные зоны; в отношении их действовала Директива Совета N 69/75/EEC от 4 марта 1969 г. о гармонизации положений, утвержденных законом, постановлением или административным актом в отношении свободных зон. В-третьих, отдельно оговаривался "германский вопрос" (взаимоотношения между ФРГ и ГДР), определенный Протоколом о германской торговле, оказавшем серьезное влияние на определение германской таможенной территории (ст. 3). В 1979 г. Постановление было дополнено с учетом положений Акта о присоединении 1979 г.; в ст. 1 были добавлены территории Дании (за исключением Фарерских островов), Греции, Ирландии и Великобритании. Второе Постановление Совета о таможенной территории N 2151/84 было принято в 1984 г. Его принятие было вызвано прежде всего необходимостью включить в единую таможенную территорию территориальные моря и воздушное пространство государств-членов и оговорить это в Постановлении. В соответствии со ст. 2 Директивы Совета N 68/312/EEC от 30 июля 1968 г. о гармонизации положений, установленных законом, постановлением или административным действием, особый таможенный режим применялся к судам, проходящим через территориальные моря государств-членов, или к воздушным судам, пролетающим через их воздушное пространство, когда пунктом их назначения не является порт или аэропорт, расположенный в этих государствах-членах. К тому моменту территориальные моря не составляли часть национальной территории соответствующих государств-членов, поэтому к ст. 1 Постановления был добавлен п. 2, оговоривший это. Постановление фактически оставило неизменными ст. 2 и 3. В ст. 4 в дополнение к особому "германскому режиму" была добавлена аналогичная оговорка относительно бывшей французской заморской территории Сен-Пьер и Микелон. В преамбуле особо оговаривалось, что "нет необходимости сохранять защитные положения, содержащиеся в ст. 4 Постановления (ЕЭС) N 1496/68". Была добавлена ст. 5, оговаривавшая статус товаров, используемых на буровых и прочих эксплуатационных платформах; на тот момент регулирование этого вопроса было оставлено за государствами-членами до принятия соответствующего акта ЕС в этой области. Статьи 6 и 7 определяли переходные вопросы: отмену первого постановления и замену ссылок на него ссылками на второе, момент вступления нового постановления в силу. Следующее значительное изменение регулирования института таможенной территории состоялось в 1992 г. в связи с принятием первого Таможенного кодекса ЕС; был расширен перечень государств-членов и уточнен список исключений территорий. Добавилась Испания (за исключением Сеуты и Мелильи) и Португалия, из единой территории была исключена Гренландия, связанная с Данией. Добавился новый пункт, фактически уточнявший пространственный аспект таможенной территории (п. 3 ст. 3 ТК 1992 г.): теперь она включала территориальные воды, внутренние судоходные воды и воздушное пространство государств-членов, территории, принадлежащие к единой таможенной территории ЕС на основании особых международных договоров и конвенций; из нее исключались территориальные воды, внутренние судоходные воды и воздушное пространство тех территорий, которые не являются частью таможенной территории Сообщества в соответствии с п. 1 ст. 3. С объединением в 1990 г. германских республик прекратил свое действие Протокол... В последней, ныне действующей редакции Кодекса изменения были вызваны, во-первых, существенным расширением ЕС в соответствии с Ниццким договором 2003 г., во-вторых, появлением новых территорий "исключений" (как, например, английские базы на Кипре). Был уточнен перечень бывших и действующих заморских территорий Франции, изъятых из единой таможенной территории. Составные части таможенной территории (территориальные и внутренние воды, воздушное пространство) из отдельного пункта перекочевали в общий пункт, как неотъемлемые части соответствующего государства-члена. Попробуем подвести итоги нашему обзору, вынужденно фрагментарному и неполному, но позволяющему взглянуть на особенности развития таможенного законодательства Европы как на рост некой системы. При создании Таможенного союза ЕврАзЭС мы пытаемся перескочить промежуточный этап накопления нормативного материала, который сыграл большую роль в ЕС. В принципе у нас есть для этого необходимые условия, и даже есть предшественник - Общий рынок стран Южного конуса, более известный как Меркосур; там также в 1994 г. был сразу утвержден общий Таможенный кодекс этого союза, действующий по сей день. Одной из основных причин малоэффективности унификации таможенного регулирования на постсоветском пространстве можно по праву считать вынужденную зависимость национальных экономик наших государств от таможенных поступлений в доходную часть национальных бюджетов. Это реальность, которую мы не можем игнорировать, но мы должны отдавать себе отчет в том, что более отвечает интересам наших стран - сохранение такой зависимости или выработка приемлемого механизма распределения таможенных доходов на уровне Сообщества. Если правильным признается последний вариант, тогда следует обратить внимание на опыт европейских коллег, основное внимание уделявших достижению конкретных результатов, а не следованию формам интеграции.

Название документа